Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация

Описание работы

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Файлы: 1 файл

Лекции по национальной экономике.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

В-третьих, повышение  роли субъектов Федерации в реализации мер по социальной защите населения.

В среднесрочный период основные усилия Правительства Российской Федерации будут направлены на решение  наиболее острых социальных проблем, прежде всего на стабилизацию и постепенное повышение реальных денежных доходов населения на основе ликвидации задолженности по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям, повышения финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов, усиления социальной и экономической роли оплаты труда, совершенствования пенсионного обеспечения. Правительство Российской Федерации считает необходимым повысить эффективность социальной политики, выработать механизм более рационального использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, прежде всего на основе введения государственных минимальных социальных стандартов и нормативов, упорядочения системы социальных пособий, льгот и компенсаций.

Одной из наиболее острых проблем, порождающих социальные конфликты, продолжает оставаться несвоевременная выплата заработной платы. Основная масса задолженности (примерно 85%) связана с нехваткой средств у предприятий и организаций. Остальная часть  задолженности вызвана недофинансированием из бюджетов всех уровней. Следовательно, первоочередной задачей Правительства Российской Федерации в области социальной политики станет своевременная выплата текущей заработной платы и постепенное погашение задолженности, вызванной отсутствием финансирования из бюджетов всех уровней. На ее решение будет ориентирована система приоритетов финансирования бюджетных расходов, важнейшие среди которых – прямые обязательства бюджетов всех уровней по выплате заработной платы работникам организаций бюджетной сферы и своевременные расчеты за выполненные государственные заказы. Предусматривается разработать механизм контроля органов федерального казначейства за целевым использованием ссуд, выделяемых из федерального бюджета на выдачу заработной платы, с целью доведения указанных средств конкретно до учителей, врачей и работников социально-культурной сферы.

Для стабилизации и повышения уровня жизни и покупательной способности населения, увеличения доли заработной платы в денежных доходах предусматривается провести мероприятия по совершенствованию форм и методов оплаты труда, повышению удельного веса тарифной части в структуре заработной платы.

Основной задачей в  области пенсионного обеспечения  является своевременная выплата текущих пенсий и постепенное погашение задолженности перед пенсионерами. Параллельно с ликвидацией задолженности по выплате пенсий будет происходить индексация государственных пенсий в зависимости от темпов роста заработной платы в стране. Предстоит завершить формирование законодательной базы пенсионной реформы и реализовать меры по повышению финансовой устойчивости пенсионной системы.

В предстоящий период должны быть приняты решительные меры по усилению адресности в предоставлении социальных гарантий, льгот, выплат. В настоящее время устанавливаются правовые основы оказания государственной социальной помощи, утверждены принципы, критерии и условия предоставления социальных льгот и выплат, разграничены источники их финансирования. Государственная помощь будет предоставляться семьям со среднедушевыми доходами ниже регионального прожиточного минимума. Ее размеры и формы будут определяться местными органами исполнительной власти с учетом возможностей местных бюджетов и межбюджетных трансфертов.

Социальные льготы и  компенсации будут предоставляться  строго адресно, дифференцировано по размерам и продолжительности выплаты.

Современное социально-экономическое  положение России не позволяет комплексно решить ряд назревших проблем преодолеть разрыв между гарантиями государства в социальной сфере и их реализацией, ликвидировать задолженность по заработной плате работникам учреждений социально-культурной сферы до уровня, отвечающего объективным потребностям населения. Резкое снижение объемов инвестиций в социальную сферу не обеспечивает нормального обновления основных фондов, износ которых достигает 40-80%.

В современных условиях основными задачами развития  системы образования в среднесрочный период являются: улучшение качества образования и максимальное приближение структуры профессионального образования к требованиям рынка труда, совершенствование управления в сфере образования, устранение ведомственной разобщенности образовательных учреждений, разработка и реализация ресурсно-обеспеченных финансово-экономических механизмов развития образовательной системы.

В связи с этим приоритетными  направлениями реализации государственной политики в этой области являются:

-реорганизация системы управления образованием на основе автономизации образовательных учреждений, повышения прозрачности финансовой деятельности, усиления общественного контроля.

-создание механизма  нормативного, в том числе подушевого  финансирования общеобразовательных школ и проведение его экспериментальной отработки в ряде субъектов Российской Федерации;

-обеспечение перехода  от распределительной системы  стипендиального обеспечения к адресной социальной поддержке студентов и учащихся школ в системе профессионального образования в зависимости от уровня дохода их семей.

-стабилизация численности  студентов в вузах России, в  том числе обучающихся за счет средств федерального бюджета на уровне не менее 170 студентов на 10 тысяч населения.

-разработка и внедрение  на основе государственных минимальных стандартов многоуровнего механизма финансирования образовательных учреждений, повышение эффективности управления финансовыми ресурсами, и др.

Основными задачами в области здравоохранения являются повышение эффективности системы здравоохранения на основе ее реструктуризации, перехода на нормативное подушевое финансирование, рационализации бюджетных расходов на содержание лечебно-профилактических учреждений, увеличение доли внебюджетных источников финансирования.

Основные меры по реализации этих задач в среднесрочном периоде:

-реорганизация системы  первичной медико-санитарной помощи  и реструктуризация существующей коечной сети в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса с ежегодным увеличением объема амбулаторно-поликлинической помощи на 2-2,5% и сокращением объема стационарной помощи на 3%.

-дальнейшее развитие  системы врачебных практик с  достижением уровня охвата наблюдением врачами общей практики (семейными врачами) не менее 2% населения.

-введение лекарственных формуляров, регистрации цен на лекарственные средства, обеспечение адресности льгот по лекарственному обеспечению населения.

-ведение государственных  минимальных социальных стандартов  и нормативов, а также стандартов технологий диагностики и лечения как основы планирования расходов на здравоохранение.

-отработка механизма  финансового выравнивания условий  оказания медицинской помощи по программе государственных гарантий по регионам в зависимости от состояния здоровья, уровня их социально-экономического развития и ресурсной обеспеченности                     здравоохранения и др.

В сфере культуры основной задачей на среднесрочный период является сохранение культуры и искусства  России как системы духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, единого многонационального культурного потенциала, условий для интеграции культуры народов России в мировое культурное пространство, возможности для доступа всех социальных слоев населения к ценностям отечественной и мировой культуры.

Задачами культурной политики государства на среднесрочный период являются:

-безусловное сохранение  государственной поддержки особо  ценных объектов культуры, отнесенных  к национальному наследию народов  Российской Федерации при одновременном создании условий для привлечения в сферу культуры дополнительных ресурсов. Совершенствовании структуры и порядка формирования бюджетных расходов, повышении эффективности использования находящегося в сфере культуры государственного имущества, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития культуры и искусства.

-определение минимума  услуг учреждений культуры, предоставляемых населению за счет средств федерального и местных бюджетов.

-содействие формированию  и развитию системы негосударственных  учреждений культуры.

-разработка и реализация системы мер государственного протекционизма в отношении распространения произведений отечественного искусства, в том числе кино- и книжной продукции.

-содействие развитию  культуры народов и этнических  групп, в том числе не имеющих своих национальных образований.

 

Внешнеэкономическая политика страны, особенности,                       значение.

Включение России в мировое  хозяйство происходит в основном через участие в мировой торговле товарами. Экономика России оказалась  чрезмерно зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Россия слабо вовлечена в торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межгосударственный научно-технический и информационный обмен. Степень ее открытости перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

Возникшая на этой основе разбалансированность валютных потоков  сопровождалась расширением внешних заимствований и ростом внешнего долга страны.

Стратегическим направлением внешнеэкономической политики является равноправная интеграция страны в мировое экономическое сообщество на основе реализации преимуществ международного разделения труда, максимальное использование внешнеэкономических связей в качестве инструмента реализации долгосрочной структурной перестройки и эффективного развития национального хозяйства.

Дальнейшая интеграция России в мировую экономику будет  опираться  на решение следующих основных задач:

  • повышение конкурентоспособности экономики, расширение экспорта, необходимого для увеличения валютных поступлений в страну, в первую очередь, несырьевого.
  • обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки одновременно с усилением защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импорта.
  • Сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль.

Решение поставленных задач  будет обеспечиваться в рамках трех стратегических направлений.

Первое направление – выработка и реализация целостной экспортной политики России, оптимизация объемов и структуры экспорта, сокращение в ней доли топливно-сырьевых товаров, поддержка экспорта готовых изделий и услуг.

Одним из приоритетов  этого направления является активное государственное стимулирование экспортной деятельности российских производителей. Исходя из мирового опыта, для этого необходимо сформировать устойчивую базу кредитной и страховой поддержки экспортеров.

Улучшению условий доступа  российских товаров и услуг на зарубежные рынки будет способствовать вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), основанное на максимальном соблюдении баланса интересов России и стран-членов ВТО, а также эффективное участие в действующих и формирующихся международных региональных и многосторонних торгово-экономических организациях.

В соответствии с первым направлением реализовываются следующие  меры:

-обеспечение эффективного  функционирования системы государственных гарантий под привлекаемые кредитные ресурсы для ориентированных на экспорт предприятий и организаций с увеличением, согласно мировой практике, сроков предоставления таких гарантий до двух и более лет.

-содействие страхованию  экспортных контрактов с целью  облегчения выхода российских  экспортеров на мировой рынок  с учетом необходимости проведения  селективной внешнеэкономической политики в отношении отдельных стран и регионов.

-обеспечение участия  российских организаций в сооружении  промышленных объектов за рубежом и поставок  комплектного оборудования согласно межправительственным соглашениям, предусматривающим предоставление российских государственных кредитов.

-укрепление российских  позиций на мировом рынке вооружений.

-обеспечение координации  действий российских организаций,  оперирующих на мировом рынке ВВТ (вооружения и военной техники), усиление государственной поддержки в области военно-технического сотрудничества.

-развитие транспортной  инфраструктуры внешней торговли  путем установления благоприятных тарифов, строительства экспортных транспортных магистралей, новых портов и т.п.

-активизация действий  по снятию дискриминационных барьеров, сохраняющихся и вводимых в отдельных странах по отношению к российским товарам.

-оказание помощи внешнеэкономической  деятельности субъектов Российской Федерации, включая реализацию совместных проектов и программ, получения внешнеэкономической информации и др.

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»