Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:01, курс лекций
Эволюция экономической роли государства и экономические функции государства.
Важнейшим звеном совокупной экономики, как мы уже видели, является
конкурентный рынок. Однако существует немало проблем, порожденных
функционированием рынка, которые требуютгосударственного вмешательства в решениеэкономических проблем.
Строго говоря, даже в глубокой древностигосударство выполняло определенные функции в экономике. Традиционно сферамигосударственного регулирования были денежное обращение, налоговая система, таможенная политика. В конце XIX - начале XX вековгосударство начинает вмешиваться в распределительные отношения, заниматься предпринимательской деятельностью, проводить антимонополистическую политику. Но только после второй мировой войны государственное регулирование рыночной экономики становится постоянным и целенаправленным.
С вопроса 9
Неолиберализм, представляющий собой
особую систему взглядов на проблему
государственного регулирования экономики,
возник почти одновременно с кейнсианством
в 30-е гг. XX в. Он опирается на идею создания
условий для свободной конкуренции благодаря
вмешательству государства в экономику.
Сторонники неолиберальной концепции выступают за пассивное государственное регулирование, за либерализацию экономики, использование свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур. Неолибералы отдают предпочтение ограничению вмешательства государства в экономику и его большему содействию свободному и стабильному функционированию предпринимательства.
Уже в 30-е гг. в противовес кейнсианским идеям государственного регулирования экономики, ограничивающего систему свободной конкуренции, в ряде стран стали возникать центры неолиберализма. Они занялись выработкой мер государственного регулирования, которые способствовали бы возрождению и практической реализации идей экономического либерализма. Наиболее крупным центром неолиберализма стала в Германии фрайбургская школа (ее представители - В.Ойкен, В.Рёпке, Л.Эрхард и др.). В начале 30-х гг. представители неолиберального направления предприняли попытку выработать единую научно-практическую платформу. На состоявшейся в 1938 г. Парижской международной конференции, которая получила позже по имени американского экономиста название «Коллоквиума Липпмана», были сформулированы основные общие принципы неолиберализма. Они сводились к необходимости государственного содействия возвращению правил свободной конкуренции и обеспечению их соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.
После второй мировой войны неолиберализм получил практическое применение в ФРГ. В.Ойкен и его последователи во Фрайбургском университете с 1948 г. начали выпуск ежегодника «Ордо», в котором освещались теоретические вопросы неолиберализма. Слово «ордо» превратилось в понятие, означающее государственный строй свободного рыночного хозяйства. Неолиберализм в ФРГ под влиянием «школы Ойкена» стал даже именоваться «ордолиберализмом».
Теоретикам неолиберализма ФРГ принадлежит идея сочетания принципа «свободы рынка» и «справедливого распределения» по принципу «социального выравнивания». Ее впервые изложил А.Мюллер-Армак в своей книге «Хозяйственное управление и рыночное хозяйство» (1947), в которой он использовал термин «социальное рыночное хозяйство». Разработки и модели социального рыночного хозяйства были продолжены В.Рёпке, Л.Эрхардом, В.Ойкеном и др.
"Провалы рынка". Кейнс и его последователи создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Концепция кейнсианцев включает следующие основные положения: а) оценка стихийного рыночного механизма и причин государственного вмешательства в экономику; б) формирование целей такого вмешательства; в) определение направлений, форм и методов государственного регулирования экономики.
На основе общей концепции кейнсианцы разработали конкретные формы и методы государственной экономической политики в смешанной системе. Наибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического (сейчас его чаще называют конъюнктурным) регулирования и экономического роста.
Антициклическое (конъюнктурное) регулирование.
Главное направление
13. Институциональные
концепции государственного
Реализация задач устойчивого развития России, в том числе, сохранения и упрочения тенденций стабильного экономического роста, требует расширения инструментов государственного регулирования экономики. Помимо традиционных мер такого регулирования сегодня необходимо более широко использовать не только государственные институты, но и так называемое «государственное предпринимательство». Некоторые из таких структур уже созданы и даже получили соответствующее наименование - «институты развития».
К числу создаваемых
Очевидно, что основным направлением улучшения является четкая направленность на выполнение приоритетных с точки зрения экономического роста задач. В настоящее время функционирование указанных организаций осуществляется скорее в режиме традиционной деятельности того или вида бизнеса, то есть рутинного кредитования или проектного финансирования, тогда как потребности экономики и цели создания этих структур предполагают реализацию стратегических, крупномасштабных проектов, которые способны стать локомотивом развития всего хозяйственного комплекса.
Институциональные изменения вытекают из комплексного подхода к осуществлению реформ. Не комплексный подход к ним, характерный, в частности, для России, привел к серьезному отставанию в развитии институциональных преобразований, излишне высоким издержкам реформирования. Безусловно, допущенные ошибки следует учитывать при формировании национальной концепции устойчивого развития.
В институциональной теории понятие «институт», заимствованное из социальных наук, эволюционировало от представления о нем как обычае, стереотипе поведения (Т. Веблен, Дж. Комманс, У. Митчелл) до характеристики его как сложноорганизованной системы правил, ограничений и форм принуждения к их исполнению (Д. Норт, О. Уильямс) [1]. В развитых странах в институциональную инфраструктуру экономики входят экономическое законодательство, государственные и общественные организации, контролирующие соблюдение законов и неформальных правил поведения.
К «институтам» относятся самые разнообразные категории и явления, предопределяющие обычаи, привычки, этику, правовые решения, общественную психологию. Под институтами понимается совокупность «правил, связанных с ними механизмов реализации, и норм поведения, структурирующих и облегчающих взаимодействие между людьми» [2].
В России институционализм долгое время находился вне главного русла экономической теории. Экономические реформы 90-х гг. не учитывали сложившуюся в России систему институтов, значение институциональных изменений, сводя реформы в основном к обвальной либерализации, приватизации и ограничению денежной массы. Лишь в последние годы появились исследования по этим проблемам.
Как справедливо отметил Д.С. Львов институциональная теория – эффективный инструмент познания реальной экономики реформ. Стандартные подходы к реформированию, навязанные России в 90-х гг., упрощали задачи реформ и сводили их к либерализации (цен, внешней торговли и т.д.), приватизации и стабилизации через жесткое формальное планирование денежной массы. Роль государства как субъекта реформирования ограничивалась разработкой постоянно менявшихся правил приватизации и контролем динамики показателей денежной массы. В результате система национального имущества и доходов населения подверглись разрушительным изменениям.
Современная институциональная теория исследует проблемы экономики во взаимообусловленности с институциональными изменениями, т.е. организацией взаимоотношений между людьми, изменением «правил игры». Развитие и усложнение социально-экономических отношений означает, прежде всего, эволюцию формальных и неформальных институтов. Именно они определяют поведение хозяйствующих субъектов, действие законов спроса и предложения, функционирование рыночных механизмов, а, в конечном счете, - динамику экономического роста.
Как отметил О. Уильямсон, без институтов общество представляло бы собой множество не связанных друг с другом сегментов, групп, хозяйственных субъектов, индивидов. Именно социальные институты формируют социально-экономическую систему. Институты представляют собой внешние (рефлексивные) нормы, регулирующие совместную деятельность людей. Они разделяются на правовые (формализованные) и социально-культурные (неформальные) [3].
В настоящее время ключевой задачей государственной политики устойчивого роста экономики в России является трансформация и формирование эффективных институтов рыночной экономики, рассматриваемых как система, как комплекс институтов государства, хозяйства и общества, объединенных между собой прямыми и обратными связями, взаимодействующих и взаимозависимых.
В России – в отличие от институциональных реформ, проводимых в странах Запада – произошедшие структурные изменения не были следствием целенаправленной и в полном смысле слова обоснованной экономической политики, а явились результатом стихийного приспособления экономики к финансовым решениям правительства и ограничениям рыночного механизма в условиях кризиса. Отметим, что текущее регулирование в тех формах и теми методами, которые присущи современной практике российского правительства, по ряду параметров неадекватны существующему состоянию институциональной системы.
В целях формирования единого подхода к возможности обеспечения устойчивого роста экономики необходимо
- осуществить упорядочение работы рыночных механизмов;
- произвести
согласование интересов в
К сожалению, созданные институты рыночной экономики являются в значительной степени декоративными, а иногда инициирующими ряд кризисных ситуаций: их функционирование и взаимодействие не затрагивают существенных процессов, происходящих в хозяйстве, не учитывают и не оказывают обратного влияния на реальные интересы субъектов экономики. В значительной степени данное явление объясняется тем, что в российскую экономику, находящуюся в процессе трансформации, приспособления к рыночным условиям хозяйства, были механически перенесены многие институциональные формы развитого рыночного хозяйства других стран.
Условия же для эффективной работы таких институтов в России пока не сложились, и сохраняется угроза возникновения кризиса, так как в России реально действуют институты стихийного рынка, основанного не на праве и общенациональных интересах, а на концентрации корыстных интересов отдельных субъектов и на силовых возможностях их реализации [4].
Итак, в сфере регулирования рыночной среды и создания институтов рынка необходима управляемость и переориентация экономических интересов на задачи долгосрочного развития. Именно этот аспект государственной политики устойчивого роста экономики, с учетом макроэкономических решений, следует рассматривать как основной и открывающий перспективы перехода от кризиса, спада и депрессии к экономическому подъему.
Таким образом, содержание политики устойчивого роста экономики в РФ, должно сводиться к решению двух стратегических задач:
1) необходимо обеспечить стабилизацию, макроэкономическое равновесие при сохранении производственного, технологического и интеллектуального потенциала России;
2) обеспечить рост в условиях динамического равновесия с увеличением производственного, технологического, интеллектуального и профессионального потенциала.
Предложенные
меры в области формирования институтов,
характерных для развитой рыночной
экономики, позволят диверсифицировать
источники и ресурсный
14 . Современные
тенденции изменения государственного
воздействия на экономику
Необходимость достижения устойчивого экономического
роста не за счет природных ресурсов, а
путем перехода к инновационному типу
воспроизводства уже отмечалась на самом
высоком политическом уровне.
У нашей страны
по-прежнему велик природно-ресурсный
потенциал. Он превышает ресурсы США примерно
в 2 раза, в 5-6 раз - Германии и 18-20 раз - Японии.
Существуют и другие мнения о запасах
наших природно-ресурсных возможностей
(главным образом углеводородных).
Российский
топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
уже принял на себя основную нагрузку
по формированию государственных валютных
ресурсов, по образованию доходной части
государственного бюджета. К тому же ТЭК
имеют относительно высокую экономическую
эффективность по сравнению с отраслями
обрабатывающей промышленности. По экспертным
оценкам, производительность труда в сырьевых
отраслях в 5 - 7 раз выше, чем в машиностроении,
сельском хозяйстве и легкой промышленности.
Вместе с тем ориентация
на преимущественно сырьевую направленность
как основной фактор экономического роста
ведет к углубляющейся примитивизации
структуры российской индустрии. Конкурентные
преимущества современных экспортно-ориентированных
отраслей на мировом рынке объясняются
в значительной мере относительной дешевизной
отечественного газа, электроэнергии,
низким уровнем заработной платы. Со временем
ожидается уменьшение значения данных
факторов.
Наращивание
добычи полезных ископаемых будет требовать
все больше инвестиций, что приведет к
росту капиталоемкости. Мировой же рынок
сырья довольно неустойчив. К тому же экспортная
сырьевая ориентация имеет свою оборотную
сторону - зависимость от импорта технологий,
машин, оборудования и т.п.
Сложившееся понимание,
что для нашей страны необходимы не только
количественный рост- удвоение ВВП, но
и инновационный путь развития и повышения
конкурентоспособности национальной
экономики выдвигает еще ряд проблем,
например вопрос о взаимоотношениях государства
с субъектами инновационной деятельности.
Россия, встав на путь
рыночных преобразований, столкнулась
с рядом дилемм. Например, государство
в рыночной экономике - субъект экономических
отношений или же сохраняются только его
объектные функции. Должно ли государство
разрабатывать экономическую политику
для всей национальной экономики и поддерживать
отдельные комплексы и отрасли или в условиях
доминирования частной собственности
и всеобщего развития товарно-денежных
отношений эти обязанности с государства
снимаются, они становятся лишними. Если
все же государство несет ответственность
за проведение экономической политики,
то сама политика должна быть активной,
т.е. выполняющей определенные регулирующие
функции, или лишь реагировать на происходящие
изменения, возникающие под воздействием
рыночных сил. А также в случае признания
за государством регулирующих функций
должно ли при определенных обстоятельствах
осуществлять прямое регулирование экономических
процессов или за ним остаются лишь косвенные
меры воздействия на рыночные процессы.
15. Элементы механизма государственного
регулирования экономики в условиях глобализации
Основными элементами
механизма регулирования национального
рынка в условиях современного капитализма,
являются: — во-первых, рыночное регулирование,
осуществляемое с помощью механизмов
конкуренции, динамики рыночных цен, стихийного
выравнивания спроса и