Лекции по "Анализ экономических результатов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:37, курс лекций

Описание работы

Основные задачи анализа экономических результатов: [9]
 оценка выполнения заданий бизнес-плана по экономическим результатам;
 анализ динамики состава и структуры прибыли предприятия;
 определение влияния отдельных факторов на прибыль от продаж;

Файлы: 1 файл

Анализ экономических результатов.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)


1

 

Анализ экономических результатов

1.                       Задачи анализа и источники информации

Основные задачи анализа экономических результатов: [9]

    оценка выполнения заданий бизнес-плана по экономическим результатам;

    анализ динамики состава и структуры прибыли предприятия;

    определение влияния отдельных факторов на прибыль от продаж;

    изучение состава и динамики доходов и  расходов от обычных видов деятельности;

    изучение состава и динамики прочих доходов и расходов;

    анализ влияния уплачиваемого налога на прибыль и иных аналогичных платежей предприятия от обычной деятельности;

    расчет показателей рентабельности, рассмотрение их динамики и определение влияния отдельных факторов на показатели рентабельности;

    анализ распределения прибыли;

    выявление рзервов дальнейшего увеличения прибыли и повышение рентабельности.

Источники информации для анализа экономических результатов: [5]

    Баланс предприятия;

    Отчет о прибылях и убытках;

    Данные бизнес-плана предприятия и бухгалтерского учета.

Согласно ПБУ 9/99 различают следующие виды прибыли: [2]

    Валовая прибыль, определяемая как разность выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг.

    Прибыль от продаж, определяемая как разность валовой прибыли и коммерческих расходов и управленческих расходов;

    Прибыль до налогообложения, которая определяется как сумма прибыли и доходной части за минусом расходной части;

    Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток)) отчетного года, которая определяется как сумма прибыли до налогообложения и отложенных налоговых активов за минусом отложенных налоговых обязательств и текущего налога на прибыль

2.                       Общая оценка динамики и структуры прибыли

Данные граф 3,4,5 и 6 табл 1 позволяют провести горизонтальный анализ прибыли и сделать следующие выводы:

1)   За отчетный период валовая прибыль увеличилась на 70915 тысяч рублей, или 164,56%. Это явилось следствием увеличения выручки от продаж на 25,86% и также более низкими темпами роста себестоимости проданных товаров (111,05%) по сравнению с темпами роста выручки от продажи (125,86%);

2)   Прибыль от продаж в отчетном периоде составила 5173 тысяч рублей вместо 3655 тысяч рублей в предыдущем году, т.е. на 1518 тысяч рублей больше, или на 41,53%. Более низкие темпы роста прибыли от продаж (141,53%) по сравнению с валовой прибылью (164,56%) были вызваны тем, что управленческие расходы в отчетном периоде увеличились в большей степени (509,47%), чем выручка от продаж (125,86%).

3)   Прибыль до налогообложения как в предыдущем, так и в отчетном периодах была ниже прибыли от продаж в связи с тем, что общая сумма доходной части меньше общей суммы расходной части на 800 тысяч рублей (190+139-1129) в предыдущем периоде и 1306 тысяч рублей (291+59-1656) в отчетном периоде.

В сложившихся условиях руководителям необходимо пересмотреть участие ООО в неосновной деятельности, так как прочие доходы в отчетном году снизили на 57,55% по сравнению с предыдущим годом, а прочие расходы, вместе с тем, увеличились на 46,68%.

4)   Чистая прибыль в отчетном году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 648 тысяч  рублей, или 31,91%.

5)   По данным граф 7,8,9 таблицы 1 можно провести вертикальный анализ, т.е. рассмотреть структуру прибыли, отдельные элементы которой определены в % к выручке от продаж:

    возрос удельный вес валовой прибыли к выручке от продаж на 8,51% (с 27,68% до 36,19%);

    возрос удельный вес прибыли от продаж на 0,11% (с 0,92% до 1,04%);

    возрос удельный вес прибыли до налогообложения на 0,05% (с 0,72% до 0,77%);

    возрос удельный вес чистой прибыли на 0,02% (с 0,512% до 0,536%).

Таким образом, имеются положительные тенденции в изменении удельного веса отдельных элементов прибыли к выручке от продаж.

3.                       Анализ прибыли от продаж

Прибыль от продаж, как правило, составляет большую часть прибыли до налогообложения и определяется путем вычитания из валовой прибыли коммерческих расходов и управленческих расходов. [9]

При анализе прибыли от продаж по данным «Отчета о прибылях и убытках» определяют влияние следующих факторов:

    Увеличение (уменьшение) объема выручки от продаж продукции;

    Изменение цен на продукцию;

    Снижение (повышение) коммерческих расходов;

    Снижение (повышение) себестоимости проданных товаров, продукции;

    Снижение (повышение) управленческих расходов.

Таблица 2

Наименование

Обозначение

Формула

Запись в цифрах

Результат

Дополнительная выручка от продажи продукции

Q’

Q выр отч. /J цен

499395 / 1,088

459002,76

Индекс цен

J цен

(100+ Δ J цен)/100

(100+8,8)/100

1,09

Влияние изменения цен на выручку от продаж

ΔQвыр цен

Qвыр - Q’

499395-459002,76

40392,24

Рентабельность продаж в предыдущем году

Re прод пред

*100%

3655/396771*100

0,92

Влияние изменения объема выручки на прибыль от продаж

ΔПвыр

(499395 - 396771 - 40392,24)*0,92/100

572,53

Влияние изменения цен на прибыль от продаж

ΔПцен

40392,24*0,92/100

371,61

Влияние изменения с/с проданных товаров на прибыль от продаж

ΔПс

42505,11

Влияние изменения коммерческих расходов на прибыль от продаж

ΔПкр

8789,19

Влияние изменения управленческих расходов на прибыль от продаж

ΔПур

33143,28

В рассматриваемом ООО прибыль от продаж в предыдущем году составляла 3655 тысяч руб, или 128,02% (3655/2855*100) прибыли до налогообложения. В отчетном году прибыль от продаж получена в сумме 5173 тысяч рублей, или 133,77% (5173/3867*100).

Таблица 3

Наименование показателя

Изменение суммы прибыли, тыс руб

В % к сумме прибыли пред года

Увеличение прибыли от продаж,

1518,00

0,42

в т.ч за счет:

 

 

увеличения объема выручки от продаж

572,53

1,06

повышение цен на товары, продукцию

371,61

0,10

снижение себестоимости проданных товаров и продукции

42505,11

11,63

повышения коммерческих расходов на 1 руб выручки от продаж

-8789,20

-2,40

снижения управленческих расходов на 1 руб.выручки от продаж

- 33143,41

9,07

Общее влияние

1516,78

 


 

Вывод: согласно таблице 1, выручка от продаж продукции в предыдущем году составила 396771 тысяч рублей, а в отчетном году – 499395 тысяч рублей. Цены на продукцию в связи с инфляцией в отчетном году выросли на 8,8%. Следовательно, выручка от продаж продукции в отчетном году в связи с изменением цен возросла на 40392,24 тысяч рублей (499395-459002,76).

По данным таблицы 3 можно сделать вывод, что значительная часть прибыли от продаж получена за счет улучшения результатов хозяйственной деятельности предприятия:

              увеличение объема продаж продукции на 572,53 тысяч рублей,

              снижение себестоимости продажной продукции на 42505,11 тысяч рублей

Отрицательно повлияло некоторое повышение коммерческих расходов и управленческих расходов на 8789,20 тысяч рублей и 33143,41 тысяч рублей соответственно. Для минимизации управленческих расходов необходимо пересмотреть  следующие расходы, которые включаются в данную статью: административно-управленческие; расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; налоги, уплачиваемые в целом по организации (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и т.п.). Для уменьшения коммерческих расходов, необходимо минимизировать затраты на упаковку, хранение, транспортировку и рекламу в целом, по возможности, так и по отдельным элементам.

 

4.                       Анализ доходов и расходов от обычных видов деятельности. Анализ прочих доходов и расходов

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств. [2]

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств.

Доходы и расходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

     а) доходы и расходы от обычных видов деятельности;

     б) прочие доходы и расходы.

К доходам и расходам от обычных видов деятельности относятся доходы и расходы, связанные с основным видом деятельности организации (предоставление за плату во временное пользование активов по договору аренды, предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, участие в уставных капиталах других организаций).

По данным вышеприведенных таблиц видим, что операционная деятельность ООО является прибыльной (141,53%) из-за превышения темпов роста валовой прибыли над темпом роста себестоимости. Но из-за высокого прироста управленческих и коммерческих расходов, руководству предприятия следует принять меры по выявлению скрытых резервов для их снижения, к примеру, уменьшить административно-управленческие расходы и расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, а также осуществлять транспортировку товара за счет заказчика, тем самым, уменьшив коммерческие расходы

Прочие доходы снизились на 57, 55%, не смотря на то, что в целом, прочие доходы в 2009 году возросли на 6,38% (350/329*100%) по сравнению с 2008 годом за счет превышения темпов роста процентов к получению на 53,16%. Что касается прочих расходов, то они в 2009 году возросли на 46,68% по сравнению с 2008 годом, что является негативной тенденцией. Для минимизации прочих расходов рекомендуется пересмотреть расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием активов.

 

5 Анализ рентабельности

Рентабельность - показатель экономической эффективности производства. [9]

Группы показателей рентабельности:[9]

              Показатели, характеризующие рентабельность издержек производства и инвестиционных проектов;

              Показатели, характеризующие рентабельность продаж;

              Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Источниками информации  для расчета показателей рентабельности являются «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибылях и убытках». [9]

1)  рентабельность издержек, показывающая, сколько валовой прибыли предприятие имеет на 1 рубль себестоимости проданных товаров, продукции

Наименование показателя

За 2008 год

За 2009 год

Темп роста, %

1 Валовая прибыль, тыс руб

109840

180755

164,56

2 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб

286931

318640

111,05

3 Рентабельность издержек, %(1:2*100)

38,28

56,73

-

Информация о работе Лекции по "Анализ экономических результатов"