Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:05, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности оптового предприятия.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
рассмотреть виды конкурентоспособности
выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
дать оценку конкурентоспособности оптового предприятия ООО «Изобилие»
определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В ТОРГОВЛЕ
1.3 КОНКУРЕНЦИЯ В РОЗНИЧНОЙ ПРОДУКТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "УНИВЕРСАМ №2"
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3. РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Mashe.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

У магазина "Монетка" наименьший уровень издержек обращения (15%), что также связано с эффектом масштаба, однако рентабельность прибыли ниже, чем у других конкурентов, что связано с наименьшей торговой надбавкой, установленной на предприятии (20%) и как следствие, меньшим валовым доходом.

В целом следует отметить, что  все три конкурента стабильно  развиваются и работают эффективно, чего нельзя сказать об исследуемом  предприятии.

На втором этапе определяются значения каждого из четырех составляющих показателей общего комплексного показателя конкурентоспособности по каждому из анализируемых предприятий.

Определим значение первого составляющего  комплексного показателя конкурентоспособности  Эхдп (эффективности хозяйственной деятельности) ООО "Универсам №2" и его конкурентов с помощью таблицы 25.

 

Таблица 25 - Оценка эффективной хозяйственной деятельности предприятия

Показатели

"Универсам №2"

"Татищев"

"Монетка"

"Продукты"

Весовые коэффициенты значимости показателей

Прирост товарооборота за год,%

0,053

0,25

0,22

0,074

0,26

Прирост рентабельности продаж,%

0

0,02

0,012

0,012

0,28

Сокращение уровня издержек обращения,%

0,0027

0,025

0,03

-0,012

0,27

Прирост фондоотдачи,%

-0,44

0,17

0,12

0,05

0, 19

Суммарный показатель, скорректированный на весовой коэффициент значимости

-0,03

0,3

0,25

0,08

-


 

Таким образом, исследуемое предприятие  неконкурентоспособно по данному показателю по сравнению с конкурентами. Лидером является магазин "Татищев". Значение его показателя эффективности хозяйственной деятельности составляет 0,3.

Следующим этапом будет определение  значения показателя рыночного положения  предприятия Эрпп (таблица 26).

Данные таблицы свидетельствуют, что исследуемое предприятие  занимает худшее по сравнению с конкурентами рыночное положение, что связано с отсутствием сокращения затрат времени потребителей на совершение покупки и низким приростом эффективности управления. Для достижения сильных конкурентных позиций исследуемому предприятию необходимо реформировать систему управления предприятием, в первую очередь начав с полной или частичной смены руководителей и специалистов предприятия.

 

Таблица 26 - Оценка рыночного положения предприятия

Показатели

"Универсам №2"

"Татищев"

"Монетка"

"Продукты"

Весовые коэффициенты значимости показателей

Сокращение среднего объема затрат времени покупателями на ожидание обслуживания за год

0

0,89

0,7

1,02

0,2

Прирост эффективности управления

0,65

0,89

0,75

0,8

0,5

Прирост эффективности использования  торговой площади

0,8

1,45

1,16

1,004

0,1

Прирост доли рынка,%

0,053

0,25

0,22

0,074

0,26

Суммарный показатель рыночного положения  предприятия, скорректированный на весовой коэффициент значимости

0,09378

0,388

0,3132

0,32364

-


 

Важным фактором, влияющим на конкурентоспособность  торгового предприятия, является качество обслуживания. Его оценку на исследуемом предприятии и у конкурентов можно дать с помощью таблицы 27.

 

Таблица 27 - Оценка качества торгового обслуживания

Показатель

Норматив

высокого

уровня качества

обслуживания

"Универсам №2"

"Татищев"

"Монетка"

"Продукты"

Коэффициент стабильности ассортимента

0,90 и более

0,92

0,92

0,85

0,98

Средний объем затрат времени покупателей  на ожидание обслуживания, мин.

2 мин.

0,76

0,92

0,5

0,43

Оформление витрин и выкладка товаров, наличие средств немой рекламы, аннотаций к товару

0,96

0,70

0,98

0,92

0,83

Соответствие фактический технологии обслуживания нормативной (коэффициент соответствия)

0,9 и более

0,83

0,98

0,92

0,86

Завершенность покупки (на 10 чел., решивших приобрести товар)

Завершили покупку не менее 9 чел.

0,85

0,93

0,75

0,95

Качество предоставляемых покупателям дополнительных услуг по мнению покупателей

0,9

0,98

0,98

0

0

Уровень профессионального мастерства работников

0,95

0,77

0,98

0,85

0,95

Качество обслуживания по мнению

покупателей (на 10 чел. опрошенных)

0,95

0,35

0,98

0,75

0,8

Общий показатель качества обслуживания на основе расчета средней арифметической

0,77

0,95875

0,791429

0,828571

-


 

На основе данных таблицы 27 можно сделать следующие выводы: стабильность ассортимента у рассматриваемых предприятий соответствует нормативу, в магазинах "Универсам №2" и "Монетка" покупателям приходится дольше ожидать обслуживания, так как работают не все кассы (из шести - только 2-4), в магазине "Продукты" по причине интенсивного покупательского потока, с которым не справляются даже все работающие одновременно кассы. Завершенность покупки соответствует нормативу только по предприятиям "Татищев" и "Продукты", что свидетельствует об эффективно подобранном ассортименте товаров, отвечающем требованиям потребителей, и высоком уровне и качества обслуживания, так как именно данный фактор в последние годы становится решающим при выборе места совершения покупки при прочих равных условиях (ценах и товарах). На ООО "Универсам №2" и в магазине "Монетка" данный показатель ниже вследствие частого возникновения очередей в расчетно-кассовом узле предприятия. В результате нежелания длительного ожидания обслуживания приводит к тому, что покупатели оставляют корзины с выбранными продуктами, и уходят без покупки. По мнению покупателей, качество обслуживания хорошее только у магазинов "Татищев" и "Продукты", несколько ниже у "Монетки" и самое низкое у "Универсама №2". Это связано в первую очередь с нерешенным кадровым вопросом на исследуемом предприятии и устаревшими методами организации работ с персоналом.

Лидером по качеству обслуживания покупателей  является магазин "Татищев", аутсайдером - исследуемое предприятие "Универсам №2".

Для оценки финансового состояния  и развития предприятия используют показатели характеризующие финансовую устойчивость и платежеспособность (таблица 28).

 

Таблица 28 - Оценка финансового состояния и развития предприятия

Показатели

Рекомендуемая величина

"Универсам №2"

"Татищев"

"Монетка"

"Продукты"

Весовые коэффициенты значимости показателей

Коэффициент автономии

0,5

0,12

0,6

0,03

0,9

0,22

Коэффициент платежеспособности

1

0,14

1,4

1,8

1,2

0,5

Коэффициент абсолютной ликвидности 

0,25

0,18

0,35

0,24

0,3

0,18

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами

-

0,02

0,11

0,15

0,09

0,18

Суммарный показатель рыночного положения  предприятия, скорректированный на весовой коэффициент значимости

-

0,1324

0,9148

0,9768

0,8682

-


 

Коэффициент финансовой независимости (или автономии) максимальную величину составил у магазина "Продукты". ООО "Универсам №2" по данному показателю значительно уступает конкурентам.

Платежеспособность магазинов  характеризуется коэффициентом  ликвидности и платежеспособности. "Универсам №2" является наименее платежеспособным предприятием среди конкурентов.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами у "Универсама №2" также значительно ниже конкурентов.

Таким образом, исследуемое предприятие  неконкурентоспособно по данному показателю.

Третьим и заключительным этапом является расчет комплексного коэффициента конкурентоспособности предприятия, который проведем с помощью таблицы 29.

 

Таблица 29 - Расчет комплексного коэффициента конкурентоспособности хозяйствующего субъекта на основе теории эффективной конкуренции.

Показатели

"Универсам №2"

"Татищев"

"Монетка"

"Продукты"

Весовые коэффициенты значимости показателей

Оценка эффективной хозяйственной  деятельности предприятия

-0,03

0,3

0,25

0,08

0,3

Оценка рыночного положения  предприятия

0,09378

0,388

0,3132

0,32364

0,25

Общий показатель качества торгового  обслуживания

0,77

0,95875

0,791429

0,828571

0,25

Финансовая устойчивость предприятия

0,1324

0,9148

0,9768

0,8682

0,2

Комплексный коэффициент конкурентоспособности

0, 20998

0,512648

0,468217

0,404783

-


 

Наиболее конкурентоспособным предприятием на данном рынке является магазин "Татищев", так как он имеет самое большое значение комплексного коэффициента конкурентоспособности 0,51. Близкое положение к нему занимает магазин "Монетка" (0,47), среднее положение - магазин "Продукты" (0,4), а наименее конкурентоспособным является исследуемый магазин "Универсам №2" (0,2).

Высокие показатели конкурентоспособности магазина "Татищев" обеспечивают ему положение лидера среди исследуемых предприятий розничной торговли, занятых реализацией соответствующих групп товаров в Верх-Исетском районе. На достижение торговым предприятием хороших показателей конкурентоспособности существенно оказали влияние методы ведения эффективного хозяйствования, значительную роль - обеспечение высокого качества обслуживания покупателей, осуществление стимулирования продаж и широкий выбор дополнительных услуг,

"Универсам №2" занимает худшее положение среди конкурентов и значительно отстает от них практически по всем показателям конкурентоспособности, использованных в данной методике. Практически по всем направлениям необходимо повышение эффективности работы: по хозяйственной деятельности, финансовому положению, рыночному положению предприятия, Более или менее сопоставим с показателями конкурентов был только показатель оценки качества обслуживания покупателей.

После проведенных исследований можно  построить многоугольник конкурентоспособности предприятия (рисунок 10). В качестве восьми ключевых факторов успеха были выбраны:

доля рынка, занимаемая предприятием;

уровень цен на предприятии;

качество обслуживания потребителей;

широта предоставляемых дополнительных услуг;

персонал предприятия;

система управления предприятием и  контроля;

эффективность связей с поставщиками;

отношения с покупателями.

 

Рисунок 10. Многоугольник конкурентоспособности

 

Представленная схема на рисунке 10 наглядно демонстрирует конкурентные преимущества магазина "Универсам №2" перед другими торговыми предприятиями - это связи с поставщиками и комплекс дополнительных услуг. Самые слабые конкурентные позиции предприятие занимает по уровню цен, персоналу предприятия и качеству обслуживания.

Для обобщения и систематизации данных о всех выявленных сильных и слабых сторонах предприятия. Для этого можно использовать SWOT-анализ. Он позволяет не только выявить сильные и слабые стороны предприятия, а также определить возможности и опасности, что в дальнейшем может использоваться для разработки стратегических планов и планов маркетинга.

Информация, содержащаяся в SWOT-анализе, содержит несколько обобщенный характер, объединяя в каждом пункте множество более детальных факторов. Этот анализ позволяет выделить главное из огромного количества информации о предприятии.

В таблице 30 представлен SWOT-анализ магазина "Универсам №2"

 

Таблица 30 - SWOT-анализ ООО "Универсам №2"

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Здание и складские площади  находятся в собственности предприятия

Большие площади предприятия

Выгодное расположение вблизи остановок  общественного транспорта

Наличие большой и удобной автопарковки

Длительные история магазина и  присутствие на рынке

Широкий спектр предоставляемых услуг  за счет сдачи в аренду части площадей и их комплексное предложение

Постоянные клиенты

Длительные и выгодные взаимоотношения  с поставщиками

Самые низкие издержки обращения среди  конкурентов

Широкий ассортимент

Широкие и удобные проходы между  стеллажами и витринами в торговом зале

Высокий процент скидки по дисконтной карте (5%)

Отсутствие ориентира на получение  прибыли

Низкий уровень сервиса и  обслуживания

Несбалансированный ассортимент  товаров

Устаревшее оборудование

Устаревшее оформление входной  группы и интерьера

Отсутствие имиджа и собственного "лица" предприятия, нет ясных стратегических направлений

Ухудшающаяся конкурентная позиция  ввиду большого количества конкурентов

Убыточность предприятия

Слишком низкая торговая надбавка

Финансовая нестабильность и низкая платежеспособность предприятия

Персонал не ориентирован на работу и повышение ее качества

Недостаточно квалифицированный  персонал

Низкий уровень подготовки торгово-оперативного персонала

Отсутствие эффективной системы  стимулирования и мотивации персонала

Отсутствие системы обучения и  продвижения кадров

Отсутствие кадровой политики

Слишком большое количество работников

Недостаток управленческих знаний и отсутствие ключевой квалификации руководителя предприятия

Сильное отставание в области исследований и разработок

Слабое представление о рынке  и потребностях и требованиях  покупателей

Не определен сегмент потребителей

Отсутствие рекламы для потребителя

Отсутствие экономического анализа  деятельности и системы планирования и контроля

Отсутствие системы контроля запасов

Отсутствие каких-либо маркетинговых  усилий

Неэффективная система стимулирования работников

Одиночное предприятие

 

Большие затраты времени покупателей  на ожидание обслуживания на кассе

Слишком маленький для такого крупного предприятия средний чек покупки

Возможности (O)

Угрозы (T)

Переход предприятия в разряд прибыльных

Расширение доли рынка

Увеличение торговой надбавки, формирование валового дохода и прибыли

Повышение рентабельности за счет повышения  эффективности управления предприятием, использования внутренних ресурсов и производительности труда работников

Оптимизация ассортимента на основе внедрения ассортиментной политики

Формирование большой доли постоянных покупателей

Привлечение в качестве постоянных покупателей жителей всего Верх-Исетского района, а не его части

Улучшение сервиса

Внедрение программы отбора, подбора и обучения персонала

Внедрение АСУ

Повышение квалификации персонала  и его заинтересованности в результатах  деятельности предприятия

Проведение активных и эффективных  маркетинговых мероприятий

Возможность появления новых конкурентов (например, обновленный "Купец")

Бурное развитие конкурентов и  возрастание их давление, а в результате - вытеснение с рынка

Замедление роста рынка

Возрастание требований со стороны  покупателей и поставщиков

Изменение потребностей, вкуса, привычек и стиля жизни покупателей

Неблагоприятные демографические, экономические, политические и социальные изменения

Опасность возникновения форс-мажорных ситуаций

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления