Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:50, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Аудиту".
В соответствии с поручением Правительства РФ Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ была утверждена Программа действий на период 1998-1999 гг. по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов на основе разработанных на международной базе аудиторских стандартов.
К настоящему
времени Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте РФ одобрено
и опубликовано более 20 стандартов,
которые можно считать
- Планирование аудита;
- Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в
ходе аудита;
- Аудиторская выборка;
- Аудиторские доказательства;
- Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности;
- Документирование аудита;
- Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта
по результатам проведения аудита;
- Разъяснения, представляемые руководством проверяемого
экономического субъекта;
- Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;
- Внутрифирменный контроль качества аудита.
Действующие федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности дополнены еще тремя новыми стандартами: Правилом (стандартом) №32 «Использование аудитором работы эксперта» (далее ФПСАД №32), Правилом (стандартом) №33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности» (далее – ФПСАД №33) и Правилом (стандартом) №34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» (далее – ФПСАД №34).
Новые стандарты вводятся постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 557.
Требования
ФПСАД №32 и ФПСАД №33 относятся
только к тем аудиторским
По словам директора департамента методологии аудита компании ФБК Елены Сквирской, многие крупные аудиторские компании и без того применяли свои системы внутреннего контроля качества. Их наличие уже давно стало необходимым условием роста конкурентоспособности аудиторских услуг. Новые правила в этом смысле лишь установили планку – теперь внутрифирменные стандарты должны содержать требования не ниже федеральных.
В ФПСАД №34 введены требования к структуре системы внутреннего контроля (п.6 ФПСАД №34), предполагающие обязательное наличие 5 элементов:
(а) обязанности
руководства аудиторской
(б) выполнения этических требований;
(в) выполнения
процедур принятия на
(г) ведения кадровой работы;
(д) контроля выполнения задания;
(е) проведения
мониторинга внутреннего
ФПСАД №34 предусматривает создание и доведение до персонала кодифицированного руководства по системе внутреннего контроля в соответствии с перечисленными выше элементами, предполагающего выполнение всех требований стандарта в части каждого из ее элементов и документирование практического применения данного руководства. Новым требованием, которое приведет к росту объема трудозатрат на проведение аудита финансовой отчетности общественно-значимых хозяйствующих субъектов, является требование о проведении обзорных проверок этих субъектов, предшествующих выдаче аудиторского заключения. Также стандарт обязывает аудиторские в рамках мониторинга проводить выборочные инспекции аудиторских заданий силами независимого персонала.
Тема 6. Организация подготовки аудиторской проверки
Аудиторская проверка ограничена
во времени. Поэтому для обеспечения
высокого качества работы к ней следует
тщательно подготовиться. Необходимым
средством такой подготовки является
всесторонне продуманное
Названным проблемам посвящено российское правило (стандарт) «Планирование аудита» Стандарты аудиторской деятельности. Учебное пособие. М: 2001., с.134. В нем подчеркнуто, что требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.
Для других случаев эти требования носят рекомендательный характер (при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг).
В случае отклонения при выполнении
конкретного задания от обязательных
требований данного правила (стандарта)
аудиторская организация в
Планирование, являясь начальным
этапом проведения аудита, состоит
в разработке аудиторской фирмой
общего плана с указанием ожидаемого
объема, графиков и сроков проведения
аудита, а также в разработке программы,
определяющей объем, виды и последовательность
осуществления аудиторских
Планирование должно проводиться в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также с учетом следующих частных принципов: Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту, М: 1998, с.16
комплексности;
непрерывности планирования;
оптимальности.
Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).
При планировании на длительный
период в случае аудиторского сопровождения
экономического субъекта, в течение
года аудиторской фирме следует
своевременно корректировать планы
и программы проведения аудита с
учетом изменений в
Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы на основании критериев, определенных самой аудиторской фирмой.
При планировании следует выделить такие этапы:
предварительное планирование;
подготовка общего плана аудита;
составление программы аудита.
Для эффективного планирования аудита до написания письмаобязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская фирма должна согласовать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.
На начальном этапе аудитор должен ознакомиться с финансовохозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта.
Аудитору следует ознакомиться с:
организационноуправленческой структурой клиента;
видами хозяйственной деятельности;
структурой капитала;
технологическими
уровнем рентабельности;
основными покупателями и поставщиками;
существованием дочерних
и зависимых организаций.
устав клиента;
протоколы заседаний
совета директоров, собраний акционеров
либо других аналогичных
учетная политика;
бухгалтерская отчетность;
внутренние отчеты контролеров;
материалы налоговых проверок;
материалы судебных и арбитражных исков;
беседы с руководством и исполнительным персоналом;
информация, полученная при осмотре основных участков, складов клиента.
На этапе предварительного планирования оценивается возможность проведения аудита. Если аудиторская организация положительно решает вопрос, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.
С помощью проведения аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита.
В процессе подготовки общего плана и программы аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля и производит оценку риска системы внутреннего контроля. Эти вопросы подробнее будут рассмотрены в следующих параграфах данной работы.
В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана аудита. Вносимые изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.
В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству клиента) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени необходимо учесть:
реальные трудозатраты;
расчет затрат времени
в предыдущем периоде (в
уровень существенности;
проведенные оценки рисков аудита.
В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует выборку в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».
В общем плане рекомендуется предусмотреть:
формирование группы с учетом квалификации аудиторов;
инструктирование всех
членов команды об их
контроль руководителя
за выполнением плана и
разъяснение руководителем
аудиторской группы
документальное оформление
особого мнения члена
Аудиторская организация
определяет в общем плане роль
внутреннего аудита, а также необходимость
привлечения экспертов в
Тема 7. Оценка существенности и риска в процессе аудиторской деятельности
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются — аудитор) в процессе проведения аудита обязаны оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском.
Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.
Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. Примерами качественных искажений являются:
недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием;