Лекции по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 22:14, курс лекций

Описание работы

В человеческом обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог махнуть рукой на ее законы.
Все – хотят они того или нет, и кем бы они ни были по профессии – вынуждены осознанно или бессознательно подчиняться требованиям мира экономики. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.

Содержание работы

Введение
1. Предмет и методы экономической теории
2. Факторы производства
3. Экономические отношения в обществе
4. Возникновение и развитие рынка
5. Рыночный механизм
6. Конкуренция и монополия
7.Экономические основы деятельности фирмы
8. СНС и макроэкономические показатели
9. Экономический рост в обществе и его измерение
10. Макроэкономическая нестабильность
11. Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики
12. Финансовая политика государства
13. Кредитно-денежная политика государства
14. Мировая экономика
Заключение
Список рекомендуемой литературы

Файлы: 1 файл

Лекции по экономике.doc

— 493.00 Кб (Скачать файл)

   Под доказательством  в формальной логике понимается  обоснование истинности одной мысли с помощью других. Формальная логика предлагает универсальную структуру доказательства. Она состоит из тезиса, оснований доказательства (аргументов) и способа доказательства (демонстрации). Существуют различные виды доказательства. В зависимости от его целей выделяют доказательства истинности и ложности (опровержение); в зависимости от способа доказательства — прямые и косвенные; в зависимости от оснований доказательства — теоретические и эмпирические.

   Качественно  новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода.

   Диалектика — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Она является целостным методом, органической системой категорий и законов. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития.

   Экономическая  система впервые была рассмотрена  как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов, взаимосвязь в развитии. Это означало, что каждое из явлений и система в целом анализируются в процессе самодвижения от низшего к высшему, от старого к новому. Противоречие выступает как внутренний источник и основной принцип движения. Само развитие понимается как переход количественных изменений в качественные и обратно, как единство и борьба противоположностей, как отрицание отрицания.

   Движение  от конкретного к абстрактному  характерно для первых ступеней  познания любого объекта, характерно оно и для экономической теории. Экономисты, начав изучение рыночного хозяйства с целого (населения, государства), пришли к простейшим, абстрактным определениям производственных отношений (труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость и т. п.).

   Историческое  и логическое, включая предшествующие  методы, точнее, черты единого диалектического  метода, дают в общем виде ответ на вопрос, с чего начинать и как строить теоретическую систему. Однако для практической реализации этого необходимо предварительно построить более конкретные экономические модели и проверить их в ходе экономических экспериментов.

   Экономическая модель — это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.   Простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двухмерном пространстве — при помощи графиков.

   Экономический  эксперимент — это искусственное  воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.

   Эксперименты  могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как  в условиях рыночной экономики,  так и вне нее.

 

3. Функции экономической науки

 

   Из  многочисленных функций экономической  теории выделим четыре самые  важные.

1. Эмпирическая функция. Она говорит нам о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер, т. е. основываются на живом, практическом опыте. Ученые-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации. Следят за реальными хозяйственными процессами. Только на такой практической базе можно делать научные, объективные выводы и строить правильные, жизненные теории.

2. Теоретическая  функция проявляется в том,  что ученые обобщают и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности, принципы экономики, представляют полученные знания в виде тех или иных понятий, терминов, теорий, концепций, доктрин.

3. Образовательная  функция. Многие люди самых  разных профессий могут овладеть экономической культурой. Жизнь современного человека буквально пронизана экономикой, поэтому все учебные программы предусматривают изучение ее законов и принципов. Экономические знания позволяют людям чувствовать себя увереннее и дают возможность самостоятельно принимать хозяйственные оптимальные решения в жизненных различных ситуациях.

4.Практическая  функция заключается в выработке  форм, принципов и методов рационального  хозяйствования, в составлении научных  прогнозов развития тех или  иных процессов в экономике, а также в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие значения  имеет понятие «экономика»?

2. Что изучает  экономическая наука?

3. Что такое  экономические блага и чем  они отличаются от даровых благ?

4. Почему людям  все время приходится делать  выбор в сфере экономики?

5. Назовите  и охарактеризуйте основные методы  экономического анализа.

6. Можно ли  надеться, что прогресс науки  и техники когда-нибудь сможет  преодолеть относительную ограниченность ресурсов?

7. Назовите  и охарактеризуйте основные функции  экономической теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 2. Факторы производства

 

План

 

1. Факторы производства.

2. Доходы от факторов  производства.

3. Производственные возможности  общества.

 

1. Факторы производства

 

   Экономика вырастает  из производства, которое образует  материальную основу экономики.  Для удовлетворения материальных  потребностей людей необходимо  производство, то есть процесс  создания жизненных благ.

   Производство  – есть процесс воздействия человека на ресурсы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Ресурсы, задействованные в процессе производства, называются факторами производства.

   Экономические  ресурсы (или факторы производства) — это элементы, используемые для производства экономических благ.

К важнейшим из них  в современном обществе относятся  земля, труд, капитал (в том числе  его организация), предпринимательская  способность и информация.

   Земля – все  используемые естественные ресурсы; в ряде отраслей земля есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и предметом труда и средством производства;

   Производственный  капитал – так называют материальные  ресурсы, включающие в себя две группы вещей. Во-первых, то, чем производят, то есть средства труда – вещи, с помощью которых люди создают необходимые блага (инструменты, приборы, машины, оборудование, производственные здания, сооружения, транспорт и пр.). Во-вторых, то, из чего производят, то есть предметы труда - вещи, на которые люди воздействуют в процессе труда и которые составляют материальную основу будущего продукта (руда, уголь, дерево, сырье, материалы и т. д.).

   Труд – та  часть общества, которая непосредственно  занята в процессе производства. Фактор «труд» включает и предпринимательство – умение ориентироваться в рыночной конъектуре и бесстрашие риска. Предпринимательские способности заключаются в способности человека генерировать оригинальные новаторские идеи, в его умении и готовности организовать бизнес или любое новое дело, принимая на себя связанные с ним затраты, риск и ответственность, способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.

 

 

2. Доходы от факторов  производства

 

   Каждый фактор  производства способен принести  своему владельцу доход: капитал приносит процент, труд - зарплату, земля – ренту. Прибыль служит доходом предпринимателя.

   Заработная  плата – это плата работнику  за труд, за использование его  рабочей силы. Ее размер определяется  рядом факторов:

- стоимость  рабочей силы – это стоимость средств обеспечения жизни и трудоспособности работника. Обычно сюда входят затраты на удовлетворение материальных и духовных потребностей самого работника и его семьи, а также расходы на его профессиональное обучение;

- количество  и качество труда;

- рост производительности  труда – результат усилий не  только данного работника, но и многих других людей: предпринимателя, менеджеров, инженеров, общества в целом;

- квалификация  работника и характер труда;

- конъюнктура  на рынке труда. Соотношение между спросом и предложением рабочей силы, острота конкуренции между соискателями вакансий, положение с безработицей;

- степень  обобществления (социализации) заработной  платы. Чем больше отчисления в ОФП, тем ниже получаемая на руки зарплата.

   Рента представляет собой регулярную плату предпринимателя (арендатора) владельцам земли, рудников, лесов и других природных ресурсов за использование их собственности. Главным природным ресурсом является земля. Она имеет ту особенность, что ее общее количество неизменно. Поэтому величина земельной ренты определяется в первую очередь спросом на землю. При этом рента различна в зависимости от:

- природных  условий;

- плодородия  почвы;

- местоположения  земли. 

   Для  арендатора рента является платой  за главный сельскохозяйственный ресурс и входит в издержки производства, а значит и в цены продукции. Для землевладельца – это обычный доход на вложенный в землю капитал; вознаграждение за то, что он собственник земли. Для общества рента – своего рода дань, которую выплачивают землевладельцам покупатели сельскохозяйственной продукции.

   Под  процентом понимается плата предпринимателя  (заемщика) любым физическим или юридическим лицам (кредиторам), которые предоставили ему в долг свой денежный или реальный капитал. В свою очередь для кредитора этот процент обернется доходом. В качестве кредиторов могут выступать:

- банк, ссудивший  предпринимателю деньги на покупку  средств производства;

- держатель  облигации данной фирмы, одолживший  ей часть своих денег;

- любой арендатор, который сдал в аренду принадлежащие ему хозяйственные постройки, сооружения, транспортные средства, оборудование и другие капитальные ресурсы.

Соответственно  процент (как доход) будет выступать  в разных формах:

- как ссудный  процент (доход банка);

- как процент держателя облигации;

- как арендная  плата.

   Прибыль  можно определить как вознаграждение  предпринимателю за работу, за  расходование его предпринимательских  способностей, за то, что он:

- оплатил и собрал  вместе трудовые, природные и  капитальные факторы производства;

- организовал их хозяйственное  функционирование;

- взял на себя ответственность  и риск за их эффективное  использование. 

Численно прибыль –  это превышение общей выручки  от продажи продукции над всеми  расходами на производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Производственные возможности  общества

 

   Производственные возможности – это то максимальное количество товаров и услуг, которое может быть одновременно произведено за данный период, при данных ресурсах и технологиях. При этом имеется в виду, что все наличные ресурсы используются наиболее полно и эффективно. Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей. Поясним это на условном примере. Допустим, что в обществе производятся лишь два блага: зерно и ракеты. Если общество использует свои ресурсы для производства только зерна, то оно производит его 5 млн. т; если же только для производства ракет, то их производится 6 штук. При одновременном производстве обоих благ возможны следующие сочетания (см. табл. 1).

Таблица 1

Таблица производственных возможностей

 

Производственные возможности

Зерно (млн. т)

Ракеты (шт.)

А

5,0

0

Б

4,8

1


Продолжение таблицы 1

В

4,5

2

Г

3,9

3

Д

3,0

4

Е

1,8

5

Ж

0

6


   Из таблицы  видно, что всякое увеличение  производства ракет (с 0 до 6 штук) снижает производство зерна (с 5 млн. до 0 т), и наоборот.

Информация о работе Лекции по "Экономика"