Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:37, курс лекций
Основные задачи анализа экономических результатов: [9]
оценка выполнения заданий бизнес-плана по экономическим результатам;
анализ динамики состава и структуры прибыли предприятия;
определение влияния отдельных факторов на прибыль от продаж;
Рентабельность издержек возросла на 18,45 пунктов (56,73 – 38,28) в отчетном году по сравнению с предыдущим годом. Это обусловлено тем, что темпы роста валовой прибыли (164,56%) выше темпов роста себестоимости продукции (111,05%).
2) рентабельность производственной деятельности, показывает, сколько прибыли от продаж приходится на 1 рубль затрат на производство реализованной продукции.
Наименование показателя | За 2008 год | За 2009 год |
1 Прибыль от продаж, тыс. руб. | 3655 | 5173 |
2 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс руб | 286931 | 318640 |
3 Коммерческие расходы | 97545 | 131564 |
4 Управленческие расходы | 8640 | 44018 |
5 рентабельность производственной деятельности,% (стр1:(стр2+стр3+стр4)*100 | 0,93
| 1,05 |
Изменение рентабельности производственной деятельности в связи с увеличением прибыли от продаж:
ΔRдеят.п=(Ппрод.от*100/((Sпред
ΔRe деят.п = (5173*100)/(286931+97545+8640)
Изменение рентабельности производственной деятельности в связи с увеличением себестоимости проданной продукции:
ΔRдеят.с=(Ппрод.от*100/((Sот+
ΔRдеят.с = (5173*100)/(318640+97545+8640)
Изменение рентабельности производственной деятельности в связи с увеличением коммерческих расходов:
ΔRдеят.кр=(Ппрод.от*100/((Sот+
ΔRдеят.кр = (5173*100)/(318640+131564+
Изменение рентабельности производственной деятельности в связи с увеличением управленческих расходов:
ΔRдеят.ур=(Ппрод.от*100/((Sот+
ΔRдеят.кр = (5173*100)/(318640+131564+4401
Общее влияние: 0,386146 - 0,0982 - 0,09028 - 0,0807 = 0,116945
Вывод: повышение уровня рентабельности производственной деятельности на 0,12% обусловлено увеличением прибыли от продаж. Повышение себестоимости проданных товаров, продукции и увеличение коммерческих и управленческих расходов отрицательно повлияло на рассматриваемый показатель. Рекомендуется рассмотреть возможность замены материалов на менее дорогие, увеличение производительности труда и снижение трудоемкости для минимизации себестоимости продукции. Что касается уменьшения управленческих расходов, то необходимо снизить, к примеру, уменьшить административно-управленческие расходы и расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, а также осуществлять транспортировку товара за счет заказчика, тем самым, уменьшив коммерческие расходы.
3) Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности и показывает, сколько прибыли имеет организация с 1 руб. продаж. В зависимости от того, какая прибыль используется для расчета показателя рентабельности продаж различают:
- рентабельность продаж по прибыли от продаж, которая показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции, Rпрод.;
;
- рентабельность продаж по бухгалтерской прибыли (т.е. прибыли до налогообложения). Этот показатель иногда называют бухгалтерской рентабельностью Rпрод.бух.;
;
- рентабельность продаж по чистой прибыли, которая характеризует величину чистой прибыли на единицу выручки Rпрод.ч., т.е.
;
где Ппрод – прибыль от продаж;
Пд.нал. – прибыль до налогообложения;
Пч – чистая прибыль.
Qпрод – выручка от продажи продукции, работ, услуг.
Наименование показателя | За 2008 год | За 2009год |
1 Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг | 396771 | 499395 |
2 Затраты на проданные товары, продукцию, работы, услуги(с/с+КР+УР) | 393116 | 494222 |
3 Прибыль от продаж, тыс. руб. | 3655 | 5173 |
4 Прибыль до налогообложения | 2855 | 3867 |
5 Чистая прибыль | 2031 | 2679 |
6 Рентабельность продаж по прибыли от продаж,% (стр 3:стр1)*100 | 0,921 | 1,036 |
7 Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения, % | 0,720 | 0,774 |
8 Рентабельность продаж по чистой прибыли, % | 0,512 | 0,536 |
Изменение рентабельности продаж за счет изменения объема выучки от продаж товров:
, где
Q выр от – выручка за отчетный период; Q выр пр – выручка за прошедший период; S пр - затраты на проданные товары за прошлый период
Изменение затрат на реализованную продукцию и их влияние на рентабельность продаж:
, где S от - затраты на проданные товары за отчетный период
Вывод: Рентабельность продаж возросла на 0,11% (1,036-0,921). В связи с увеличением объема выручки от продаж рентабельность продаж повысилась на 20,36% ((499395-393116)/499395-(
Повышение затрат на проданную продукцию снизило рентабельность продаж на 20,2457 (((499395-494222)/ 499395-(499395-393116)/ 499395)*100=-20,2457).
Общее влияние факторов: 20,36-20,25 =0,11%
Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения возросла на 0,054%, а рентабельность по чистой прибыли повысилась на 0,024%, в результате того, что темп роста чистой прибыли 131,76% (2679/2031*100%) выше темпа роста выручки от продажи (125,86%). Это является положительной тенденцией.
4) Рентабельность капитала характеризует сумму прибыли на 1 рубль капитала предприятия.
Рентабельность всего капитала (активов) организации определяется отношением прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (валюты баланса) (среднегодовой стоимости активов), т.е.
,
где Rак – рентабельность капитала (активов) организации;
Пд.нал – прибыль до налогообложения, тыс. руб.;
К – средняя стоимость активов, тыс. руб.
Наименование показателя | За 2008 год | За 2009 год | Отклонение |
1 Прибыль до налогообложения, тыс руб | 2855 | 3867 | 1012 |
2 средняя величина капитала предприятия (валюта баланса), тыс руб | 20642 | 32634 | 11992 |
3 рентабельность капитала, % (стр1:стр2*100) | 13,83 | 11,85 | -1,98 |
4 Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг | 396771 | 499395 | 102624 |
5 Прибыль до налогообложения на 1 руб выручки от продаж, руб(стр1:стр4) | 0,0072 | 0,0077 | 0,0005 |
6 Оборачиваемость капитала (число оборотов) (стр.4 : стр.2) | 19,22 | 15,30 | -3,92 |
Вывод: рентабельность капитала в отчетном году составила 11,85% вместо 13,83%, т.е.на 1,98% меньше.
В связи с увеличением прибыли до налогообложения на рубль выручки от продаж рентабельность капитала возросла на 0,96% (ΔRк.выр=0,0005*19,22=0,0096).
Замедление оборачиваемости капитала понизило рентабельность капитала на 3,02% (-3,92*0,0077= - 0,0302)
Общее влияние двух факторов: 0,96-3,02 = -2,06%
Рекомендации: для повышения рентабельности капитала необходимо повысить прибыль от продаж и прочие доходы, в т.ч. проценты к получению, и снизить расходную часть, которая включает в себя прочие расходы, не связанные с основным видом деятельности (участие в уставных капиталах других организаций, расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием активов).
5 Анализ прибыли по системе «директ-костинг»
Система «директ-костинг» базируется на делении производственных и сбытовых затрат на постоянные и переменные затраты и категории маржинального дохода.
Затраты, которые возрастают или снижаются пропорционально росту или снижению объемов выпуска продукции, называют переменными.
К постоянным относят затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства.
Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от продаж товаров, продукции, работ, услуг и переменными затратами или между суммой постоянных расходов и прибыли от продаж
Информация о работе Лекции по "Анализ экономических результатов"