Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 22:14, курс лекций
В человеческом обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог махнуть рукой на ее законы.
Все – хотят они того или нет, и кем бы они ни были по профессии – вынуждены осознанно или бессознательно подчиняться требованиям мира экономики. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.
Введение
1. Предмет и методы экономической теории
2. Факторы производства
3. Экономические отношения в обществе
4. Возникновение и развитие рынка
5. Рыночный механизм
6. Конкуренция и монополия
7.Экономические основы деятельности фирмы
8. СНС и макроэкономические показатели
9. Экономический рост в обществе и его измерение
10. Макроэкономическая нестабильность
11. Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики
12. Финансовая политика государства
13. Кредитно-денежная политика государства
14. Мировая экономика
Заключение
Список рекомендуемой литературы
В ходе развития
рынка осуществляется процесс
взаимного приспособления
Рис. 11. Цена равновесия и отклонения от нее
В точке равновесия
PE = PS = PD,
где PE — равновесная цена;
PS — цена предложения;
РS — цена спроса.
Это означает, что
qE = Qs = qD,
где QE — равновесный объем;
QS — объем предложения;
QD — объем спроса.
Равновесная цена — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.
Дефицит и излишки.
Тем не менее, потребители
На практике
это выливается в установление
максимальных или минимальных
цен. Если установленная
В случаях, когда
цена находится ниже
В случаях, когда
цена находится выше
Контрольные вопросы
1. Дайте определение рыночной равновесной цены.
2. Сформулируйте закон спроса и закон предложения.
3. Объясните механизм формирования цены товара.
4. Определите особенности
действия неценовых факторов
на величину спроса и
5. Определите особенности действия неценовых факторов на величину предложения и положение кривой предложения.
Лекция 6. Конкуренция и монополия
План
1. Понятие и формы конкуренции.
2. Роль конкуренции в рыночной экономике.
3. Модели рынков по степени развития конкуренции.
4. Понятие и виды монополий.
1. Конкуренция и ее виды
Рынок немыслим без конкуренции. Конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Так производители товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать; наемные работники – получить большую заработную плату; потребители – купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция. Чаще всего выделяют две основные формы конкурентной борьбы: ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция – это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателей различными скидками, премиями, распродажами.
Неценовая конкуренция
проявляется в обеспечении
2. Роль конкуренции в рыночной экономике
Изучая деятельность
фирм, экономическая наука
Каковы условия
возникновения такой
- Производимые товары примерно одинаковы, т. е. нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их явного превосходства по свойствам или качеству над продукцией других фирм;
- Товары на рынок
предлагают многие фирмы, и
объемы их поставок не очень
различаются. В этом случае
каждая из фирм оказывает
- Затраты фирм на
изготовление товаров
- Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, т. е. нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям;
- Вход на рынок и выход из него не связан с большими трудностями;
- Продавцы и покупатели обладают всей необходимой информацией о поступающих на рынок товарах, их ценах и прибыльности продаж. При соблюдении этого условия продавцы вынуждены продавать товары по цене равновесия, и не могут требовать цены выше нее. Причина проста: все покупатели знают о ценах, которые просят за те же товары другие фирмы, и немедленно начнут покупать у них, а не у фирмы, решившей продать дороже равновесной цены.
Поскольку в
реальной жизни обнаружить
Конкуренция это
животворная сила рыночной
3. Модели рынков по степени развития конкуренции
В большом многообразии сегодняшнего хозяйства можно выделить четыре основные модели рынка: чистая монополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция и олигополия.
Чистая монополия
и чистая конкуренция – это
две крайние и достаточно
Таблица 2
Модели рынков по степени развития конкуренции
Чистая конкуренция характеризуется: |
|
Монополистическая конкуренция характеризуется: |
|
Олигополия характеризуется: |
|
Монополия характеризуется: |
|
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.
Рынок олигополии
состоит из небольшого числа
продавцов весьма чувствительны
При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государство, организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному.
Государственная
монополия может с помощью
политики цен преследовать дост
4. Понятие и виды монополий
Монополия в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевается любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В экономике различают четыре варианта монопольного положения предприятий: собственно монополия, олигополия, монопсония, олигопсония. Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются следующие три: высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм, доминирующее положение этих фирм на рынке определенных товаров и установление монопольных цен.