Лекции по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 22:14, курс лекций

Описание работы

В человеческом обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог махнуть рукой на ее законы.
Все – хотят они того или нет, и кем бы они ни были по профессии – вынуждены осознанно или бессознательно подчиняться требованиям мира экономики. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.

Содержание работы

Введение
1. Предмет и методы экономической теории
2. Факторы производства
3. Экономические отношения в обществе
4. Возникновение и развитие рынка
5. Рыночный механизм
6. Конкуренция и монополия
7.Экономические основы деятельности фирмы
8. СНС и макроэкономические показатели
9. Экономический рост в обществе и его измерение
10. Макроэкономическая нестабильность
11. Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики
12. Финансовая политика государства
13. Кредитно-денежная политика государства
14. Мировая экономика
Заключение
Список рекомендуемой литературы

Файлы: 1 файл

Лекции по экономике.doc

— 493.00 Кб (Скачать файл)

   По происхождению  выделяют два главных вида  монополии: естественную и искусственную. Естественная монополия возникает и существует закономерно, по объективным условиям. Например, в отраслях, где экономически оправдано крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать по более низким ценам. Или там, где целесообразнее иметь хозяйственный единый комплекс, поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Наконец, монополия естественна при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов.

   Искусственная  монополия специально создается  путем концентрации в чьих-то  руках определенной хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей сильные компании или продавцы подавляют своих конкурентов, или добровольно объединяются друг с другом в различные союзы, чтобы уже не конкурировать, а упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно.

   Став на рынке монополистом, фирма, конечно, будет вести  себя так, как это ей наиболее  выгодно. Несовершенный конкурент  будет наращивать объем продаж  только до тех пор, пока это  будет обеспечивать ему как  минимум прирост доходов. Впрочем, эта логика присуща всем фирмам и лежит в основе первого правила их разумного коммерческого поведения. После захвата рынка заботиться об увеличении своей доли на рынке за счет преимущественного наращивания объемов продаж ему уже не надо. Пора пожинать плоды успеха – получать наибольшую прибыль. У фирмы монополиста нет своей кривой предложения. Она выбирает варианты своей коммерческой политики на основе кривой рыночного спроса. Иными словами, монополист не подстраивается под условия равновесия, рождающиеся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Совсем наоборот, монополист формирует рыночное равновесие сам. Он делает это, выбирая то соотношение цены и величины производства, которое может принести ему наибольшую прибыль при уровне его затрат на производство Раз монополист настолько могуществен, что способен проводить такую политику на практике, то он получает наилучшие условия для работы с возможной наивысшей прибылью. Добиваясь этого, монополист, как правило:

1. устанавливает цену выше, чем она сложилась бы на конкурентном рынке;

2. производит товаров меньше, чем  могла бы производить отрасль  в условиях совершенной конкуренции.

   Таким образом, монополия  означает потерю экономической  равноправия производителя и покупателя. На таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары. Он устанавливает их цену выше, чем она сложилась бы в условиях свободно конкуренции при существующем уровне техники и технологии производства. Тем самым нарушается нормальная работа главного механизма рынка – механизма цен. А ведь именно механизм цен решает в условиях рыночной системы важнейшую задачу распределения ограниченных ресурсов. Если на рынке господствует одна или несколько крупнейших фирм, то они могут навязать рынку объем продаж и уровень цен, обеспечивающий им наибольшую выгоду даже в том случае, если они используют ресурсы не лучшим образом, а их затраты выше, чем у других. Тогда механизм цен перестает работать как регулятор наилучшего распределения ресурсов – наибольший их  объем достается не фирме с самыми низкими затратами, а монополисту.

   Захватить рынок очень  сложно, но еще сложнее удержать  этот рынок в своих руках.  Для этого монополисты научились  возводить барьеры, которые мешают  проникновению на монопольный  рынок новых конкурентов. Существует несколько типов таких барьеров:

- Юридические барьеры Лицензирование  определенных видов деятельности. Патенты на изобретения и научно-технические разработки.

- Естественные барьеры. В некоторых  случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие монополии называют обычно естественными, поскольку порождающие их барьеры естественны, т. е. закономерны. Природная монополиям Запасы полезных ископаемых. Технико-экономические монополии. Возникновение монополии продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

- Экономические барьеры. Такие  барьеры возводятся самими фирмами-монополистами.  Это различного рода ассоциации, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, т. е. объединения, позволяющие монополистам успешно решать следующие задачи: контроль за ценами на своих рынках; раздел рынков; организацию сбыта; выторговывание у поставщиков более выгодных условий приобретения сырья, материалов комплектующих.

   Методы монополизации рынка:

1. Корнер – способ, придуманный  немецкими купцами еще в 16 веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники сговора получают повышенный доход.

2. Поглощение – метод, состоящий  в скупке конкурирующих фирм  и включении их в состав  фирмы.

3. Картель – метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картели. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех участников уровни цен и условия продаж.

4. Отраслевые холдинги – метод,  предполагающий объединение различными  предприятиями своей деятельности  по закупке сырья, получению  финансовых ресурсов и сбыту  товаров.

5.Тресты – метод, предполагающий  объединение различными предприятиями  своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров.

   Монополизм в экономике  имеет положительные или позитивные  и отрицательные стороны. В определенных отраслях монополия более эффективна и дает экономию затрат. По сравнению с конкурентным сектором у монополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса в своем производстве, это объясняется большими финансовыми возможностями тем, что вся прибыль от инноваций достается их авторам.

   Среди негативных сторон отметим следующие:

- Нерациональное распределение  ресурсов. В погоне за сверхприбылями  монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены, навязываю обществу определенные виды, технический уровень, качество и условия продаж своей продукции. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики.

- Усиление неравенства в доходах  в обществе. Оно также связано  с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, ибо их  получение означает относительное  уменьшение доходов остальной части населения.

- Экономический застой и торможение  НТП. Он возможен потому, что  монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к рационализации производства, к поиску резервов роста его эффективности, к улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента, развитию НТП и к проявлению заботы об интересах клиентов. Монополисты заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования, внедрение же новых машин угрожает ему быстрым моральным износом и необходимостью замены физически еще годной техники. Отсюда и вывод, что в отношении НТП в монополистическом секторе «борются» две противоположные тенденции: одна – к его развитию, другая – к торможению.

- Наконец, последняя из негативных  сторон монополизма – опасность  для демократии как в экономике, так и в политике. В частности, в экономике монополисты могут подавлять свободную и частную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязывать обществу свои дискриминационные условия: заниженную оплату труда своих рабочих, плохое качество товаров, завышенные цены своих продаж.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какую роль в экономике  играет конкуренция?

2. В чем различие  совершенной и несовершенной  конкуренции? Что выступает противоположностью  конкуренции?

3. Какие рыночные структуры  наиболее характерны для современной  рыночной экономики?

4. Что общего и каковы  различия между монополистической  конкуренцией и олигополией; олигополией и монополией?

5. От чего в большей  степени выигрывают потребители  – от монополии или от конкуренции?  Ваши «за» и «против».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 7. Экономические  основы деятельности фирмы

 

План

 

1. Издержки производства и прибыль.

2. Закон убывающей  отдачи ресурсов.

 

1. Издержки производства  и прибыль

 

   Каждый производитель  стремится к увеличению прибыли,  к большей доходности или рентабельности своего производства. Прибыль зависит от уровня издержек производства и уровня цен. Чем выше цены и ниже издержки, тем больше прибыль от производства. Два основных способа повышения доходности бизнеса:

- вложение капитала  в наиболее выгодные сферы  хозяйства;

- всемерное снижение  издержек производства, т.е. себестоимости  продукции.

   Издержки производства  представляют собой совокупность  материальных и трудовых затрат  на производство продукции. Они  выступают как экономическая  категория, которая отражает, во-первых, отношения, которые возникают  между субъектами внутри предприятия по поводу использования живого и овеществленного труда, во вторых, это отношения, которые возникают вне предприятия между предприятиями-поставщиками материалов, топлива, комплектующих изделии и предприятиями, которые используют эти продукты, сырье для производства своей продукции. Издержки всегда принимают количественное выражение, и они рассматриваются через систему натуральных и стоимостных показателей. Издержки предприятия должны быть всегда объектом постоянного управления, а это означает, что в этом процессе надо использовать требования экономических законов.

   В экономической  науке издержки предприятия рассматриваются  как издержки упущенных возможностей (альтернативные издержки) и как  явные (бухгалтерские) издержки. Последние включают: стоимость сырья, полуфабрикатов, топлива, амортизацию оборудования, заработную плату со всеми начислениями по социальному страхованию, административные расходы. Неявные издержки (издержки упущенных возможностей) – это те доходы, которые могли бы быть получены на собственные ресурсы, если бы их представить за плату, установленную рынком, другими пользователями. Сюда нужно включить процент на собственный капитал, арендную плату за помещение, плату за менеджерскую работу самого предпринимателя.

   Бухгалтерские  издержки плюс неявные издержки – это экономические издержки.

   С точки зрения  зависимости величины издержек  от объема продукции их подразделяют на постоянные издержки и переменные издержки.

   Постоянными издержки  не зависят от объема выпуска  продукции. Это затраты на эксплуатацию здания, оборудования, арендная плата, административно-управленческие расходы, некоторые виды налогов.

   Переменные издержки  изменяются с изменением объема  производства. Это затраты на материалы, на рабочую силу.

   Общие издержки  на производство единицы товара равны сумме общих постоянных и общих переменных издержек.

   Производителя  часто интересует величина не  столько общих издержек, сколько  средних издержек. Средние издержки  есть частное от деления общих  издержек на объем продукции.  Поскольку сумма постоянных издержек постоянна, то средние постоянные издержки уменьшаются с ростом объема продукции. Когда выпускается малое число единиц продукции, на них падает вся тяжесть постоянных издержек. при увеличении объема производства средние постоянные издержки снижаются и величина их стремится к нулю. Но это происходит лишь до определенного периода, начиная с которого при росте объемов производства издержки на единицу продукции будут возрастать. В этой связи говорят о предельных издержках – дополнительные издержки, необходимые для производства дополнительной единицы продукции.

   В хозяйственной  практике нашей страны для  определения издержек производства используется категория себестоимости. Себестоимость отражает в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции, включает стоимость потребленных средств производства, средства на оплату труда, косвенные расходы предприятий и издержки на реализацию. В составе себестоимости не включается разовые расходы, затраты, не связанные с производством продукции, а также убытки от стихийных бедствий, штрафы и неустойки.

   Прибыль занимает  важное место в экономической  системе. Именно прибыль обеспечивает  экономическую устойчивость фирме  и ее финансовая независимость.

   Чтобы подсчитать  прибыль, надо из той выручки, которую получает предприятие, вычесть издержки предприятия. Выручка может быть представлена как:

- общая выручка –  это полная сумма выручки от  реализации всех произведенных  единиц товара;

- средняя выручка равна  цене единицы товара;

- предельная выручка  – это приращение всей выручки  при увеличении количества выпускаемой продукции на одну единицу.

   Следует различать  два подхода к понятию прибыли. 

1. Бухгалтерский. Прибыль  есть разница между выручкой  от реализации и денежными (явными) издержками.

2. Экономический. Прибыль  есть разница между выручкой  от реализации и явными издержками плюс неявными издержками.

   Для бухгалтеров  прибыль – это то, что остается  от общей выручки фирмы после уплаты отдельными лицами и другими фирмами стоимости, капитала и труда, которые были использованы данной фирмой. Такая трактовка прибыли включает только явные издержки, то есть платежи характеризует эффект от предпринимательской деятельности.

Информация о работе Лекции по "Экономика"