Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:05, дипломная работа
Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности оптового предприятия.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
рассмотреть виды конкурентоспособности
выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
дать оценку конкурентоспособности оптового предприятия ООО «Изобилие»
определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В ТОРГОВЛЕ
1.3 КОНКУРЕНЦИЯ В РОЗНИЧНОЙ ПРОДУКТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "УНИВЕРСАМ №2"
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3. РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вопрос о
Маркетинговые исследования - это систематический сбор, анализ и отражение данных, необходимых для решения тактических и стратегических задач, стоящих перед фирмой на том или ином рынке в тех или иных условиях [17, C.6].
Главной задачей маркетинговых исследований внешней коммерческой среды и внутренней деятельности самого предприятия является ответ на вопрос о том, какие меры следует предпринять фирме для завоевания или поддержания собственной конкурентоспособности. Для этого фирма должна знать о своих возможностях (сильных и слабых сторонах) и о сильных и слабых сторонах конкурентов.
Маркетинговые исследования обычно включают две составляющие (по основным направлениям) [61]:
рыночное исследование (исследование внешней коммерческой среды);
исследование деятельности самого предприятия (по товару, цене, товародвижению, продвижению; анализ сильных и слабых сторон и возможностей предприятия).
Первая из этих составляющих включает следующие основные направления:
Изучение потребителей (в т. ч. существующих и потенциальных), выявление системы их предпочтений и намерений;
Изучение рыночной сегментации;
Анализ конъюнктуры рынка (в т. ч. определение тенденций изменения рынка, оценка его емкости, прогноз объема спроса);
Анализ конкуренции на рынке;
Анализ рыночных позиций предприятия.
Оценка состояния компании позволяет получить важную информацию об угрозах и положительных возможностях окружающей среды и о сильных и слабых сторонах самой компании. На основе результатов проведенного анализа формулируются долгосрочные и среднесрочные цели и определяются наиболее важные из них. Приоритетные долгосрочные и среднесрочные цели конкретизируются в краткосрочных целях, содержащих определенные количественные ориентиры.
Конкурентоспособность предприятия может достигаться при выборе соответствующей конкурентной стратегии.
Стратегия (от греч. "стратогос" - войско, "эгос" - веду) - это абстрактно-нормативное представление о способе достижения перспективной цели организации (в рамках ее миссии), учитывающее внешние и внутренние условия ее существования и отражающее основные этапы пути прихода к цели.
Успешная стратегия - это:
1 - знание направления движения компании
2 - понимание пути, который ведет в желаемое будущее.
Процесс разработки стратегии предприятия с целью достижения конкурентоспособности включает:
1) определение конкурентоспособного стратегического положения предприятия на рынке
2) оценку взаимодействия внутренних и внешних факторов;
3) определение стратегических альтернатив поведения предприятия на рынке и его развития;
4) выработку конкурентоспособной стратегии, отвечающей сложившейся ситуации и целям предприятия.
Интенсивность конкуренции в розничной торговле постоянно повышается - появляются новые формы торговли и новые технологии, изменяются потребности покупателей, что обуславливает повышение значения стратегического планирования. Стратегия указывает фирме общее направление, следуя которому она эффективно взаимодействует с миром розничной торговли, его средой и покупателями [18, C.117].
Сущность формулирования конкурентной
стратегии состоит в
Рисунок 4. Модель Портера [31, C.38]
Пять конкурентных сил - угроза вхождения на рынок новых участников, угроза появления субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков и соперничество между действующими конкурентами - отражают тот факт, что конкуренция в отрасли выходит далеко за рамки действующих игроков. Потребители, поставщики, субституты, потенциальные участники - все это "конкуренты" для компаний отрасли, которые могут быть более или менее влиятельными в зависимости от конкретных обстоятельств. Конкуренция в таком широком смысле может быть определена как расширенное соперничество.
Все пять конкурентных сил совместно определяют интенсивность отраслевой конкуренции и прибыльность, при этом наиболее мощная сила или силы приобретают решающее значение с точки зрения формулирования стратегии.
Для противодействия пяти конкурентным силам и достижения лучших показателей по сравнению с другими фирмами отрасли необходимо выделить следующие три потенциально успешных базовых стратегических подхода:
1. Абсолютное лидерство в издержках (стремление иметь самые низкие в отрасли издержки, т.е. стратегия руководящей роли в области издержек);
2. Дифференциация (поиск путей дифференциации реализуемой продукции от продукции конкурентов);
3. Фокусирование (фокусирование на узкой части, а не на всём рынке; стратегия фокуса, или ниши). [56, C.11]
Наглядно конкурентные стратегии можно представить на рисунке 5.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ |
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО | ||
Уникальность продукта, воспринимаемая потребителем |
Позиция низкого уровня издержек | ||
В рамках всей отрасли |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ |
АБСОЛЮТНОЕ ЛИДЕРСТВО В | |
В рамках отдельного сегмента |
|||
ФОКУСИРОВАНИЕ | |||
Рисунок 5. Три базовых варианта стратегии [30, 77]
Принятие решения об использовании
той или иной конкурентной стратегии
может базироваться на модели Портера,
Графическая интерпретация
Рисунок 6. Модель Портера [56, C. 19]
На основе данной модели можно сделать следующие рекомендации.
Фирма с небольшой долей на рынке может преуспеть, имея четко концентрированную стратегию и сосредоточивая свои усилия на одной конкурентной "нише", даже если её общая доля на рынке незначительна.
Компания, имеющая большую долю
на рынке, может осуществлять успешную
предпринимательскую
Три базовых варианта стратегии различаются не только функциональными характеристиками, но и другими параметрами. Чтобы успешно их осуществлять, требуются различные ресурсы и квалификация. Кроме того, для базовых вариантов стратегий необходимы различные организационные условия, процедуры контроля и системы стимулов. Поэтому для достижения успеха, как правило, требуется долгосрочная приверженность определенной стратегии как задаче первостепенной важности. В таблице 8 представлены некоторые имеющие общее значение условия, связанные с реализацией базовых вариантов стратегии.
Таблица 8 - Требования к предприятию, влияющие на выбор конкурентной стратегии [31, C.79]
Базовая стратегия |
Общие требования к ресурсам и квалификации |
Общие требования к организационным условиям |
Абсолютное лидерство в издержк |
Реальные инвестиции и доступ к капиталу Навыки и опыт работы в данной отрасли Тщательный надзор и контроль за трудовыми процессами Низкозатратная система |
Жесткий контроль за уровнем издержек Частые и детальные Четкая организационная Стимулирование на основе четких количественных показателей |
Дифференци-ация |
Высокий потенциал маркетинга Творческие способности Высокий потенциал фундаментальных исследований Значительный опыт работы в отрасли или уникальное сочетание навыков, полученных в других отраслях Возможность обеспечения высокой потребительской ценности реализуемого товара или услуги |
Тесная функциональная координация НИОКР и маркетинга Субъективные оценки и стимулы вместо количественных показателей Возможности привлечения |
Фокусирова-ние |
Сочетание указанных выше условий и мер, направленных на достижение конкретной стратегической цели |
Сочетание указанных выше условий и мер, направленных на достижение конкретной стратегической цели |
Базовые варианты стратегии могут также потребовать различных стилей руководства, существенно изменить корпоративную культуру и атмосферу, а также привлечь людей различного типа.
Важнейшая составная часть
Формирование
В последние годы розничная торговля постоянно лидирует в списке наиболее прибыльных отраслей. С 2002 г. торговая отрасль стала лидером по привлечению иностранных инвестиций, обогнав промышленность. В этой активно растущей отрасли занято 11 млн. человек. Важно, что уровень износа основных фондов в ней не превышает 30%, что выгодно отличает ее от состояния всей экономики в целом, где аналогичный показатель на 20% больше. В отрасли очень высок уровень нового строительства, оцениваемый в 70-75% вводимых торговых площадей [64, C.14].
Отрасль отличается также высокой долей частной собственности (около 96%) и все возрастающим уровнем конкуренции - стимулом ее дальнейшего роста.
Предприятия розничной торговли занимают первые места в списке наиболее прибыльных подотраслей российской экономики (70-72% прибыльных предприятий).
Рынок розницы в России - один из самых динамично развивающихся в мире, темпы роста российского ретейла составляют около 7% в год, такие показатели есть только в Китае.
Объем розничной торговли продуктами питания в 2005 году превысил 110 млрд. долларов: это на 23% больше, чем годом ранее. Сетевые компании растут в среднем почти втрое быстрее - 65%.
Подобное стремительное
Залог активного роста
Основа роста доходов - повышение зарплаты. Она за последние 4 года росла активными темпами (19% в 2003 г., 14% в 2004-м). Всего за период с 2000 по 2004 г. средний заработок по России вырос на 75,8 процента.
Благодаря позитивным переменам в структуре денежных доходов, росту реальной заработной платы, социальных трансфертов, с 2000 г. начала меняться и структура потребления.
Во-первых, стали повышаться стандарты питания, в частности, увеличились объемы потребляемых мяса, молока, фруктов, ягод, тогда как картофель, игравший заметную роль в рационе населения в 1998-99 гг., постепенно уступал свои позиции.
Во-вторых, сначала стабилизировалась, а затем начала снижаться доля расходов на товары первой необходимости. В частности, доля хлеба и хлебопродуктов сократилась с 8,6% до 7,1%. В структуре оборота розничной торговли реализация непродовольственных товаров демонстрировала большую динамичность в сравнении с продуктами питания и их соотношение в 2005 году составило 48% (продтовары) и 52% (непродовольственные товары).
Безработица в России, по официальным данным, в последние годы сокращается незначительно. Общая численность безработных составляет примерно 5,5 млн человек, или около 8% от активного населения. Тем не менее социологи считают, что страх перед безработицей проходит и на рынке труда крупных городов предложение вакансий сейчас превышает спрос.
В сегменте продуктов питания соотношение отечественных и импортных товаров составляет 70% и 30% соотвественно.
Все больше россиян готовы платить дороже за гарантированное качество товаров и услуг, за широкий выбор, за удобство процесса покупки. Такие условия могут обеспечить торговые сети, среди преимуществ которых: консолидация закупок, позволяющая получать серьезные внешние скидки, и централизация контрольно-управленческих функций, ведущая к серьезному снижению внутренних издержек. Неудивительно, что обороты сетей стремительно растут. В Москве, например, их доля в розничном товарообороте составляет 20%. По оценкам ряда аналитиков, в ближайшие 3 года доля сетей может составить до 60% оборота.
Привлекательность рынка розничной торговли продуктами питания привела к тому, что крупные западные сети заявили о намерениях активного развития в России (например Bilia (Германия) и Kingfisher (Великобритания)). Приход новых иностранных операторов, конечно, обостряет конкуренцию на потребительском рынке, однако это несет и важные позитивные импульсы: снижаются розничные цены, повышается уровень обслуживания, расширяется ассортимент товаров и услуг, растет уровень технологических процессов. Кроме того, работа иностранцев на российском потребительском рынке ускоряет формирование более цивилизованной и прозрачной бизнес-среды. В результате весь рынок становится цивилизованнее и российские игроки получают больше возможностей привлекать доступные финансовые средства с мировых рынков на свое дальнейшее развитие.
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления