Курс лекций по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Аудиту".

Файлы: 1 файл

Конспект аудит Ишмужамедова.docx

— 196.39 Кб (Скачать файл)

Руководителю  или учредителю организации любой  формы собственности стандартизация и внутренний аудит системы управления (СУ) позволит:

  • оценить собственные взгляды на управленческую деятельность;
  • объективно оценивать деятельность своих подчиненных;
  • объективно оценить общий уровень системы управления организации;
  • упростить систему контроля;
  • совершенствовать внутренние стандарты системы управления.

Это справедливо  как для очень малых организаций, так и для супер больших, как в государственном, так и в частном секторе экономики.

Рассмотрим  полезность стандартизации и аудита для предпринимателей и арбитражного суда, рассматривающего дела о банкротстве организаций при применении к ним реорганизационных процедур.

Любому виду предпринимательской деятельности присущ риск быстрых удач и (или) быстрых  неудач. Обычно риск связан с рядом  причин и событий, в т.ч. с неосведомленностью о каких-либо процессах либо с  элементами непрофессионализма руководителей  или специалистов в области производства и управления.

Продолжающееся  развитие информационной среды обитания организаций в современном мире постепенно уменьшает риск по причинам неосведомленности: из-за отсутствия требуемой  для принятия решений информации.

Недостаточный профессионализм руководителей  и специалистов в области производства и управления

Контрольная деятельность в организации всегда существовала и будет существовать. Часто контроль является основной функцией для ряда руководителей. Однако только профессиональный подход к контрольной деятельности в области управления может принести ощутимые результаты. Данный подход реализуется в концепции аудита и его конкретного вида – организационного аудита.

В наиболее общем  виде аудит – это процесс получения и оценки ( контроля) объективных данных ( имеются международные нормативы аудита и стандарты на формы представляемых данных) в соответствующей профессиональной деятельности (имеются стандарты на элементы этой деятельности), устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Применительно к организационной системе аудит дает следующие преимущества по отношению к обычному контролю: гармонизация, достоверность, независимость, объективность, однозначность, повторяемость, понятность, профессионализм, уместность, сопоставимость, стабильность, своевременность. Следует напомнить, что контроль может осуществляться тремя путями:

  1. по авторской методике, исходя из профессиональной подготовки руководителя или консультанта. При этом они сами формируют механизм проведения соответствующей функции. Этот путь может быть очень хорошим, но он трудно воспроизводится другими людьми, например, при возможном замещении конкретного руководителя или заключении договора на консультационное обслуживание с другой фирмой;
  2. по результатам сравнения с деятельностью других аналогичных подразделений или организаций в целом. Руководитель заранее выбирает для себя пример организации или деятельности, показатели которой являются для него ориентирами в работы.. Этот путь позволяет без большого риска поддерживать приемлемый уровень выполнения функции. Однако аналог никогда не может быть точным идеалом какой-то организационной системы, поэтому, руководитель должен постоянно сопоставлять анализируемые объекты своей организации и аналога;
  3. по утвержденным нормам или стандартам на ключевые элементы организационной системы. При этом формируется преемственность при анализе и совершенствовании элементов организационной системы в течение значительного времени. Данный путь представляет суть аудита организации.

Тема 17. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия

Целью  аудита   организации   бухгалтерского   учета   и   учетной   политики   предприятия  является установление соответствия  организации   бухгалтерского   учета   и   учетной   политики  требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности  предприятия .

При этом следует  знать, что для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие  задачи:

  • установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы  бухгалтерского   учета  условиям  организации  и управления  предприятия ;
  • дать характеристику системы документации и документооборота;
  • дать оценку  учетной   политике   предприятия .

При проверке необходимо руководствоваться следующими основными нормативными документами:

  1. Федеральным законом ”О  бухгалтерском   учете ” от 21.11.96 №129-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.98 №123-ФЗ.
  2. Положением по  бухгалтерскому   учету  “ Учетная   политика   организации ” (ПБУ 1/98), утв. Приказом МФ РФ от 09.12.98 № 60н, в ред. Приказа МФ РФ от 30.12.99 №107н).

Для проведения  аудита  следует также изучить документы: положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документооборота, описание технологического процесса компьютерной обработки  учетной  информации, положение об  учетной   политике   предприятия , результаты проводимых аудиторами устных опросов (бесед) и анкетирование сотрудников бухгалтерии и др.

При проверке данного участка аудиторам необходимо знать, что основными нарушениями  в  организации   бухгалтерского   учета  являются:

  • несоответствие фактического состава используемых на  предприятии  первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям законодательства и особенностям предприятия;
  • отдельные элементы  учетной   политики  только обозначены, их подробная характеристика отсутствует;
  • неправильное оформление изменений в  учетную   политику   предприятия ;
  • несоблюдение правил ведения  бухгалтерского   учета , установленных регламентированным действующим законодательством.

Тема 18. Проверка учета операций с  денежными средствами

1. Проверка  кассовых операций

Выполняя процедуру проверки операций по учету кассовых операций, аудитору необходимо ответить на следующие  вопросы:

  • В организации соблюдаются общие положения порядка ведения кассовых операций, предусмотренные положениями нормативных актов?
  • Прием, выдача наличных денег и оформление кассовых документов соответствует положениям нормативных актов?
  • Порядок расчетов наличными денежными средствами соответствует положениям нормативных актов?
  • Ведение кассовой книги и хранение денег соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет кассовых операций соответствует требованиям Инструкции по применению Плана счетов?
  • Учет кассовых операций в иностранной валюте при оформлении краткосрочных загранкомандировок соответствует положениям нормативных актов?
  • Корреспонденция счетов по поступлению и выдаче денежных средств соответствует требованиям законодательства?
  • Данные аналитического и синтетического учета по счету 50 "Касса" соответствуют данным главной книги и баланса?

Подробные комментарии и  нормативные документы к вышеуказанным  вопросам, описание методики аудита, а  также классификатор типовых  нарушений смотри в программе автоматизации аудита ЭкспрессАудит:ПРОФ.

Приступая к проверке операций с денежными средствами, аудитор  должен собрать по возможности полную информацию о состоянии внутреннего  контроля по данному участку учета. Выяснить, как соблюдается кассовая дисциплина, насколько жестко контролируются операции с денежной наличностью, в  том числе с валютой, как обеспечивается санкционирование различных платежей из кассы, можно путем фактической  проверки, обследования, наблюдения и  т.д.

Необходимо убедиться, соответствует  ли принятый на предприятии порядок  ведения кассовых операций порядку, установленному соответствующими нормативными документами.

Целью проверки кассовых операций является формирование мнения о достоверности  бухгалтерской отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии порядка ведения кассовых операций действующим в Российской Федерации  нормативным документам.

Вся информация о наличии  и движении денежных средств в кассе собирается на счете 50 "Касса". К этому счету могут быть открыты следующие субсчета: 50-1 "Касса организации", 50-2 "Операционная касса", 50-3 "Денежные документы" и др.

В силу того, что кассовые операции носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. Однако кассовые операции однообразны, а методы или  процедуры проверки достаточно просты. Именно при проверке этого участка  основному аудитору целесообразно  привлекать ассистентов.

Путем проведения сплошной проверки необходимо убедиться, соответствует  ли принятый на предприятии порядок  учета денежных средств порядку, установленному соответствующими нормативными документами. Так, порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе установлен письмом Центробанка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40 и Положением Центробанка РФ от 5 января 1998 г. N 14п "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации".

При проверке следует установить, соблюдает ли предприятие установленный  лимит хранения наличных денег, так  как в кассе можно хранить  лишь небольшие денежные суммы для  оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и  других небольших платежей.

По желанию аудитора или  директора предприятия можно  провести инвентаризацию. Инвентаризация должна проходить в присутствии  кассира и главного бухгалтера. Кассир должен составить кассовый отчет. При  инвентаризации кассы необходимо проверить: имеется ли приказ о назначении кассира; заключен ли с кассиром договор о  полной индивидуальной материальной ответственности  установленной формы; соответствует  ли помещение кассы рекомендациям  по обеспечению сохранности денежных средств, по технической укрепленности и оснащенности средствами пожарно-охранной сигнализации.

В кассе могут храниться  денежные документы. К ним относятся  путевки в санатории и дома отдыха, почтовые марки, проездные билеты, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие документы. Как уже было сказано, учет денежных документов ведется  на субсчете 50-3 "Денежные документы", при этом аналитический учет ведется  по каждому виду денежных документов.

Аудитору необходимо проверить  правильность учета денежных документов (поступление и списание денежных документов оформляется кассовыми  приходными и расходными документами  и отражается в книге по движению денежных документов; кассир составляет отчет по движению денежных документов и сдает его главному бухгалтеру).

2. Проверка  операций по применению контрольно-кассовой  техники

При проведении проверки необходимо убедиться, соответствует ли принятый на предприятии порядок применения контрольно-кассовой техники порядку, установленному соответствующими нормативными документами.

Выполняя процедуру проверки операций по применению контрольно-кассовой техники, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Порядок применения контрольно-кассовой техники соответствует положениям нормативных актов?
  • Сфера применения контрольно-кассовой техники соответствует положениям нормативных актов?
  • В организации выполняются требования, которым должна отвечать контрольно-кассовая техника, согласно положений нормативных актов?
  • Порядок учета операций по покупке контрольно-кассовых машин соответствует положениям нормативных актов?

Подробные комментарии и  нормативные документы к вышеуказанным  вопросам, описание методики аудита, а  также классификатор типовых  нарушений смотри в программе автоматизации аудита ЭкспрессАудит:ПРОФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при  осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных  карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) на территории РФ в обязательном порядке все  организации при осуществлении  ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных  карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг применяют контрольно-кассовую технику. Причем только ту, которая включена в государственный реестр. Государственный реестр, в котором названы модели используемой организациями контрольно-кассовой техники, утвержден Приказом Федерального агентства по промышленности от 06.03.2007 N 105.

В статье 4 Закона N 54-ФЗ перечислены  требования, предъявляемые к ККТ, порядок и условия ее хранения. Согласно ее нормам ККТ должна быть зарегистрированной в налоговых  органах по месту учета организации  в качестве налогоплательщика, исправной  и опломбированной в установленном  порядке и должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в  фискальном режиме.

Информация о работе Курс лекций по "Аудиту"