Четвертая функция —
стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную
продукцию. Прежде всего, необходима разработка
системы государственных заказов на наукоемкую
продукцию. Государственные заказы целесообразно
формировать в первую очередь в рамках
соответствующих программ по производству
необходимых обществу наукоемких изделий.
Это продукция в интересах обороны, обеспечения
государственных предприятий наукоемким
оборудованием, созданным на базе высших
достижений науки и техники, осуществления
интервенции продаж конкурентоспособной
продукции с целью сбивания цен, приведения
их к социально приемлемому уровню, а также
для создания резерва наукоемкой продукции
на всякие непредвиденные случаи с задачей
воздействовать на конъюнктуру рынка
и т.д.
Государственный заказ — это
не только заказ Федерального Правительства.
Необходима и система региональных
заказов на наукоемкую продукцию
высших кондиций, конкурентоспособную
не только на региональном, но и на
национальном и международном уровнях.
Государство может поддерживать устойчивый
спрос на конкурентоспособную продукцию,
стимулируя его с помощью налоговой и
кредитной систем, обеспечивая социальную
защиту населения, способствуя развитию
импорта наукоемкой, конкурентоспособной
продукции, создавая или способствуя созданию
эффективной организационной и рыночной
инфраструктуры.
Пятая функция — формирование
организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства.
В настоящее время ставится и
в определенной мере решается проблема
государственной поддержки в целях создания
инфраструктуры малого бизнеса. Инфраструктура
малого предпринимательства должна быть
интегрирована в систему инфраструктурного
обеспечения предпринимательства в целом,
вне зависимости от масштаба предпринимательской
деятельности (малое, среднее, крупное
предпринимательство). Выполнение этой
функции требует создания системы соответствующих
рынков: национального, регионального,
местного, в рамках СНГ. Одновременно,
государство призвано оказывать поддержку
в создании системы учреждений, фирм, структур,
обеспечивающих процесс формирования,
развития и поддержки всех форм предпринимательства
(центров информационно-консультативного,
научного обеспечения, подготовки и повышения
кадров предпринимательства, лизингового
и маркетингового обслуживания, инновационных
центров и союзов предпринимателей и т.д.).
Шестая функция —
обеспечение социальной ориентации данного процесса.
Выполнение этой функции требует внимания
предпринимательских структур к достижению
не только экономического, но и социального
эффекта. Последний обеспечивается тем,
что предпринимательский тип воспроизводства
является основой благосостояния всех
членов общества. Правильное понимание
сущности и роли предпринимательства
требует от государственного регулирования
стимулировать воспроизводство, инновационного
типа, развивать конкуренцию. Это повышает
уровень и динамичную устойчивость развития
национальной экономики. Здесь путь к
росту национального богатства и возможность
обеспечить благосостояние для всех.
Государственная служба сможет эффективно
выполнять перечисленные и другие
функции государственного регулирования,
если она будет строиться на определенных
принципах. Так, необходимо научное
понимание экономической сущности
содержания и роли предпринимательства
в развитии экономики страны и материальном
обеспечении жизнедеятельности общества.
Важно обеспечить рациональный протекционизм
современного цивилизованного предпринимательства,
органическое сочетание экономических
и социальных целей и программно-целевое
регулирование. Особое значение имеют
государственная поддержка многообразных
форм предпринимательской деятельности
при условии ее мотивационной направленности,
гарантированности, гибкого дифференцированного
подхода. Должны быть обеспечены разделение
и кооперация полномочий между государственной,
федеральной, региональной и местной службами.
- Тенденции и проблемы взаимодействия государственных и предпринимательских структур.
В современных условиях государство регулирует
экономические интересы предпринимательских
структур, принуждая их выстраивать с
ним определенные отношения. Результаты
экономической деятельности и возможности
предпринимательских структур во многом
зависят от содействий государства их
росту и стимулированию заинтересованности
в бизнесе. При этом цель экономической
деятельности предпринимательских структур
заключается в максимизации прибыли и
расширении сферы деятельности на товарных
рынках. В то же время важнейшими задачами
государственных органов являются увеличение
объема налоговых поступлений в бюджет,
расширение социальных программ и поддержка
предпринимательства на уровне страны
и региона.
Определение
основных элементов взаимодействия предпринимательских
и властных структур является необходимым
условием формирования механизма взаимодействия,
эффективное функционирование которого
зависит от степени заинтересованности
предпринимательских структур и государственных
органов в стремлении создать атмосферу
доверия на основе взаимосвязей и взаимоуважения.
В основе реализации экономического механизма
взаимодействия предпринимательских
структур и государства лежат идеи приближения
государственных органов к реальным условиям
функционирования организаций и формирование
у руководителей предпринимательских
структур осознания необходимости решения
общественных проблем. [2]
Алгоритм взаимодействия органов власти
и предпринимательских структур определяет
стратегические цели функционирования
экономической системы на всех ее уровнях
с учетом обратного воздействия результатов
процесса на его содержание (рис. 1).
Государство, располагая достаточно большими,
но ограниченными ресурсами, при реализации
своих целей и интересов стремится к их
увеличению за счет привлечения дополнительных
ресурсов. Государство также стремится
поддержать результативность функционирования
предпринимательства путем создания эффективного
мотивационного механизма, стимулируя
предпринимательскую деятельность, а
также посредством законодательно регламентируемых
средств по реализации социальных функций,
к выполнению которых предпринимательство
относится индифферентно. |
|
|
Рис. 1. Алгоритм взаимодействия органов
власти и предпринимательских структур |
Оптимальные взаимоотношения являются
ключевым фактором взаимодействий «государство-предпринимательство»
и отражают объективные потребности
органов государственной власти
и интересы предпринимательства. Система
взаимодействия властных и предпринимательских
структур должна быть открытой и способной
адаптироваться к изменяющимся условиям
внешней среды и рыночной конъюнктуры.
При этом эффективность взаимодействий
зависит от того, насколько властные и
предпринимательские структуры подготовлены
к интеграции совместных усилий для достижения
экономического роста, заинтересованы
в налаживании отношений, стремлении создать
атмосферу доверия.
В основе взаимодействия властных и предпринимательских
структур лежат три группы принципов:
1. Принципы взаимодействия органов власти
с хозяйствующими субъектами (гарантия
защищенности, открытость, достаточность
финансовой базы, системность, гибкость,
постоянство связи, своевременность, целенаправленность);
2. Принципы формирования деятельности
государственных органов управления (адресность,
непротиворечивость, рациональная децентрализация
управления, эволюционность).
3. Принципы деятельности предпринимательских
структур, воздействующие на работу властных
структур (законопослушность, единство,
социальная направленность, экономичность,
ответственность, развитие).
Более подробно остановимся на первой
группе принципов — принципах взаимодействия
между предпринимательскими и властными
структурами:
— принцип гарантии защищенности обеспечивает
защиту от криминального воздействия;
— принцип открытости означает отсутствие
или снижение административных и информационных
барьеров между хозяйствующими субъектами
и государственными органами управления;
— принцип достаточности финансовой базы
предусматривает не только качественное,
но и количественное измерение финансовых
ресурсов;
— принцип системности представляет собой
знание и учет всех элементов, влияющих
на деятельность данного хозяйствующего
субъекта, а также самой предпринимательской
структуры;
— принцип гибкости означает способность
адаптироваться как властных, так и предпринимательских
структур к сложившейся ситуации, не меняя
при этом основные направления деятельности;
— принцип постоянства связи предусматривает
постоянный обмен информацией между государственными
органами и предпринимательскими структурами;
— принцип своевременности рассматривается
как соответствие принимаемых решений
сложившейся ситуации;
— принцип целенаправленности означает
реализацию целей и задач, которые сохраняли
бы сложившиеся положительные тенденции
как можно дольше, отражали бы реальную
динамику процессов, пропорции их развертывания.
В настоящее время различают следующие
методы взаимодействия органов власти
и предпринимательских структур:
— экономические, в данном случае субъекты
взаимодействия выступают в роли: работодателей,
производителей, катализатора научно-технического
прогресса, налогоплательщиков, агентов
рыночных отношений.
— адаптированные, имеются в виду законодательные
акты и социальные функции:
1) через формы предпринимательской деятельности
многие люди реализуют свой творческий
потенциал;
2) предпринимательские структуры создают
много рабочих мест, площадок для производственного
обучения;
3) актуальна природоохранная функция
предпринимательства.
Взаимодействия могут осуществляться
и тогда, когда экономический интерес
одной стороны реализуется вне зависимости
от экономического интереса другой, а
также когда экономический интерес одного
хозяйствующего субъекта реализуется
за счет другого или полностью подавляется.
Если предпринимательские структуры взаимодействуют
в неравных социально-экономических и
правовых условиях, то это приводит к подчинению
экономического интереса одного субъекта
другому. В такой ситуации ослабевает
желание достижения высоких экономических
результатов, что в конечном итоге приводит
к замедлению процесса развития предпринимательских
структур. Государство в таких условиях
не может рассчитывать на запланированные
результаты реализации программ поддержки
предпринимательства, так как приоритет
в реализации государственного интереса
также теряется. |