Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:41, дипломная работа
Актуальность темы. Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же которое не соответствует "окружающей среде" должно либо приспособится, и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….6
1.1.Сущность и понятие антикризисного управления……………………...6
1.2.Признаки и особенности антикризисного управления………………..12
1.3. Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства……………………………………………………………………..17
ГЛАВА2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КЫРГЫЗСТАНА……………………………………………….........................27
2.1.Современное состояние и экономический анализ деятельности авиакомпаний Кыргызстана………………………………………………….27
2.2.Текущее состояние ОАО «Кыргызстан»……………………………….53
ГЛАВА 3.РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ……………………….74
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ..…………………………………………......82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...87
Рис. 2.3. Чистый оборотный капитал Бишкекского авиапредприятия (в млн. сом.).
Показатели авиапредприятия на 01.07.03 г., 01.04.04 г., и 01.07.04 г., как видно из графика, - отрицательные величины. Это связано с политикой использования предприятием краткосрочных займов, которые ведут к существенному росту текущих обязательств, тем самым, уменьшая величину чистого оборотного капитала.
Значение показателя текущей ликвидности говорит о том, покрываются ли текущие обязательства текущими активами и в какой степени. Этот показатель тесно связан с величиной чистого оборотного капитала, т.е. когда он отрицательный, показатель текущей ликвидности опускается ниже допустимого значения, равного 1.
Максимальная величина показателя зафиксирована в 01.10.02 г. на уровне 1,97. Это связано со снижением краткосрочных инвестиций и высоким уровнем показателя дебиторской задолженности, который составил 67284 млн. сом. на этот период времени.
Минимальная величина - 0,82 отмечена 01.04.04 г. На 1 июля 2004 г. показатель составил 0,96. Это говорит о росте рискованности деятельности компании с точки зрения невозврата долгов со стороны авиапредприятия и снижении реального уровня платежеспособности. Необходимо увеличение показателя оборотных средств. Долгосрочная тенденция данного показателя, следующая рост - до акционирования, падение - после акционирования.
Значение показателя быстрой ликвидности определяет ту часть текучих обязательств, которую предприятие может погасить за счет наиболее ликвидных активов. В норме показатель должен быть не менее 0,5 для данной отрасли.
Анализ ликвидности показывает, что предприятие находится в кризисно-финансовом состоянии. Коэффициенты ликвидности и покрытия значительна ниже допустимой величины, хотя в 2002 г. коэффициент абсолютной ликвидности был равен пороговому значению данного коэффициента. Значение коэффициента абсолютной ликвидности теоретически признается достаточным, если оно достигает 0,2-0,25. Значение коэффициента 0,25 был зафиксировано н. конец 2002 г. Этот коэффициент представляет большой интерес для поставщиков сырья, материалов и услуг.
Коэффициент общей ликвидности представляет интерес для банков, кредитующих данное предприятие. Теоретически оправданная оценка этого коэффициента лежит в диапазоне 0,7-0,8. Из диаграммы видно, что за период с 2002 по 2005 г. происходит снижение коэффициента.
Для коэффициента
текущей ликвидности или
Показатели оборачиваемости используются для оценки эффективности использования собственных оборотных средств.
Период оборота ТМЗ за последние годы имеет тенденцию к снижению. Если в 2002 г. он составлял в среднем 19 дней, в 2003 г. - 17 дней, то в 2004 г. 8 дней. Рост оборачиваемости, по сути, является положительным моментом, но в данном случае данный показатель говорит о постоянном сокращении реальных запасов авиакомпании. Если в сомах величина ТМЗ демонстрирует небольшой рост, то в долларах ситуация иная: рост отмечается только до 2004 г. в дальнейшем наблюдается падение.
Период оборота кредиторской задолженности был довольно высоким в 2001 г. В 2002 г. этот показатель снижался, а с 2003 по 2004 г. наблюдался стабильный рост. Рост периода оборота кредиторской задолженности связан с политикой использования краткосрочных займов банков, которые необходимы предприятию в результате высокой дебиторской задолженности. Кроме того, у предприятия была высокая долгосрочная задолженность перед крупными кредиторами за авиатопливо и наземное оборудование. Данная ситуация ведет к снижению оборачиваемости кредиторской задолженности предприятия (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Кредиторская задолженность Бишкекского авиапредприятия (в млн. сом.).
Кредиторская задолженность за сырье и материалы превышает дебиторскую задолженность за товары и услуги. Следует отметить, что рост кредиторской задолженности произошел в результате привлечения кредита Правительства Японии на приобретение авиа ГСМ и наземного оборудования. Это явилось одним из источников формирования прибыли предприятия, то есть продажа авиа ГСМ в счет кредита Правительства Японии. Однако из полученных доходов не был образован фонд на погашение кредита. В результате выплаты по данному кредиту, включая процентные ставки, осуществляются и в данное время, усугубляя условия выплат по кредиту.
На
базе вышеприведенных показателей ра
2003 г. эта величина у БАП отрицательна из-за большого периода оборота кредиторской задолженности. Это означает, что авиапредприятие в 2002, 2003 г. плохо расплачивалось по своим долгам, накапливая кредиторскую задолженность и пользуясь фактически бесплатно средствами кредиторов. Тем самым авиапредприятие создает себе имидж неплатежеспособного и ненадежного партнера.
На начало 2002 г. наблюдается увеличение краткосрочных и уменьшение долгосрочных источников заемных средств. Наибольшую долю (74,578%) в структуре "всего обязательства и собственный капитал" занимает последний. В формировании заемного капитала большую долю (63,1%) составляют краткосрочные займы. В структуре "Краткосрочные обязательства" наибольшую долю занимает кредиторская задолженность, составившая 62,8% всего объема заемных средств. Незначительную часть в краткосрочных источниках заемных средств (4,174%) составили кредиты банков для работников. Расчеты с бюджетом составили 20,7%о. К концу 2002 г. доля долгосрочных займов увеличилась на 10%, в абсолютном выражении - на 12818,3 тыс. сом, а краткосрочные кредиты банков времени значительно сократились, т.е. предприятие погасило большую часть долга по этой статье. В основном в 2002 г. предприятие привлекало долгосрочные кредиты.
К концу же 2003 г. большую долю заемных средств (64,774%) составляла статья "Краткосрочные обязательства". Увеличилась и доля краткосрочных кредитов. Долгосрочные займы в течение года незначительно увеличились (на сумму 12954,1 тыс. сом.) и на конец отчетного периода составили 61445 тыс. сом. В 2003 г. появился долг по краткосрочным кредитам банков, составив 12753,4 тыс. сом, на конец отчетного периода. По остальным статьям идет увеличение показателей. Лидирующее положение по объему заемных средств по-прежнему занимает статья "Кредиторская задолженность" - 56,6%.
В общем, за период 2005 г. видим постоянный рост заемных средств, кроме краткосрочных кредитов, которые к концу 2001 г. полностью погашены.
Кредиторская задолженность предприятия превышает весь заемный капитал в несколько раз, но если заемный капитал с каждым годом увеличивается, то кредиторская задолженность постепенно снижается.
Большую часть кредиторской задолженности составляют обязательства поставщикам за товары и услуги. На начало 2002 г. - это 74,5%, далее задолженность снижается до 61,8%). Значительную часть составляют обязательства перед бюджетом, далее идет задолженность по оплате труда и соцфонд. По остальным статьям суммы незначительные.
Так как кредиторская задолженность
характеризует состояние
Далее, соотнося величины собственного и заемного капиталов, наблюдаем следующую картину: собственный капитал превосходит в 2002 г. заемный почти в 3 раза, а в 2003 г. - в 6 раз. Данный показатель является максимальной величиной за весь рассматриваемый период времени, что создает благоприятные условия платежеспособности предприятия; к концу 2003 г. собственный капитал превосходит заемный в 2 раза, а в 2004 г. - уже в 1,5 раза.
В международной практике анализ финансового состояния начинают с изучения состава и структуры имущества предприятия. Важнейшим фактором изучения эффективности основной деятельности предприятия является изучение основных средств. Как правило, для анализа основных средств в зарубежных странах и у нас рассчитывают два основополагающих коэффициента (коэффициент годности и коэффициент износа).
Вместе с тем, степень годности основных средств на протяжении двух лет 2002-2003 гг.) возрастала и на конец 2003 г. составила 83,2%, затем прослеживается тенденция к снижению. Происходит это по ряду причин. Можно предположить, что одной из них оказывается ситуация, когда на законсервированное оборудование начисляется амортизация на полное восстановление, иными словами, физически эти средства не изнашиваются, хотя общая сумма износа увеличивается. Сегодня многие предприятия, начисляя амортизацию на неработающее оборудование, остаются без прибыли, потому что из оборота извлекаются большие средства и перечисляются в фонд амортизации. В дальнейшем происходит увеличение коэффициента годности и на начало 2002 г. он составил 76,4%. Из вышеизложенного следует вывод, что большая часть основных средств участвует в процессе производства, и такой фактор положительно влияет на существование и развитие предприятия.
Финансовая устойчивость отражает уровень риска деятельности предприятия в зависимости от заемных средств.
Первый показатель - уровень собственного капитала (коэффициент автономии) отражает долю собственного капитала в структуре баланса. Минимальное пороговое значение показателя коэффициента автономии оценивается на уровне 0,5. Значение показателя более 0,6 свидетельствует о безрисковой деятельности предприятия и его платежеспособности.
Без рисковая деятельность предприятия и его платежеспособность на протяжении двух лет (с 2002 по 2003 гг.) относительно первого показателя была обеспечена добавочным капиталом, т.е. происходило увеличение источников собственных средств по статьям "Добавочный капитал" и "Фонд специального назначения". С конца 2002 г. до середины 2003 г. коэффициент остается на уровне 0,8. Это произошло в результате увеличения доли простых акций в итоге собственного капитала. Но затем наблюдается тенденция к снижению из-за увеличения отрицательного значения величины нераспределенной прибыли в структуре баланса. Данная ситуация свидетельствует о нехватке оборотных средств на предприятии. Учитывая, что и резервный фонд, и выплата дивидендов производится с нераспределенной прибыли, этих средств явно не хватает. Отрицательное значение величины нераспределенной прибыли является неблагоприятным фактором хозяйственной деятельности предприятия.
Второй показатель - уровень заемного капитала, отражает долю заемных средств в структуре баланса. Значение показателя менее 0,4 свидетельствует о платежеспособности предприятия и его безрисковой деятельности.
Показатель 0,45 на 01.07.02 г. говорит о превышении принятого значения. Наравне с этим происходит улучшение в результате увеличения добавочного капитала и приватизации в 2002 г. В 2003-2004 гг. показатели находятся на приемлемом уровне, но в долгосрочном плане прослеживается постоянная тенденция к их снижению. Базовым коэффициентом является коэффициент финансирования, показывающий, сколько заемных средств привлекло предприятие на один сом вложенных в активы собственных средств, и характеризующий возможности предприятия вовлечения в свой оборот заемных средств. В норме показатель не должен превышать 1. После переоценки 2001 г. значение коэффициента упало после его корректировки и продолжало снижаться вплоть до акционирования. После приватизационной переоценки 01.10.02 г. произошел значительный рост коэффициента - до 5,6. С этого момента наблюдается тенденция его снижения.
В 2003 г. показатель остается практически на том же уровне - 5,09, этот рост показывает увлечение доли заемных средств в структуре баланса. Резкое падение значения коэффициентов - 4,05 (01.04.03 г.) - 1,9 (01.04.04г.) говорит о явном ухудшении финансовой устойчивости. На 01.07.04 г. коэффициент составил 1,5.
На ухудшение финансовой устойчивости, как показывает анализ данного показателя, влияет увеличение заемного капитала, большая часть которого в активы собственных средств не направляется. Заемный капитал увеличивается из-за роста привлечения краткосрочных и долгосрочных займов банков и крупных кредиторов. В результате на предприятии может возникнуть угрожающая обстановка, так как оно не сможет расплатиться по своим обязательствам.
Четвертый показатель отражает, в какой степени внеоборотные активы предприятия финансируются собственным капиталом. Данные показатели у БАП находятся в норме, т.е. внеоборотные активы практически полностью покрываются собственными средствами. В 2004 г. предприятие имело хорошие показатели с тенденцией к росту.
Пятый показатель отражает, в какой степени внеоборотные активы предприятия финансируются собственным и долгосрочным заемным капиталом. Данные показатели на все даты у БАП находятся в норме, т.е. внеоборотные активы практически полностью покрываются собственными и долгосрочными заемными средствами. В 2004 г. авиапредприятие имело нормальные показатели, имеющие тенденцию к росту.
Шестой показатель - коэффициент маневренности - характеризует возможности предприятия маневрировать своим капиталом и долгосрочными обязательствами. Высокое значение показателя положительно характеризует финансовое состояние предприятия.
Низкое значение этого показателя, а это наблюдается в течение всего рассматриваемого периода, свидетельствует о том, что значительная часть собственных средств предприятия закреплена в ценностях иммобильного характера, которые являются неликвидными и не могут быть достаточно быстро преобразованы в денежную наличность.
Седьмой показатель определяет долю чистого оборотного капитала в активах предприятия и характеризует возможность финансового маневра в управлении предпринимательской деятельностью. Показатели БАП за весь рассматриваемый период очень низки и имеют тенденцию к дальнейшему снижению.
В любой период времени рыночные условия хозяйствования обязывают предприятие срочно погасить внешние долги, т.е. быть платежеспособным. Значения коэффициентов финансовой устойчивости анализируемого предприятия показывают, что предприятие не может выполнить свои обязательства из общих активов, особенно за последние годы, т.е. является неплатежеспособным. Сумма превышения внешнего долга с каждым годом растет. Большие суммы находятся в основных средствах, запасах и дебиторской задолженности, и в критический момент, когда предприятию будут необходимы денежные средства, их может не оказаться.
Информация о работе Кризис-менеджмент на примере ОАО "Кыргызстан Аба Жолдору"