Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:05, дипломная работа
Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности оптового предприятия.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
рассмотреть виды конкурентоспособности
выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
дать оценку конкурентоспособности оптового предприятия ООО «Изобилие»
определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В ТОРГОВЛЕ
1.3 КОНКУРЕНЦИЯ В РОЗНИЧНОЙ ПРОДУКТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "УНИВЕРСАМ №2"
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3. РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Данные таблицы позволяют
Факторы рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении магазина "Татищев" представлены в таблице 20.
Таблица 20 - Оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении магазина "Татищев"
№ |
Факторы оценки |
Оценка |
Вес |
Взвешенная оценка |
Факторы рыночной привлекательности | ||||
1 |
Величина рынка |
7 |
0,1 |
0,7 |
2 |
Развитие рынка |
5 |
0,1 |
0,5 |
3 |
Конкурентная структура |
5 |
0,1 |
0,5 |
4 |
Отраслевая прибыльность |
5 |
0,1 |
0,5 |
5 |
Чувствительность рынка к |
5 |
0,05 |
0,25 |
6 |
Платежеспособность покупателей |
10 |
0,12 |
1,2 |
7 |
Торговые отношения (сила переговоров) |
10 |
0,06 |
0,6 |
8 |
Барьеры для входа на рынок |
7 |
0,03 |
0,21 |
9 |
Возможные помехи снабжения сырьем |
7 |
0,03 |
0,21 |
10 |
Технические факторы |
7 |
0,12 |
0,84 |
11 |
Социальные факторы |
10 |
0,07 |
0,7 |
12 |
Юридические факторы |
7 |
0,08 |
0,56 |
13 |
Человеческие факторы |
7 |
0,04 |
0,28 |
Итого |
- |
1 |
7,05 | |
Факторы конкурентоспособности | ||||
1 |
Размер предприятия |
10 |
0,04 |
0,4 |
2 |
Темпы роста |
7 |
0,06 |
0,42 |
3 |
Доля рынка |
10 |
0,03 |
0,3 |
4 |
Прибыльность |
10 |
0,08 |
0,8 |
5 |
Технологический уровень |
10 |
0,05 |
0,5 |
6 |
Ассортимент |
10 |
0,09 |
0,9 |
7 |
Цены |
7 |
0,1 |
0,7 |
8 |
Уровень и качество обслуживания |
10 |
0,12 |
1,2 |
9 |
Имидж |
10 |
0,1 |
1 |
10 |
Человеческие ресурсы |
7 |
0,08 |
0,56 |
11 |
Коммуникации на рынке |
5 |
0,12 |
0,6 |
12 |
Финансовая сила |
5 |
0,08 |
0,4 |
13 |
Дополнительные услуги |
10 |
0,05 |
0,5 |
Итого |
- |
1 |
8,28 |
Из данных таблицы следует, что суммарный показатель рыночной привлекательности для магазина "Татищев" равен 7,05, конкурентоспособности предприятия - 8,28.
Для последнего анализируемого предприятия - магазина "Продукты" - оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия представлена в таблице 21.
Таблица 21 - Оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении магазина "Продукты"
№ |
Факторы оценки |
Оценка |
Вес |
Взвешенная оценка |
Факторы рыночной привлекательности | ||||
1 |
Величина рынка |
5 |
0,1 |
0,5 |
2 |
Развитие рынка |
5 |
0,1 |
0,5 |
3 |
Конкурентная структура |
5 |
0,1 |
0,5 |
4 |
Отраслевая прибыльность |
5 |
0,1 |
0,5 |
5 |
Чувствительность рынка к |
7 |
0,05 |
0,35 |
6 |
Платежеспособность покупателей |
7 |
0,12 |
0,84 |
7 |
Торговые отношения (сила переговоров) |
7 |
0,06 |
0,42 |
8 |
Барьеры для входа на рынок |
5 |
0,03 |
0,15 |
9 |
Возможные помехи снабжения сырьем |
5 |
0,03 |
0,15 |
10 |
Технические факторы |
5 |
0,12 |
0,6 |
11 |
Социальные факторы |
10 |
0,07 |
0,7 |
12 |
Юридические факторы |
5 |
0,08 |
0,4 |
13 |
Человеческие факторы |
7 |
0,04 |
0,28 |
Итого |
- |
1 |
5,89 | |
Факторы конкурентоспособности | ||||
1 |
Размер предприятия |
5 |
0,04 |
0,2 |
2 |
Темпы роста |
7 |
0,06 |
0,42 |
3 |
Доля рынка |
5 |
0,03 |
0,15 |
4 |
Прибыльность |
7 |
0,08 |
0,56 |
5 |
Технологический уровень |
7 |
0,05 |
0,35 |
6 |
Ассортимент |
10 |
0,09 |
0,9 |
7 |
Цены |
10 |
0,1 |
1 |
8 |
Уровень и качество обслуживания |
10 |
0,12 |
1,2 |
9 |
Имидж |
7 |
0,1 |
0,7 |
10 |
Человеческие ресурсы |
7 |
0,08 |
0,56 |
11 |
Коммуникации на рынке |
7 |
0,12 |
0,84 |
12 |
Финансовая сила |
3 |
0,08 |
0,24 |
13 |
Дополнительные услуги |
3 |
0,05 |
0,15 |
Итого |
- |
1 |
7,27 |
Данные таблицы 21 определяют суммарные показатели рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия для магазина "Продукты"равными 5,89 и 7,27 соответственно.
Полученные суммарные показатели рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении всех рассматриваемых предприятий представим на рисунке 9.
Рисунок 9. Матрица McKinsey
Из рисунка можно сделать вывод, что все три конкурента магазина "Универсам №2" располагаются в области "победителей", а исследуемое предприятие находится в области "середняков". То есть по отношению к конкурентам у него более слабая конкурентная позиция, однако нельзя сказать, что инвестирования в данное предприятие будут неприбыльны. Но их размер должен быть ограничен, так как связь между инвестициями и прибылью может отсутствовать. Предприятию необходимо развиваться и укреплять свою конкурентную позицию. Стратегической рекомендацией является интенсивный рост с ориентацией на будущие прибыли.
Основным достоинством данного
метода является наглядное определение
конкурентного положения каждог
В данной работе уже было отмечено, что конкурентоспособность товара и предприятия соотносятся как часть и целое. Поэтому в целях более углубленной характеристики предприятия необходимо проанализировать конкурентоспособность реализуемого товара. Для этого был использован балльный метод, шкала оценки от 0 до 5. Важнейшие факторы конкурентоспособности предлагаемых товаров и их оценка относительно каждого из рассматриваемых магазинов представлены в таблице 22.
Таблица 22 - Важнейшие факторы конкурентоспособности реализуемых товаров магазинами
Факторы конкурентоспособности |
"Универсам №2" |
"Татищев" |
"Монетка" |
"Продукты" |
1. Товар |
||||
1.1 Качество |
4 |
5 |
4 |
5 |
1.2 Технико-экономические показатели |
5 |
5 |
5 |
5 |
1.3 Престиж торговой марки (общая оценка в ассортименте) |
3 |
5 |
4 |
4 |
1.4 Упаковка |
4 |
5 |
4 |
5 |
1.5 Уникальность |
2 |
5 |
2 |
3 |
1.6 Защищенность сертификатами качества и необходимыми свидетельствами |
5 |
5 |
5 |
5 |
2. Цена |
||||
2.1 Продажная |
3 |
4 |
5 |
4 |
2.2 Процент скидки с цены |
5 |
4 |
4 |
2 |
3. Каналы сбыта |
||||
3.1 Степень охвата рынка |
3 |
5 |
4 |
2 |
3.2 Торговая площадь |
5 |
4 |
4 |
2 |
3.3 Складская площадь |
5 |
4 |
3 |
2 |
3.4 Система контроля запасов |
3 |
5 |
5 |
5 |
3.5 Система поставок товара |
3 |
4 |
5 |
5 |
4. Продвижение товаров на рынках |
||||
4.1 Реклама для потребителей |
2 |
5 |
5 |
2 |
4.2 Стимулирование потребителей |
3 |
5 |
4 |
0 |
4.3 Подготовка торгово-оперативного персонала |
2 |
5 |
5 |
5 |
Общее количество баллов |
57 |
75 |
68 |
56 |
Данные таблицы свидетельствуют
Наиболее низкими являются показатели
конкурентоспособности реализуе
При анализе конкурентоспособности предприятия нельзя забывать про персонал, корпоративную культуру, качество персонала, текучесть кадров. Оценку конкурентоспособности персонала предприятия и влияния данных факторов на конкурентоспособность предприятия можно определить балльным методом (таблица 23)
Таблица 23 - Факторы конкурентоспособности персонала предприятия
Факторы конкурентоспособности |
"Универсам №2" |
"Татищев" |
"Монетка" |
"Продукты" |
Устойчивость персонала |
4 |
5 |
3 |
5 |
Квалификация персонала |
3 |
5 |
4 |
4 |
Текучесть кадров |
-1 |
-1 |
-2 |
0 |
Система мотивации и стимулирования персонала |
3 |
5 |
4 |
4 |
Система обучения и продвижения кадров |
2 |
3 |
4 |
3 |
Кадровая политика |
0 |
4 |
4 |
2 |
Итого |
11 |
21 |
17 |
18 |
Данные таблицы
Недостаток всех рассмотренных выше методов оценки конкурентоспособности предприятия является субъективная оценка факторов, определяющих конкурентоспособность. Указанного недостатка лишен метод оценки конкурентоспособности торгового предприятия на основе теории эффективной конкуренции (метод д. э. н., проф. Николаевой Т. И)
Кроме того, данная методика позволяет учесть наибольшее количество критериев конкурентоспособности предприятия и определить комплексный показатель - коэффициент конкурентоспособности предприятия.
Рассматриваются 4 группы показателей:
1 - позволяющие оценить эффективность хозяйственной деятельности предприятия
2 - позволяющие оценить рыночное положение предприятия
3 - позволяющие оценить качество торгового обслуживания
4 - позволяющие оценить финансовое состояние предприятия
Затем производится расчет комплексного коэффициента конкурентоспособности предприятия на основе теории эффективной конкуренции по формуле средней взвешенной арифметической:
К кп= 0,3хЭхдп + 0,25хЭрпп + 0,25хКо +0,2хЭф,
Где К кп - коэффициент конкурентоспособности предприятия
Эхдп - оценка эффективной хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта
Эрпп - оценка рыночного положения предприятия
Ко - общий показатель качества торгового обслуживания;
Эф - финансовая устойчивость предприятия
Коэффициенты 0,3, 0,25, 0,25, 0,2 определены экспертным способом последовательных сравнений. Отдельные показатели Эхдп, Эрпп и Эф в этом выражении в свою очередь также определяются по взвешенным адаптивным выражениям. В качестве базовых показателей были приняты показатели прошлого 2004 года.
Оценим конкурентоспособность исследуемого предприятия "Универсам №2" и его основных конкурентов.
На первом этапе необходимо проанализировать некоторые экономические показатели фирм конкурентов, таблица 24.
Таблица 24 - Предполагаемые экономические показатели деятельности конкурентов магазина "Универсам №2"
Показатель |
"Монетка" |
"Татищев" |
"Продукты" |
Товарооборот, тыс. р. |
335300 |
670600 |
50300 |
Торговая надбавка,% |
20 |
30 |
28 |
Валовой доход, тыс. р. |
55883,33 |
154753,85 |
11003,12 |
Уровень валового дохода, в% к обороту |
16,66 |
23,07 |
21,87 |
Издержки обращения, тыс. р. |
50295 |
114002 |
10060 |
Уровень издержек обращения,% к обороту |
15 |
17 |
20 |
Прибыль, тыс. р. |
5588,33 |
40751,84 |
943,12 |
Рентабельность прибыли,% к обороту |
1,66 |
6,07 |
1,87 |
Скидки по дисконтным картам,% |
2 |
3 |
- |
Кол-во работников, чел. |
80 |
89 |
35 |
Самый большой товарооборот у магазина "Татищев", у этой фирмы самые крупные издержки обращения, но их уровень не самый высокий. Это объясняется тем, что более крупные предприятия несут меньшие издержки в связи с эффектом масштаба. Также у данного предприятия самая высокая рентабельность прибыли, что характеризует его работу как наиболее эффективную.
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления