Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 22:14, курс лекций
В человеческом обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог махнуть рукой на ее законы.
Все – хотят они того или нет, и кем бы они ни были по профессии – вынуждены осознанно или бессознательно подчиняться требованиям мира экономики. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.
Введение
1. Предмет и методы экономической теории
2. Факторы производства
3. Экономические отношения в обществе
4. Возникновение и развитие рынка
5. Рыночный механизм
6. Конкуренция и монополия
7.Экономические основы деятельности фирмы
8. СНС и макроэкономические показатели
9. Экономический рост в обществе и его измерение
10. Макроэкономическая нестабильность
11. Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики
12. Финансовая политика государства
13. Кредитно-денежная политика государства
14. Мировая экономика
Заключение
Список рекомендуемой литературы
По происхождению выделяют два главных вида монополии: естественную и искусственную. Естественная монополия возникает и существует закономерно, по объективным условиям. Например, в отраслях, где экономически оправдано крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать по более низким ценам. Или там, где целесообразнее иметь хозяйственный единый комплекс, поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Наконец, монополия естественна при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов.
Искусственная
монополия специально
Став на рынке монополистом,
фирма, конечно, будет вести
себя так, как это ей наиболее
выгодно. Несовершенный
1. устанавливает цену выше, чем она сложилась бы на конкурентном рынке;
2. производит товаров меньше, чем могла бы производить отрасль в условиях совершенной конкуренции.
Таким образом, монополия означает потерю экономической равноправия производителя и покупателя. На таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары. Он устанавливает их цену выше, чем она сложилась бы в условиях свободно конкуренции при существующем уровне техники и технологии производства. Тем самым нарушается нормальная работа главного механизма рынка – механизма цен. А ведь именно механизм цен решает в условиях рыночной системы важнейшую задачу распределения ограниченных ресурсов. Если на рынке господствует одна или несколько крупнейших фирм, то они могут навязать рынку объем продаж и уровень цен, обеспечивающий им наибольшую выгоду даже в том случае, если они используют ресурсы не лучшим образом, а их затраты выше, чем у других. Тогда механизм цен перестает работать как регулятор наилучшего распределения ресурсов – наибольший их объем достается не фирме с самыми низкими затратами, а монополисту.
Захватить рынок очень
сложно, но еще сложнее удержать
этот рынок в своих руках.
Для этого монополисты
- Юридические барьеры
- Естественные барьеры. В
- Экономические барьеры. Такие
барьеры возводятся самими
Методы монополизации рынка:
1. Корнер – способ, придуманный немецкими купцами еще в 16 веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники сговора получают повышенный доход.
2. Поглощение – метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и включении их в состав фирмы.
3. Картель – метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картели. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех участников уровни цен и условия продаж.
4. Отраслевые холдинги – метод,
предполагающий объединение
5.Тресты – метод,
Монополизм в экономике
имеет положительные или
Среди негативных сторон отметим следующие:
- Нерациональное распределение ресурсов. В погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены, навязываю обществу определенные виды, технический уровень, качество и условия продаж своей продукции. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики.
- Усиление неравенства в
- Экономический застой и
- Наконец, последняя из
Контрольные вопросы
1. Какую роль в экономике играет конкуренция?
2. В чем различие
совершенной и несовершенной
конкуренции? Что выступает
3. Какие рыночные структуры
наиболее характерны для
4. Что общего и каковы
различия между
5. От чего в большей
степени выигрывают
Лекция 7. Экономические основы деятельности фирмы
План
1. Издержки производства и прибыль.
2. Закон убывающей отдачи ресурсов.
1. Издержки производства и прибыль
Каждый производитель
стремится к увеличению
- вложение капитала в наиболее выгодные сферы хозяйства;
- всемерное снижение издержек производства, т.е. себестоимости продукции.
Издержки производства
представляют собой
В экономической
науке издержки предприятия
Бухгалтерские издержки плюс неявные издержки – это экономические издержки.
С точки зрения
зависимости величины издержек
от объема продукции их подразд
Постоянными издержки не зависят от объема выпуска продукции. Это затраты на эксплуатацию здания, оборудования, арендная плата, административно-управленческие расходы, некоторые виды налогов.
Переменные издержки
изменяются с изменением
Общие издержки на производство единицы товара равны сумме общих постоянных и общих переменных издержек.
Производителя часто интересует величина не столько общих издержек, сколько средних издержек. Средние издержки есть частное от деления общих издержек на объем продукции. Поскольку сумма постоянных издержек постоянна, то средние постоянные издержки уменьшаются с ростом объема продукции. Когда выпускается малое число единиц продукции, на них падает вся тяжесть постоянных издержек. при увеличении объема производства средние постоянные издержки снижаются и величина их стремится к нулю. Но это происходит лишь до определенного периода, начиная с которого при росте объемов производства издержки на единицу продукции будут возрастать. В этой связи говорят о предельных издержках – дополнительные издержки, необходимые для производства дополнительной единицы продукции.
В хозяйственной
практике нашей страны для
определения издержек производс
Прибыль занимает
важное место в экономической
системе. Именно прибыль
Чтобы подсчитать прибыль, надо из той выручки, которую получает предприятие, вычесть издержки предприятия. Выручка может быть представлена как:
- общая выручка – это полная сумма выручки от реализации всех произведенных единиц товара;
- средняя выручка равна цене единицы товара;
- предельная выручка – это приращение всей выручки при увеличении количества выпускаемой продукции на одну единицу.
Следует различать
два подхода к понятию прибыли.
1. Бухгалтерский. Прибыль есть разница между выручкой от реализации и денежными (явными) издержками.
2. Экономический. Прибыль есть разница между выручкой от реализации и явными издержками плюс неявными издержками.
Для бухгалтеров прибыль – это то, что остается от общей выручки фирмы после уплаты отдельными лицами и другими фирмами стоимости, капитала и труда, которые были использованы данной фирмой. Такая трактовка прибыли включает только явные издержки, то есть платежи характеризует эффект от предпринимательской деятельности.