Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:05, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности оптового предприятия.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
рассмотреть виды конкурентоспособности
выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
дать оценку конкурентоспособности оптового предприятия ООО «Изобилие»
определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В ТОРГОВЛЕ
1.3 КОНКУРЕНЦИЯ В РОЗНИЧНОЙ ПРОДУКТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "УНИВЕРСАМ №2"
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3. РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Mashe.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Затратоотдача увеличилась по сравнению  с прошлым годом на 0,4 р., или на 3,3%. Это свидетельствует о повышении результативности текущих затрат, то есть на 1 р. издержек обращения товарооборот в отчетном году составил 12,3 р., что на 0,4 р. больше, чем в прошлом году. Если рассматривать в сопоставимых ценах, затратоотдача снизилась на 0,9 р. или на 7,66%. Таким образом изменение цен на товары оказывает большое влияние на затратоотдачу. При повышении цен растет товарооборот, а, следовательно, и затратоотдача. Влияние на изменение затратоотдачи роста цены на товары составило 0,13 р., то есть увеличение цен на товары привело к росту затратоотдачи на 0,13 р. или на 1,06%.

Можно сделать вывод, что темп роста  товарооборота опережает рост затрат, то есть затраты используются эффективно.

Следует отметить, что уровень издержек у предприятия гораздо ниже среднего для предприятий торговли. Это связано с тем, что предприятие не несет явные транспортные расходы (все товары доставляются силами поставщиков), расходы на аренду помещений (все площади принадлежат предприятию на правах собственности) и в составе издержек обращения нет статьи "Прочее выбытие", так как все бракованные, просроченные или нереализованные в срок товары возвращаются поставщикам, а сумма недосдач восполняется продавцами и кассирами. Исходя из вышесказанного, на издержки обращения ООО "Универсам №2" не оказывают влияния такие факторы, как повышение арендных и тарифных ставок. Таким образом, низкие издержки обращения могут стать основой для обеспечения устойчивого конкурентного положения предприятия на рынке.

Еще один важный показатель конкурентоспособности  предприятия - его валовой доход, так как именно из него формируется прибыль предприятия.

Сумма валового дохода на предприятии  увеличилась на 314,81 тыс. р. или на 4,1%. Средняя торговая надбавка на предприятии снизилась на 0,3% и составила 6,34%, что гораздо ниже средней торговой надбавки по г. Екатеринбургу (18%). Это объясняется тем, что большинство товаров ООО "Универсам №2" реализует по договору комиссии. В результате низкой торговой надбавки уровень валового дохода предприятия (5,97%) ниже, чем уровень издержек (6,34%), что в результате привело к тому, что предприятие получает убыток от торговой деятельности. Для определения границ рентабельности и запаса финансовой прочности необходимо найти точку безубыточности (критическую точку или порог рентабельности). Это такой критический объём валового дохода на предприятии, при котором предприятие не несет убытков, но не имеет и прибыли. На исследуемом предприятии он составляет 21971,4 тыс. р. Таким образом, в настоящий момент предприятие имеет валовой доход ниже критической отметки, и несет убытки. Необходимо увеличить валовой доход на13970,64 тыс. р. или 174% для того, чтобы выйти из зоны убытка и достичь точки безубыточности. Для достижения точки безубыточности на предприятии необходимо:

1) либо при неизменном товарообороте 134126,6 тыс. р. повысить торговую надбавку до 19,6% к себестоимости продукции;

2) либо при неизменной торговой надбавке 6,34% достичь роста товарооборота до 386523,43 тыс. р., т.е. прирост составит 234396,83 тыс. р. или 188,2%.

Уровень конкурентоспособности и  выполнение плана товарооборота  во многом зависит от трудовых факторов: укомплектованности штата продавцами, кассирами и другое; правильности использования фонда рабочего времени; режима работы предприятия; производительности труда и выработки торгово-оперативного работника.

На исследуемом предприятии предусмотрена максимальная численность персонала 129 человек (14 - вспомогательный персонал, 30 - руководители и специалисты и 85 - продавцы). За исследуемый период увеличилось выбытие работников. Так, в 2005 году было уволено 16 человек, что на 1 человека больше, чем в 2004 и 2003 году. Причем выбытие произошло по причине увольнения по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины, что считается отрицательным явлением. Так, в 2005 году было уволено 3 человека за нарушение трудовой дисциплины, при этом в 2004 году увольнения по данной причине не было, что свидетельствует о недостаточном внимании к работе с персоналом. Основной причиной увольнения по собственному желанию является отсутствие на исследуемом предприятии возможности карьерного роста, что особенно важно для молодых работников.

Среди мер по предупреждению текучести  кадров и их закрепленности, используемых на исследуемом предприятии, следует  отметить:

оплата проездных работникам;

выплата отпускных и материальной помощи на оздоровление;

оплата учебы на курсах повышения квалификации и высших учебных заведениях;

оплата путевок в санаторий;

оплачиваемый больничный;

оплачиваемый декрет;

проведение на предприятии общих совместных праздников и подарки всем работникам вне зависимости от занимаемой должности (дни рождения юбилеи, знаменательные даты и пр);

премирование работников.

Важной характеристикой в оценке конкурентоспособности предприятия  торговли является его финансовое состояние, устойчивость и платежеспособность. ООО "Универсам №2" находится в кризисном (критическом) финансовом положении. Предприятие находится на грани банкротства и не способно рассчитаться со своими кредиторами. Такое положение сопряжено с нарушением платежеспособности, снижением доходности деятельности. Основным условием повышения платежеспособности является увеличение доли собственных оборотных средств и снижение доли заемных средств в общих источниках покрытия активов. На исследуемом предприятии наблюдается обратная тенденция, поэтому платежеспособность предприятия очень сильно снизилась.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что предприятие работает неэффективно, но имеет определенные достоинства (прочные и выгодные условия сотрудничества с поставщиками, низкий уровень издержек обращения, длительное присутствие на рынке, удобное месторасположение, большие торговые площади и т.д.). Для более полного представления о деятельности ООО "Универсам №2" и определения его конкурентной позиции необходимо провести комплексный анализ конкурентоспособности

2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия

 

Анализ конкурентоспособности  предприятия начинается с анализа  факторов, оказывающих воздействие на исследуемое предприятие. Все факторы можно разделить на факторы внешней и внутренней среды предприятия.

Конкурентоспособность торгового предприятия во многом зависит от того, насколько предприятие может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. Внешняя среда предприятия включает расположенные вне его пределов, но влияющие на успех розничного бизнеса факторы. В таблице 11 представлены основные факторы внешней (макросреды) и внутренней среды (микросреды) предприятия, которые оказали наибольшее влияние на данное предприятие.

Негативное влияние на исследуемое  торговое предприятие оказывают  деятельность конкурентов, состояние трудовые ресурсы предприятия и неэффективное руководство.

Предприятия торговли обязаны хорошо знать своих конкретных конкурентов, их возможности, достоинства и недостатки.

Также они должны знать общее  состояние конкуренции на выбранном рынке, то есть тип рынка в зависимости от характера конкуренции, систему координат "своего" поля конкуренции, движущие силы конкуренции на своем отраслевом рынке.

В таблице представлены главные  конкурентные силы, оказывающие влияние  на "Универсам №2" согласно модели Портера.

 

Таблица 11 - Влияние факторов внутренней и внешней среды "Универсама №2"

Фактор

Влияние фактора

Факторы внешней среды

1. Экономические факторы и стадия жизненного цикла рынка

Рынок продуктов питания в г. Екатеринбурге находится на этапе роста, о чем свидетельствуют его ежегодные высокие темпы роста (до 20% и прогнозируется 12% до 2010 года). Под действием этого фактора идет усиление конкуренции между предприятиями торговли. Исследуемому предприятию приходится снижать цены и осуществлять поиск путей обеспечения устойчивого конкурентного положения на рынке.

2. Социально-демографические факторы

Рост уровня жизни и доходов  потребителей приводит к росту покупок  и положительно влияет на деятельность исследуемого предприятия. Но вместе с тем растут требования, предъявляемые покупателями к процессу совершения покупки, которые необходимо учитывать в своей деятельности "Универсаму №2"

3. Технологические факторы

Особенно сильное влияние оказало  развитие НТП. Для того, чтобы быть конкурентоспособным, предприятию необходимо соответствовать все более возрастающим требованиям к технологии и оборудованию магазина. Результатом стало то, что предприятие начало внедрение АСУ

4. Политические

Деятельность предприятий торговли регулируется законодательными актами и законами. Государственное регулирование заставляет с помощью лицензирования и сертификации повышать качество реализуемых товаров и услуг. Торговое предприятие в своей деятельности должно соблюдать защиту прав потребителей, обеспечивать безопасность труда, время работы, минимальную заработную плату

Факторы внутренней среды

1. Поставщики.

Данный фактор оказывает слабое воздействие, так как у предприятия  длительные и выгодные связи.90% поставщиков работают с магазином более 5ти лет

2. Конкуренты.

Работа в непосредственной близи  сразу нескольких продовольственных  магазинов ("Купец", "Монетка", "Татищев", "Продукты") более привлекательных по ряду параметров (обслуживание, цены, внешний вид магазина и оформление торгового зала, имидж предприятий) привело к тому, конкурентам удалось привлечь основную часть покупателей Универсама №2. Под давлением конкурентов была введена система дисконтных карт

3. Персонал

Невнимательность персонала к  покупателям и его недостаточная  компетентность также является отрицательным фактором. Кроме того, в магазине сохранились устаревшие методы работы.

4. Руководство.

Магазин лишь недавно стал частным (2 года назад). Но административно-управленческий персонал остался прежним, а вместе с ним сохранилось отношение в предприятию как к государственному. Поэтому основная цель любого торгового предприятия - получение прибыли - в данном случае даже не ставится.


 

Таблица 12 - Влияние на "Универсам №2" пяти сил конкуренции

Сила конкуренции

Влияние

1. Соперни-чество между имеющимися конкурентами

В настоящее время на рынке г. Екатеринбурга достаточно много предприятий розничной торговли продуктами питания. Особенно острая конкуренция наблюдается между лидерами данного рынка - крупными сетями ("Купец", "Кировский", "Монетка"). Это сети регионального масштаба. Кроме того, что у них более выгодное предложение по ценам на товары, чем в "Универсаме №2", у них также более высокий уровень обслуживания, сервиса, дополнительных услуг. Следует отметить и то, что "Кировский" и "Купец" развивает сеть разноформатных магазинов (например, "Купец": "Купец-экономъ" - для малообеспеченных слоев населения, основная часть сети - для среднего класса. ТЦ "Купец" на 8 Марта - для населения со средним и выше среднего доходом).

Таким образом, эта угроза имеет сильное влияние на данное предприятие.

2. Угроза появления новых конкурентов

Эта угроза также является одной  из самых существенных для предприятия. Рынок Екатеринбурга является довольно перспективным с точки зрения столичных и иностранных сетей. Это подтверждает тот факт, что совсем недавно открылись "Гроссмаркет" и "Метро", кроме того, в 2006 году планируется открытие "Ашана", "Рамстора" и второго "Метро"

3. Угроза появления товаров и услуг-заменителей

В настоящее время развиваются Интернет-магазины и телефонные службы прямой доставки продуктов на дом. Однако их удельный вес в общем товарообороте города по продуктам питания невысок, поэтому данная угроза сильного воздействия на предприятие не оказывает.

4. Способность поставщиков торговаться

Эта угроза также несущественна  для "Универсама №2", так как предприятие существует уже 30 лет, имеет длительные связи с поставщиками, кроме того, поставщики предоставляют предприятию максимально возможные скидки и идут на уступки по условиям оплаты и доставки, о чем было сказано выше.

5. Способность покупателей торговаться

Большинство сетей предоставляют  своим покупателям дисконтные карты  и скидки на некоторые товары, что  исследуемое предприятие предложить не может. При этом следует отметить тот факт, что многие покупатели чувствительны к различным скидкам. Поэтому руководством ООО "Универсам №2" было принято решение о введении с октября 2005 года дисконтных карт, дающих 2% скидки на товары, представленные в магазине. С 1 января 2006 года скидка по дисконтным картам увеличилась до 5%.


 

Кроме того, следует отметить барьеры  для входа и выхода на исследуемый  рынок (рисунок 7).

 

Барьеры для входа на рынок:

Административные барьеры (тяжело получить все необходимые документы: лицензии, свидетельства; высокие требования: сертификаты качества на продукцию, ветеринарные свидетельства и т.д.; тяжело получить разрешения всех инстанций: санэпидемстанции, пожарной службы, архитектурно-строительной и т.д.);

Потребительские предпочтения (современные потребители предъявляют высокие требования не только к качеству реализуемых товаров, но и к обслуживанию, дизайну и оформлению, наличию дополнительных услуг и пр);

Неспособность руководства определить маркетинговую стратегию развития (на данный момент предприятие работает "как получится");

Потребительские привычки (преданность покупателей определенным магазинам);

Высокие затраты на открытие крупного магазина;

Доступ к каналам распределения (каналы распределения продукции "контролируются" крупными сетевыми компаниями ("Кировский", "Купец", "Монетка"), которые оказывают давление на поставщиков в целях недопущения новых конкурентов на рынок ("Пятерочка", "Метро");

Высокая конкуренция (со стороны крупных сетей, типа "Купец", "Монетка", "Кировский", а также небольших, но успешных магазинов в районе, где расположен магазин).

Барьеры для выхода с рынка:

Долгосрочные и другие активы (в предприятие вложены инвестиции, которые были направлены на закупку нового оборудования, внедрение АСУ, частичный ремонт помещений; кроме того, большая часть денежных средств вложены в товарные запасы);

Высокие затраты (при закрытии предприятия необходимо будет реализовать не только товарные запасы, но и оборудование предприятия. Так как они будут реализовываться по заниженной цене, это приведет к излишним затратам и убыткам, а также высокие затраты на покрытие задолженностей перед дебиторами, на покрытие обязательств, на сворачивание бизнеса);

Взаимодействие и интегрирование с другими фирмами (тесные связи с производителями и крупными оптовыми структурами);

Административные и социальные ограничения;

Сопротивление высшего руководства. Оно стремится сохранить независимость предприятия и остаться на рынке.


Рисунок 7. Барьеры для входа и выхода на исследуемый рынок

 

Невозможно говорить о конкурентоспособности торгового предприятия без определения целевого рынка, на обслуживании которого оно специализируется. Идентификация потребителей - первый шаг любого розничного продавца. Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает товар и услугу, реализуемые торговым предприятием. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены к продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления