Лекции по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 22:14, курс лекций

Описание работы

В человеческом обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог махнуть рукой на ее законы.
Все – хотят они того или нет, и кем бы они ни были по профессии – вынуждены осознанно или бессознательно подчиняться требованиям мира экономики. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.

Содержание работы

Введение
1. Предмет и методы экономической теории
2. Факторы производства
3. Экономические отношения в обществе
4. Возникновение и развитие рынка
5. Рыночный механизм
6. Конкуренция и монополия
7.Экономические основы деятельности фирмы
8. СНС и макроэкономические показатели
9. Экономический рост в обществе и его измерение
10. Макроэкономическая нестабильность
11. Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики
12. Финансовая политика государства
13. Кредитно-денежная политика государства
14. Мировая экономика
Заключение
Список рекомендуемой литературы

Файлы: 1 файл

Лекции по экономике.doc

— 493.00 Кб (Скачать файл)

   Классическая  рыночная экономика исходит из  ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыночной игры и следящий за выполнением этих правил.

   Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и покупателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности.

   В развитом  индустриальном обществе рынок  представляет собой не площадь,  где случайно встретились отдельные  покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении равновесных цен играют оптовые покупатели и продавцы.

   Рынок – это  обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

   Рынок как развитая  система отношений товарного  обмена представляет собой систему  отдельных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка, включающего  в себя рынок рабочей силы, финансовый рынок, рынок средств производства, потребительский рынок, рынок услуг, рынок технологии, рынок духовных благ. Таким образом, рынок охватывает элементы материального и денежного обращения. Он связан и с непроизводственной сферой, и даже со сферой духовной. Однако элементы рынка (отдельные рынки) не одинаковы по своему значению.

   Рынок начинается  с возможности приобретения рабочей  силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство.

   Огромное экономическое  значение имеет потребительский  рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин  и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется  общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.

   Финансовый рынок  (рынок ссудных капиталов) обеспечивает  подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, наиболее важные, перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на: денежный рынок, рынок капиталов. 

   Рынок услуг  существует в тех условиях, когда  установлена плата за самые различные услуги. Степень его развития определяет обеспеченность населения и предприятий услугами, их качество и своевременность.

   Наконец, рынок  распространяется и на духовную  сферу, превращая в объект купли-продажи  технологию и духовные идеи  и материально стимулируя их рождение, распространение, использование. Несомненно, что каждый элемент рынка имеет свое самостоятельное значение, но только тесное взаимодействие между ними приводит к плодотворному функционированию всего рыночного хозяйства.

   Степень развития рынка определяет и его масштабы. Первоначально - при простом товарном хозяйстве - возникает сравнительно узкий рынок, где реализуются преимущественно предметы потребления. В дальнейшем, в особенности с переходом к капитализму, сфера товарного обращения необычайно расширяется. Возникает и развивается система рынков, на которых продаются и покупаются потребительские товары и средства производства, рабочая сила и т.д. Со временем, в основном к началу ХХ в., в ходе развития внешних экономических отношений складывается мировой рынок, втягивающий в себя практически все страны нашей планеты.

   Классификация  рынков:

1) По объектам предложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.

2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.

3) По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки.

4) По уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции рынка

 

   Утвердившиеся  в обществе рыночные отношения  оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

   Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит  рынок дает участникам производства  объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

   Функция посредническая. Экономически обособленные производители  в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

   Функция ценообразующая. На рынок поступают обычно  продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество  материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

   Функция регулирующая. Она связана с воздействием  рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы, столь остро поставленные Полем Самуэльсоном: что производить? для кого производить? как производить? Рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена - это сигнал к увеличению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

   Функция санирующая. Рыночный механизм – это не  благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

   По свидетельству  П. Самуэльсона, в США от  одной трети до половины всех  розничных магазинов прекращают  свою деятельность в течение  трех  лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. 

 

3. Достоинства и недостатки

 

   Рыночная экономика  доказала, что ей нет альтернативы  при решении главных экономических  задач. Во-первых, рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления. Эту функцию он осуществляет через установление соответствия объема предложения объему платежеспособности спроса.

   Во-вторых, рынок  гарантирует общественную оценку  результатов труда обособленных  производителей. Механизм такой оценки прост, эффективен и объективен. Он заключается в одном: состоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее продать заставляет производителей и потребителей постоянно поддерживать рыночную форму.

   В-третьих, рынок  создает условия для высокой эффективности производства. Этому способствует всеобщность конкуренции, которая безжалостно отделяет отстающих от преуспевающих. Побеждает тот, кто лучше угадал изменения потребительского спроса, быстрее применил новые технологии и оборудование, снизил издержки производства. Все это и есть предпосылки высокой эффективности.

   Избавляя общество  от товарного дефицита, стимулируя  научно-технический прогресс, рыночная  организация экономики вместе  с тем демонстрирует явную  неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы. К первой, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством. Поскольку речь идет о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название общественных товаров. Производство этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счет налогов.

   Вторая проблема, лежащая за пределами досягаемости  рыночного механизма, связана  с так называемыми внешними  эффектами. Суть их в том,  что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных ресурсов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве. Конечно же, рыночный механизм сам по себе не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платежеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путем организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов.

   Третья группа  проблем, порождаемых ограниченностью  рыночного механизма, связана  с важнейшими социально-экономическими  правами личности и, в первую  очередь, с правом на труд. Надо  иметь в виду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Выше мы говорили о мобильности всех видов ресурсов, включая трудовые, как об одной  из существенных черт рыночной экономики. Такая мобильность предполагает периодическое возникновение, прирост или сокращение разных видов безработицы Задача государства в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддерживании с помощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест.

   Существуют и  требуют государственного вмешательства  и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, не сулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерностью регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом.

   Итак, с одной  стороны, рынок представляет собой  наилучший, т. е. наиболее эффективный  способ хозяйственной организации  из всех известных истории,  а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы государством. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика.

 

 

4. Инфраструктура

 

   Функционирование  экономической системы, ее равновесие и динамика обеспечивается деятельностью рыночных институтов – специализированных организаций, функционирующих в рамках особого рынка. В наше время эти институты связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции, составляет инфраструктуру рыночной экономики. Классификация рыночной инфраструктуры, ее специфическое содержание определяется особенностями рынка, в пределах которых функционируют данные элементы.

   Рынок товаров  и услуг представляют: товарные  биржи, предприятия оптовой и  розничной торговли, ярмарки, аукционы, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений, рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы. Деятельность всех этих звеньев инфраструктуры товарного рынка заполняет экономическое пространство, своеобразными полюсами которого являются производители и потребители. Основная функция инфраструктуры рынка товаров заключается в том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного производства. Она обеспечивает движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях, организует заключение контрактов на поставку товаров, сбыт продукции и обслуживание потребителей.

Информация о работе Лекции по "Экономика"