Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:41, дипломная работа
Актуальность темы. Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же которое не соответствует "окружающей среде" должно либо приспособится, и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….6
1.1.Сущность и понятие антикризисного управления……………………...6
1.2.Признаки и особенности антикризисного управления………………..12
1.3. Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства……………………………………………………………………..17
ГЛАВА2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КЫРГЫЗСТАНА……………………………………………….........................27
2.1.Современное состояние и экономический анализ деятельности авиакомпаний Кыргызстана………………………………………………….27
2.2.Текущее состояние ОАО «Кыргызстан»……………………………….53
ГЛАВА 3.РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ……………………….74
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ..…………………………………………......82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...87
Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности
Одним из важнейших показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, его независимость от заемных средств, является коэффициент автономии. Он показывает долю собственных средств в общем объеме средств предприятия, авансированных им для осуществления уставной деятельности.
Минимальное пороговое значение коэффициента автономии оценивается на уровне 0,5.. Это свидетельствует о том, что предприятие располагает большим количеством заемных средств. С 2002 г. коэффициент увеличился с 0,75 до 0,85 в 2003 г. Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости, повышает гарантии погашения предприятием своих обязательств и расширяет возможность привлечения средств со стороны. В 2003 г. значение коэффициента составило 0,61.
Коэффициент автономии
дополняется коэффициентом
Важной характеристикой устойчивости финансового состояния является также коэффициент маневренности. Коэффициент показывает, какая доля собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей более или менее свободно маневрировать этими средствами. Низкое значение этого показателя означает, что значительная часть собственных средств предприятия закреплена в ценностях иммобильного характера, которые являются менее ликвидными, не могут быть достаточно быстро преобразованы в денежную наличность.
Рентабельность основной деятельности является одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия. Он показывает, какую сумму операционной прибыли получает предприятие с каждого сома реализованных услуг и продукции или, другими словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции и услуг. Данный показатель связывает оперативную и стратегическую деятельность предприятия. Показатели рентабельности основной деятельности отличаются очевидной цикличностью: отмечается тенденция роста во втором и третьем кварталах и спада в четвертом и первом кварталах.
Сроки переоценки основных средств в связи с акционированием были выбраны крайне неудачно. В результате цикл был нарушен в пиковый третий квартал, когда многократно выросли амортизационные отчисления, что отразилось на себестоимости услуг.
Кроме того, показатели были ухудшены в результате следующих причин: неблагоприятная экологическая ситуация на Иссык-Куль, финансовые кризисы в России и Азии, резкое падение курсов сома и российского рубля. Ухудшение показателя подтверждает сильное финансовое влияние данных факторов на рентабельность предприятия, в результате чего за последние годы он вышел на минимальный уровень, равный 28%. Учитывая указанную выше цикличность показателя, вывести его в положительную область удалось лишь в третьем квартале 2005 г., что лишний раз подтверждает цикличность показателя.
Рентабельность активов - основной комплексный показатель, позволяющий оценивать результаты основной деятельности. Он выражает отдачу, которая приходится на 1 сом активов предприятия.
Рентабельность чистых активов ~ показатель эффективности оперативной деятельности предприятия. Он показывает, насколько эффективно используется инвестированный капитал (собственный капитал и долгосрочные обязательства), какую он дает прибыль. Этот показатель показывает предельную процентную ставку, под которую предприятие может брать и эффективно использовать кредиты
Одним из следствий данных обстоятельств является уменьшение в последнее время величины оборотных средств предприятия.
2.2.Текущее состояние ОАО «Кыргызстан»
Авиационные перевозки пассажиров и грузов АО НАП «Кыргызстан аба жолдору» выполнялись как на внутри республиканском рынке авиауслуг, так и на рынке авиационного бизнеса ближнего и дальнего зарубежья.
За 2006 год авиакомпания обеспечила пассажирские авиаперевозки на международных и внутренних линиях, а так же грузовые, чартерные рейсы в 5 стран мира и в 4 городов СНГ.
Полеты воздушных судов выполнялись по 4 регулярным маршрутам, в том числе 2 международных в дальнее зарубежье и 2 страны СНГ. Внутри республиканские авиаперевозки были выполнены на Ош, Джалалабад, Кербен.
В целом выполнено 773 рейсов, из них регулярных 763 рейса, что составляет 98.7% от общего количества выполненных рейсов, перевезено 54083 пассажиров, а также 155,1 тонны грузов.
Показатели пассажирских и грузовых перевозок по регулярным и нерегулярным рейсам в разрезе направлений характеризуются следующими данными в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Показатели пассажирских и грузовых перевозок
Направление |
Кол-во рей сов |
Кол-во пассажиров |
Удельный вес (%) |
Груз |
Удель ный вес (%) | ||||||
Международные рейсы |
|||||||||||
Регулярные рейсы |
114 |
14613 |
27,02 |
100,5 |
66,38 | ||||||
Ганновер |
2 |
241 |
0.4 |
1-8 |
1,19 | ||||||
1. |
Урумчи |
74 |
12040 |
22.26 |
97.8 |
64,60 | |||||
Т. |
Москва |
1 |
219 |
0.40 |
0 |
0,0 | |||||
Т. |
Душанбе |
37 |
2113 |
3.91 |
0.9 |
0,59 | |||||
Нерегулярные рейсы |
12 |
1719 |
3,18 |
10,1 |
6,67 | ||||||
1. |
Минск |
1 |
98 |
0,18 |
0,3 |
0,20 | |||||
2. |
Анталия |
1 |
60 |
0,11 |
0 |
0,00 | |||||
3. |
Тянь-Зинь (Китай) |
1 |
294 |
0,54 |
0 |
0,00 | |||||
4. |
Фуджейро |
5 |
1077 |
1,99 |
9,5 |
6,27 | |||||
5. |
Алматы |
4 |
190 |
0,35 |
0,3 |
0,20 | |||||
Итого по международным рейсам |
126 |
16332 |
30,20 |
110,6 |
73,05 | ||||||
Внутренние рейсы |
|||||||||||
Регулярные рейсы |
646 |
37634 |
69,58 |
40,1 |
26,49 | ||||||
1. |
Жалалабад |
5 |
309 |
0,57 |
0,4 |
0,26 | |||||
2. |
Ош |
632 |
36292 |
67,10 |
39,1 |
25,83 | |||||
7. |
Кербен |
9 |
1033 |
1,91 |
0,6 |
0,40 | |||||
Нерегулярные рейсы |
1 |
117 |
0,22 |
0,7 |
0,46 | ||||||
Ош |
1 |
117 |
0,22 |
0,7 |
0,46 | ||||||
Итого по внутренним рейсам |
647 |
37751 |
69,80 |
40,8 |
26,95 | ||||||
Всего |
773 |
54083 |
100,00 |
151,4 |
100,00 |
В 2006 году, основной пассажиропоток на международных рейсах осуществлялся на германском (13,8%), китайском (10,7%) и московском (6,1%) направлениях, что в общем, объеме перевозок составил 38,9%. На местных линиях наибольшее количество пассажиров и грузов перевезено Ошским авиапредприятием, удельный вес которых, составил 44,9 и 5,4% соответственно.
Одновременно проводилась работа по организации чартерных рейсов, что позволило несколько стабилизировать финансовое положение авиакомпании за счет дополнительного перевоза пассажиров (12144 чел.) и грузов (583,7 тн.), что составило от общего объема 11,9% и 63,1% соответственно. Удельный вес таких рейсов составил около 8.4% к общему количеству выполненных рейсов, а по сравнению с 2004 годом возрос в 1,3 раза.
Несмотря на принимаемые меры, в целом по сравнению с 2004 годом количество регулярных рейсов снизилось на 197 рейсов, в том числе удельный вес местных рейсов составил 36% или 71 рейс (по маршруту Бишкек-Ош-10 и Бишкек-Жалалабад-61 рейс).
В 2006 году, основные пассажирские и грузовые перевозки на международных рейсах осуществлялись по маршрутам Бишкек-Урумчи-Бишкек (22,2%) и Бишкек-Душанбе-Бишкек (3,91%) , что в общем объеме перевозок составило 26,1%.
Как и 2005 году на местных линиях наибольшее количество пассажиров и грузов перевезено Ошским авиапредприятием, удельный вес которых, составил 69% и 26,2% соответственно.
Таблица 2.5
Показатели пассажирских и грузовых перевозок за 2005 год по направлениям
Направление |
Кол-во рейсов |
Кол-во пассажиров |
Удельный вес (%) |
Груз |
Удельный вес (%) | |
Международные рейсы |
||||||
.1 |
Ганновер |
35 |
6635 |
6,4 |
55,0 |
5,9 |
.2 |
Франкфурт |
37 |
7579 |
7,4 |
29,5 |
3,1 |
.3 |
Дели |
32 |
3327 |
3,2 |
150,7 |
16,2 |
.4 |
Урумчи |
53 |
11019 |
10,7 |
33,8 |
3,6 |
.5 |
Москва |
36 |
6207 |
6,0 |
12,3 |
1,3 |
.6 |
Душанбе |
45 |
2626 |
2,5 |
2,7 |
0,2 |
.7 |
Екатеринбург |
14 |
1581 |
1,5 |
1,0 |
0,1 |
.8 |
Новосибирск |
22 |
1240 |
1,2 |
2,0 |
0,2 |
Итого по международным рейсам |
274 |
40214 |
38,9 |
287 |
30,6 | |
Внутренние рейсы |
||||||
Жалалабад |
76 |
3922 |
3,8 |
3,8 |
0,4 | |
Ош |
752 |
45663 |
44,6 |
50,2 |
5,4 | |
Ош - Чолпоната |
8 |
345 |
0,3 |
0 |
0,0 | |
Итого по внутренним рейсам |
836 |
49930 |
48,7 |
54 |
5,8 | |
Нерегулярные рейсы |
102 |
12144 |
11,9 |
583,7 |
63,1 | |
Всего |
1212 |
102290 |
100,00 |
924,8 |
100,00 |
Также проводилась работа по организации чартерных рейсов на перевозку пассажиров и грузов, что положительно отразилось на финансовом положении авиакомпании и составило от общего объема 3,4% и 7,1% соответственно.
По сравнению с 2005 годом количество регулярных рейсов снизилось на 347 рейсов, из-за передачи германских рейсов авиакомпании «Кыргызстан» и отмены рейсов на Москву, Новосибирск, Екатеринбург, а Ошские рейсы были переданы Ошскому филиалу на их самостоятельное выполнение. Также одной из причин снижения пассажиропотока по маршруту «Бишкек-Ош» это появление на данном маршруте частных авиакомпаний «Ош Авиа». «Эйр Трафик компании» и резким снижением с их стороны тарифов продажи авиаперевозок (таб. 2.5).
Выполнение производственных показателей характеризуются следующими показателями.
В 2006 год пассажирооборот составил 39,0 млн. пассажиро-километров (пкм.) 3,6млн. тонно-километров (тнкм), в том числе по Бишкекскому авиапредприятию 24,9 млн. км. и 2,4млн. км. и 14,1 млн. км и 1,2 млн. ткм. по Ошскому авиапредприятию.
Если в 2005 году в целом, по сравнению с 2004 годом наблюдается снижение данных показателей на 16.7 % и 123% соответственно, в том числе по Бишкекскому авиапредприятию пассажирокилометры снизились на 18,6% и тоннокилометры на 13,6%. Одновременно, наблюдается увеличение по Ошскому авиапредприятию пассажирокилометров на 6.0% и тоннокилометров на 4,9% и составило 17.9 млн. км и 1,6 млн. тн, то в 2006 году по сравнению с 2005 годом также наблюдается снижение данных показателей на 78.8% и 81,3% соответственно, в том числе по Бишкекскому авиапредприятию пассажирооборот снизился на 85% и тоннокилометраж на 86,6%, и по Ошскому авиапредприятию соответственно 21,4% и 22,3%.
Объем пассажирских авиаперевозок в 2006 году составил 54083 пассажиров, в том числе на международных воздушных линиях (МВЛ) перевезено 16332 и внутренних воздушных линиях (ВВЛ) 37751 пассажиров, в 2005 году 102290 пассажиров, в том числе на международных воздушных линиях (МВЛ) перевезено 51572 и внутренних воздушных линиях (ВВЛ) 50718 пассажиров.
По сравнению с 2005 годом перевезено пассажиров меньше на 68,3% (35240 чел.) и 25,6% (12967 чел).,и 22,5% (10252чел.) соответственно. По Бишкекскому авиапредприятию снижение пассажиропотока составило на МВЛ 68,3% или 35240 чел. и на ВВЛ 25,6% или 12967 чел. По Ошскому авиапредприятию составило 22,5% или 10252 чел.
В 2005 году по сравнению с соответствующим периодом 2004 года перевезено пассажиров меньше на 20,1% (12951 чел.) и 2,8%) (1458 чел.), соответственно. По Бишкекскому авиапредприятию снижение пассажиропотока составило на (МВЛ) 19,9% или 12824 чел. и на 44,35% или 5065 чел. по (ВВЛ).
Снижение пассажиропотока на (ВВЛ) объясняется постепенной передачей рейсов Ошскому авиапредприятию.
Объем грузовых авиаперевозок в целом по сравнению с 2005 годом уменьшился на 83,2% и составил 155,1 тонны грузов. Основная доля снижения данного показателя приходится на международные воздушные линии (МВЛ) -87,2%, объем которых составил 111,1 тонны, вместо 870,7 тонн перевезенных в 2005 году. Так же снизились грузоперевозки по Ошу на 16,3% или на 8 тонн.
А 2005 году по сравнению с 2004 годом показатель объема авмаперевозок уменьшился на 0,7% и составил 924,8 тонны грузов. Основная доля снижения данного показателя в отличие от 2006 года приходится на внутренние воздушные линии (ВВЛ) - 36,7%, объем которых составил 53,9 тонны, вместо 85,1 тонны, из них на Бишкекское авиапредприятие приходится только 4,7 тонны, что, по сравнению с 2004 годом меньше на 13,4 тонны. Также снизило грузоперевозки с 67 т до 49,2 т или на 26,6% Ошское авиапредприятие.
Устойчивая пассажирская загрузка в 2006 году сохранялась на направлениях Урумчи-68,9% и Душанбе-83,8%, тогда как в 2005 году устойчивая пас сажирская загрузка сохранялась на международных маршрутах (Ганновер,
Франкфурт (в среднем 63,5%), Урумчи (74,4%), Москва (71,1%) и Душанбе (83,8%). По сравнению с 2004 годом допущено снижение загрузки по маршрутам Екатеринбург, Новосибирск на 18,8% и 10,5% соответственно, что явилось причиной приостановки выполнения рейсов в этих направлениях в 2006 году. Также ввиду низкой загрузки (46,3%) с октября 2005 г. не выполняются рейсы по маршруту Дели.
По состоянию на 1 января 2007 года воздушный парк авиакомпании состоял из 68 единиц ВС, что на 11 меньше по состоянию на 1 января 2006, в том числе ТУ-154Б -10 единиц, ТУ-154М -1 ед, ТУ-134 -5 ед, ЯК-40 -20 ед, АН-2 -22 ед, вертолеты МИ-8-5 ед, и МИ-5 ед. В течение отчетного периода для осуществления операционной деятельности авиакомпании было 3 ВС (ЯК-40) Ошского авиапредприятия из 14 ВС данного типа, находящихся на балансе. Парк ВС Бишкекского предприятия и остальной парк Ошского предприятия длительное время простаивает по причине выработки ресурсов (планера, авиадвигателей), а также из-за экономической неэффективности использования старых типов ВС (топливоемкие) в результате резкого повышения ГСМ с 530 до 690 долларов США (без НДС).
Использование авиационной техники в целом по НАП «КАЖ» характеризуется показателями.
За отчетный период общий налет воздушных судов составил 1781 час, и, если по сравнению с 2005 годом налет ВС снизился на 61,6% или на 2859 часов, то в 2005 по сравнению с соответствующим периодом 2004 г. снизился на 13,6%о или 734 часа (таб. 2.6).
Таблица 2.6
Общий налет воздушных судов по типам
Тип ВС |
Количество часов | ||||||
2004 г. |
2005 г |
Сравнение к 2003 |
% |
2006г. |
Сравнение к 2005 г. |
% | |
ТУ-154 |
2472 |
1969 |
503 |
20,3 |
138 |
1831 |
93,0 |
ТУ-134 |
594 |
138 |
456 |
76,8 |
8 |
130 |
94,2 |
ЯК-40 |
2244 |
2004 |
240 |
10,7 |
1351 |
653 |
32.6 |
АН-24 (аренда) |
64 |
25 |
39 |
39 |
33 |
-8 |
-32,0 |
Боинг-737-200 (арен- |
00 |
429 |
0 |
0 |
238 |
191 |
44,5 |
ИЛ-18 (аренда) |
00 |
75 |
0 |
0 |
0 |
75 |
100 |
ВАС1-11 (аренда) |
0 |
0 |
0 |
0 |
13 |
13 |
0 |
итого |
5374 |
4640 |
734 |
13,6 |
1781 |
2859 |
61,6 |
Информация о работе Кризис-менеджмент на примере ОАО "Кыргызстан Аба Жолдору"