Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:01, курс лекций

Описание работы

Эволюция экономической роли государства и экономические функции государства.
Важнейшим звеном совокупной экономики, как мы уже видели, является
конкурентный рынок. Однако существует немало проблем, порожденных
функционированием рынка, которые требуютгосударственного вмешательства в решениеэкономических проблем.
Строго говоря, даже в глубокой древностигосударство выполняло определенные функции в экономике. Традиционно сферамигосударственного регулирования были денежное обращение, налоговая система, таможенная политика. В конце XIX - начале XX вековгосударство начинает вмешиваться в распределительные отношения, заниматься предпринимательской деятельностью, проводить антимонополистическую политику. Но только после второй мировой войны государственное регулирование рыночной экономики становится постоянным и целенаправленным.

Файлы: 1 файл

Ekonomika_kak_obekt_gosudarstvennogo_regulirov.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Согласно нобелевскому лауреату 1993 года Дугласу Норту, институциональные изменения – это сложный процесс, потому что предельные изменения могут быть следствием изменений в правилах, неформальных ограничениях, в способах и эффективности принуждения к исполнению правил и ограничений. Норт называет институциональные изменения, наряду с технологическими изменениями, главными детерминантами социального и экономического развития. Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен. В предисловии научного редактора к его работе отмечается, что крупные институциональные изменения происходят медленно, так как институты являются результатом исторических перемен, формирующих индивидуальное поведение. Чем выше институциональная неуверенность, тем выше становятся затраты по операциям 

Новая институциональная  теория («неоинституционализм») — современная экономическая теория, принадлежащая кнеоклассическому направлению, начало которой положила книга Рональда Коуза «Природа фирмы», вышедшая в 1937 году. Однако интерес к этой сфере проявился лишь к концу 1970-х годов в США, а затем в Европе. Сам термин был введен в научный оборот Оливером Уильямсоном.

В 1997 году было основано «Международное общество по новой институциональной экономической теории».

Новую институциональную теорию часто  путают с институционализмом, к которому эта теория не имеет прямого отношения

 

  1. Предпринимательство как объект государственного регулирования.

Анализируя учения классиков экономической мысли в XVIII–XIX вв., можно выделить главное в представлении о предпринимательстве как о явлении экономического развития общества. В трудах ученых того периода заложены основополагающие, фундаментальные положения о предпринимательстве, предпринимателях, которые не потеряли актуальности и сейчас. В своих работах классики дали научно-практическое определение сущности и роли предпринимателей их экономической деятельности в формировании и развитии рыночной экономики. В обобщенном виде предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и других), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Предпринимательство как явление отражает всю систему отношений (финансовых, экономических, социальных), которые объективно возникают у предпринимателей (как хозяйствующих субъектов) друг с другом, с потребителями, с поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топлива, энергий и т. п.), с банками и с другими субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и, наконец, с государством в лице соответствующих органов.

Актуальность вопроса по обоснованию теории и методологии государственного регулирования экономики, в том числе и предпринимательской среды, возрастает в российском обществе ежегодно. В конце ХХ в. в России сформировалось мнение о ненужности активного применения государственного регулирования национального хозяйства. Однако за прошедшее двадцатилетие практика цикличнообразных падений общественного производства, кризисов денежно-финансовой и банковской систем, положительной динамики роста безработицы мотивируют экономическую общественность по-иному оценить роль государства в регулировании социально-экономической системы в условиях рыночной экономики. В настоящее время государственное регулирование предпринимательства рассматривается как один из главных способов по обеспечению производственно-технического развития сферы общественного воспроизводства и оптимального завершения перехода российской экономики из ряда сырьевых в ряд перерабатывающих экономик развитых капиталистических стран. Государственное воздействие на отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами в условиях рынка, коренным образом ежегодно преобразуются и видоизменяются, но в основном направлены на создание условий для эффективного функционирования товаропроизводителей. Это объясняется тем, что государство как субъект регулирования экономики нацелено на повышение конкурентоспособности национальных товаров и услуг на мировом рынке. Государственное регулирование предпринимательства в условиях рыночной экономики – это объективный процесс, порожденный в конечном итоге противоречием основного закона рынка, провоцируемым возрастающим или падающим объемом общественного воспроизводства. Государственное регулирование экономики в целом – не только социальный, но и политический процесс, связанный со спецификой государственной власти, национальными особенностями страны, международной обстановкой.

Государство всегда воздействовало на процесс развития хозяйствующих субъектов в условиях рынка, через создание нормативно-правовых условий для их деятельности, и никогда не было пассивным в отношении защиты своих интересов.

Рыночная среда сама по себе провоцирует  государство не только на защиту рыночного механизма, но и на защиту национального товаропроизводителя на внутреннем рынке и создания для него наилучших условий для их внешнеэкономической деятельности. В процессе анализа данной проблемы автор считает необходимым рассматривать регулирование в широком и узком смысле слова.

Регулировать – это значит изменять пропорции в распределении. Регулирование представляет собой часть оперативного управления . Оно охватывает текущие мероприятия по устранению всякого рода отклонений от заданий и графиков. Регулирование предполагает текущую корректировку плановых заданий и ряд других мер, проводимых в целях наилучшего выполнения планов.Регулирование – сложный, во многом не определенный процесс, его результативность зависит от множества объективных и субъективных обстоятельств. Оценивая возможности регулирования, следует помнить, что оно лишь дополняет конкурентно-рыночный механизм, а поэтому эффект от регулирования непосредственно зависит от работы этого механизма, как и от сопротивления внешнему регулирующему воздействию. Регулированию свойственен вероятностный характер реализации. И эта «вероятность» тем выше, чем восприимчивее к внешнему воздействию сама экономика.Даже в условиях рыночной экономики за государством сохраняются функции ее регулирования. Государственное регулирование предпринимательства – это способ поиска оптимального баланса в процессе соотношения производительных сил и производственных отношений с целью сохранения господства рыночного механизма. Государственное регулирование также необходимо в период трансформации производственной сферы национального рынка, в частности в период адаптации и перехода к нано-технологиям, поскольку научно-техническая модернизация способствует усилению общественного характера производства и усложнению производственного процесса. Появляется целый ряд отраслей, не выгодных для частного капитала, требующих огромных капиталовложений. Становится невозможным обеспечить развитие инфраструктуры и даже более или менее достаточное воспроизводство рабочей силы без государственного вмешательства.Любой достигнутый уровень развития рыночной экономики вызывает необходимость согласования действий между хозяйствующими субъектами в рамках всего рынка – эту функцию как регулирующую берет на себя государство.

Государственное регулирование предпринимательства по своей сущности представляет соединение предпринимательских сил с силами государственных структур в единый механизм в целях обеспечения оптимального функционирования рынка.

Эволюция механизма государственного регулирования предпринимательства объективно обусловлена развитием производительных сил и в этом смысле не обратима. Но в таком многообразном и противоречивом механизме экономические аспекты теснейшим образом связаны с политическими и социальными. Государственное регулирование не может не затрагивать жизненно важные интересы хозяйствующих на территории страны субъектов, их стратегические приоритеты развития. Поэтому процесс формирования механизма государственного регулирования предпринимательства не может протекать вне участия субъектов предпринимательства. Государство на протяжении всего периода развития рынка вмешивается тем или иным образом в экономические отношения, формирующиеся между субъектами предпринимательства. Государственное регулирование предпринимательства заключается в том, что-бы объединить несколько рынкообразующих хозяйственных пространств в единое национальное рыночное пространство. Поэтому устранение государственного регулирования экономической системы или сведение его к минимуму приводит к кризисным потрясениям национальной экономики вследствие потери гаранта целостности национального рынка. Теория государственного регулирования предпринимательства в рыночной среде является основополагающей в экономической науке. Рыночная среда как саморегулирующаяся система в чистом виде не существует, по Целью государственного регулирования предпринимательства должно являться создание условий для стабильного функционирования предпринимательской среды. Поскольку предпринимательская деятельность – это неотъемлемая часть экономики, то задача государства – создать оптимальные условия для функционирования всех видов бизнеса. Для успешного развития предпринимательства необходимо сформировать у людей потребность к самостоятельной экономиче-ской деятельности. Успешное развитие предпринимательства зависит от комплекса внешних и внутренних факторов, причем внешние факторы порождают возникновение внутренних. Государственное регулирование предпринимательства преследует три цели:

•  минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

•  создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

•  обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится более уязвимым.

Государственная деятельность по обеспечению регулирования состояния сферы бизнеса в рамках экономической системы включает в себя следующие элементы:

•  объективный и всесторонний мониторинг риска экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних тенденций развития жизненно важных для страны сфер предпринимательства; разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации негативных тенденций в развитии предпринимательства;

•  организация работы по реализации мер в области корректировки взаимодействия государства с бизнесом. Неизбежность государственного регулирования предпринимательства определяется

необходимостью, так как неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и экономической системы в целом. Государственное вмешательство тем эффективнее, чем более универсальную форму оно имеет, т. е. в основе структуры которой заложены нормы рыночной экономики. Особую значимость государственное регулирование предпринимательства приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также в сфере межгосударственных экономических отношений, потому что роль регулирующего центра может выполнить только государство (правительство) – институт, представляющий все общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Таким образом, стратегической проблемой современного государственного управления является определение оптимально-го соотношения «государства» и «бизнеса» в данных исторических обстоятельствах.

  1. Функции и принципы государственного регулирования предпринимательства.

Одной из главных проблем современного предпринимательства в России является создание его организационно-хозяйственного механизма. Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства — это способ ведения хозяйства предпринимательского типа, организации предпринимательского воспроизводства с помощью научно-обоснованной системы экономических и организационных форм, методов и рычагов. Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства включает в себя два органически взаимосвязанных блока. Первый — это механизм рыночно-кон-курентной системы самоорганизации и самоуправления воспроизводством предпринимательского типа на уровнях макро-, ме-зо- и микроэкономик. Во второй блок входят системы государственного регулирования, адекватные требованиям экономических законов, втом числе законов рынка и предпринимательства. Все формы предпринимательства, особенно в процессе его формирования, нуждаются в эффективном функционировании обоих блоков организационно-хозяйственного механизма.

Важно раскрыть концептуальные основы формирования рациональной системы  государственного регулирования предпринимательства. В мире развитого предпринимательства по существу общепризнано, что государственное регулирование в тех или других формах, масштабах есть закономерность социальной рыночной экономики.

Государственное регулирование предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства. Государство в период становления предпринимательства выполняет следующие основные функции.

Первая функция — формирование государством субъектов современного предпринимательства,способных и реализующих свои возможности к инновационной, связанной с риском деятельности людей во всех сферах экономики. Государство располагает для этого различными возможностями и средствами. Оно обеспечивает экономическую свободу предпринимательства, создает четкие равные "правила игры" на всем экономическом пространстве России, формирует экономический механизм стимулирования предпринимательства, а также налоговую, кредитную, страховую, амортизационную и другие научно-обоснованные системы регулирования. Государству принадлежит обязанность создания эффективной системы образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей и т.д.

Вторая функция — формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, где конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки, внедрения инновационного менеджмента и маркетинга, полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей, разгосударствления и рациональной приватизации, хорошо отработанного эффективного механизма антимонопольной политики, регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов, рационального протекционизма экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Третья функция — создание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе. Эти условия создаются с помощью стимулирования и поддержки предпринимательских структур. Формирование предложения инновационных товаров и услуг требует соответствующей инновационной политики государства, ориентации предпринимательской стратегии и предпринимательских структур в рамках всего инновационного цикла. Речь идет об ориентации фундаментальной и прикладной науки, сферы воспроизводства на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях.

Формирование предложения инновационной  конкурентоспособной продукции  может быть стимулировано государством с помощью налоговой, финансово-кредитной, страховой, амортизационной политики и других составляющих инновационной  и экономической политики в целом. Государство может поощрять своей экономической политикой рационализацию процесса специализации в каждом регионе и предпринимательской структуре в направлении их переориентации на производство конкурентоспособной продукции на местном, региональном, национальном и международном рынках.

Информация о работе Лекции по "Экономике"