Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 02:07, статья
Концепция социально-экономического развития муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района до 2020 года (далее – Концепция) разработана в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Прогнозом социально-экономического развития муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района на 2008-2010 годы, муниципальными целевыми и адресными программами.
- при разработке
- необходимо провести реконструкцию пылегазоочистного оборудования ЗАО «Пикалевский цемент» и филиала «ПГЗ-СУАЛ» и доведение выбросов 3В до ПДК;
- разработать проекты СЗЗ для промышленных предприятий;
- организовать пост
- организовать очистку ливневых
сточных вод с территории
- организовать переработку отходов от деревообработки;
- разработать генеральную схему санитарной очистки города;
- установить контейнеры и урны во дворах города;
- проводить экологическое
На сегодняшний день в реестре муниципального имущества числится 2398 объектов балансовой стоимостью 263748,8 тыс. рублей, в том числе недвижимого имущества 2375 объекта, балансовой стоимостью 255101,5 тыс. рублей.
Все муниципальное имущество находится в хозяйственном ведении муниципальных предприятий, в оперативном управлении муниципальных учреждений, или в муниципальной казне.
От использования муниципального имущества в 2007 году поступило 36810,6 тыс. рублей.
Ведется работа по инвентаризации и паспортизации недвижимого имущества и оформления его в муниципальную собственность.
За 2007 год зарегистрировано 246 договоров на приватизацию жилья, в том числе 208 квартир и 38 комнат.
От реализации муниципального имущества в бюджет муниципального образования в 2007 году поступило 5740,9 тыс. рублей; от продажи жилья - 533,4 тыс. рублей; от продажи акций ОАО «Пикалевское грузовое автотранспортное предприятие» - 427,1 тыс. рублей.
На аренду муниципального имущества заключено 35 договоров, в том числе 12 – вновь заключенные в 2007 году; проведены аукционы на приобретение права аренды нежилых встроенных помещений.
От сдачи в аренду муниципального имущества в местный бюджет за 2007 год поступило 7734,6 тыс. рублей, выполнение плана составило 233 % за счет увеличения с 1 января 2007 года арендной платы за предоставленные помещения.
За 1 полугодие 2008 года сумма поступлений в бюджет муниципального образования составила 5086,2 тыс. рублей, из них: от аренды помещений – 3854,7 тыс. рублей; от продажи квартир – 177,5 тыс. рублей; плата за наем муниципального жилья – 1234,5 тыс. рублей.
По состоянию на 1 июля 2008 года заключено 93 договора аренды с хозяйствующими субъектами.
Сумма задолженности по арендной плате на 01.07.2008 составляет 3205 тыс. рублей.
На территории города Пикалево расположено более 500 участков, предоставленных на различном праве и в аренду.
С юридическими и физическими лицами заключено 1488 договоров аренды земельных участков, в том числе в 2008 году вновь заключено 19 договоров и переоформлено 26.
От сдачи в аренду земельных участков в 2007 году поступило в местный бюджет 7530,7 тыс. рублей, за 1 полугодие 2008 года – 4881,3 тыс. рублей. Задолженность по арендной плате за земельные участки на 01.07.2008 составила 6370 тыс. рублей, в том числе задолженность прошлых лет – 4732,9 тыс. рублей.
В 2007 году с целью увеличения поступлений от аренды земли в бюджет муниципального образования, начата работа по оформлению земельных участков в муниципальную собственность. В 2007 году поступило в местный бюджет 14655 тыс. рублей земельного налога.
В городе Пикалево функционируют 9 муниципальных предприятий и 4 муниципальных учреждения.
В 2008 году будет проведено акционирование МУП «Фармация» в открытое акционерное общество и реорганизация МУ СМИ «Объединенная редакция» в автономную некоммерческую организацию.
Целью данной сферы является организация эффективного управления муниципальным имуществом.
Проблемы управления муниципальным имуществом:
- не всегда эффективное использование муниципального имущества;
- не все имущество оформлено в собственность муниципального образования;
- большая задолженность в местный бюджет за использование муниципального имущества;
- отсутствие полной базы плательщиков земельного налога.
Для увеличения эффективности управления муниципальным имуществом необходимо решение следующих задач:
- разработка плана приватизации муниципального имущества;
- проведение работы по инвентаризации и паспортизации муниципального имущества;
- уменьшение расходов на содержание муниципального имущества;
- проведение мероприятий по муниципальному земельному контролю;
- постановка на кадастровый учет всех землеплательщиков.
Проблемы демографии занимают особое место в социальной политике любого государства, поскольку как экономическое развитие, так и социальное ориентированы в конечном итоге на улучшение жизни населения.
Население города является базовым ресурсным потенциалом для развития города.
На протяжении последних 10 лет демографические процессы в городе приобрели негативный характер, что соответствует общероссийским тенденциям. Численность населения города Пикалево имеет тенденцию к снижению с 1990 года. Численность проживающих в городе Пикалево составляет 22 тыс. человек по состоянию на 01.01.2008 года.
Как видно из графика в приложении № 16, имеет место тенденция ежегодного снижения численности населения на 0,3-0,4 тыс. человек в год, что обусловлено естественной убылью населения и низким миграционным притоком.
Возрастная структура
Последние годы уровень рождаемости колеблется, но все же остается на очень низком уровне. В то же время коэффициент смертности высок, поэтому естественный прирост населения стабильно отрицательный. Это сокращение населения усугубляется резким снижением миграционного прироста. Сальдо миграции к 2005 году практически сошло на нет и прирост стал отрицательным. В приложении № 18 представлен график, отображающий динамику основных демографических показателей: рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста.
Исходя из анализа демографической ситуации в городе Пикалево возможны три варианта расчета численности населения.
Первый вариант рассчитан по неблагоприятному сценарию. В нем сохраняется существующий тренд общей убыли населения при нулевом миграционном приросте.
Второй вариант – стабилизацион
Благоприятный сценарий развития предполагает такое же естественное движение населения, как и в стабилизационном варианте (рождаемость, смертность и естественный прирост такие же), но важным источником, способствующим увеличению численности населения города, становится миграция.
В каждом варианте приведены сводные таблицы прогнозных демографических параметров, таблицы представлены в приложениях № 19, 20.
Неблагоприятный – демографические параметры не изменяются в течение расчетного срока.
В этом варианте сохраняется сложившаяся
в настоящее время тенденция
отрицательной динамики численности
населения в связи с дальнейшим
снижением рождаемости и
При сохранении сложившейся ситуации, численность населения города сократится к 2020 году до 18 тыс. человек.
Этот сценарий показывает, что сохранение сложившейся тенденции привело бы к крайне негативным последствиям – в отдаленной перспективе к фактическому вымиранию города, что не может быть допущено.
Стабилизационный – постепенная стабилизация численности населения города Пикалево.
Стабилизационный вариант
Учитывая вступление в действие Национальных проектов (здравоохранение, образование, доступное жилье и др.) и обозначенные Президентом в послании к Федеральному собранию меры по улучшению уровня жизни в стране, есть основания предполагать, что уже в ближайшее время повысится рождаемость. Рождаемость на 1000 человек по данному сценарию увеличится к 2020 году до 18,4. Снижение смертности маловероятно, учитывая увеличение старческих возрастов.
Таким образом, по стабилизационному сценарию численность населения в 2015 году составит 20,6 тыс. человек, а в 2020 году – 20,3 тыс. человек.
Соответственно темпы сокращения численности населения значительно уменьшатся, хотя естественная убыль все же сохранится. Но за границей расчетного срока в фертильный возраст вступят лица, рожденные в 2005-2010 годы, что приведет к еще большему росту рождаемости. Тогда естественная убыль населения сменится приростом.
Стабилизационный вариант
В данном варианте наблюдается значительное увеличение численности лиц младше трудоспособного возраста, вызванное подъемом рождаемости. Сокращение удельного веса трудоспособного населения – процесс, характерный для большинства российских городов. В данном случае это связано не только с сокращением его численности населения данной группы, но также с увеличением удельного веса населения моложе трудоспособного возраста.
Благоприятный – увеличение численности населения города Пикалево.
Этот сценарий может быть реализован при условии размещения одного или нескольких достаточно крупных промышленных предприятий, что потребует значительного механического притока населения. Численность мигрантов составит порядка 200 человек в год.
Показатели рождаемости и
Численность населения прогнозируется к 2015 году – 22,3 тыс. человек, к 2020 году – 23 тыс. человек.
В случае если благоприятный сценарий не может быть реализован в пределах расчетного срока, он может рассматриваться в качестве резервного варианта развития города за пределами расчетного срока.
Анализ состояния и динамики социально-экономического развития города позволил определить внутренние резервы и ограничения (сильные и слабые стороны города Пикалево) и внешние возможности и угрозы перспективного развития города.
Итоговая матрица SWOT – анализа года Пикалево
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) расположен в центре Бокситогорского района; 2) стабильный производственный
потенциал (в том числе 3) удачное градостроительное 4) высокий уровень развития 5) наличие инфраструктуры
6) развитый потребительский 7) оптимальная разнообразная 8) растущие темпы жилищного 9) наличие 10) близость к Вологодской области, Тихвинскому району – выгодное экономико-географическое расположение; 11) наличие развитых элементов транспортного узла – железная дорога, автотрасса; 13) высокая социальная активность
пожилого населения, 14) маятниковая миграция с 15) материальная база для подготов |
1) слабая финансовая база и
высокая дотационность 2) высокая степень физического и морального износа основных фондов; 3) чрезмерно высокая степень ресурсной зависимости социально-экономического развития города от политики собственников хозяйствующих субъектов, расположенных на территории города, продовольственная зависимость города. Недостаток финансовых ресурсов, выделяемых собственниками для модернизации производственных мощностей, на создание экологически чистых и безопасных производств, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологических процессов. Низкий уровень энергосберегающих технологий; 4) ухудшение демографических показателей (смертность превышает рождаемость, старение население, миграционный отток населения); 5) высокая доля жилья, непригодного для проживания;
6) отсутствие системы утилизации отходов, проблемы с местами захоронения; 7) наличие жилья в промышленной зоне, не соответствующего санитарным нормам (исторически сложившийся тип промышленного освоения); 8) значительно изношенный парк техники и коммунальных сетей городской инфраструктуры; 9) недостаточная материальная база учреждений здравоохранения и образования (изношенность зданий, систем жизнеобеспечения). Оборудование учреждений социальной сферы требует модернизации; 10) деформированная структура занятости – нехватка высококвалифицированных рабочих в ряде отраслей на фоне активизации промышленности и бизнеса; 11) система подготовки трудовых ресурсов не сбалансирована с потребностями рынка труда; 12) высокая концентрация промышленного производства на ограниченной территории. Загрязнение водного и воздушного бассейна; 13) низкая инвестиционная привлекательность.
|