Кредитование физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить методику и практику кредитования малого бизнеса на примере ОАО «Сбербанк России». Объектом исследования является кредитование малого бизнеса.
Исходя из целей работы необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать сущность банковского кредитования и его принципы;
Дать анализ современным видам кредитования малого бизнеса
Рассмотреть методы оценки кредитоспособности заемщика;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ……………………………………....5
1.1.Сущность банковского кредитования и его принципы………………..5
1.2.Современные виды кредитования малого бизнеса…………………...10
1.3.Методы оценки кредитоспособности заемщика……………………...14
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА……23
2.1.Современная динамика и основные проблемы кредитования
малого бизнеса……………………………………………………………...23
2.2. Процедура выдачи кредита ИП Колчанову В.И……………………..35
2.3. Пути совершенствования банком кредитования малого
Бизнеса………………………………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………52

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 164.17 Кб (Скачать файл)

2.Репутация заемщика.

Под репутацией в банковской практике применительно к кредитной  сделке понимается не просто готовность вернуть долг, но также желание  и способность выполнить все  обязательства, вытекающие из условия  договора.

Хорошая репутация предполагает такие качества, как честность, порядочность и прилежание. Кроме того, при  оценке репутации для предоставления кредита существенную роль играет обычно отношение заемщика к своим обязательствам в прошлом.

3.Способность получать  доход.

В том случае, если ссуда  погашается за счет дохода, важно оценить  способность заемщика заработать средства, достаточные для погашения ссуды.

Способность физического  лица получить доход зависит от его  образования, здоровья, энергии, квалификации, возраста, наличия постоянно работы и личной изобретательности.

Способность фирмы получать доход определяется всеми факторами, которые воздействуют на объем продаж, продажные цены, издержки и расходы. Они включают местоположение фирмы, качество ее товаров и услуг, эффективность  рекламы, остроту конкуренции, наличие  и стоимость сырья, квалификацию и моральные качества работников, а также качество управления. Более  того, большинство банкиров считают  качество управления решающим фактором, понимая под ним способность  руководства фирмы находить людей, сырье и капитал, необходимые  для обеспечения производственного  процесса и получения прибыли.

Эффективность руководства - это способность увидеть новые  возможности и использовать их, своевременно перестроив производство в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

4.Владение активами.

Владение активами аналогично наличию капитала и обеспечению  ссуд. Предприятию не может быть предоставлен кредит, если их собственник  не располагает капиталом для  обеспечения ссуды. Часть активов  либо весь их объем могут служить  обеспечением ссуды, а, следовательно, гарантией того, что долг будет  погашен, если доходы заемщика окажутся для этого недостаточными. В российской банковской практике сумма выделяемого  кредита под обеспечение составляет 50-70% от стоимости обеспечения. Виды имущественного обеспечения представлены в таблице 1.2.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.2 Виды имущественного обеспечения

Виды обеспечения

Поправочный коэффициент

Транспортные средства

не более 0,75

Оборудование

не более 0,75

Товарно-материальные ценности, в том числе запасы готовой  продукции, товары, сырье, материалы, полуфабрикаты, в обороте (переработке)

 

не более 0,75

Объекты недвижимости

не более 0,75

Личное имущество, принадлежащее  заемщику – предпринимателю и  членам его семьи, физическим лицам  – учредителям и руководителям  предприятия – заемщика и членам их семей, а также иным физическим лицам

 

не более 0,6


Источник: составлено автором

5.Состояние экономической  конъюнктуры существенным образом  влияет на способность заемщика  погасить долг, но, к сожалению,  не поддается контролю со стороны  как самого заемщика, так и  кредитора. Состояние конъюнктуры  - это та среда, в рамках которой  функционируют юридические и  физические лица. Заемщик может  обладать хорошей репутацией, способностью  получать доход и достаточными  активами, однако из-за состояния  экономики предоставление кредита  может оказаться неразумным.

Работники кредитных отделов  должны проявлять способность к  экономическому прогнозированию.

Многие заемщики успешно  функционируют в период процветания  экономики, но в период спада капитал  может быть растрачен, доход - снизиться, а репутация быть подорвана. Все  это приведет к неплатежам, поэтому соответствующее подразделение банка должно быть в курсе экономической ситуации страны, региона, города.

Кредитоспособность –  это способность и возможность  погашения судной задолженности.

Платежеспособность –  способность погасить все виды задолженности.

Таким образом, если клиент неплатежеспособен, это не означает, что он некредитоспособен, по той  причине, что ссудную задолженность  клиент может погашать не только за счет выручки от реализации, но и  за счет реализации обеспечения.

Сбербанк РФ имеет свою методику оценки кредитоспособности индивидуальных предпринимателей и представителей малого бизнеса.

Методика, используемая Сбербанком РФ, также как и рейтинговая  основывается на определении класса кредитоспособности заемщика. Для определения  класса необходимо рассмотреть три  группы коэффициентов:

    1. Коэффициенты ликвидности;
    2. Коэффициент наличия собственных средств;
    3. Показатели оборачиваемости и рентабельности.

1.1 Коэффициент абсолютной ликвидности (K1)

Коэффициент абсолютной ликвидности  – это соотношение денежных средств (ДС) и краткосрочных финансовых вложений (КФВ) к краткосрочным обязательствам (КО).

 

1.2Промежуточный коэффициент покрытия (K2)

Промежуточный коэффициент  покрытия рассчитывается как отношение денежных средств (ДС), краткосрочных финансовых вложений (КФВ) и краткосрочной дебиторской задолженности (КДЗ) к краткосрочным обязательствам (КО).

 

1.3. Коэффициент текущей ликвидности (K3)

Коэффициент текущей ликвидности – отношение всей суммы оборотных активов (ОА) к краткосрочным обязательствам (КО). Показывает, что на конец анализируемого периода предприятие может полностью погасить краткосрочные обязательства за счет всех имеющихся у него оборотных средств.

 

 

2.1 Коэффициент наличия собственных средств - отношение величины собственного капитала (СК) к величине всех средств предприятия (ВСП).

 

3.1. Рентабельность продаж (K5)

Для вычисления рентабельности продаж необходимо прибыль от продаж (ПП) разделить на выручку от реализации (ВР).

3.2. Рентабельность деятельности предприятия (K6)

Для вычисления рентабельности основной деятельности предприятия  необходимо чистую прибыль (ЧП) разделить  на выручку от реализации (ВР).

 

3.3. Показатели оборачиваемости

Для показателей оборачиваемости  не устанавливаются оптимальные  или критические значения ввиду  большой зависимости этих значений от специфики предприятия, отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Оценка результатов расчетов этих показателей основана, главным образом, на сравнении их значений в динамике.

Объём дневных продаж (в  т. р.) – отношение выручки от реализации (ВР) к количеству дней в периоде  исследования (90 дней для 1 кв.).

Оборачиваемость оборотных  активов (в днях) – отношение средней  стоимости оборотных активов (ССОА) к объёму дневных продаж (ОДП).

Оборачиваемость дебиторской  задолженности (в днях) – отношение средней стоимости дебиторской задолженности (ССДЗ) к объёму дневных продаж (ОДП).

 

Оборачиваемость запасов (в  днях) – отношение средней стоимости запасов (ССЗ) к объёму дневных продаж (ОДП).

После того как вычисляются  основные коэффициенты, необходимо разбить  их на категории в зависимости  от фактического значения, используя  приложение 5.

Далее, на основании определенных категорий показателей, в соответствии с их весами, рассчитывается сумма  баллов Заемщика (Приложение 6).

 

В соответствии с методикой  Сбербанка РФ устанавливается 3 класса заемщиков:

    1. первоклассные – кредитование которых не вызывает сомнений;
    2. второго класса – кредитование требует взвешенного подхода;
    3. третьего класса – кредитование связано с повышенным риском.

1 класс кредитоспособности: S = 1,25 и менее. Обязательным условием отнесения Заемщика к данному классу является значение коэффициента К5 на уровне, установленном для 1-го класса кредитоспособности;

2 класс кредитоспособности: значение S находится в диапазоне от 1,25 (не включительно) до 2,35 (включительно). Обязательным условием отнесения Заемщика к данному классу является значение коэффициента К5 на уровне, установленном не ниже, чем для 2-го класса кредитоспособности;

3 класс кредитоспособности: значение S больше 2,35.

Все больше уделяется внимание созданию кредитных бюро в банках. Потребность в упрощении сбора  информации о потенциальных заемщиках  банковское сообщество испытывало на протяжении длительного времени, но особенно остро данная проблема обозначилась с расширением объемов потребительского и ипотечного кредитования, а также  кредитование малого бизнеса. В данном случае проявляется осторожность банков при оценке заемщиков, т.к. недостаток информационных ресурсов в сфере  кредитования оборачивается для  банков недополученными доходами и  ростом рисков по кредитам.

С 1 января 2005 года действует  Федеральный закон: «О кредитных  историях». Закон направлен на создание условий, обеспечивающих снижение системных  рисков при кредитовании для коммерческих банков, а также облегчение доступа  добросовестных заемщиков к кредитным  ресурсам.

Введение кредитных историй  позволяет банкам снизить затраты  по оценке кредитоспособности заемщиков, повысить качество управления рисками, уменьшить долю проблемных кредитов и как следствие, сократить расходы  по созданию резервов. Полная информация позволит банкам выдавать надежным заемщикам  кредиты с более высоким показателем  соотношения размера и стоимости  размера кредита, и стоимости  размера залога, а также более низкими требованиями к размеру обеспечения и гарантий. Наличие кредитной истории будет стимулировать заемщиков к погашению кредитов, в поскольку противном случае они рискуют в будущем не получить кредит в кредитной организации. Правительством и Центральным банком РФ принята стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, в связи с чем, создание условий для формирования эффективной системы хранения и использования кредитных историй отнесено к приоритетным направлениям развития норморегулирования банковской деятельности.10

 

  1. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 

 

2.1.Современная динамика  и основные проблемы кредитования 

малого бизнеса 

 

В условиях нестабильной экономической  политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое  распространение получает малый  бизнес.

Малый бизнес обычно характеризуется  тем, что он более мобилен и  легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой  так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс  внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Экономически это выгодно, потому что появление большого числа  фирм приведет к созданию новых рабочих  мест, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития.

Но не так все гладко в развитии малого бизнеса.

Доля кредитов малому бизнесу  по отношению к ВВП, по данным Ассоциации российских банков, составляет в России 1%, в то время как в странах  Евросоюза – 30%.

Важной проблемой на сегодняшний  день является современные проблемы кредитования малого бизнеса России.

Многолетняя проблема малых  предприятий — отсутствие доступа  к кредитным ресурсам — продолжает оставаться чрезвычайно острой.

Доступ к финансовым ресурсам имеют лишь 13-15 тыс. из 880 тыс. малых  предприятий - таковы результаты исследования экспертного совета при Комитете по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса ТПП  РФ.

Существует несколько  источников, из которых мелкие компании черпают заемные средства:

- частные кредиторы (мелким  предпринимателям, у которых отсутствует  опыт работы с банком, проще  обратиться к знакомым и родственникам);

- венчурные фонды;

- кредитные потребительские  кооперативы;

- бюджетные кредиты, выдаваемые  региональными фондами поддержки  малого предпринимательства;

- кредитные организации.

Поскольку механизм прямого  бюджетного кредитования доказал свою неэффективность, система перенацеливается на иные формы поддержки малого бизнеса. Что касается венчурных фондов —  это и вовсе отдельный сюжет. Для институтов микрокредитования еще не создана нормативная база.

Информация о работе Кредитование физических лиц