Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:05, дипломная работа
Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности оптового предприятия.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
рассмотреть виды конкурентоспособности
выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
дать оценку конкурентоспособности оптового предприятия ООО «Изобилие»
определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В ТОРГОВЛЕ
1.3 КОНКУРЕНЦИЯ В РОЗНИЧНОЙ ПРОДУКТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "УНИВЕРСАМ №2"
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3. РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
На предприятии используется традиционная форма процесса розничной продажи, то есть продажа за наличный расчет с выдачей товара покупателю после оплаты наличными деньгами. Используемый метод продажи - самообслуживание. Средний покупатель затрачивает около 20 минут на осмотр, подборку и оплату необходимого ему набора продуктов. Из них 3-5 минут он проводит на кассовом узле. Следует отметить, что это слишком много, так как установленный норматив составляет не более 2 минут. На расчетно-кассовом узле предприятия 6 касс, при этом все вместе они работают крайне редко. Даже в часы пик работают 4 кассы. В остальное время обычно работают только 2 кассы, что, естественно, приводит к ожиданию в очереди. В этом случае у покупателя возникает ощущение, что магазин в нем не заинтересован. Это может привести к тому, что в следующий раз покупатель обратится в другой магазин, а конкурентов вокруг очень много.
Без покупки выходят лишь 10-15% покупателей. Это свидетельствует о том, что у предприятия свои постоянные клиенты, которые знают, зачем идут в этот магазин и что они там найдут.
В качестве формирования и закрепления круга постоянных покупателей, а также для привлечения новых, с октября 2005 года была введена система дисконтных карт, по которым покупатель может приобрести товар со сидкой 2%. С 1 января 2006 года процент скидки был увеличен до 5%.
ООО "Универсам №2" не использует снижение цен, так как не испытывает необходимости "избавляться" от товара: любая просроченная или не реализованная в срок продукция отправляется обратно поставщику и предприятие не несет убытков.
Ассортимент магазина "Универсам №2" включает в себя более 6000 наименований продукции, при этом внедрение АСУ находится только на первой стадии, что очень сильно затрудняет учет товарных запасов. Кроме того, ассортимент предприятия неустоявшийся и подвержен серьезным изменениям. Однако если слишком часто менять ассортимент, то потребитель будет приходить в магазин каждый раз как в первый раз и не будет знать, найдет ли он тот товар, который ему нужен. Это заставляет чувствовать потребителя дискомфорт, так как он может посетить магазин напрасно, не найдя необходимого товар, и как следствие, этот потребитель, скорее всего, будет потерян для предприятия. С другой стороны, абсолютно негибкая ассортиментная политика магазина может привести опять же к потери потребителей, так как в таком случае магазин может упустить из виду смену потребностей покупателей.
Провести анализ товарной и ассортиментной политики ООО "Универсам №2" можно с помощью матрицы БКГ.
В области товарной политики предприятия основное внимание уделяется проблемам ассортиментной политики.
Для образования "товарного портфеля" товары делятся на несколько категорий, отраженных в матрице Бостонской консалтинговой группы (Boston consulting group). Матрица выделяет четыре категории товаров в зависимости от двух показателей: удельного веса в товарообороте предприятия и темпа роста продаж.
К категории прибыльных товаров относятся "дойные коровы", потенциально прибыльными являются "звезды" и, возможно, "трудные дети", неприбыльными в настоящий момент являются "собаки".
Для ООО "Универсам №2" товарные группы распределились в следующем соотношении (таблица 9):
Таблица 9 - Категории товаров по торговому предприятию
Категория товаров |
Наименование товарной группы |
Доля в товарообороте,% |
"Дойные коровы" |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
2,7 |
Кондитерские изделия |
8,8 | |
Масло |
2,6 | |
Рыба и морепродукты |
4,3 | |
Овощи и фрукты |
5 | |
Непродовольственные товары |
4,8 | |
Всего |
28,2 | |
"Звезды" |
Заморозка |
1,4 |
Бакалея |
5,6 | |
Всего |
7,0 | |
"Трудные дети" |
Прочие продовольственные |
21,4 |
Всего |
21,4 | |
"Собаки" |
Молоко и молочные продукты |
12,6 |
Мясные и колбасные изделия |
18,1 | |
Вина и спиртные напитки |
12,6 | |
Всего |
43,3 |
Данные таблицы 9 свидетельствуют, что товарный портфель предприятия является несбалансированным, так как на долю "трудных детей" должно приходиться 10% товаров, "Звезд" - 30%, "Дойных коров" - 55%, "Собак" - 5%. Таким образом, на предприятии необходима разработка эффективной товарной политики, но для этого необходим анализ более мелких групп товаров. В быстро изменяющейся среде фирма должна постоянно оценивать структуру своей деятельности, своевременно принимая решения о прекращении выпуска неприбыльных и бесперспективных товаров.
Ежегодно на предприятии происходит снятие убыточных и нерентабельных позиций и замена их новыми. Обновляется до 30% продукции. Однако следует заметить, что ассортиментная политика предприятия формируется не на основе анализа ассортимента, а на основе опыта и "на глазок", что в результате приводит к несбалансированности ассортимента и товарного портфеля организации, о чем говорилось выше. Так, в ноябре 2005 года был сокращен ассортимент пельменей с 50 наименований до 30, однако уже через 3 недели он был восстановлен, так как стали поступать жалобы от потребителей. Поэтому на предприятии формируется ассортимент исходя из желания максимально удовлетворить потребности всех групп потребителей без анализа доходности и прибыльности товара, что в результате приводит к необоснованному росту наименований товаров в ассортименте предприятия, росту издержек обращения, связанных с формирование ассортимента, товарных запасов, их хранением, доработкой и упаковкой, и снижению доходности. Отсутствие мотивации к разработке ассортиментной и товарной политики предприятия объясняется тем, что основную прибыль предприятие получает не с торговой деятельности, а от сдачи своих площадей в аренду и комиссионных платежей от поставщиков за реализованную продукцию.
Поставщиками ООО "Универсам №2" являются более 350 организаций. Только по молочной продукции насчитывается около 50 поставщиков, по хлебу и хлебобулочным изделиям - около 40. Основными поставщиками магазина являются крупные оптовые компании и производители продуктов питания. Среди них следует выделить:
1. Молоко и молочная продукция: ОАО "Молоко", ООО "Молочный вкус", Славмолоко, Юниленд Екатеринбург, ТД "Заречный", Уралмилк, "Ви Ай Пи";
2. Торты: "Каллипсо", "9 островов", Уралмашобщепит, ИП Домахин;
3. Крупные производители продуктов питания: Екатеринбургский хлебокомбинат, Нижнетагильский хлебокомбинат, Свердловская птицефабрика, Рефтинская птицефабрика, Екатеринбургский мясокомбинат, Екатеринбургский жирокомбинат, Комбинт рыбной гастрономии, Рыбпромкомплекс, ЗАО "Хладторг", "Сыробогатовъ";
4. Крупные оптовые компании: ООО Интерон", ООО ПК "Партнеры и Смарт", ООО "Интер Атлантик Бриз", ООО "Бест", Зао "Компания ВиП", ООО "Торговый дом "Союз Предпринимателей", ООО ОТК "Продукты Урала".
Около трети поставщиков - сами производители продукции (например, все поставщики колбасных изделий, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, являются производителями, все поставщики молочной и бисквитно-кремовой продукции, а также поставщики пива).
Доля мелких оптовых компаний не превышает 20% в общей массе поставщиков.
Хотя многие оптовики предлагают одну и ту же продукцию, сократить число поставщиков в настоящее время не представляется возможным, так как каждый из них предлагает более выгодные условия на какой-либо определенный товар. Сокращение числа поставщиков привело бы к упрощению работы с поставщиками и организации заказов на поставку. Однако это невозможно, пока на рынке не появятся крупные оптовые компании, которые будут выступать в роли единых распределительных центров.
На предприятии товар
Для более полной характеристики предприятия необходим анализ его хозяйственной деятельности. Следует отметить, что предприятие существует только с сентября 2003 года, поэтому будут приведены данные за 2004 и 2005 год.
Основные показатели деятельности ООО "Универсам№2" за 2004 и 2005 года представлены в таблице 10.
Таблица 10 - Основные показатели деятельности магазина "Универсам №2" за 2004 и 2005 год, тыс. р.
Показатель |
Фактически за 2004 год |
Фактически за 2005 год |
Отклонение от 2004 года |
В процентах к 2004 году |
Товарооборот, тыс. р. |
||||
в действующих ценах |
123370,11 |
134126,6 |
10756,5 |
108,7 |
в сопоставимых ценах |
123370,11 |
119862,9 |
-3507,21 |
97,2 |
Валовой доход, тыс. р. |
7685,95 |
8000,76 |
314,81 |
104,1 |
Уровень валового дохода,% |
6,23 |
5,97 |
-0,26 |
95,83 |
Средняя торговая надбавка на предприятии,% |
6,64 |
6,34 |
-0,3 |
95,5 |
Издержки обращения, тыс. р. |
10362,2 |
10902,8 |
540,6 |
105,2 |
Уровень издержек обращения,% |
8,4 |
8,13 |
-0,27 |
96,8 |
В т. ч. условно-переменные, тыс. р. |
5748,2 |
6288,8 |
540,6 |
109,4 |
Уровень условно-переменных,% |
4,66 |
4,68 |
0,02 |
100,6 |
Условно-постоянные, тыс. р. |
4614 |
4614 |
0 |
100 |
Уровень условно-постоянных,% |
3,7 |
3,4 |
-0,3 |
92 |
Затратоотдача, р.: |
|
|
|
|
в действующих ценах |
11,9 |
12,3 |
0,4 |
103,3 |
в сопоставимых ценах |
11,9 |
11 |
-0,9 |
92,34 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. р. |
-2676,25 |
-2902,04 |
-225,79 |
108,4 |
Среднесписочная численность работников чел. |
127 |
123 |
-4 |
96,85 |
в том числе торгово-оперативных |
83 |
79 |
-4 |
95,18 |
Удельный вес торгово- |
65,35 |
64,23 |
-1,12 |
98,27 |
Среднегодовая выработка одного торгового работника, тыс. р.: |
|
|
|
|
в действующих ценах |
1002,9 |
1090,4 |
87,5 |
108,7 |
в сопоставимых ценах |
1002,9 |
974,5 |
-28,4 |
97,2 |
Среднегодовая выработка одного торгово-оперативного работника, тыс. р.: |
|
|
|
|
в действующих ценах |
1534,6 |
1697,8 |
163,2 |
110,6 |
в сопоставимых ценах |
1534,5 |
1517,2 |
-17,3 |
98,8 |
Торговая площадь, кв. м. |
1219 |
1219 |
- |
100 |
Товарооборот на 1 кв. м. торговой площади |
101,2 |
110,03 |
8,83 |
108,73 |
Данные таблицы 10 свидетельствуют, что в настоящий момент предприятие работает в убыток. Однако следует отметить, что предприятие получает доход не только от торговой деятельности. ООО "Универсам №2" работает по договору комиссии со многими своими поставщиками и получает комиссионные, кроме того, часть площадей сдается в аренду. Таким образом, в таблице 10 представлена эффективность торговой деятельности предприятия.
Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем объеме продаж, объем деятельности, степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов. Оценка конкурентоспособности торгового предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе товарооборота и позволяет определить его возможности на рынке. Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, его товарной политики, при принятии решений о включении в ассортимент или снятии различных товаров с продажи, в процессе выработки оптимальных пропорций товарооборота.
За 2005 год товарооборот предприятия вырос на 10756,5 тыс. р. или на 8,7% к прошлому году. При этом темпы тоста валового дохода медленнее, чем темпы роста товарооборота и составляют лишь 4,1%. Уровень валового дохода снизился на 0,26%, темп снижения 4,17%.
На развитие товарооборота большое
влияние оказало повышение
Темпы роста товарооборота опережают темпы роста издержек обращения, что является положительным показателем для предприятия. Хотя издержки обращения выросли по сумме, по уровню они снизились на 0,27% к обороту и темп снижения составил 3,2% к прошлому году. Это свидетельствует о повышении эффективности управления издержками обращения предприятия. Однако при этом товарооборот увеличивается быстрее роста издержек обращения в основном за счет роста цен, а не за счет увеличения объемов продаж. Это свидетельствует о низком качестве формирования товарооборота.
Важным показателем
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления