Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:05, дипломная работа
Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности оптового предприятия.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
рассмотреть виды конкурентоспособности
выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
дать оценку конкурентоспособности оптового предприятия ООО «Изобилие»
определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В ТОРГОВЛЕ
1.3 КОНКУРЕНЦИЯ В РОЗНИЧНОЙ ПРОДУКТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "УНИВЕРСАМ №2"
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3. РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Затратоотдача увеличилась по сравнению с прошлым годом на 0,4 р., или на 3,3%. Это свидетельствует о повышении результативности текущих затрат, то есть на 1 р. издержек обращения товарооборот в отчетном году составил 12,3 р., что на 0,4 р. больше, чем в прошлом году. Если рассматривать в сопоставимых ценах, затратоотдача снизилась на 0,9 р. или на 7,66%. Таким образом изменение цен на товары оказывает большое влияние на затратоотдачу. При повышении цен растет товарооборот, а, следовательно, и затратоотдача. Влияние на изменение затратоотдачи роста цены на товары составило 0,13 р., то есть увеличение цен на товары привело к росту затратоотдачи на 0,13 р. или на 1,06%.
Можно сделать вывод, что темп роста товарооборота опережает рост затрат, то есть затраты используются эффективно.
Следует отметить, что уровень издержек у предприятия гораздо ниже среднего для предприятий торговли. Это связано с тем, что предприятие не несет явные транспортные расходы (все товары доставляются силами поставщиков), расходы на аренду помещений (все площади принадлежат предприятию на правах собственности) и в составе издержек обращения нет статьи "Прочее выбытие", так как все бракованные, просроченные или нереализованные в срок товары возвращаются поставщикам, а сумма недосдач восполняется продавцами и кассирами. Исходя из вышесказанного, на издержки обращения ООО "Универсам №2" не оказывают влияния такие факторы, как повышение арендных и тарифных ставок. Таким образом, низкие издержки обращения могут стать основой для обеспечения устойчивого конкурентного положения предприятия на рынке.
Еще один важный показатель конкурентоспособности предприятия - его валовой доход, так как именно из него формируется прибыль предприятия.
Сумма валового дохода на предприятии увеличилась на 314,81 тыс. р. или на 4,1%. Средняя торговая надбавка на предприятии снизилась на 0,3% и составила 6,34%, что гораздо ниже средней торговой надбавки по г. Екатеринбургу (18%). Это объясняется тем, что большинство товаров ООО "Универсам №2" реализует по договору комиссии. В результате низкой торговой надбавки уровень валового дохода предприятия (5,97%) ниже, чем уровень издержек (6,34%), что в результате привело к тому, что предприятие получает убыток от торговой деятельности. Для определения границ рентабельности и запаса финансовой прочности необходимо найти точку безубыточности (критическую точку или порог рентабельности). Это такой критический объём валового дохода на предприятии, при котором предприятие не несет убытков, но не имеет и прибыли. На исследуемом предприятии он составляет 21971,4 тыс. р. Таким образом, в настоящий момент предприятие имеет валовой доход ниже критической отметки, и несет убытки. Необходимо увеличить валовой доход на13970,64 тыс. р. или 174% для того, чтобы выйти из зоны убытка и достичь точки безубыточности. Для достижения точки безубыточности на предприятии необходимо:
1) либо при неизменном товарообороте 134126,6 тыс. р. повысить торговую надбавку до 19,6% к себестоимости продукции;
2) либо при неизменной торговой надбавке 6,34% достичь роста товарооборота до 386523,43 тыс. р., т.е. прирост составит 234396,83 тыс. р. или 188,2%.
Уровень конкурентоспособности и выполнение плана товарооборота во многом зависит от трудовых факторов: укомплектованности штата продавцами, кассирами и другое; правильности использования фонда рабочего времени; режима работы предприятия; производительности труда и выработки торгово-оперативного работника.
На исследуемом предприятии предусмотрена максимальная численность персонала 129 человек (14 - вспомогательный персонал, 30 - руководители и специалисты и 85 - продавцы). За исследуемый период увеличилось выбытие работников. Так, в 2005 году было уволено 16 человек, что на 1 человека больше, чем в 2004 и 2003 году. Причем выбытие произошло по причине увольнения по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины, что считается отрицательным явлением. Так, в 2005 году было уволено 3 человека за нарушение трудовой дисциплины, при этом в 2004 году увольнения по данной причине не было, что свидетельствует о недостаточном внимании к работе с персоналом. Основной причиной увольнения по собственному желанию является отсутствие на исследуемом предприятии возможности карьерного роста, что особенно важно для молодых работников.
Среди мер по предупреждению текучести кадров и их закрепленности, используемых на исследуемом предприятии, следует отметить:
оплата проездных работникам;
выплата отпускных и материальной помощи на оздоровление;
оплата учебы на курсах повышения квалификации и высших учебных заведениях;
оплата путевок в санаторий;
оплачиваемый больничный;
оплачиваемый декрет;
проведение на предприятии общих совместных праздников и подарки всем работникам вне зависимости от занимаемой должности (дни рождения юбилеи, знаменательные даты и пр);
премирование работников.
Важной характеристикой в
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что предприятие работает неэффективно, но имеет определенные достоинства (прочные и выгодные условия сотрудничества с поставщиками, низкий уровень издержек обращения, длительное присутствие на рынке, удобное месторасположение, большие торговые площади и т.д.). Для более полного представления о деятельности ООО "Универсам №2" и определения его конкурентной позиции необходимо провести комплексный анализ конкурентоспособности
Анализ конкурентоспособности предприятия начинается с анализа факторов, оказывающих воздействие на исследуемое предприятие. Все факторы можно разделить на факторы внешней и внутренней среды предприятия.
Конкурентоспособность торгового предприятия во многом зависит от того, насколько предприятие может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. Внешняя среда предприятия включает расположенные вне его пределов, но влияющие на успех розничного бизнеса факторы. В таблице 11 представлены основные факторы внешней (макросреды) и внутренней среды (микросреды) предприятия, которые оказали наибольшее влияние на данное предприятие.
Негативное влияние на исследуемое торговое предприятие оказывают деятельность конкурентов, состояние трудовые ресурсы предприятия и неэффективное руководство.
Предприятия торговли обязаны хорошо знать своих конкретных конкурентов, их возможности, достоинства и недостатки.
Также они должны знать общее состояние конкуренции на выбранном рынке, то есть тип рынка в зависимости от характера конкуренции, систему координат "своего" поля конкуренции, движущие силы конкуренции на своем отраслевом рынке.
В таблице представлены главные конкурентные силы, оказывающие влияние на "Универсам №2" согласно модели Портера.
Таблица 11 - Влияние факторов внутренней и внешней среды "Универсама №2"
Фактор |
Влияние фактора |
Факторы внешней среды | |
1. Экономические факторы и стадия жизненного цикла рынка |
Рынок продуктов питания в г. Екатеринбурге находится на этапе роста, о чем свидетельствуют его ежегодные высокие темпы роста (до 20% и прогнозируется 12% до 2010 года). Под действием этого фактора идет усиление конкуренции между предприятиями торговли. Исследуемому предприятию приходится снижать цены и осуществлять поиск путей обеспечения устойчивого конкурентного положения на рынке. |
2. Социально-демографические факторы |
Рост уровня жизни и доходов потребителей приводит к росту покупок и положительно влияет на деятельность исследуемого предприятия. Но вместе с тем растут требования, предъявляемые покупателями к процессу совершения покупки, которые необходимо учитывать в своей деятельности "Универсаму №2" |
3. Технологические факторы |
Особенно сильное влияние |
4. Политические |
Деятельность предприятий |
Факторы внутренней среды | |
1. Поставщики. |
Данный фактор оказывает слабое воздействие, так как у предприятия длительные и выгодные связи.90% поставщиков работают с магазином более 5ти лет |
2. Конкуренты. |
Работа в непосредственной близи сразу нескольких продовольственных магазинов ("Купец", "Монетка", "Татищев", "Продукты") более привлекательных по ряду параметров (обслуживание, цены, внешний вид магазина и оформление торгового зала, имидж предприятий) привело к тому, конкурентам удалось привлечь основную часть покупателей Универсама №2. Под давлением конкурентов была введена система дисконтных карт |
3. Персонал |
Невнимательность персонала к
покупателям и его |
4. Руководство. |
Магазин лишь недавно стал частным (2 года назад). Но административно-управленческий персонал остался прежним, а вместе с ним сохранилось отношение в предприятию как к государственному. Поэтому основная цель любого торгового предприятия - получение прибыли - в данном случае даже не ставится. |
Таблица 12 - Влияние на "Универсам №2" пяти сил конкуренции
Сила конкуренции |
Влияние |
1. Соперни-чество между имеющимися конкурентами |
В настоящее время на рынке г. Екатеринбурга достаточно много предприятий розничной торговли продуктами питания. Особенно острая конкуренция наблюдается между лидерами данного рынка - крупными сетями ("Купец", "Кировский", "Монетка"). Это сети регионального масштаба. Кроме того, что у них более выгодное предложение по ценам на товары, чем в "Универсаме №2", у них также более высокий уровень обслуживания, сервиса, дополнительных услуг. Следует отметить и то, что "Кировский" и "Купец" развивает сеть разноформатных магазинов (например, "Купец": "Купец-экономъ" - для малообеспеченных слоев населения, основная часть сети - для среднего класса. ТЦ "Купец" на 8 Марта - для населения со средним и выше среднего доходом). Таким образом, эта угроза имеет сильное влияние на данное предприятие. |
2. Угроза появления новых конкурентов |
Эта угроза также является одной из самых существенных для предприятия. Рынок Екатеринбурга является довольно перспективным с точки зрения столичных и иностранных сетей. Это подтверждает тот факт, что совсем недавно открылись "Гроссмаркет" и "Метро", кроме того, в 2006 году планируется открытие "Ашана", "Рамстора" и второго "Метро" |
3. Угроза появления товаров и услуг-заменителей |
В настоящее время развиваются Интернет-магазины и телефонные службы прямой доставки продуктов на дом. Однако их удельный вес в общем товарообороте города по продуктам питания невысок, поэтому данная угроза сильного воздействия на предприятие не оказывает. |
4. Способность поставщиков торговаться |
Эта угроза также несущественна для "Универсама №2", так как предприятие существует уже 30 лет, имеет длительные связи с поставщиками, кроме того, поставщики предоставляют предприятию максимально возможные скидки и идут на уступки по условиям оплаты и доставки, о чем было сказано выше. |
5. Способность покупателей торговаться |
Большинство сетей предоставляют
своим покупателям дисконтные карты
и скидки на некоторые товары, что
исследуемое предприятие |
Кроме того, следует отметить барьеры для входа и выхода на исследуемый рынок (рисунок 7).
Барьеры для входа на рынок: |
Административные барьеры (тяжело получить все необходимые документы: лицензии, свидетельства; высокие требования: сертификаты качества на продукцию, ветеринарные свидетельства и т.д.; тяжело получить разрешения всех инстанций: санэпидемстанции, пожарной службы, архитектурно-строительной и т.д.); Потребительские предпочтения (современные потребители предъявляют высокие требования не только к качеству реализуемых товаров, но и к обслуживанию, дизайну и оформлению, наличию дополнительных услуг и пр); Неспособность руководства определить
маркетинговую стратегию Потребительские привычки (преданность покупателей определенным магазинам); Высокие затраты на открытие крупного магазина; Доступ к каналам распределения (каналы распределения продукции "контролируются" крупными сетевыми компаниями ("Кировский", "Купец", "Монетка"), которые оказывают давление на поставщиков в целях недопущения новых конкурентов на рынок ("Пятерочка", "Метро"); Высокая конкуренция (со стороны крупных сетей, типа "Купец", "Монетка", "Кировский", а также небольших, но успешных магазинов в районе, где расположен магазин). |
Барьеры для выхода с рынка: |
Долгосрочные и другие активы (в предприятие вложены инвестиции, которые были направлены на закупку нового оборудования, внедрение АСУ, частичный ремонт помещений; кроме того, большая часть денежных средств вложены в товарные запасы); Высокие затраты (при закрытии предприятия необходимо будет реализовать не только товарные запасы, но и оборудование предприятия. Так как они будут реализовываться по заниженной цене, это приведет к излишним затратам и убыткам, а также высокие затраты на покрытие задолженностей перед дебиторами, на покрытие обязательств, на сворачивание бизнеса); Взаимодействие и Административные и социальные ограничения; Сопротивление высшего руководства. Оно стремится сохранить независимость предприятия и остаться на рынке. |
Рисунок 7. Барьеры для входа и выхода на исследуемый рынок
Невозможно говорить о конкурентоспособности торгового предприятия без определения целевого рынка, на обслуживании которого оно специализируется. Идентификация потребителей - первый шаг любого розничного продавца. Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает товар и услугу, реализуемые торговым предприятием. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены к продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления