Лекции по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 22:14, курс лекций

Описание работы

В человеческом обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог махнуть рукой на ее законы.
Все – хотят они того или нет, и кем бы они ни были по профессии – вынуждены осознанно или бессознательно подчиняться требованиям мира экономики. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.

Содержание работы

Введение
1. Предмет и методы экономической теории
2. Факторы производства
3. Экономические отношения в обществе
4. Возникновение и развитие рынка
5. Рыночный механизм
6. Конкуренция и монополия
7.Экономические основы деятельности фирмы
8. СНС и макроэкономические показатели
9. Экономический рост в обществе и его измерение
10. Макроэкономическая нестабильность
11. Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики
12. Финансовая политика государства
13. Кредитно-денежная политика государства
14. Мировая экономика
Заключение
Список рекомендуемой литературы

Файлы: 1 файл

Лекции по экономике.doc

— 493.00 Кб (Скачать файл)

   По способу  определения размера налога различают  три основные системы. Пропорциональными  называют налоги с неизменной  процентной ставкой, которая не зависит от суммы дохода, расхода или стоимости имущества. Прогрессивный налог – ставка налога по мере роста доходов также растет. Регрессивный налог – ставки налога по мере роста доходов уменьшаются.

   По уровню бюджета,  в который поступают налоговые  суммы, выделяют налоги общенациональные, региональные и местные, пополняющие бюджеты разных уровней.

   По порядку  использования необходимо различать  общие налоги, которые поступают в единую кассу страны и целевые, специальные, имеющие свое конкретное назначение.

   Налоговая система России содержит более 40 налогов, которые можно разделить на три группы в зависимости от того, каким органом власти они вводятся в какой бюджет поступают Плательщики представлены тремя группами: юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей и физические лица.

   В структуре  налогов РФ применительно к  юридическим лицам ведущую роль  играют налог на прибыль, налог  на добавленную стоимость и  налог на имущество.

   Все виды налогов,  а также порядок их расчета,  сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов или неправильное исчисление утверждаются в законодательном порядке. Это позволяет, с одной стороны, использовать налоговую систему в качестве инструмента экономической политики государства, имеющей силу закона, а с другой, защищать права налогоплательщиков.

   С изменением  экономических условий могут  и должны меняться ставки, правила и виды налогов, а также элементы налоговой системы. Но эти изменения должны быть по возможности крайне редкими. Об изменениях налогоплательщики должны быть уведомлены заранее, и очень важно, чтобы изменения не принимались задним числом. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенным в своем экономическом и финансовом развитии. Стабильная система делает привлекательными инвестиционные вложения, а, следовательно, способствует экономическому росту, как на уровне фирмы, так и всей экономике страны.

   Выбирая конкретный  вид налога, применяя различные налоговые ставки, дифференцируя принципы взыскания налогов, определяя разных плательщиков налогов, государство имеет возможность построить налоговую систему, которая поможет не только формировать госбюджет, но и проводить экономическую политику в зависимости от конъектуры макроэкономического развития.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое бюджет? Какова его структура?

2. Какое соотношение  доходов и расходов может быть  в государственном бюджете?

3.Как государство может  покрыть дефицит бюджета?

4. Какие негативные последствия влечет за собой государственный долг? Каковы методы его погашения?

5. Дайте определение  налога. Какие бывают виды налогов?

6. В чем заключается  разумная налоговая политика  государства?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 13. Денежно-кредитная политика государства

 

План

 

1. Структура  современной денежно-кредитной системы.

2. Политика  дешевых и дорогих денег.

 

1.Структура  современной денежно-кредитной системы

 

   Денежно-кредитная  политика - это особая деятельность  государства. Она заключается в разработке и осуществлении системы мероприятий, с помощью которых регулируются денежно-кредитные процессы страны.

   Кредитная  система - это совокупность кредитно-финансовых  учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.

   Кредитная  система государства складывается  из банковской системы и совокупности, так называемых небанковских банков, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. (Инвестиционные, финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, сберкассы, ломбарды и кредитная кооперация).

   Вся  совокупность банков в национальной  экономике образует банковскую  систему страны. Практически во всех странах с развитой экономикой банковская система имеет два уровня. Первый уровень банковской системы образует ЦБ или совокупность банковских учреждений, выполняющих функции ЦБ. За ним законодательно закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых функций в области денежно-кредитной политики. Второй уровень занимают коммерческие банки (частные и государственные).

   Первый  уровень банковской системы РФ  занимает ЦБ. Основной целью деятельности банка является поддержка покупательной способности рубля через борьбу с инфляцией, с излишками денежной эмиссии.

   Функции ЦБ:

1. Эмиссия  национальных денежных знаков, организация  их обращения и изъятия из обращения на территории РФ. Планирование объемов выпуска банкнот и монет, создание их резервных фондов, установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение, определение порядка ведения кассовых операций РФ;

2. Общий  надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнением финансового законодательства;

3. Предоставление  кредитов коммерческим банкам  в качестве кредитора в последней инстанции;

4. Выпуск и погашение государственных ценных бумаг, управление счетами правительства, осуществление зарубежных финансовых операций;

5. Регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для ЦБ методов воздействия на активы банков: политики учетных ставок и обязательных резервов.

   ЦБ находится в исключительной федеральной собственности и подчинен парламенту России.

   Второй уровень банковской системы России находится в самом начале своего формирования. В России в настоящее время существует несколько типов коммерческих банков, которые можно классифицировать по видам осуществляемых операций:

- собственно депозитные банки, занимающиеся приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

- инвестиционные банки, которые кроме депозитных операций занимаются размещением собственных и заемных средств в ценные бумаги, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для средне- и долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;

- ипотечные банки, которые подобно другим банкам аккумулируют средства юридических и физических лиц путем выпуска акций и облигаций. Особенность их заключается в том, что они обеспечиваются недвижимостью, внесенной в банк в качестве уставного капитала и залога, что является одним из испытанных механизмов принятой в мире системы обеспечения гарантий возвратности кредита.

 

2. Политика дешевых и дорогих денег

 

   Основными направлениями государственной кредитно-денежной политики является: изменение учетной ставки ЦБ, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Подобная политика состоит в гибком маневрировании кредитно-денежными ресурсами общества. А именно: предложение этих ресурсов то увеличивается (политика дешевых денег, или кредитной экспансии), то сокращается (политика дорогих денег, или кредитной рестрикции). При этом выстраиваются разные цепочки событий и преследуются разные конечные цели. Удешевление денег стимулирует увеличение кредитов, совокупных расходов и инвестиций в экономику и направлено на подъем производства и повышение занятости. Удорожание денег способствует сокращению кредитов, расходов и инвестиций, сбивая тем самым чрезмерный товарный спрос и подавляя инфляцию.

   Увеличение предложения денег достигается через: скупку государством у банков, других предприятий, у населения государственных облигаций; уменьшение установленной нормы денежного резерва коммерческих банков; снижение учетной ставки, по которой центральный банк кредитует коммерческие банки.

   Сокращение денежного предложения обеспечивается противоположными мерами: государство продает свои облигации; увеличивает норму банковского резерва и повышает учетную ставку. Тем самым кредитные возможности банков уменьшаются, ссудный процент по кредитам растет, их доступность снижается, инвестиции и совокупные расходы в обществе сокращаются, совокупный спрос на товары и услуги падает, цены и инфляция идут вниз.

   Кредитно-денежная политика имеет и сильные, и слабые стороны. Преимущества кредитно-денежной политики по сравнению с бюджетной – гибкость и оперативность принятия решений в соответствии с экономической конъектурой, свобода от политического давления. Эта политика влияет на денежное предложение, а от него зависит уровень производства.

   Недостаток кредитно-денежной политики государства заключается, прежде всего, в циклической асимметрии ее действий. Политика дорогих денег способна понизить объем кредитов, что ограничивает предложение денег. Политика дешевых денег создает банкам избыточные резервы (возможность предоставлять ссуды), хотя они могут не использоваться банками. Следовательно, предложение денег может и увеличиваться. Циклическая асимметрия выступает серьезной помехой кредитно-денежной политики, особенно в период глубокой депрессии.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какова структура современной банковской системы?

2. Почему банки должны иметь норму обязательных резервов и соблюдать его?

3. С какой целью ЦБ проводит политику «дорогих и дешевых» денег?

4. Какие основные функции осуществляет ЦБ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 14. Мировая экономика

 

План

 

1. Международная торговля.

2. Международный кредит.

3. Глобальные социально-экономические  проблемы.

 

1. Международная торговля

 

   Мировой рынок  характеризуется отношениями купли-продажи,  складывающимися между национальными хозяйствами. При этом покупаться и продаваться могут товары  и услуги, рабочая сила, капиталы, технология, валюта. Специфические рынки взаимосвязаны, воздействуют друг на друга и в своей совокупности образуют сложный мировой рынок.

   Международная  торговля представляет собой  обмен товарами и услугами  между национальными хозяйствами разных стран. В ее основе лежит международное разделение труда (МРТ), то есть специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми эти страны, вступая в кооперацию, обмениваются между собой. Среди факторов, стимулирующих развитие МРТ и товарообмена, можно назвать четыре основных.

   Первая группа из них – социально-географические факторы – это различия между странами по географическому положению, территории, численности и структуре населения, а также по их хозяйственному опыту, знаниям, навыкам, привычкам, традициям. Природно-климатические факторы охватывают межстрановые различия по климатическим условиям, обеспеченности пахотными землями, полезными ископаемыми, водными и другими ресурсами. Из всех этих особенностей в условиях и характере производства народы стремятся извлечь взаимную выгоду, обмениваясь оригинальными продуктами своих национальных хозяйств.

   Третья группа  факторов МРТ – технико-экономические.  Они определяются тем, что страны  имеют разные уровни экономического  и научно-технического развития. Некоторые из них дешевле и  лучше производят ту или иную продукцию, владеют теми или иными научными открытиями, новейшей техникой, передовыми технологиями.

   Научно-технический  прогресс усиливает необходимость  МРТ прежде всего в том плане,  что он ведет к постоянному  обновлению продукции, быстрому росту номенклатуры и технической сложности изделий. В этих условиях нерационально самостоятельно производить огромный набор всех продуктов.

   Таким образом,  МТР и международная торговля  имеют большое практическое значение. Благодаря им товары производятся в большем количестве, с лучшим качеством и меньшими затратами; страны получают те товары, которые сами либо вовсе не изготавливают, либо делают дороже, хуже или в недостаточном количестве; увеличиваются общемировой выпуск и разнообразие продукции; наконец, вывоз товаров несет рост национальной экономике, создавая в ней дополнительные рабочие места.

   Вместе с тем  неумеренная или односторонняя  международная специализация таит  в себе и некоторые опасности.  Они, в частности, проявляют  себя, когда страна с чрезмерной специализацией на производстве какой-либо продукции теряет важные рынки ее сбыта за рубежом.

   Потоки международной  торговли делят на экспорт,  то есть вывоз товаров и  услуг из данной страны, и импорт  – ввоз товаров и услуг в  данную страну.

   Большинство современных  государств проводят гибкую внешнеторговую  политику, все более широко и взаимовыгодно торгуют друг с другом, постепенно освобождаясь от торговых барьеров и устанавливая естественный для цивилизованного человечества режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле. При этом для регулирования и развития торговых отношений между странами заключаются специальные двух- и многосторонние договоры, соглашения, таможенные и другие союзы, создаются международные организации.

Информация о работе Лекции по "Экономика"