Кризис-менеджмент на примере ОАО "Кыргызстан Аба Жолдору"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:41, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же которое не соответствует "окружающей среде" должно либо приспособится, и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….6

1.1.Сущность и понятие антикризисного управления……………………...6

1.2.Признаки и особенности антикризисного управления………………..12
1.3. Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства……………………………………………………………………..17

ГЛАВА2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КЫРГЫЗСТАНА……………………………………………….........................27

2.1.Современное состояние и экономический анализ деятельности авиакомпаний Кыргызстана………………………………………………….27

2.2.Текущее состояние ОАО «Кыргызстан»……………………………….53

ГЛАВА 3.РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ……………………….74

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ..…………………………………………......82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...87

Файлы: 1 файл

Копия Антикризисное управление предприятием.doc

— 522.00 Кб (Скачать файл)

 

По результатам SWOT-анализа можно определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы указанных авиакомпаний (рис.2.1.).

 

Сильные стороны: 

1. Персонал - а/к "КАЖ" - первая 
авиакомпания   Кыргызской   Республики, 
которая явилась  "наследницей"  авиалиний, существовавших при СССР.  Большая часть опытных авиаспециалистов осталась в этой авиакомпании.

2. Менеджмент - авиакомпания имеет 
достаточно эффективную структуру, хорошую программу по мотивации, развитию и обучению персонала.

"Сбытовая система" - авиакомпания имеет представительства практически во всех пунктах, в которые она осуществляет полеты, включая Россию, Германию, Китай 1где при представительстве НАП "КАЖ" открыт визовый пункт КР) и т.д.

Слабые стороны:

1. Технические ресурсы - имея достаточно большой парк воздушных судов, авиа компания располагает лишь несколькими самолетами с действующим сертификатом летной годности, остальные воздушные суда не могут быть допущены к выполнению полетов по причинам несоответствия нормам летной годности.

2. Финансовые ресурсы - модернизация 
и обновление парка воздушных судов требует значительных средств, которых у 
авиакомпании нет. Долги за аэронавигационное обслуживание могут привести к запрету на выполнение полетов.

Возможности:

1.     Регулирующие  силы, т.е. орган государственного управления - ведет политику поддержки кыргызских авиакомпаний,   иногда   ограничивая   доступ   иностранных авиакомпаний, которые могут вытеснить авиакомпании КР с того или иного направления.

Угрозы:

1. Экономическая ситуация - имеет 
большое значение для привлечения инвестиций.

2. Политическая ситуация - оказывает 
влияние на партнерские отношения с лизингодателями. Кроме того, она влияет на объем пассажиропотока, от которого напрямую 
зависят доходы авиакомпаний.

3. Конкуренты - существует достаточно много сильных авиакомпаний, способных вытеснить "КАЖ" с ее позиций.


 

Рис. 2.1. SWOT- анализ .

Практика показывает, что своей цели чаще достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность

компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать  в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, т.е. товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей.

Итак, на предприятиях гражданской авиации должен быть разработан механизм комплексной оценки всех принимаемых управленческих решений с точки зрения их влияния на увеличение стоимости бизнеса, если в результате проведения мероприятий наша продукция выдержит соперничество, то есть потребитель примет установленную на товар цену, то продукцию (в относительном смысле) можно будет считать действительно качественной и способной к существованию на рынке. Что и предопределит способность компании преодолеть кризис.

Исследование проводилось  по следующим направлениям финансовой стратегии: построение финансовой стратегии  в соответствии со структурой оборотных средств; использование анализа финансовых коэффициентов для разработки финансовой стратегии; использование анализа точки безупречности для разработки финансовой стратегии.

Финансовый анализ позволяет  определить предпринимательский риск и ликвидность, что, в свою очередь, помогает разработать финансовую стратегию спланировать реальную "черту безопасности" и оценить умение компании приспосабливаться к неожиданным изменениям в потоках денежных средств, а финансовому директору - анализировать и прогнозировать влияние результатов различных решений на будущее финансовое состояние и действия компании.

Макроэкономическая  ситуация страны подтверждает протекание деловой активности авиакомпании во второй фазе экономического цикла, то есть, как следствие, после спада происходит наступление депрессии (застой после спада). И данный период цикла свидетельствует об углублении кризиса. Конъюнктура рынка Кыргызстана определяется сужением деловой активности, и авиакомпания не является исключением.

Поэтому главным ключевым моментом в финансовой стратегии в данной фазе экономического цикла является стабилизация. Закономерность протекания деловой активности указывает на то, что в данный период рассматривается не улучшение и наращивание показателей (оборотные средства, собственный и заемный капитал, ликвидность, рентабельность денежные средства и т.д.) финансового анализа, а стабилизация и снижение тенденции уменьшения финансовых показателей с отрицательным значением. Исследование проводилось по следующим направлениям финансового анализа: анализ структуры баланса и оборотных средств; анализ ликвидности и финансовой устойчивости; анализ оборачиваемости; анализ прибыльности; анализ эффективности деятельности предприятия.

При анализе использована экспресс-диагностика. Данный вид анализа дает мгновенный взгляд на ситуацию в компании с целью для поиска и выделения наиболее важных и сложных проблем в управлении финансами. Основной задачей экспресс-диагностики является сужение масштабов поиска проблем и их решения. Этот вид анализа предполагает незначительные затраты времени для получения результата и последующее проведение дополнительных аналитических исследований по выделенным направлениям.  Экспресс-диагностика предприятия предполагает изучение текущих (тактических) аспектов деятельности компании.

Экспресс-диагностика  дает возможность оценить: финансовое положение компании; имущественное состояние предприятия; степень предпринимательской деятельности риска, возможность погашения обязательств перед третьими лицами; достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций; потребность в дополнительных источниках финансирования; рациональность использования заемных средств; эффективность деятельности компании.

Потенциальные собственники и кредиторы хотят быть уверены в выгодности инвестирования своих капиталов, а также показателей, привычных и понятных большинству инвесторов и деловых партнеров. Это одно из необходимых условий для решения вопроса о возможном сотрудничестве.

Партнеры, уже  ведущие дела с предприятием (поставщики, кредиторы), также заинтересованы в получении аналитической информации о нем, чтобы определить для себя целесообразность дальнейшего сотрудничества, условия заключения контрактов, гарантии возврата кредитов и т.п.

Для потенциальных партнеров весьма привлекательным является тот факт, что компания проводит политику открытости: публикует свои финансовые и аналитические отчеты в средствах массовой информации, готова предоставить данные о результатах и планах работы.

В развитых странах такое предоставление финансовой отчетности заинтересованным лицам является обычной практикой. Существуют фирмы, специально занимающиеся сбором, обработкой, систематизацией и публикацией информации о результатах деятельности различных компаний. Наиболее целесообразно строить временные ряды данных, чтобы оценивать величину их изменения (сопоставлять с базовым и предыдущим периодом) для одного предприятия. Сравнение с аналогичным предприятием не всегда корректно из-за технологических, местных рыночных условий, различий в доступности ресурсов и т.п. Невозможно получить достоверные результаты, если использовать неполную или неконкретную информацию.

Данные должны быть сопоставимы и должны относиться к аналогичным периодам. К примеру, для расчета оборачиваемости активов нельзя данные из Формы № 2 (за период) делить на значения из Баланса (на дату). Необходимо рассчитать среднее значение балансовых данных за период. При интерпретации данных необходимо учитывать их взаимовлияние и взаимозависимость с учетом ограничений и критических значений полученных параметров. Любое аналитическое исследование имеет цель подготовить информацию для принятия управленческого решения. Поэтому целесообразно на завершающей стадии работы предложить варианты управленческих решений и просчитать их возможные последствия.

Нами проведен финансовой анализ и разработка финансовой стратегии в соответствии с этапами анализа.

Этапы анализа: сбор и подготовка исходной информации; аналитическая обработка; интерпретация результатов; выводы и рекомендации.

Анализ структуры  баланса. Доля текущих активов в структуре баланса в течение 2002 г. после переоценки 2003 г. и последующей ее корректировки постепенно снижалась и составляла от 31% до 17%. После приватизации в 1997 г. эта доля существенно не менялась и находилась в пределах от 31% до 27%. На 1 июля 2004 г. эта величина составляла 27%. В структуре текущих активов большую долю занимает дебиторская задолженность, которая не погашается дебиторами компании и поэтому величина доли текущих активов существенно не менялась на протяжении рассматриваемого периода времени и оставалась в пределах 27% относительно структуры баланса.

Доля  долгосрочных активов в структуре активов баланса в течение 2002 г. после корректировки проведенной переоценки 2001 г. сократилась и составляла от 69% до 83%о. Очередной рост доли произошел в результате акционирования компании, когда вновь была переоценена стоимость основных фондов, и доля выросла до 88%о на 01.01.2003 г. Этот показатель после акционирования значительных изменений не претерпел и находился в пределах от 88% до 78% в 2003 г. Но в 2004 г. он начал снижаться и на 1 июня составил 72%.

Доля текущих  обязательств в структуре пассивов баланса в течение 2002 г. показывает тенденцию к незначительному снижению - она изменилась за год с 20% до 9%. Столь невысокая доля связана с переоценкой стоимости основных фондов в 2001 г. После приватизационной переоценки, проведенной в 2002 г., доля сократилась до 9% и с тех пор показывает устойчивую тенденцию к росту и составляет 28,6% на 01.07.02 г. (рис. 2.2.).

1 23456789 10 11

■ Ряд 2 13 16 13 6 7 10 10 10 12 12 11

□ Ряд 1 20 21 33 9 9 10 17 19 20 22 29

 

Рис. 2.2. Структура текущих и долгосрочных обязательств.

Доля  долгосрочных обязательств в  г. сокращалась с 12% до 16%. На 01.01.02 г. доля перед акционированием составляла 12%. После акционирования величина данного показателя снизилась до 6% и имеет тенденцию к росту.

На 01.07.04 г. величина составляла 11,2%. В структуре долгосрочных обязательств большую долю занимает кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам, а в 2004 г. значительную долю долгосрочных обязательств предприятия составила задолженность по оплате векселей.

Доля собственного капитала, как и другие составляющие баланса, тесно взаимосвязана со всеми вышеперечисленными событиями. После переоценки 2001 г. доля капитала была достаточно высока, а после корректировки 2002 г. начала снижаться до 54% по состоянию на 01.07.02 г. После приватизации доля выросла до 85%о, и после этого за счет накапливающихся убытков величина показателя неизменно сокращалась и на 1 июля 2004 года составила 60%.

Анализ движения источников собственных средств показал, что  собственный капитал предприятия включает различные по содержанию, принципам формирования и использования источников: уставный капитал, добавочный капитал, фонд накопления, фонд целевого финансирования, нераспределенная прибыль.

Уставный капитал представляет собой наиболее устойчивую часть собственного капитала предприятия. Абсолютные показатели за период 2003-2005 гг. оставались практически неизменными. Самый низкий показатель уставного капитала наблюдался в 2002 г. - 9742,1 тыс. сом. по сравнению с началом этого года. К началу 2003 г. заметно значительное увеличение уставного капитала за счет добавочного капитала на сумму 700455,0 тыс. сом. и этот показатель удерживается в этом значении (982795,6 тыс. сом) с конца 2003 г. по конец 2005 г. Доля же уставного капитала в общем объеме источников собственных средств составляет в начале 1999 г. 35%, к концу 1999 г. - уже 12,8%, затем опять повышение до 14% в начале 2000 г., а далее наблюдается тенденция к его снижению в общем объеме собственных средств: к концу 2000 г. - 8,9%, на начало 2001 г. - 1,25% и к концу 2001 г. - до 1,24%. Это говорит о том, что идет увеличение источников собственных средств по другим статьям: добавочный капитал, фонды спец. назначения и т.д.

Добавочный  капитал предприятия на начало отчетного периода 2002 г. составлял 700455,0 тыс. сом и снизился до 337072,3 тыс. сом (уменьшился на сумму 363392,7 тыс. сом.) к концу 2002 г., что составило 46,4% собственных средств. Начиная с 2003 г. по 2005 г., добавочный капитал в структуре баланса отмечен с нулевым значением.

Резервный фонд на предприятии не был предусмотрен. Только в момент преобразования предприятия в акционерное общество (23 мая 2002 г.) в уставе оговаривается размер резервного фонда - 20% уставного капитала.

Резервный фонд необходим, так как на момент непредвиденных ситуаций (например, стихийное бедствие) свободных средств на предприятии может не оказаться. Резервный фонд предоставляет предприятию шансы выжить.

Фонд целевого финансирования существовал в структуре баланса  с 1999 г. по 2003 г. и составил в 2003 г. 20,0 тыс. сом от общего объема собственных средств. Возможно, в этот момент была получена бюджетная ссуда или поступили средства из внебюджетных источников. Затем часть фонда стала уменьшаться до 1,5% к концу 2001 г.

Снижение суммы фонда  целевого финансирования говорит о  том, что предприятие расплатилось частично по этой статье и, как следствие, стало более устойчивым в финансовом плане.

Нераспределенная  прибыль предприятия в 2002-2003 гг. не накапливалась на счете, а использовалась полностью в том же периоде, когда была получена. Начиная с 2004 г., нераспределенная прибыль имеет отрицательное значение и имеет дальнейшую тенденцию снижения, что подтверждается отрицательным значением -325292,2 тыс. сом на конец отчетного периода 2005 г. Данная ситуация показывает, что на предприятии ощущается нехватка оборотных средств. Учитывая, что и резервный фонд, и выплата дивидендов производится с нераспределенной прибыли, этих средств явно не хватает. И все же наличие нераспределенной прибыли является положительным фактом хозяйственной деятельности предприятия.

Информация о работе Кризис-менеджмент на примере ОАО "Кыргызстан Аба Жолдору"