Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация
Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.
Формы государственного регулирования науки, научно-технических, инновационных процессов разнообразны. Основные из них сводятся к следующим:
Государство, выполняя функции государственного регулирования науки, обязано способствовать практическому использованию естественнонаучных, гуманитарных и научно-технических знаний с целью создания в рыночных условиях конкурентоспособной среды и разработки оптимальных путей динамичного развития национальной хозяйственной системы страны.
Современное состояние научного комплекса.
Эффективность функционирования научного комплекса зависит от уровня развития научного потенциала, который является единственным, неисчерпаемым и возобновляемым ресурсом страны. Он характеризуется системой показателей:
-Объемом финансирования
научного комплекса, в том
-Количеством научных организаций, в том числе:
-Уровнем развития
материально-технической базы
-Численностью работающих в сфере науки, в том числе:
За последние годы стимулирующая функция оплаты труда научных сотрудников значительно снижена. Так, в 1999 г. по сравнению с 1991 г. заработная плата российских ученых уменьшилась в 15 раз. По этой причине резко снизился приток молодых ученых в научные учреждения академического сектора науки. Продолжается отъезд молодых специалистов за рубеж. Так, 80% молодых математиков, только что окончивших вузы, выехали за рубеж; 53% физиков и 30% биологов уже работают за рубежом. Все это приводит к «старению» научного потенциала. Средний возраст ученых (докторов наук) в академическом секторе науки выше 60 лет.
На отток молодых ученых из научных учреждений влияет и отсутствие современной экспериментальной базы. Происходит моральное и физическое старение основных фондов науки. Это связано с недостаточной величиной денежных средств, направляемых на финансирование науки. Так, в 1994 г. на финансирование науки из федерального бюджета было выделено 0,47% ВВП, в 1996 г. – 0,27, в 1998 г. - 1,23%. Другие источники (частные вложения), используемые для финансирования науки, практически отсутствуют. В общем объеме финансирования науки они составляют около 5%.
Реальное финансирование научных разработок и исследований сократилось с учетом роста цен на энергопотребление в 17 раз.
Изменение экономической ситуации в научной сфере Российской Федерации произойдет в том случае, если удельный вес внебюджетных источников финансирования науки резко возрастет. С этой целью Правительство Российской Федерации приняло постановление от 13 октября 1999 г. «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований экспериментальных разработок ». Согласно этому постановлению федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать следующие внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок Внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций создаются по согласованию с Министерством науки и технологий Российской Федерации, которое осуществляет регистрацию и учет этих внебюджетных фондов.
Состояние научно-технического потенциала можно оценить комплексным показателем – способностью к инновациям. В данном показателе находят отражение: величина всех расходов на НИОКР, учитывая расходы на дизайн и маркетинг, численность работников, занятых в научной сфере, количество полученных патентов внутри страны и за рубежом, степень защиты интеллектуальной собственности, развитость сферы высшего и послевузовского образования.
Россия по показателю способности к инновационной деятельности не входит даже в круг 15 стран, потому что за период перестройки экономики (смена экономического курса) научный потенциал страны значительно сократился. Так, в 1998 г. количество научных организаций в России составило 4,1 тыс. (по сравнению с 1992 г. сократилось на 10%), численность научных работников составила 880 тыс. человек и по сравнению с 1992 г. сократилась на 43%. Негативные тенденции в научной сфере привели к значительном снижению ее эффективности. Потенциал и объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических= разработок за период с 1991 – по 1996 гг. сократились на 75-85%.
Несмотря на то, что в России происходит снижение результатов деятельности в научной сфере и научно-технического потенциала, сохраняется высокий интеллектуальны потенциал нации, который при наличии политической воли способен возродить экономику России.
Россия продолжает оставаться мировым лидером в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, информатики, химии, физиологии, медицины, а также в прикладных разработках лазерной, криогенной и аэрокосмической техники, отдельных образцов военной техники и технологий. По оценкам независимых экспертов, стоимость невостребованной интеллектуальной собственности российской промышленностью в настоящее время составляет сотни миллиардов долларов.
Механизм планирования и финансирования расходов на науку.
В условиях развития рыночных отношений в России механизм финансирования научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование указанных видов деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников, иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из федерального бюджета финансируются, в том числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные и научно-технические проекты и программы, результаты которых имеют межрегиональное значение и могут быть использованы в других регионах.
Механизм планирования и финансирования расходов на науку включает планирование и рассмотрение финансовых назначений по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу», а также формы и методы финансирования научных организаций.
Планирование расходов федерального бюджета по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. (с изменениями и дополнениями к нему), приказами Минфина России о внесении изменений и дополнений в Бюджетную классификацию Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов Российской Федерации всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Планирование и финансирование расходов федерального бюджета по разделу на науку осуществляется по подразделам в разрезе следующих целевых статей и видов расходов.
0601 Фундаментальные исследования
Целевые статьи
270 Проведение фундаментальных исследований
271 Государственная поддержка
Российской академии
273 Государственная поддержка Российской академии наук
274 Государственная поддержка отделений Российской академии наук
275 Государственная поддержка Российской академии медицинских наук
276 Государственная поддержка отделений Российской академии медицинских наук
278 Государственная поддержка
Российской академии
279 Государственная поддержка
Российской академии
280 Государственная поддержка Российской академии художеств
286 Расходы Российского
фонда фундаментальных
287 Расходы Российского гуманитарного научного фонда
Виды расходов
029 Расходы на содержание аппарата
072 Расходы на НИОКР
075 Текущее содержание подведомственных структур
180 Конкурсный фонд индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ
183 Текущее содержание
управления делами и
216 Другие НИОКР
410 Геологоразведочные работы
462 Расходы на погашение
кредиторской задолженности
0602 Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса.
Целевые статьи
281 НИОКР
288 Расходы Фонда
содействия развитию малых
Виды расходов
181 Создание компьютерных сетей связи и баз данных фундаментальной науки и образования
182 Финансирование приоритетных направлений развития науки и техники
187 Проведение научно-
216 Другие НИОКР
462 Расходы на погашение кредиторской задолженности прошлых лет
Научные организации
для осуществления своей
Большое распространение в России получила система предоставления грантов за проведение конкретных научных исследований.
В соответствии с Федеральным
законом « О науке и
Правом предоставления грантов за счет средств федерального бюджета наделяются в установленном порядке Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд.
Фонды являются государственными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность на принципах самоуправления.
Выделение бюджетных ассигнований исполнителям программ, проектов, разработок и организаций осуществляется на основании распоряжений Министерства науки и технологий Российской Федерации о выделении ассигнований из федерального бюджета, принимаемых министром или лицом им уполномоченным.
Расходование выделенных средств производится в соответствии со сметами и календарными планами, утверждаемыми в установленном порядке.
Организационные
формы управления научным
Организационная структура управления научно-техническим комплексом представляет собой совокупность научных, научно-производственных, и обслуживающих их организаций, органов государственного управления научно-техническим развитием и их взаимосвязей на различных иерархических уровнях управления экономикой страны.
Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»