Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 22:14, курс лекций
В человеческом обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог махнуть рукой на ее законы.
Все – хотят они того или нет, и кем бы они ни были по профессии – вынуждены осознанно или бессознательно подчиняться требованиям мира экономики. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.
Введение
1. Предмет и методы экономической теории
2. Факторы производства
3. Экономические отношения в обществе
4. Возникновение и развитие рынка
5. Рыночный механизм
6. Конкуренция и монополия
7.Экономические основы деятельности фирмы
8. СНС и макроэкономические показатели
9. Экономический рост в обществе и его измерение
10. Макроэкономическая нестабильность
11. Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики
12. Финансовая политика государства
13. Кредитно-денежная политика государства
14. Мировая экономика
Заключение
Список рекомендуемой литературы
- стабильность уровня
цен. Важной задачей социально-
- баланс во внешнеэкономических связях. Обеспечивает национальному хозяйству страны необходимое равновесие, оптимальные пропорции между ввозом-вывозом товаров и капиталов, прочность позиций в торговых, финансовых, инвестиционных и других отношениях с зарубежными государствами.
2. Основные направления государственного регулирования
Общий перечень
возможных направлений
- разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики;
- создание государственного сектора и управление им;
- перераспределение доходов;
- разработка и реализация программ развития экономики;
- борьба с искусственной
монополией и регулирование
- контроль над ценами и заработной платой;
- регулирование учетной ставки;
- установление сроков, норм и методов амортизации;
- регулирование налогов;
- эмиссионная деятельность;
- стимулирование
- защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии).
Методы государственного регулирования экономики делятся на правовые, административные, экономические.
Правовое регулирование
состоит в установлении
Административное
регулирование включает в себя
меры по регулированию,
Административное
регулирование является формой
прямого регулирования
Прямо воздействовать
на экономику государство
1)развитие государственного предпринимательства – осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс, а также проведение научных исследований и подготовку квалифицированных кадров;
2) субсидирование предприятий
негосударственного сектора,
Административные
средств регулирования в
Экономические
методы предполагает
1.Финансовую политику
– предполагает использование
бюджетно-налогового и
2. Денежно-кредитную политику
- предполагает использование
3. Программирование, прогнозирование
и планирование – их
Для государственного
регулирования существуют
Контрольные вопросы
1. Что понимается под
государственным
2. Какие средства регулирования
экономики применяет
3. Каковы причины государственного вмешательства в рыночную экономику?
4. По каким основным
направлениям осуществляется
Лекция 12. Финансовая политика государства
План
1. Государственный бюджет.
2. Бюджетный дефицит и государственный долг.
3. Фискальная политика и виды налогов.
1. Государственный бюджет
Финансовая политика
охватывает весь комплекс
Государственный
бюджет называют главным
Доходы бюджета
любой страны формируются,
Государственные
расходы служат эффективным
В зависимости
от соотношения между доходами
и расходами госбюджета различа
Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения золотого правила экономической теории – при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно – расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение.
2. Бюджетный дефицит и государственный долг
Каждое правительство
в своей деятельности
В реальной
действительности расходная
Сам по себе
дефицит бюджета не может быть
чем-то чрезвычайно негативным
для развития экономики и
Можно назвать
четыре главных способа
1. Сокращение расходов бюджета.
2. Увеличение доходов бюджета. Оно возможно как за счет повышения налогов и их собираемости, так и за счет более продуманного и гибкого налогообложения.
3. Денежная эмиссия.
Это наиболее легкий, но одновременно
и самый порочный способ
4. Государственные займы. Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам ЦБ, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг – государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Ведь государственные облигации и кредит – это не что иное, как долговые обязательства го*уда**тва. А*долг, как известно платежом красен. По долгам надо обязательно рассчитываться. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством будущих поколений, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.
Для оценки
тяжести долга можно
1. По абсолютной сумме долга.
2. По его отношению к доходам бюджета.
3. По отношению суммы долга к ВВП.
4. В расчете на душу населения.
Дефициты и
долги могут вызвать
3. Фискальная политика и виды налогов
Налоги – это
обязательные платежи
По объектам налогообложения различают три вида сборов в казну:
1. налог на доходы (зарплату,
ренту, прибыль, дивиденды,
2. налог на имущество (землю, леса, предприятия, дома);
3. налог на расходы
покупателей определенных
По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямыми называют налоги, взимаемые непосредственно либо с получателей доходов (индивидуальный подоходный налог), либо с владельцев имущества (налог на собственность, или поимущественный налог). Косвенные налоги включают в цены определенных товаров и взимаются с потребителей этих товаров при их продаже. Акцизы – это налоги на расходы, связанные с покупкой конкретных товаров и услуг на внутреннем рынке. Они бывают в двух вариантах. Индивидуальные акцизы – надбавки к цене на отдельные виды продукции. Их еще называют фискальными монопольными налогами, поскольку производство и сбыт облагаемых ими товаров часто являются монополией государства. Универсальные акцизы – налоги на общую стоимость реализуемых товаров и услуг (налог с продаж, НДС). Таможенные пошлины – это налоги на импортируемые, экспортируемые и транзитные товары, они взимаются при перевозке этих товаров через государственную границу.