Лекции по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 22:14, курс лекций

Описание работы

В человеческом обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог махнуть рукой на ее законы.
Все – хотят они того или нет, и кем бы они ни были по профессии – вынуждены осознанно или бессознательно подчиняться требованиям мира экономики. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.

Содержание работы

Введение
1. Предмет и методы экономической теории
2. Факторы производства
3. Экономические отношения в обществе
4. Возникновение и развитие рынка
5. Рыночный механизм
6. Конкуренция и монополия
7.Экономические основы деятельности фирмы
8. СНС и макроэкономические показатели
9. Экономический рост в обществе и его измерение
10. Макроэкономическая нестабильность
11. Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики
12. Финансовая политика государства
13. Кредитно-денежная политика государства
14. Мировая экономика
Заключение
Список рекомендуемой литературы

Файлы: 1 файл

Лекции по экономике.doc

— 493.00 Кб (Скачать файл)

   Элементы данной  инфраструктуры обладают очень  важной способностью быстро реагировать  на сигналы, идущие от спроса. Это дает возможность рынку  достаточно оперативно справляться  с возникающими диспропорциями  и дефицитами в экономике, а значит, поддерживать в ней необходимое равновесие.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие функции выполняет  рынок?

2. Каковы недостатки  рыночной экономики?

3. Перечислите и охарактеризуйте  компоненты, входящие в рыночную  инфраструктуру.

4. Каковы предпосылки возникновения рыночной экономики?

5. Вспомните основные  критерии, используемые при классификации  рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 5. Рыночный механизм

План

1. Закон спроса, факторы,  влияющие на изменение спроса.

2. Закон предложения,  факторы, влияющие на изменение предложения.

3. Рыночная цена.

 

1. Закон спроса, факторы,  влияющие на изменение спроса

   Спрос - это  количество продуктов, которые  потребители готовы и в состоянии  купить по определенным ценам  за его единицу в течение  определенного периода. В основе  спроса лежат потребности. Именно они определяют, что покупатель желает купить. Желание лимитируется располагаемой суммой денег. Связь между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность. Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то легко заметим, что между ценой товара и количеством проданного товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос.

   Например, при  цене в 60 руб. покупатели готовы купить лишь одну единицу блага X, при цене в 30 руб. — три единицы, при цене в 20 руб. — четыре единицы и т.д.

   Обратная зависимость  между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

   Эта зависимость  количества проданных благ от  уровня цен может быть изображена графически.

   Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

   В экономической  теории принято откладывать независимую  переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) — по горизонтальной оси (см. рис. 3).

Рис. 3. Зависимость величины спроса от цены

 

   Изображенная  кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции Х в определенный момент времени (например, на 1 января 2000 г.). Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.

   Кроме цены, на  спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим это влияние подробнее.

   Функция спроса. Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

   Важнейшим из  них является цена на единицу  блага в данный момент. Мы уже  выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса (см. рис. 4).

 

Рис. 4. Кривая спроса

 

   На спрос влияют  не только цены, но и иные  факторы:

1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя;

2) изменение вкусов и предпочтений;

3) ценовые и дефицитные ожидания;

4) колебание расходов на рекламу;

5) изменение цен на сопряженные товары;

6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

   Эти факторы  способствуют сдвигу кривой спроса  вправо или влево (см. рис. 5).

 

 

Рис. 5. Функция спроса (сдвиг кривой спроса)

 

   Например, увеличение  денежных доходов потребителей (при  отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже.

   Такая ситуация  типична для большинства товаров  за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D1.

   Если два товара  взаимозаменяемы, то между ценой  на один из них и спросом  на другой существует прямая связь. Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены.

   Таким образом,  если два товара взаимодополняемы, то между ценой на один из  них и спросом на другой  существует обратная связь. В  нашем примере рост цен на  лыжи привел к падению спроса  на лыжные крепления.

   На изменение  спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно  трудно определить однозначно. К  тому же один и тот же  фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное)  влияние на различные группы населения.

   Подведем итоги. Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (см. рис. 3). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса (см. рис. 5).

 

2. Закон предложения,  факторы, влияющие на изменение  предложения

 

   Предложение можно  определить как шкалу, показывающую  разное количество продукта, которого производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. В условиях товарной формы хозяйствования производитель создает продукт не для собственного потребления, а для обмена, рассчитывая, что взамен проданного товара он получит деньги, по меньшей мере компенсирующие его затраты по привлечению дополнительных ресурсов. В каждый данный момент времени производитель в состоянии произвести и предложить к продаже разные количества товаров. Однако переход от одного количества к другому влечет за собой изменения в затратах ресурсов на единицу продукции. Цена, по которой будет реализован товар, должна возмещать затраты производите*я. По**е*е*роста цен* производителю возмещаются все большие затраты на ед**ицу продукции, * следовательно, создаются условия для его заинтересованности в наращивании объемов производства.

  Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 руб. производители согласны продать лишь две единицы блага X, при цене 30 руб. — четыре единицы, а при цене 50 руб. — шесть единиц блага X.

   Прямая связь  между ценой и количеством  предлагаемого продукта называется  законом предложения. 

   Зависимость количества  произведенных благ от уровня  цен может быть изображена графически. Кривая предложения — кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

   В экономической  теории принято откладывать независимую  переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (предложение) — по горизонтальной оси (см. рис. 6).

 

                1. Q

 

Рис. 6. Зависимость величины предложения от цены

 

   Изображенная  кривая S характеризует уровень цен и объем продаж блага Х в определенный момент времени (например, на 1 января 2000 г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы. Рассмотрим их подробнее.

   Функция предложения.  Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения (см. рис. 7).

Рис. 7. Кривая предложения (изменение величины предложения)

 

   В действительности  на предложение блага влияют  не только цены самого блага,  но и другие факторы:

1) цены факторов производства (ресурсов);

2) технология;

3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;

4) размер налогов и субсидий;

   Например, повышение цен  на факторы производства означает  сокращение предложения, то есть  сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2 (см. рис. 8).

 

Рис. 8. Функция предложения (сдвиг кривых предложений)

 

   Подведем итоги.  Движение вдоль кривой предложения  отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения (см. рис. 7). Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения (см. рис. 8).

 

3. Рыночная цена

 

   Спрос и предложение  совместно определяют рыночную  цену. Равновесная цена – это  цена, при которой по каждому  данному товару на рынке нет  ни излишков, ни дефицита. Наглядно  это можно показать на общем  графике спроса и предложения. Точка пересечения кривых спроса и предложения называется точкой равновесия. Именно в ней спрос и предложение совпадают. Это значит, что только при данном уровне цены количество товара, которое хочет продать производитель, равно тому количеству, которое желают и в состоянии купить потребители.

   Нельзя оговориться,  что равновесная цена устанавливается  не сразу и не навсегда. Возможны периоды купли-продажи товара по другим, неуравновешенным ценам. Однако в этих условиях неизбежны либо избыток, либо нехватка товара и саморегулирующиеся изменения текущих цен в сторону равновесного уровня.

   Расхождения между  предложением продавцов и спросом  покупателей неизбежно вызывает изменения цены и цепочку событий, приводящих в итоге к согласованию спроса и предложения и установлению равновесной цены. Если на рынке ситуация избытка товаров, у продавцов возникают трудности сбыта, между продавцами усиливается конкуренция за покупателя, продавцы начинают снижать цены на товар, так как цены сокращаются, это приводит к уменьшению предложения товаров и вызывает увеличение спроса покупателей. Если на рынке ситуация дефицита товаров, возникают трудности с приобретением данного товара, что усиливает конкуренцию среди покупателей и вызывает рост цены на данный товар. Цена повышается и по закону спроса спрос уменьшается.

   Надо не забывать  также, что и сама рыночная  цена не остается неизменной. Спрос и предложение товаров  постоянно меняются, их кривые  на графике «гуляют», смещаясь то влево, то вправо. Следовательно, точка равновесия тоже «блуждает» по полю графика. И рынку приходится вновь и вновь оперативно согласовывать предложение и спрос, естественным образом нормируя потребление.

   Равновесная цена. В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

 

Рис. 9. Цена предложения превышает цену спроса (РS > РD)

 

   В условиях  неразвитой рыночной экономики  цена предложения может значительно превышать цену спроса (рис. 9), а объем предложения не соответствовать объему спроса (рис. 10).

 

Рис. 10. Объем предложения превышает объем спроса (QS > QD)

 

   В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недостаточно богаты, чтобы предъявить на него спрос.

   Во втором случае максимальный  объем спроса ниже минимально  допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям невыгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.

Информация о работе Лекции по "Экономика"