Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация
Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.
Формирование субъектов (органов) управления потребительским комплексом национальной экономики и входящих в его состав подразделений осуществляется на базе действующего в стране законодательства, которое включает:
Потребительский комплекс национальной экономики – сложный многопрофильный объект управления. Как объект управления его можно классифицировать по ряду признаков (критериев).
По видам деятельности этот комплекс делится на сферы:
-трудовую;
-общественно-политическую;
-культурно-духовную;
-социально-бытовую;
-охраны окружающей среды и среды обитания;
-охраны здоровья людей.
По областям использования комплекс распределяется на следующие группы:
-социально-экономическую;
-социально-бытовую;
По формам организации комплекс подразделяется на:
-линейную, или сетевую;
-точечную.
Линейная форма организации отраслей потребительского комплекса включает сеть транспортных коммуникаций (железных и автомобильных дорог, линий связи и городского пассажирского транспорта и т.д.)
Точечная форма представляет
собой отдельные объекты
По отраслевому признаку потребительский комплекс подразделяется на конкретные отрасли и виды деятельности.
По формам собственности потребительский комплекс распадается на объекты, находящиеся в:
-государственной
-муниципальной собственности;
-смешанной собственности;
-частной собственности.
По способу предоставления результатов труда (материальных благ и услуг) комплекс подразделяется на платную, льготную и бесплатную формы.
По каналам формирования
и уровням распределения
Особенностями организации управления отраслями и подотраслями потребительского комплекса национальной экономики Российской Федерации являются:
1. Наличие в этом комплексе подразделений государственной (учреждения культуры, здравоохранения, образования, пенсионного и социального обеспечения), муниципальной (жилищное и коммунальное хозяйств, бытовое обслуживание и т.п.), смешанной и частной собственности (торговля, общественное питание, спорт, физкультура, туризм и т.п.).
2. Рост степени коммерциализации деятельности отраслей потребительского комплекса страны, особенно в части той доли платных услуг, которую население может получить сверх размеров, которые должны обеспечиваться государственными гарантиями, предусмотренными законом.
3. Обязательность контроля и регулирование деятельности подразделений частного и смешанного секторов потребительского комплекса национальной экономики государственными законодательными и нормативными актами государственных органов хозяйственного управления.
4. Необходимость сочетания административно-
Среди экономических методов государственного воздействия на деятельность потребительского комплекса национальной экономики страны (цены, тарифы, налоги, субсидии, субвенции) особое место занимают методы финансово-кредитного воздействия, в частности сочетание практики бюджетного финансирования подразделений этого комплекса с поступлениями средств от внебюджетных источников (аренда, коммерческая деятельность и т.д.), средств спонсоров и благотворителей.
Сущность
рекреационного комплекса
Современный этап развития любой национальной экономики характеризуется повышением степени направленности действующих в ней хозяйственных структур на решение социальных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством. Понятие социальной сферы достаточно многогранно. В нее включены самые различные отрасли национальной экономики: здравоохранение, народное образование, культура, торговля и общественное питание, отдых и др.
Важное место среди отраслей социальной сферы национальной экономики принадлежит активному отдыху населения (рекреации).
Как элемент социальной сферы рекреация не только сохраняет здоровье и рабочую способность нации, но и удовлетворяет культурно-просветительные потребности населения. Поэтому потребность в рекреационных услугах является комплексной и включает совокупность частных потребностей, представляющих физическую, духовную, интеллектуальную, эмоциональную, социальную потребности. Спрос на рекреационные услуги отличается неустойчивостью и зависит от моды, рекламы, популярности, культурного уровня населения.
Одним из путей удовлетворения потребностей населения в рекреационных услугах является формирование рекреационных комплексов, представляющих собой сложную многоотраслевую и многоуровневую структуру.
Под рекреационным комплексом понимается единая система услуг: природных, спортивно-туристских, лечебно-оздоровительных и социально-культурных, характеризующихся функциональной взаимосвязанностью и территориальной целостностью, связанная со сопряженными с ней отраслями: сельским хозяйством и пищевой промышленностью, пассажирским транспортом и связью, торговлей и общественным питанием.
Рекреационные ресурсы состоят из совокупности природных и искусственно произведенных человеком объектов, пригодных для создания условий удовлетворения потребностей населения в активном отдыхе.
Динамичное развитие рекреационного комплекса национальной экономики требует наличия обеих групп ресурсов. Даже при высокой привлекательности природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры, памятников культуры и искусства и др. развитие рекреации для широкого круга потребителей невозможно.
Рекреационные ресурсы должны обладать определенными свойствами, такими, как:
Всего выделяют 6 типов территориально-рекреационных комплексов:
При всей важности социально-экономических составляющих ресурсов в формировании и развитии рекреационного комплекса главную роль играют благоприятные природные условия. Именно они являются одной из основных материальных предпосылок рекреации. Их наличие приводит к появлению рекреационных комплексов в новых, ранее экономически не развитых районах страны.
Наряду со своеобразной, неповторимой природой большой интерес для рекреации представляют памятники истории и культуры. В качестве рекреационных ресурсов целесообразно рассматривать и этнографические особенности населения, обладающего самобытной духовной культурой населяющих ее народов.
Особенности
формирования и развития
Процессы трансформации национальной экономики России протекают на фоне формирования в ней экономики социально ориентированного рыночного типа. Модель рыночного хозяйства такого типа подразумевает необходимость приоритетного решения в ходе экономического развития социальных проблем. Развития социальной сферы, т.е. сферы, обеспечивающей удовлетворение социальных и духовных потребностей населения, в том числе и в активном отдыхе. Россия обладает достаточно благоприятными рекреационными ресурсами. По своему географическому положению она отличается разнообразными ландшафтами, богатым растительным и животным миром, климатическими контрастами.
Задачи, решаемые при формировании рекреационного комплекса:
Условия, в которых происходит формирование и развитие рекреационного комплекса, подразделяются на 3 группы:
В условиях переходной экономики на рынке рекреационных услуг возникает необходимость определения границ применения рыночных механизмов и выработки социальной политики государства. И что особенно важно, все преобразования должны проводиться в целях повышения не только экономической, но и социальной эффективности деятельности рынка рекреационных услуг. Степень и формы вмешательства государства в рыночное пространство определяются характером проблем, переживаемых национальной экономикой страны. Необходимо найти разумную меру регулирующего воздействия государства на рынок рекреационных услуг, разработать механизм реализации политики государства по выравниванию провалов рынка. Исходя из этого, основными направлениями государственного регулирования должны стать:
-принятие законодательных
актов, регулирующих
-разработка нормативно-
-создание специализированных туристских фирм и учреждений, занимающихся оказанием услуг социального туризма.
В целях восстановления и развития рекреационного комплекса страны принято более 30 указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 4 октября 1996 г. ввел понятие «социальный туризм». Социальный туризм – путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды. Однако, бюджетное финансирование социального туризма практически не осуществляется, хотя бюджетный тариф на платежи в Фонд социального страхования, из которого на 80 – 85% финансируются санаторно-курортные комплексы России, сохраняется на уровне 5,4% фонда заработной платы.
Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»