Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:37, курс лекций
Основные задачи анализа экономических результатов: [9]
оценка выполнения заданий бизнес-плана по экономическим результатам;
анализ динамики состава и структуры прибыли предприятия;
определение влияния отдельных факторов на прибыль от продаж;
1
Анализ экономических результатов
1. Задачи анализа и источники информации
Основные задачи анализа экономических результатов: [9]
оценка выполнения заданий бизнес-плана по экономическим результатам;
анализ динамики состава и структуры прибыли предприятия;
определение влияния отдельных факторов на прибыль от продаж;
изучение состава и динамики доходов и расходов от обычных видов деятельности;
изучение состава и динамики прочих доходов и расходов;
анализ влияния уплачиваемого налога на прибыль и иных аналогичных платежей предприятия от обычной деятельности;
расчет показателей рентабельности, рассмотрение их динамики и определение влияния отдельных факторов на показатели рентабельности;
анализ распределения прибыли;
выявление рзервов дальнейшего увеличения прибыли и повышение рентабельности.
Источники информации для анализа экономических результатов: [5]
Баланс предприятия;
Отчет о прибылях и убытках;
Данные бизнес-плана предприятия и бухгалтерского учета.
Согласно ПБУ 9/99 различают следующие виды прибыли: [2]
Валовая прибыль, определяемая как разность выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг.
Прибыль от продаж, определяемая как разность валовой прибыли и коммерческих расходов и управленческих расходов;
Прибыль до налогообложения, которая определяется как сумма прибыли и доходной части за минусом расходной части;
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток)) отчетного года, которая определяется как сумма прибыли до налогообложения и отложенных налоговых активов за минусом отложенных налоговых обязательств и текущего налога на прибыль
2. Общая оценка динамики и структуры прибыли
Данные граф 3,4,5 и 6 табл 1 позволяют провести горизонтальный анализ прибыли и сделать следующие выводы:
1) За отчетный период валовая прибыль увеличилась на 70915 тысяч рублей, или 164,56%. Это явилось следствием увеличения выручки от продаж на 25,86% и также более низкими темпами роста себестоимости проданных товаров (111,05%) по сравнению с темпами роста выручки от продажи (125,86%);
2) Прибыль от продаж в отчетном периоде составила 5173 тысяч рублей вместо 3655 тысяч рублей в предыдущем году, т.е. на 1518 тысяч рублей больше, или на 41,53%. Более низкие темпы роста прибыли от продаж (141,53%) по сравнению с валовой прибылью (164,56%) были вызваны тем, что управленческие расходы в отчетном периоде увеличились в большей степени (509,47%), чем выручка от продаж (125,86%).
3) Прибыль до налогообложения как в предыдущем, так и в отчетном периодах была ниже прибыли от продаж в связи с тем, что общая сумма доходной части меньше общей суммы расходной части на 800 тысяч рублей (190+139-1129) в предыдущем периоде и 1306 тысяч рублей (291+59-1656) в отчетном периоде.
В сложившихся условиях руководителям необходимо пересмотреть участие ООО в неосновной деятельности, так как прочие доходы в отчетном году снизили на 57,55% по сравнению с предыдущим годом, а прочие расходы, вместе с тем, увеличились на 46,68%.
4) Чистая прибыль в отчетном году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 648 тысяч рублей, или 31,91%.
5) По данным граф 7,8,9 таблицы 1 можно провести вертикальный анализ, т.е. рассмотреть структуру прибыли, отдельные элементы которой определены в % к выручке от продаж:
возрос удельный вес валовой прибыли к выручке от продаж на 8,51% (с 27,68% до 36,19%);
возрос удельный вес прибыли от продаж на 0,11% (с 0,92% до 1,04%);
возрос удельный вес прибыли до налогообложения на 0,05% (с 0,72% до 0,77%);
возрос удельный вес чистой прибыли на 0,02% (с 0,512% до 0,536%).
Таким образом, имеются положительные тенденции в изменении удельного веса отдельных элементов прибыли к выручке от продаж.
3. Анализ прибыли от продаж
Прибыль от продаж, как правило, составляет большую часть прибыли до налогообложения и определяется путем вычитания из валовой прибыли коммерческих расходов и управленческих расходов. [9]
При анализе прибыли от продаж по данным «Отчета о прибылях и убытках» определяют влияние следующих факторов:
Увеличение (уменьшение) объема выручки от продаж продукции;
Изменение цен на продукцию;
Снижение (повышение) коммерческих расходов;
Снижение (повышение) себестоимости проданных товаров, продукции;
Снижение (повышение) управленческих расходов.
Таблица 2
Наименование | Обозначение | Формула | Запись в цифрах | Результат |
Дополнительная выручка от продажи продукции | Q’ | Q выр отч. /J цен | 499395 / 1,088 | 459002,76 |
Индекс цен | J цен | (100+ Δ J цен)/100 | (100+8,8)/100 | 1,09 |
Влияние изменения цен на выручку от продаж | ΔQвыр цен | Qвыр - Q’ | 499395-459002,76 | 40392,24 |
Рентабельность продаж в предыдущем году | Re прод пред | *100% | 3655/396771*100 | 0,92 |
Влияние изменения объема выручки на прибыль от продаж | ΔПвыр | (499395 - 396771 - 40392,24)*0,92/100 | 572,53 | |
Влияние изменения цен на прибыль от продаж | ΔПцен | 40392,24*0,92/100 | 371,61 | |
Влияние изменения с/с проданных товаров на прибыль от продаж | ΔПс | 42505,11 | ||
Влияние изменения коммерческих расходов на прибыль от продаж | ΔПкр | 8789,19 | ||
Влияние изменения управленческих расходов на прибыль от продаж | ΔПур | 33143,28 |
В рассматриваемом ООО прибыль от продаж в предыдущем году составляла 3655 тысяч руб, или 128,02% (3655/2855*100) прибыли до налогообложения. В отчетном году прибыль от продаж получена в сумме 5173 тысяч рублей, или 133,77% (5173/3867*100).
Таблица 3
Наименование показателя | Изменение суммы прибыли, тыс руб | В % к сумме прибыли пред года |
Увеличение прибыли от продаж, | 1518,00 | 0,42 |
в т.ч за счет: |
|
|
увеличения объема выручки от продаж | 572,53 | 1,06 |
повышение цен на товары, продукцию | 371,61 | 0,10 |
снижение себестоимости проданных товаров и продукции | 42505,11 | 11,63 |
повышения коммерческих расходов на 1 руб выручки от продаж | -8789,20 | -2,40 |
снижения управленческих расходов на 1 руб.выручки от продаж | - 33143,41 | 9,07 |
Общее влияние | 1516,78 |
|
Вывод: согласно таблице 1, выручка от продаж продукции в предыдущем году составила 396771 тысяч рублей, а в отчетном году – 499395 тысяч рублей. Цены на продукцию в связи с инфляцией в отчетном году выросли на 8,8%. Следовательно, выручка от продаж продукции в отчетном году в связи с изменением цен возросла на 40392,24 тысяч рублей (499395-459002,76).
По данным таблицы 3 можно сделать вывод, что значительная часть прибыли от продаж получена за счет улучшения результатов хозяйственной деятельности предприятия:
увеличение объема продаж продукции на 572,53 тысяч рублей,
снижение себестоимости продажной продукции на 42505,11 тысяч рублей
Отрицательно повлияло некоторое повышение коммерческих расходов и управленческих расходов на 8789,20 тысяч рублей и 33143,41 тысяч рублей соответственно. Для минимизации управленческих расходов необходимо пересмотреть следующие расходы, которые включаются в данную статью: административно-
4. Анализ доходов и расходов от обычных видов деятельности. Анализ прочих доходов и расходов
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств. [2]
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств.
Доходы и расходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
а) доходы и расходы от обычных видов деятельности;
б) прочие доходы и расходы.
К доходам и расходам от обычных видов деятельности относятся доходы и расходы, связанные с основным видом деятельности организации (предоставление за плату во временное пользование активов по договору аренды, предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, участие в уставных капиталах других организаций).
По данным вышеприведенных таблиц видим, что операционная деятельность ООО является прибыльной (141,53%) из-за превышения темпов роста валовой прибыли над темпом роста себестоимости. Но из-за высокого прироста управленческих и коммерческих расходов, руководству предприятия следует принять меры по выявлению скрытых резервов для их снижения, к примеру, уменьшить административно-управленческие расходы и расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, а также осуществлять транспортировку товара за счет заказчика, тем самым, уменьшив коммерческие расходы
Прочие доходы снизились на 57, 55%, не смотря на то, что в целом, прочие доходы в 2009 году возросли на 6,38% (350/329*100%) по сравнению с 2008 годом за счет превышения темпов роста процентов к получению на 53,16%. Что касается прочих расходов, то они в 2009 году возросли на 46,68% по сравнению с 2008 годом, что является негативной тенденцией. Для минимизации прочих расходов рекомендуется пересмотреть расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием активов.
5 Анализ рентабельности
Рентабельность - показатель экономической эффективности производства. [9]
Группы показателей рентабельности:[9]
Показатели, характеризующие рентабельность издержек производства и инвестиционных проектов;
Показатели, характеризующие рентабельность продаж;
Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Источниками информации для расчета показателей рентабельности являются «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибылях и убытках». [9]
1) рентабельность издержек, показывающая, сколько валовой прибыли предприятие имеет на 1 рубль себестоимости проданных товаров, продукции
Наименование показателя | За 2008 год | За 2009 год | Темп роста, % |
1 Валовая прибыль, тыс руб | 109840 | 180755 | 164,56 |
2 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб | 286931 | 318640 | 111,05 |
3 Рентабельность издержек, %(1:2*100) | 38,28 | 56,73 | - |
Информация о работе Лекции по "Анализ экономических результатов"