Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:05, дипломная работа
Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности оптового предприятия.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
рассмотреть виды конкурентоспособности
выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
дать оценку конкурентоспособности оптового предприятия ООО «Изобилие»
определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В ТОРГОВЛЕ
1.3 КОНКУРЕНЦИЯ В РОЗНИЧНОЙ ПРОДУКТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "УНИВЕРСАМ №2"
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3. РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Недостатки ООО "Универсам №2" можно объединить в 4 группы:
1) атмосфера предложения. Старое здание, неуютный торговый зал, устаревшее оформление в сумме с плохой освещенностью зала и его вентилируемостью отпугивают потенциальных потребителей, так как в последние годы с повышением уровня качества жизни потребитель предъявляет все более высокие требования при выборе места покупки и решающим становится не столько цена товара, сколько атмосфера его предложения, которая складывается на основе общего впечатления покупателей от магазина;
2) самые высокие цены на товары. Причем они не подкреплены соответствующим уровнем обслуживания. Конкуренты предлагают тот же товар, но по ценам ниже и при более высоком уровне обслуживания и атмосфере предложения. Поэтому основная масса покупателей заходит в магазин за небольшой срочной покупкой, когда нет желания идти в магазин, расположенный дальше, ради незначительной покупки. Это подтверждает и средний чек покупки - всего 150 р., самый низкий среди конкурентов и неприемлемый для магазина такого формата;
3) низкий уровень и качество обслуживания. Продавцов-консультантов практически никогда не бывает в торговом зале, а из 6 касс в лучшем случае работают 4. таким образом, магазин никак не демонстрирует свою заинтересованность в конечном покупателе. А так как современный покупатель отдает предпочтение вежливому, компетентному и быстрому обслуживанию, данный фактор значительно повлиял на сокращение количества покупателей магазина;
4) отсутствие логики и концепции руководства. Хотя этот фактор наименее заметен для потребителей, он является самым значительным. Именно руководство определяет всю деятельность торгового предприятия. Руководство "Универсама №2" не менялось около 10 лет, на предприятии сохранились устаревшие неэффективные способы и приемы управления текущей деятельностью без ее анализа и планирования на будущий период. А в современных условиях рынка именно этот фактор дает наиболее устойчивые конкурентные преимущества, так как наиболее сложен для воспроизведения конкурентами. И руководство должно основываться не столько на прошлом опыте работы предприятия, сколько прогнозировать его в будущем.
Таким образом, исследуемому предприятию необходима выработка конкурентной стратегии, направленная в будущее и позволяющая обеспечить ему устойчивое конкурентное положение на заданном рынке. Это можно сделать на основе анализе и оценке конкурентоспособности торгового предприятия.
Наиболее слабые стороны предприятия, а также его конкурентные преимущества, на которых будет базироваться конкурентная стратегия торгового предприятия, будут определены в ходе оценки конкурентоспособности торгового предприятия.
Оценка конкурентоспособности необходима для обоснования принимаемых руководством торгового предприятия решений по управлению его деятельностью.
Оценку конкурентоспособности предприятия следует проводить несколькими методами, так как это обеспечит максимальное соответствие полученных результатов реальному положению расстановки конкурентных сил на рынке и позволит определить комплексный показатель конкурентоспособности предприятия с учетом большего количества факторов.
Начнем проведение оценки конкурентоспособности с применения маркетингового подхода к оценке конкурентоспособности торгового предприятия.
Основным достоинством данного метода является определение требований и ожиданий потребителей к магазину и возможность на их основе разработать направления улучшения деятельности предприятия.
Сначала необходимо определить те характеристики, которые могут помочь торговцу определить конкурентоспособность уже существующего магазина. К таким характеристикам относятся:
ассортимент товаров, рассматриваемый с точки зрения его ширины (разнообразия товарных групп) и глубины (количества моделей одного товарного ряда);
комплекс услуг, в том числе: помощь при выборе товара, разного рода дополнительные услуги (обмен валюты, обеспечение парковки автомобиля и др.);
уровень цен и динамика их изменения в соответствии с изменением различных факторов внешней среды (цены конкурентов, сезонность и т.д.);
место расположения магазина, его доступность, от которых зависит время похода за покупками;
время работы магазина и время пребывания в нем, зависящее от легкости обнаружения нужных товаров, длины очереди в кассы;
уровень обслуживания (квалификация персонала);
атмосфера магазина, которая зависит от того, как оформлен интерьер, от уровня гигиены, расстановки товаров, освещения, музыкального фона и т.д.
Перечисленные характеристики служат потребителям в качестве критериев при сравнении магазинов.
Данная методика оценки конкурентоспособности магазина включает следующие три этапа:
1. Анкетный опрос покупателей на выходе из магазина. На исследуемом предприятии он производился с помощью анкеты, приведенной в Приложении В. Всего было заполнено 65 анкет.
2. Определение степени удовлетворенности покупателей на основе обработки анкет оценки магазина.
3. Выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности магазина.
Результаты обработки
Таблица 17 - Результаты обработки анкет
№ п/п |
Название критерия |
Важность критерия для покупателя |
Оценка степени |
7 |
Комплекс дополнительных услуг |
113 |
4,7 |
5 |
Атмосфера магазина |
96 |
2,3 |
3 |
Уровень цен |
92 |
3,0 |
1 |
Ассортимент |
86 |
4,3 |
4 |
Длина очередей |
82 |
3,2 |
6 |
Удобство расположения товаров |
75 |
4,1 |
8 |
Уровень обслуживания и квалификации персонала |
67 |
3,5 |
2 |
Время работы |
54 |
4,6 |
На основе данных таблицы 17 можно сделать следующие выводы:
1. Для покупателей исследуемого магазина наиболее важны комплекс дополнительных услуг, предоставляемых на предприятии, атмосфера магазина и уровень цен.
2. Покупатели удовлетворены работой магазина в большей степени по наиболее важному критерию - комплексу дополнительных услуг, и наименее важному - времени работы магазина.
3. В достаточной степени потребители удовлетворены ассортиментом предприятия и удобством расположения товаров.
4. Покупатели не удовлетворены по двум наиболее важным показателям: атмосфере магазина и уровню обслуживания, а также по критериям длины очередей и уровню цен.
Для повышения
улучшить атмосферу
повысить уровень обслуживания и квалификации персонала (разработка кадровой политики, систем стимулирования и мотивации персонала, должностных инструкций в соответствии с рыночными требованиями, повышение квалификации персонала, проведение семинаров и обучающих курсов для персонала по разъяснению принципов работы с покупателями, ориентированные на рынок);
сокращать длину очередей (решение максимально простое - работа всех касс одновременно);
снижать цены (реконструирование системы связей и работы с поставщиками, разработка ассортиментной и ценовой политики предприятия).
Заметим, что нельзя просто раздать опросные анкеты - процент заполненных анкет будет весьма мал Нужно заполнить анкету совместно с посетителем, освобождая его от чтения пояснений в анкете, терпеливо разъясняя ему, что он должен сделать.
Недостатком данного метода оценки
конкурентоспособности
Для устранения данного недостатка и определения положения на рынке ООО "Универсам №2" относительно конкурентов можно использовать матрицу "позиция предприятия / привлекательность рынка" (матрица McKinsey).
Для этого необходимо определить факторы
рыночной привлекательности отрасли
и факторы
Магазин "Купец" рассматриваться не будет, так как в настоящее время он закрыт на ремонт.
В таблице 18 представлены факторы рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия и их оценка в отношении магазина "Универсам №2".
Таблица 18 - Оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении магазина "Универсам №2".
№ |
Факторы оценки |
Оценка |
Вес |
Взвешенная оценка |
Факторы рыночной привлекательности | ||||
1 |
Величина рынка |
5 |
0,1 |
0,5 |
2 |
Развитие рынка |
5 |
0,1 |
0,5 |
3 |
Конкурентная структура |
3 |
0,1 |
0,3 |
4 |
Отраслевая прибыльность |
5 |
0,1 |
0,5 |
5 |
Чувствительность рынка к |
5 |
0,05 |
0,25 |
6 |
Платежеспособность покупателей |
10 |
0,12 |
1,2 |
7 |
Торговые отношения (сила переговоров) |
10 |
0,06 |
0,6 |
8 |
Барьеры для входа на рынок |
7 |
0,03 |
0,21 |
9 |
Возможные помехи снабжения сырьем |
10 |
0,03 |
0,3 |
10 |
Технические факторы |
3 |
0,12 |
0,36 |
11 |
Социальные факторы |
10 |
0,07 |
0,7 |
12 |
Юридические факторы |
10 |
0,08 |
0,8 |
13 |
Человеческие факторы |
7 |
0,04 |
0,28 |
Итого |
- |
1 |
6,5 | |
Факторы конкурентоспособности | ||||
1 |
Размер предприятия |
7 |
0,04 |
0,28 |
2 |
Темпы роста |
5 |
0,06 |
0,3 |
3 |
Доля рынка |
5 |
0,03 |
0,15 |
4 |
Прибыльность |
3 |
0,08 |
0,24 |
5 |
Технологический уровень |
3 |
0,05 |
0,15 |
6 |
Ассортимент |
3 |
0,09 |
0,27 |
7 |
Цены |
3 |
0,1 |
0,3 |
8 |
Уровень и качество обслуживания |
3 |
0,12 |
0,36 |
9 |
Имидж |
3 |
0,1 |
0,3 |
10 |
Человеческие ресурсы |
3 |
0,08 |
0,24 |
11 |
Коммуникации на рынке |
10 |
0,12 |
1,2 |
12 |
Финансовая сила |
5 |
0,08 |
0,4 |
13 |
Дополнительные услуги |
10 |
0,05 |
0,5 |
Итого |
- |
1 |
4,69 |
Для обеспечения сопоставимости получаемых в результате данных для оценки конкурентов будут использованы те же факторы.
Для магазина "Универсам №2" суммарный показатель рыночной привлекательности составил 6,5, конкурентоспособности предприятия - 4,69.
Для магазина "Монетка", факторы рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия и их оценка представлены в таблице19.
Таблица 19 - Оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении магазина "Монетка"
№ |
Факторы оценки |
Оценка |
Вес |
Взвешенная оценка |
Факторы рыночной привлекательности | ||||
1 |
Величина рынка |
7 |
0,1 |
0,7 |
2 |
Развитие рынка |
10 |
0,1 |
1 |
3 |
Конкурентная структура |
5 |
0,1 |
0,5 |
4 |
Отраслевая прибыльность |
5 |
0,1 |
0,5 |
5 |
Чувствительность рынка к |
5 |
0,05 |
0,25 |
6 |
Платежеспособность покупателей |
10 |
0,12 |
1,2 |
7 |
Торговые отношения (сила переговоров) |
10 |
0,06 |
0,6 |
8 |
Барьеры для входа на рынок |
10 |
0,03 |
0,3 |
9 |
Возможные помехи снабжения сырьем |
10 |
0,03 |
0,3 |
10 |
Технические факторы |
10 |
0,12 |
1,2 |
11 |
Социальные факторы |
10 |
0,07 |
0,7 |
12 |
Юридические факторы |
10 |
0,08 |
0,8 |
13 |
Человеческие факторы |
7 |
0,04 |
0,28 |
Итого |
- |
1 |
8,33 | |
Факторы конкурентоспособности | ||||
1 |
Размер предприятия |
7 |
0,04 |
0,28 |
2 |
Темпы роста |
7 |
0,06 |
0,42 |
3 |
Доля рынка |
10 |
0,03 |
0,3 |
4 |
Прибыльность |
10 |
0,08 |
0,8 |
5 |
Технологический уровень |
10 |
0,05 |
0,5 |
6 |
Ассортимент |
7 |
0,09 |
0,63 |
7 |
Цены |
10 |
0,1 |
1 |
8 |
Уровень и качество обслуживания |
5 |
0,12 |
0,6 |
9 |
Имидж |
5 |
0,1 |
0,5 |
10 |
Человеческие ресурсы |
7 |
0,08 |
0,56 |
11 |
Коммуникации на рынке |
10 |
0,12 |
1,2 |
12 |
Финансовая сила |
10 |
0,08 |
0,8 |
13 |
Дополнительные услуги |
5 |
0,05 |
0,25 |
Итого |
- |
1 |
7,84 |
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления