Курс лекций по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Аудиту".

Файлы: 1 файл

Конспект аудит Ишмужамедова.docx

— 196.39 Кб (Скачать файл)

В статьях 18 и 19 закона от 7 августа 2001 г. № 199-ФЗ «Об  аудиторской деятельности» определяются функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования  аудиторской деятельности и функции  совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном  органе.

Уполномоченным  федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности является Министерство финансов РФ.

Основными функциями  Министерства финансов, как уполномоченного  федерального органа являются:

• издание  в пределах своей компетенции  нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

• организация  разработки и представление на утверждение  Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

• организация  в установленном законодательством  РФ порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;

• организация  системы надзора за соблюдением  аудиторскими организациями и индивидуальными  аудиторами лицензионных требований и  условий;

• контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

• определение  объема и разработка порядка представления  уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов;

• ведение  государственных реестров аттестованных  аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

• аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Совет по аудиторской  деятельности при уполномоченном федеральном  органе организован в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности. В соответствии с законом совет по аудиторской деятельности:

• принимает  участие в подготовке и предварительном  рассмотрении основных документов аудиторской  деятельности и проектов решений  уполномоченного федерального органа;

• разрабатывает  федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;

• рассматривает  обращения и ходатайства аккредитованных  профессиональных аудиторских объединений  и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

• осуществляет иные функции в соответствии с  положением о совете по аудиторской  деятельности.

Приказом  Министерства финансов Российской Федерации  от 3 июня 2002 г. № 47н утверждено Положение  о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве

финансов  Российской Федерации, где закреплены основные функции, задачи, права и  полномочия Совета.

В соответствии с Положением, кроме функций, предусмотренных  законом № 119-ФЗ, Совет выполняет  еще и следующие задачи:

• изучает, обобщает и распространяет опыт аудиторской  деятельности, организует подготовку информационных, методических и учебных  материалов в этой области, необходимых  для проведения и совершенствования  аудита

• организует и осуществляет экспертизу учебных  программ и планов для обучения аудиторов  и повышения их квалификации, а  также осуществляет разработку проектов требований по организации процедуры  квалификационных экзаменов для  аттестации аудиторов;

• предварительно рассматривает составы экзаменационных  комиссий и результаты экзаменов  претендентов на получение квалификационного  аттестата аудитора, сдавших квалификационные экзамены. Совет рассматривает спорные вопросы, возникающие в процессе аттестации претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора, и подготавливает предложения Минфину России, обобщает опыт и вырабатывает предложения по совершенствованию аттестации аудиторов, повышению их квалификационного уровня и представляет их на рассмотрение Минфину России;

• рассматривает  вопросы, возникающие в процессе лицензирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, и представляет Минфину России предложения по ее совершенствованию;

• организует и осуществляет изучение зарубежного  опыта организации аудиторской деятельности.

Состав Совета формируется по представлению аккредитованных  профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и  высших учебных заведений, и утверждается Министром финансов Российской Федерации.

В состав Совета включаются представители Министерства финансов РФ, федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному  аудиту, государственных органов  власти, Центрального банка РФ, аккредитованных  профессиональных аудиторских объединений, научных и других организаций, высших учебных заведений, пользователей  аудиторских услуг.

От каждого  аккредитованного профессионального  аудиторского объединения в состав Совета включается не менее одного представителя.

Ротация и  замена представителей аккредитованных  профессиональных аудиторских объединений  может осуществляться не чаще одного раза в год, после предварительного рассмотрения руководящего органа аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Число представителей Министерства финансов РФ, федеральных  органов исполнительной власти, участвующих  в регулировании профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, государственных  органов власти, Центрального банка  Российской Федерации, научных и  других организаций, высших учебных  заведений, пользователей аудиторских  услуг должно составлять не более 49% общего состава Совета.

Тема 4. Профессиональная этика аудитора

Согласно  пункту 3 Правила № 1 при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться  нормами, установленными профессиональным аудиторским объединением, членом которого он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

– независимость;

– честность;

– объективность;

– профессиональная компетентность и добросовестность;

– конфиденциальность;

– профессиональное поведение.

Рассмотрим  каждый из принципов более подробно.

Независимость – принцип аудита, заключающийся  в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или  какой-либо иной заинтересованности в  делах аудируемого лица, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. При этом независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.

Честность –  принцип аудита, заключающийся в  обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также  следовании общим нормам морали.

Объективность – принцип аудита, заключающийся  в обязательности применения аудитором  непредвзятого, беспристрастного и  самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и  формированию суждений, выводов и  заключений.

Профессиональная  компетентность – принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор  должен владеть необходимым объемом  знаний и навыков, позволяющим ему  обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям  оказание профессиональных услуг. Аудиторской  организации для обеспечения  квалифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы.

Аудиторская организация не должна оказывать  услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.

Добросовестность  – принцип аудита, заключающийся  в обязательности оказания аудитором  профессиональных услуг с должной  тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих  способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное  отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность  – принцип аудита, заключающийся  в том, что аудиторы и аудиторские  организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита. Они не вправе передавать эти документы  или их копии (как полностью, так  и частично) каким бы то ни было третьим  лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных  законодательными актами РФ. Принцип  конфиденциальности должен соблюдаться  неукоснительно, невзирая на то, что  разглашение или распространение  информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного  ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости  от продолжения или прекращения  отношений с клиентом и без  ограничения по времени. Аудиторская  организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах  третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной  при выполнении профессиональных задач.

Профессиональное  поведение – принцип аудита, заключающийся  в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор  должен поддерживать высокую репутацию  профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием  аудиторских услуг и способных  подорвать уважение и доверие  к аудиторской профессии, нанести  ущерб ее общественному имиджу.

Кроме того, согласно пункту 4 Правила № 1 аудитор  в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут  существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение  финансовой (бухгалтерской) отчетности. Проявление профессионального скептицизма  означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений.

Профессиональный  скептицизм следует проявлять в  ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений  при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении  характера, временных рамок и  объема аудиторских процедур, а также  при оценке их результатов.

В понятие  профессионального скептицизма  включается и то, что при планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Всем известно такое понятие, как врачебная  этика, а ведь функции аудитора сравнимы с функциями врача, только объектом благотворного воздействия аудитора является не человек, а предприятие (организация).

Как мы уже  сказали, основные профессиональные этические  принципы, связанные с аудиторской  деятельностью, сформулированы в Федеральном  правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1.

Однако профессиональные организации аудиторов разрабатывают подробные кодексы профессиональной этики аудиторов, стараясь предусмотреть все возможные нюансы их поведения. Согласно пункту 3 Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов РФ одним из обязательных требований, предъявляемых к профессиональным аудиторским объединениям, изъявившим желание получить аккредитацию, является наличие у данного объединения обязательных для своих членов правил (стандартов) аудиторской деятельности и Кодекса профессиональной этики

Тема 5. Стандарты аудиторской деятельности

Важное значение для становления цивилизованного аудита имеют разработка и внедрение в практику стандартов аудиторской деятельности.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это нормативные  документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также к оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов  и к оценке их квалификации.

Аудитору  предоставлена возможность и  право самому определять методы проведения проверки и выражать свое мнение в  аудиторском заключении о достоверности  финансовой отчетности экономического субъекта. Но высказывая личное мнение, аудитор свою деятельность должен осуществлять в соответствии с определенными  профессиональными правилами, выработанными  с помощью обобщения международного и национального опыта. Такими правилами, описывающими основополагающие приемы и принципы, которыми необходимо руководствоваться  аудитору при проведении проверки, и являются стандарты аудиторской  деятельности.

Информация о работе Курс лекций по "Аудиту"