Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:05, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности оптового предприятия.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
рассмотреть виды конкурентоспособности
выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
дать оценку конкурентоспособности оптового предприятия ООО «Изобилие»
определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В ТОРГОВЛЕ
1.3 КОНКУРЕНЦИЯ В РОЗНИЧНОЙ ПРОДУКТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "УНИВЕРСАМ №2"
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3. РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Mashe.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Уральский государственный  экономический университет (УрГЭУ)

Факультет торгово-экономический 

Специальность: Экономика и управление на предприятиях торговли и общественного питания

Кафедра экономики  торговли и общественного питания

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по теме:

Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления

 

 

 

Исполнитель Якупова Л.У.

Группа  ЭТ-01-2

Научный руководитель

к. э. н., доц. Тарасова В.В.

 

 

 

 

Екатеринбург

 

Содержание

 

 

Введение

 

Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной  движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.

Основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой они существуют. Если розничное предприятие торговли стремится к успеху, он должен знать, чего желают его покупатели, и предоставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности. Но процветающая фирма обязана быть сильным конкурентом. Невозможно добиться высоких показателей прибыли, просто удовлетворяя потребности людей. Необходимо пристально следить конкурентами, которые пытаются переманить к себе как можно больше покупателей. Наконец, торговые предприятия должны отслеживать возникновение новых потребностей, появление новых конкурентов и новых технологий.

Тремя "слонами", на которых покоится розничная торговля, являются конкуренция, тенденции развития внешней среды, включающие в себя изменение демографических показателей, стилей жизни потребителей и технологические открытия, и потребности, желания и покупки потребителей. Немалую роль играют также этические и правовые аспекты.

Следует отметить, что сам термин "конкурентоспособность" незаметно, но достаточно органично вошел в наш повседневный и тем более научный лексикон. В настоящее время все большее количество исследователей уделяют внимание вопросам изучения конкурентоспособности продукции, отдельных компаний, городов, регионов, стран, технологий, работников и даже научно-методических документов и нормативных актов.

В этой связи особую ценность представляет анализ сложившихся подходов и методов  в определении и оценке конкурентоспособности  торгового предприятия. Более детальная проработка этих вопросов будет способствовать определению и верной расстановке приоритетов в нелегком деле повышения конкурентоспособности торгового предприятия в стремительно меняющейся сфере конкурентных отношений.

Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности оптового предприятия.

Реализация поставленной цели требует  решения следующих исследовательских  задач:

рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;

рассмотреть виды конкурентоспособности

выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;

дать оценку конкурентоспособности оптового предприятия ООО «Изобилие»

определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

Объектом исследования является ООО "Изобилие". Предмет исследования - конкурентоспособность данного торгового предприятия на местном рынке г.Санкт-Петербург.

Научной основой работы послужили  теоретические положения, разработанные  отечественными и зарубежными учеными  в области экономики, маркетинга, управления качеством и конкурентоспособностью, организации торговли, следующих авторов: Портер М., Котлер Ф., Дэй Дж., Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж., Фатхутдинов Р.А., Шкардун В.Д., Нагапетьянц Н.А., Багиев Г.Л., Николаева Т.И. и других. Также были отражены данные периодических печатных изданий: "Эксперт-Урал", "Деловой квартал", "Маркетинг в России и за рубежом", "Новости торговли", "Российская торговля".

Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов и заключения, списка используемых источников и приложений.

В первой главе "Конкурентоспособность предприятия торговли" рассмотрены теоретические аспекты, характеризующие понятия "конкуренция" и "конкурентоспособность".

Во второй главе "Анализ конкурентоспособности ООО "Изобилие" отражены влияние внутренней и внешней среды на конкурентоспособность предприятия, был проведен ее анализ. Для этого использовались различные методики оценки конкурентоспособности предприятия торговли.

В третьей главе "Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия и мероприятия по ее реализации" представлены и разработаны пути укрепления конкурентоспособности, предложены мероприятия, внедрение которых позволит повысить эффективность работы предприятия в целом, а, следовательно, и его конкурентоспособность.

В заключении подведен итог дипломного проектирования

 

1. Конкурентоспособность предприятия торговли

1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия торговли и факторы, ее определяющие

 

Новое время диктует новые правила. Осознанное стремление России динамично интегрироваться в мировую экономику предполагает необходимость использования общепризнанных в международном сообществе показателей эффективности участия той или иной страны в глобальном процессе мирового экономического развития, и в первую очередь конкурентоспособности. Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.

В последние десятилетия в условиях глобализации экономики отмечается усиление конкуренции фактически во всем мире. С установлением рыночных отношений в России российским компаниям приходится выдерживать серьезную конкуренцию не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий.

Следует отметить, что сам термин "конкурентоспособность" незаметно, но достаточно органично вошел в наш повседневный и тем более научный лексикон. В настоящее время все большее количество исследователей уделяют внимание вопросам изучения конкурентоспособности продукции, отдельных компаний, городов, регионов, стран, технологий, работников и даже научно-методических документов и нормативных актов.

Конкуренция в переводе с латинского (Concurrence) [19, С.125] означает сталкивание. Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средство конкуренции - это товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей.

Конкуренция обязывает фирмы создавать  конкурентоспособный товар или  предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности - одно вытекает из другого. Естественно, что категории "конкуренция" и "конкурентоспособность" должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку.

Разные авторы по-разному трактуют понятие "конкурентоспособность". В таблице 1 приведены некоторые из них.

 

Таблица 1 - Некоторые определения понятия "конкурентоспособность"

Автор

Содержание определения

Портер М.

[31, C.17]

Конкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

Макдоналд М., Данбар Я.

[21,C.28]

Конкурентоспособность компании - это мера реальной силы организации в каждом сегменте, объективная оценка способности компании удовлетворить потребности каждого сегмента в сравнении с конкурентами.

Жан-Жак Ламбен

[16, C.36]

Конкурентоспособность фирмы - ее способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты.

Кретов И.И.

[14, C.24]

Конкурентоспособность - характеристика товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента, с одной стороны, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а с другой - по уровню затрат на удовлетворение этой потребности.

Нагапетьянц Н.А.

[27,C.133]

Конкурентоспособность товара - рыночная характеристика товара, совокупность его преимуществ на рынке, способствующих успешной реализации в условиях конкуренции.

Фурс И.Н.

[38, C.12]

Конкурентоспособность товара - т.е. его приобретение должно быть более выгодно и удобно покупателю, чем покупка другого товара, удовлетворяющего те же потребности, или аналогичных изделий у иного продавца.

Лифиц И.М.

[19, C.13]

Конкурентоспособность продукции - это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом.

Магометов Ш.Ш.

[20, C.18]

Конкурентоспособность - означает быть способным к конкуренции. Конкурентоспособность фирм в основном определяется конкурентоспособностью предложенных ими товаров.

Лебедева О.А., Лыгина Н.И.

[17,C.125]

Конкурентоспособность - комплексное понятие, предполагающее несколько уровней конкурентного превосходства. Чтобы обеспечить достойное (лидирующее) положение фирмы на рынке, важной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новой технологии, нового дизайна, нового уровня издержек производства, новых цен, нововведений в системе распределения и сбыта. Тем самым достигается сразу несколько параметров конкурентного преимущества.

Фатхутдинов Р.А.

[36, C.38]

Конкурентоспособность объекта - это его способность конкурировать (управлять своими конкурентными преимуществами, соперничать) с аналогичными объектами на данном рынке в данное время.

Юданов А.Ю.

[42, C.42]

Конкурентоспособностью  продукта (товара) называется степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя.

Дулисова И.Л.

[53]

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующего степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке

Чернов В.А.

[41, C.686]

Конкурентоспособность организации - эффективность функционирования организации в краткосрочном периоде.

Азоев Г.Л., Завьялов П.С. и др.

[71]

Конкурентоспособность фирмы - это способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.

Перцовский Н.И.

[25, C.65]

Конкурентоспособность предприятия - возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы.

Хруцкий В.Е., Корнеева И.В.

[40, C.67]

Конкурентоспособность организации - это способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг.


 

Таким образом, в настоящее время существует множество определений конкурентоспособности как в нашей стране, так и за рубежом. Применительно к экономической сфере эти определения сводятся к следующему: под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Носителями этих свойств, то есть конкурентных преимуществ, могут быть различные виды продукции, предприятия и организации или их группы, образующие отраслевые или конгломератные объединения и, наконец, отдельные страны или их объединения (региональные, политические, этнокультурные), ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений. В приложении А приведены особенности понятия "конкурентоспособность" применительно к различным объектам.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, то это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно недостаточно.

Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня [50, C.116]:

микроуровень (конкретные виды продукции, предприятия);

мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий);

макроуровень (народно-хозяйственные комплексы, страны).

Их можно представить на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Уровни конкурентоспособности

 

Соответственно конкурентные характеристики и факторы, их определяющие, подразделяются на:

микроуровневые (отражающие собственно качество и цены продукции);

мезоуровневые (обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей);

макроуровневые (отражающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и т.п.).

Приведенное структурирование субъектов  конкурентной борьбы, а также факторов и характеристик конкурентоспособности  позволяет более четко охарактеризовать состав элементов этой сложной категории  и выявить их взаимосвязи. Это, в свою очередь, помогает обосновать эффективные подходы к ее анализу, что открывает дополнительные возможности раскрытия имеющихся резервов и определения стратегических направлений повышения конкурентоспособности на каждом из уровней.

Распределение по уровню конкурентных отношений можно рассматривать как признак для классификации конкурентоспособности.

Виды конкурентоспособности представлены в таблице 2.

Конкурентоспособность является многомерным  свойством, что определяется многоаспектностью  самого явления конкуренции. Это означает, что предприятие не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов - они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и времени.

Основными свойствами конкурентоспособности (по всем составляющим) являются относительность и динамический характер. Относительность проявляется в том, сто сравнение предприятия и конкурентов позволяет говорить о конкурентных преимуществах в отношении той или иной стороны.

 

Таблица 2 - Виды конкурентоспособности

Признак классификации

Виды конкурентоспособности

По уровню конкурентных отношений

- конкурентоспособность продукции (микроконкурентоспособность). Это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом [19, C.11] ;

конкурентоспособность предприятия (мезоконкурентоспособность). В самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов [73,C.38]

макроконкурентоспособность.

Конкурентоспособность региона (города) - это его способность создавать требуемые политические, экономические, экологические, социальные, инновационные и другие условия для выполнения государственными органами управления своих функций по обеспечению эффективной и качественной работы государственных, коммерческих и других структур, по гармоничному развитию личности и повышению качества жизни населения.

Конкурентоспособность государства - это его способность обеспечивать эффективную интеграцию в мировое хозяйство, эффективное и качественное функционирование всех государственных, коммерческих и других структур по обеспечению комплексной безопасности и высокого качества жизни населения.

В отношении рынка

- на глобальном рынке (мировом)

национальном рынке;

региональном рынке;

местном рынке;

По подходу к управлению предприятием

[35, C.48]

- стратегическая конкурентоспособность. Она определяет потенциальную способность данного объекта конкурировать с аналогичными объектами в будущем на запланированном рынке.

фактическая конкурентоспособность - сложившаяся конкурентоспособность конкретного объекта на конкретном рынке.

По объекту

[39, C 12]

- конкурентоспособность нормативных актов;

научно-методических документов;

проектно-конструкторской документации

технологии;

производства;

выпускаемой продукции (выполняемой услуги),

рабочего;

специалиста;

менеджера;

ценных бумаг;

инфраструктуры (внешней среды);

информации;

фирмы (организации, учреждения).

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления