Курс лекций по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Аудиту".

Файлы: 1 файл

Конспект аудит Ишмужамедова.docx

— 196.39 Кб (Скачать файл)

Процедура внешнего подтверждения

 В процессе  получения внешних подтверждений  аудитор должен контролировать  отбор тех лиц, которым направляются  запросы, подготовку и рассылку  запросов о внешнем подтверждении и обработку ответов на запросы. Аудитор должен принимать необходимые меры, чтобы свести до минимума вероятность искажения результатов внешних подтверждений. Запросы о внешнем подтверждении, подписанные руководством аудируемого лица, должны отсылаться непосредственно самим аудитором по надлежащим адресам и содержать требование направлять ответы непосредственно аудитору. Аудитор должен убедиться, что ответы с внешними подтверждениями поступили от надлежащих отправителей.

 При отсутствии  ответа на запрос о положительном  внешнем подтверждении аудитор должен применить альтернативные аудиторские процедуры. Альтернативные аудиторские процедуры должны быть такими, чтобы они предоставляли доказательства в отношении тех же предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые должны были быть получены в результате запроса о внешнем подтверждении.

 Если ответ  на запрос не получен, аудитору  рекомендуется связаться с получателем  запроса, чтобы выяснить причины  отказа и попытаться добиться  ответа. Если аудитору не удается  получить ответ, он должен перейти  к альтернативным аудиторским  процедурам. Характер альтернативных  процедур зависит от конкретного  проверяемого бухгалтерского счета  и соответствующей предпосылки  подготовки финансовой (бухгалтерской)  отчетности.

При проверке аналитических счетов дебиторской  задолженности альтернативными  процедурами могут являться проверки последующих поступлений денежных средств, документов на отгрузку или  другой документации об аудируемом лице для получения доказательств предпосылки существования и тестирование продаж на отчетную дату для получения доказательств в отношении предпосылки полноты.

При проверке аналитических счетов кредиторской задолженности альтернативными  процедурами могут являться проверка выплат денежных средств или переписки  с третьими сторонами для получения  доказательств в отношении предпосылки  существования и проверка первичных  документов (например, накладных на получение товара) для получения  доказательств в отношении предпосылки  полноты.

 Аудитор  должен выяснить, являются ли  полученные ответы надежными,  и применить соответствующие  процедуры для снятия возможных  сомнений в надежности и подлинности  полученных ответов.

Тема 13. Понятие и методика консультационного  аудита

Консультационные услуги. Это наименее поддающийся точному  определению вид услуг. Данные услуги включают в себя подготовку разъяснений (в устной и письменной форме) по вопросам налогообложения, правильности наложения и расчета размеров штрафных

санкций за нарушения налогового законодательства, рекомендаций по организации  первичного учета, учетных решений, соответствующих заключенным предприятием (организацией, учреждением) хозяйственным  договорам (контрактам).

В настоящее время все  больший спрос наблюдается не на аудит как последующий вид  контроля, а на предварительный и  текущий (оперативный), виды контроля (например, консультирование по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения). Возрастание спроса на подобные услуги наблюдается перед сдачей отчетности и сразу после сдачи годовой отчетности. Дело в том, что по результатам проверок годовых балансов аудиторами обычно выявляются существенные ошибки в учете, которых можно было бы избежать. Но для этого аудитора следовало бы пригласить для совместной работы заблаговременно, до сдачи отчетности. Тогда можно было бы правильно отразить в учете существо сделок, не допустить отступлений от выбранной учетной политики, правильно исчислить и начислить налоги и т.д. Поэтому в большинстве случаев фирмы и предприятия, которые пришли на отечественный рынок надолго, а не с явно видимым желанием "урвать и скрыться", и желающие качественно, правильно и легитимно вести свой бизнес, заинтересованы в том, чтобы вновь заключаемые ими договоры, контракты и планируемые сделки были подвергнуты предварительной экспертизе.

Консультационно-аудиторское  сопровождение требуется для  тех компаний, которые хотят быть в течение всего отчетного  года совершенно уверены в качестве работы своей бухгалтерии или  сложность деятельности которых  постоянно требует внимания нескольких высококвалифицированных специалистов. Консультационно-аудиторское сопровождение  представляет собой комплексную  услугу, в рамках которой осуществляется аудит в течение всего года и компания-клиент в течение каждого  месяца получает устные и письменные консультации по вопросам бухгалтерского и налогового законодательства. Аудиторское  сопровождение включает поэтапное  проведение аудиторских проверок. Аудит  по согласованию с клиентом может  проводиться в два, три или  четыре этапа. По результатам каждого  этапа клиент получает Письменный Отчет. В Письменном Отчете аудиторской  компании содержится следующая информация: Выявленные в ходе проведения аудита и определенные аудитором как  существенные нарушения бухгалтерского и налогового законодательства; Оценка выявленных нарушений с точки  зрения законодательства, суммы завышенных/заниженных налогов; Ссылки на законодательные  акты; Рекомендации по исправлению  выявленных нарушений; Оценка системы  внутреннего контроля предприятия; По итогам последнего этапа кроме  Письменного Отчета клиент получает оформленное в соответствии с  требованиями действующего законодательства Аудиторское Заключение о достоверности  бухгалтерской отчетности за проверяемый  период (год). Основным удобством аудитоского сопровождения является гарантия получения подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности по итогам года, когда в течение года на основании Письменных отчетов сделаны все необходимые исправления. Стоимость аудиторского сопровождения определяется на основании информации полученной от клиента, с учетом времени, минимально необходимого для проведения обязательных аудиторских процедур, предусмотренных действующим законодательством РФ. Аудиторское сопровождение осуществляется на основании заключенного договора. В каждом договоре индивидуально определяется время, отведенное на аудиторское сопровождение и сумма ежемесячной абонентской платы. Консультационное сопровождение осуществляется на основании договора в форме писменных консультаций, устных консультаций по телефону, в офисе клиента, в офисе аудиторской компании. Консультационное сопровождение обеспечивает оперативную поддержку клиента в решении ежедневных вопросов, связанных с текущей финансово-хозяйственной деятельностью.

Тема 14. Понятие и методика аудиторского сопровождения

Аудиторское сопровождение - это регулярное в течение года методологическое и юридическое консультирование учетных и налоговых специалистов Предприятия плюс регулярный аудиторский контроль.

Такой подход эффективнее обычного аудита. Если Аудит выявляет ошибки, то Аудиторское сопровождение предотвращает их появление.

Аудиторское сопровождение  дает  пять принципиально важных преимуществ:

Во-первых,  постоянно сопровождая Предприятие, Аудиторы могут тщательнее изучить все индивидуальные особенности Предприятия, его бухгалтерских работников и контрагентов, знают его потребности и лучше контролируют  "узкие места". 

Во-вторых, сотрудники Предприятия получают консультации с учетом индивидуальности Предприятия и заметно  большего объема.

В третьих, Предприятие может мгновенно получить любую дополнительную помощь в экстренной ситуации (например, при налоговых претензиях). При этом, наши специалисты включатся в работу не только быстро,  уже владея индивидуальными нюансами и особенностями Предприятия, что принципиально важно для результата.

В-четвертых, обшиный опыт нашей юридической практики и мониторинг тенденций оперативно учитывается аудиторами, поэтому налоговые и организационные схемы Предприятия, его договоры и сделки безопасны и соответствуют последним изменениям  налогового законодательства и практики, а любые необходимые изменения вносятся своевременно.  

В-пятых, неизбежные в учете ошибки не успевают накапливаться и не требуют значительных затрат на исправления. Выявленные ошибки и искажения  своевременно корректируются бухгалтерией в текущей работе, и не приводят к "двойной работе" и перегрузкам при подготовке годового отчета. 

В результате, заметно эффективнее используется не только аудиторский бюджет, но и бюджеты бухгалтерии и юридического отдела, но главное -  исключается риск неисправимых ошибок и обеспечивается постоянный контроль за состоянием дел и эффективностью работы бухгалтерии. 

Аудиторское сопровождение включает в себя:

  • ежеквартальную проверку оформления хозяйственных операций, учета и промежуточной отчетности; выборочный контроль исправлений по замечаниям предыдущего периода;
  • ежеквартальный контроль хранения документов и баз данных;
  • элементы налогового, правового и организационного аудита - мониторинг эффективности и безопасности применяемых бизнес-схем (в том числе налоговых), действующих договоров, системы учета и организационных решений, и рекомендации по их оптимизации;
  • возможность предварительного рецензирования проектов заключаемых договоров, предполагаемых сделок и любых других изменений деятельности для внесения в них своевременных изменений;
  • возможность контроля налоговой добросовестности контрагентов (крайне актуально в свете изменений налоговой практики по НДС)
  • оперативное устное консультирование Ваших бухгалтеров по бухгалтерским, налоговым и юридическим вопросам между этапами проверки; при необходимости консультации могут быть даны в письменной форме с финансовой ответственностью, могут быть получены официальные разъяснения МФ и ФНС РФ по неурегулированным или спорным вопросам методологии и законодательства.

Тема 15. Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала

Целью  аудита   учредительных   документов   и   формирования   уставного   капитала  предприятия является выявление соответствия  учредительных   документов  предприятия действующему законодательству, правильности  формирования  (изменения) его  уставного   капитала .

При этом следует знать, что  для достижения этой цели аудиторами должны быть решены следующие задачи:

  • определение юридического статуса предприятия, сферы деятельности прав его функционирования;
  • установление наличия лицензии по видам деятельности, подлежащих лицензированию;
  • проверка порядка  формирования  и изменения  уставного  (складочного)  капитала  и изучение его структуры.

При проверке  учредительных   документов  и  формирования   уставного   капитала  необходимо руководствоваться следующими основными нормативными документами:

  1. Гражданским кодексом (часть 1 от 30.11.94 № 51-ФЗ, в ред. Федерального закона от 15.05.2001 №54-ФЗ; часть 2 от 26.01.96 №14-ФЗ, в ред. Федерального закона 17.12.99 №213-ФЗ).
  2. Налоговым кодексом (часть 1 от 31.07.97 №146-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.03.2001 № 118-ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 №117-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.05.2001 №71-ФЗ).
  3. Федеральным законом “Об обществах с ограниченной ответственности” от 08.02.98 №14-ФЗ, в ред. Федерального закона от 31.12.98 №194-ФЗ.

Для проведения  аудита  следует изучить первичные  документы : устав предприятия,  учредительный  договор, свидетельство регистрации в органах статистики, инспекции Министерства по налогам и сборам РФ, внебюджетных фондах, протоколы собраний учредителей (акционеров), переписку с учредителями, приказы, распоряжения, акты приемки передачи акций, акты оценки имущества, внесенного в счет оплаты акций (долей  уставного   капитала  и др., учетные регистры по счетам 75 ”Расчеты с учредителями”, 80 ” Уставной   капитал ”, Главную книгу, бухгалтерскую отчетность.

При проверке аудиторам необходимо знать, что основными и искажениями  в  учредительных   документах  и нарушениями в  формировании   уставного   капитала  могут быть:

  • освобождение учредителя общества от обязанности внесения вклада в уставной капитал;
  • несоответствие некоторых видов деятельности тем видам деятельности, которые зафиксированы в уставе общества;
  • отсутствие лицензии по лицензированному виду деятельности;
  • размещение акций общества по цене ниже номинальной;
  • наличие по окончании первого года с момента регистрации предприятия в бухгалтерском балансе и в соответствующем учетном регистре по счету 75-1”Расчеты по вкладам в уставной (складочный капитал)” дебетового сальдо;
  • стоимость чистых активов меньше величины минимального уставного капитала;
  • отсутствие документов, подтверждающих имущественные права учредителей на не денежные объекты;
  • необоснованные оценки неденежных объектов, вносимых учредителями в счет вклада в уставной капитал;
  • превышение рыночной стоимости внесенных в уставной капитал ценных бумаг, обращаемых ранее на фондовом рынке.

Тема 16. Аудит системы управления организации

Система управленческого  контроля организации должна соответствовать  следующим параметрам:

• соответствие принятых обязательств действующему законодательству РФ;

• сохранение имущества от порчи, потери, нецелевого использования или присвоения;

• ведение  необходимой отчетности.

Системы управленческого  контроля должны соответствовать следующим  стандартам:

• вся деятельность, а также обязательства и расходы  производятся в соответствии с действующим  законодательством РФ;

• ресурсы  распределяются эффективно;

• системы  управленческого контроля обеспечивают сохранение имущества от потери, порчи, нецелевого использования или присвоения;

• руководители и/или доверенные лица следят за правильным распределением ответственности и  отчетности;

• руководители следят за должным выполнением сотрудниками своих обязанностей;

• доступ к  ресурсам организации имеют только уполномоченные лица;

• ведется  строгое соблюдение отчетности за имущество  и средства организации;

• постоянно  ведется соответствующая документация по финансовым и хозяйственным операциям;

• руководители оценивают и определяют план деятельности по исправлению недостатков и  внедрению рекомендаций аудиторских  и других проверок.

Успешная  деятельность организации в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в  области управления. Даже частичная  стандартизация управленческой деятельности позволяет:

  • регламентировать выполнение функций управления по содержанию и времени;
  • добиваться внедрения наилучших управленческих технологий;
  • уменьшать дублирование, непроизводительные затраты и потери времени;
  • согласовывать цели, средства и методы их достижения;
  • формировать критерии для оценки деятельности аппарата управления.

Стандартизация  немыслима без контроля. Современная  философия управленческого контроля реализуется в аудите систем управления. Аудит, созданный первоначально  для контроля бухгалтерского учета, приобрел более широкое толкование и сферу деятельности благодаря  хорошей методологической и практической базе, созданной усилиями многочисленных организаций под эгидой Комитета по международным стандартам учета (КМСУ).

Информация о работе Курс лекций по "Аудиту"