Лекции по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 22:14, курс лекций

Описание работы

В человеческом обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог махнуть рукой на ее законы.
Все – хотят они того или нет, и кем бы они ни были по профессии – вынуждены осознанно или бессознательно подчиняться требованиям мира экономики. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.

Содержание работы

Введение
1. Предмет и методы экономической теории
2. Факторы производства
3. Экономические отношения в обществе
4. Возникновение и развитие рынка
5. Рыночный механизм
6. Конкуренция и монополия
7.Экономические основы деятельности фирмы
8. СНС и макроэкономические показатели
9. Экономический рост в обществе и его измерение
10. Макроэкономическая нестабильность
11. Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики
12. Финансовая политика государства
13. Кредитно-денежная политика государства
14. Мировая экономика
Заключение
Список рекомендуемой литературы

Файлы: 1 файл

Лекции по экономике.doc

— 493.00 Кб (Скачать файл)

   В ходе развития  рынка осуществляется процесс  взаимного приспособления продавцов  и покупателей. Важную роль  при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (см. рис. 11). Точка равновесия обозначается Е (от латинского Equilibrium).

 

Рис. 11. Цена равновесия и отклонения от нее

 

   В точке равновесия

 

PE = PS = PD,

 

где PE — равновесная цена;

      PS — цена предложения;

      РS — цена спроса.

 

   Это означает, что

 

qE = Qs = qD,

где QE — равновесный объем;

      QS — объем предложения;

      QD — объем спроса.

   Равновесная цена — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

   Образование равновесной  цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.

   Дефицит и излишки.  Тем не менее, потребители далеко  не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование.

   На практике  это выливается в установление  максимальных или минимальных  цен. Если установленная государством  максимальная цена (потолок цены) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек (см. рис. 11). Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации.

   В случаях, когда  цена находится ниже равновесного  уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. Те, кто продает (или распределяет) дефицитный товар, заинтересованы в сохранении его дефицита, потому что он становится источником их доходов. Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными" предлогами.

   В случаях, когда  цена находится выше равновесной,  возникает необходимость дополнительных  мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение рыночной равновесной цены.

2. Сформулируйте закон  спроса и закон предложения. 

3. Объясните механизм  формирования цены товара.

4. Определите особенности  действия неценовых факторов  на величину спроса и положение  кривой спроса.

5. Определите особенности действия неценовых факторов на величину предложения и положение кривой предложения.

 

Лекция 6. Конкуренция и монополия

 

План

 

1. Понятие и формы  конкуренции.

2. Роль конкуренции  в рыночной экономике.

3. Модели рынков по  степени развития конкуренции.

4. Понятие и виды  монополий.

 

1. Конкуренция и ее  виды

 

   Рынок немыслим  без конкуренции. Конкуренция  в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Так производители товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать; наемные работники – получить большую заработную плату; потребители – купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция. Чаще всего выделяют две основные формы конкурентной борьбы: ценовую и неценовую.

   Ценовая конкуренция – это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателей различными скидками, премиями, распродажами.

   Неценовая конкуренция  проявляется в обеспечении технического  превосходства, высокого качества и надежности изделия; лучшей системе продажи и послепродажного обслуживания; привлекательная реклама и оформление товара и другое.

 

2. Роль конкуренции  в рыночной экономике

 

   Изучая деятельность  фирм, экономическая наука обнаружила, что наиболее последовательно фирмы стремятся к достижению наивысшей экономической эффективности лишь в ситуации совершенной конкуренции.

   Каковы условия  возникновения такой конкурентной  среды и почему именно она  наиболее всего подталкивает  фирмы к повышению экономической эффективности? Условия возникновения совершенной конкуренции:

- Производимые товары  примерно одинаковы, т. е. нет  опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их явного превосходства по свойствам или качеству над продукцией других фирм;

- Товары на рынок  предлагают многие фирмы, и  объемы их поставок не очень  различаются. В этом случае  каждая из фирм оказывает достаточно  слабое влияние на общее рыночное предложение и не может существенно изменить ситуацию на рынке в свою пользу;

- Затраты фирм на  изготовление товаров различаются  не очень существенно вследствие  сходности технологии и цен  на приобретаемые для производства  ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например предложив товары по более низкой цене и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты.

- Транспортные затраты  не играют большой роли в  формировании предложения, т. е. нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям;

- Вход на рынок и  выход из него не связан  с большими трудностями; 

- Продавцы и покупатели  обладают всей необходимой информацией о поступающих на рынок товарах, их ценах и прибыльности продаж. При соблюдении этого условия продавцы вынуждены продавать товары по цене равновесия, и не могут требовать цены выше нее. Причина проста: все покупатели знают о ценах, которые просят за те же товары другие фирмы, и немедленно начнут покупать у них, а не у фирмы, решившей продать дороже равновесной цены.

   Поскольку в  реальной жизни обнаружить совп*дения  всех этих усл**ий возможно лишь в очень редких случаях, то большинство рынков работает в условиях несовершенной конкуренции. Но даже такая форма конкуренции все равно лучше, чем монополия. Конкуренция в большей мере, чем монополия, способствует достижению экономической эффективности на основе рационализации хозяйственной деятельности и использования достижений науки и техники.

   Конкуренция это  животворная сила рыночной экономики,  играющая в ней многогранную позитивную роль. Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, рационализацию производства и снижение затрат, отбраковывая убыточные предприятия и повышая тем самым уровень эффективности экономики. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для всех партнеров и потребителей, уравниваются и в целом снижаются цены на одинаковую продукцию разных производителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Модели рынков по  степени развития конкуренции

   В большом многообразии  сегодняшнего хозяйства можно  выделить четыре основные модели рынка: чистая монополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция и олигополия.

   Чистая монополия  и чистая конкуренция – это  две крайние и достаточно редкие  ситуации. Между ними располагаются  более характерные для современного  рынка две модели под общим названием «несовершенная конкуренция».

Таблица 2

Модели рынков по степени  развития конкуренции

Чистая конкуренция  характеризуется:

  1. Множеством мелких фирм;
  2. Однородностью продукции;
  3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли);
  4. Равным доступом ко всем видам информации.

Монополистическая конкуренция характеризуется:

  1. Множеством мелких фирм;
  2. Неоднородностью продукции;
  3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли);
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.

Олигополия характеризуется:

  1. Небольшим числом крупных фирм;
  2. Неоднородностью или однородностью продукции;
  3. Возможными затруднениями при выходе из отрасли;
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.

 

Монополия характеризуется:

    1. Одной фирмой;
    2. Уникальностью продукции;
    3. Практически непреодолимые барьеры на вход;
    4. Ограниченный доступ к информации.

 

   Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах.   Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.

   Рынок олигополии  состоит из небольшого числа  продавцов весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими, а могут быть и несхожими. Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

   При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государство, организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному.

   Государственная  монополия может с помощью  политики цен преследовать достижение самых различных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если этот товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие «справедливую норму прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И, наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. И, тем не менее, по ряду причин, фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену – тут и нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть – благодаря невысоким ценам – на всю глубину рынка.

 

4. Понятие и виды  монополий

 

   Монополия в  узком смысле – это рыночное  господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевается любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В экономике различают четыре варианта монопольного положения предприятий: собственно монополия, олигополия, монопсония, олигопсония. Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются следующие три: высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм, доминирующее положение этих фирм на рынке определенных товаров и установление монопольных цен.

Информация о работе Лекции по "Экономика"