Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:01, курс лекций
Эволюция экономической роли государства и экономические функции государства.
Важнейшим звеном совокупной экономики, как мы уже видели, является
конкурентный рынок. Однако существует немало проблем, порожденных
функционированием рынка, которые требуютгосударственного вмешательства в решениеэкономических проблем.
Строго говоря, даже в глубокой древностигосударство выполняло определенные функции в экономике. Традиционно сферамигосударственного регулирования были денежное обращение, налоговая система, таможенная политика. В конце XIX - начале XX вековгосударство начинает вмешиваться в распределительные отношения, заниматься предпринимательской деятельностью, проводить антимонополистическую политику. Но только после второй мировой войны государственное регулирование рыночной экономики становится постоянным и целенаправленным.
В соответствии с важностью можно выделить федеральные, региональные и отраслевые программы. Региональным программам в случае их важности может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, средством активного воздействия властных структур на ход экономических процессов для достижения конечных социально-экономических целей.
Определяющим моментом системы
программирования является установление
целей социально-экономических
В качестве целевых установок могут выступать как задачи общенационального уровня (например, повышение эффективности функционирования народного хозяйства путем развития технической инфраструктуры, или - создание условий для широкого развития предпринимательства), так и задачи более узкого и частного характера (например, решение продовольственной проблемы, прорыв на мировой рынок с товарами определенной группы).Процесс программирования на каждом из этапов становления рыночных отношений, отмеченных выше, имеет свои особенности.
На начальных этапах в большей степени сохранятся элементы директивного планирования, однако, уже здесь возможна разработка и реализация программ для решения отдельных задач. Финансирование мероприятий программ должна осуществляться целевым назначением, соответствующим уровнем государственной власти.
На последующих этапах становления
рыночных отношений возможно составление
программ по крупным социально-
Возможности программного решения
проблем социально-
По своему содержанию индикативное планирование - представляет собой процесс разработки плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых наметок, стимулирование агентов производства к следованию в своей деятельности показателям индикативного плана.
Индикативный план - основной
документ для выработки и
В условиях переходной экономики имеет место необходимость двух достаточно своеобразных способов государственного воздействия на экономику: регулирования всей экономической системы с использованием методов индикативного (рекомендательного) планирования - с одной стороны, и жесткого директивного планирования государственной сферы экономики - с другой.
Индикативное планирование представляет собой организованную деятельность, осуществляемую планирующими органами для подготовки решений и проведения мероприятий, которые оптимизируют экономическое развитие страны.. Процедура разработки индикативного плана включает в себя такие элементы, как выработку целей социально-экономического развития, обоснование глобальных макроэкономических показателей, темпов и макроэкономических пропорций развития, расчет рациональной социальной, отраслевой и территориальной структуры общественного производства, контроль за ходом реализации плановых наметок в жизнь.
Первая важная фаза экономического цикла — кризис, для которой характерны следующие черты:
o Превышение предложения над спросом, ведущее к накоплению товарных запасов и падению цен;
o Кризис сбыта и падение цен ведут к сокращению производства;
o Большое количество банкротств и массовая безработица;
o Снижение зарплат и уровня жизни;
o Рост потребности в деньгах для оплаты обязательств;
Внешние причины кризиса: война, революции, политические потрясения, темп роста населения и его миграция. Они влияют на изменение инвестиций, которые воздействуют на объем производства, занятость и цены.
Внутренние причины: колебания спроса, нарушения в сфере денежного обращения, изменение положения страны на мировом ранке, старение производственного парка и замедление темпов НТП.
Антициклическая политика — включает мероприятия, направленные на предотвращение резких колебаний в развитии производства.
Наиболее распространено мнение о том, что начало кризиса порождают внешние факторы, а углубляют его внутренние причины.
Негативные последствия
Виды политики |
Подъем |
Кризис |
Денежно-кредитная политика |
Сокращение денежной массы |
Увеличение денежной массы |
Фискальная политика |
Увеличение налогов и сокращение расходов бюджета |
Сокращение налогов и |
Политика заработно платы |
Понижение зарплаты |
Повышение зарплаты |
Инвестиционная политика |
Сокращение государственных |
Увеличение государственных |
Фискальная политика государства:
Маневрирование налогами и правительственными
расходами в целях воздействия
на экономику называется фискальной
или бюджетной политикой
Фискальная политика осуществляется через товарные рынки. Изменение правительственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе.
В краткосрочной перспективе:
o Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства , доходов и занятости.
o Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, безработица сокращается.
В долгосрочной перспективе:
o Рост доходов повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций, а, следовательно, и уменьшению темпов развития в будущем.
Что касается налогов, то их воздействие
на величину национального производства
и доходов прямо противоположно
воздействию государственных
Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса, соответственно уменьшение ВВП, доходов и рост безработицы.
Подобно частным инвестициям
Мультипликационный эффект заключается
в том, что рост производства и
доходов в одной отрасли
Совокупный эффект от увеличения правительственных расходов равен их приросту умноженному на мультипликатор
Мультипликатор действует в обоих направлениях. Мультипликатор правительственных расходов действует слабее, чем мультипликатор налоговый. Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение расходов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению ВНП на ту же величину.
Денежно-кредитная (монетарная политика государства). Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежной кредитной политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость.
Монетарная политика — это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Её осуществляет Центробанк.
Основой монетарной политики являются следующие положения:
o В краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту реальное ВНП.
o В долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияние на объем ВНП.
Механизм воздействия
1. исходя из задач, стоящих перед экономикой, ЦБ увеличивает (сокращает) денежное предложение. Реакцией на эти действия служит падение (рост) процентной ставки.
2. изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос.
3. изменение инвестиций с мультипликативным эффектом отражается на объеме ВНП.
Главные инструменты воздействия государства на денежное предложение: изменение величины норматива обязательных резервных требований, уровня учетной ставки и операции на открытом рынке (купля - продажа государственных ценных бумаг).
Монетарная политика может быть направлена на увеличение массы денег в обращении в целях расширения совокупного спроса (период спада). В условиях инфляции должно уменьшаться и предложение денег. Недостатками монетарной политики являются: длительность времени между принятием монетаристских мер и реакцией на них экономики, обратное влияние скорости обращения денег на их массу, возможная неадекватная реакция хозяйствующих субъектов на монетарную политику.
Государственное регулирование кризисных ситуаций осуществляется в виде:
o нормативно-законодательной деятельности (Конституция РФ, ГК РФ, ФЗ № 127)
o финансового регулирования — управления совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства или предприятия., а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.
o Производство: государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы: (обеспечение учета интересов всех участников её осуществления, социально-экономическая направленность, сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов, адресный характер мероприятий, система договорных отношений и конкурсная основа для её участников, широкое использование аренды, лизингов и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности).
o Перераспределение дохода в целях осуществления стратегии социальной политики государство должно регулировать систему рыночных отношений, что позволит решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка и организовать процесс перераспределения доходов.
Государственное регулирование призвано стимулировать позитивные социально-экономические процессы, ограничивать возможные антисоциальные последствия действий стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.
22. Антикризисные действия правительств на глобальном и национальном уровнях.
Совместные действия финансовых и
политических властей
Наиболее значительные
меры были предприняты ФРС США. С декабря
2007 до июня 2010 года ФРС различным банкам,
корпорациям и правительствам под нулевой
процент было выдано и не возвращено 16
триллионов кредитов. Информация о таких
гигантских размерах этих операций не
обнародывалась руководством ФРС из-за
ожидаемой негативной реакции американцев
и даже Конгресс не был поставлен в известность,
данные были вскрыты в результате аудита.
8 октября 2008 года все ведущие центробанки
мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли
беспрецедентное решение об одновременном
снижении процентных ставок. Ключевая
ставка Федеральной резервной системы
США (ФРС) была снижена с 2 % до 1,5 %; также
на 0,5 процентного пункта были снижены
ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка
Швеции, Национального банка Швейцарии
и Европейского центробанка (ЕЦБ). Такое
решение было расценено обозревателями
как признание глобального характера
кризиса, требующего координированных
действий ведущих экономик. На следующий
день примеру последовали Финансовые
регуляторы Южной Кореи, Тайваня и Гонконга,
также снизившие основные учётные ставки.
10 октября
собравшиеся на совещание в Вашингтоне
министры финансов и главы центральных
банков стран Клуба семи (представлявший
Россию А. Кудрин был приглашён на рабочий
ужин «восьмёрки») утвердили антикризисный
план, заменивший собой традиционное для
подобных встреч итоговое коммюнике, заявив,
что они предпримут «неотложные и исключительные
действия». Принятый «семёркой» план из
5 пунктов предусматривал «использовать
любые имеющиеся средства, чтобы поддерживать
системно важные финансовые институты,
не допуская их краха» и иные меры, уже
осуществлявшиеся к тому времени правительствами
стран-участниц.
12 октября лидеры 15 стран Евросоюза на
встрече, прошедшей в Париже, договорились
ввести систему государственных гарантий
для кредитов, привлекаемых банками, а
также обеспечить поддержку финансовым
институтам, которые столкнулись с проблемами:
гарантии должны предоставляться по межбанковским
кредитам на срок до 5 лет; правительства
получат право поддерживать банки, покупая
их привилегированные акции; системообразующие
банки, столкнувшиеся с трудностями, будут
рекапитализироваться за счёт бюджетных
средств.
13 октября Европейский центробанк (ЕЦБ),
Банк Англии и ЦБ Швейцарии пообещали,
что по договору о валютном свопе с Федеральной
резервной системой (ФРС) США предоставят
«долларовое фондирование в размере, необходимом
для удовлетворения спроса» в 2008 и 2009 годы.
В тот же день британский премьер-министр
Гордон Браун призвал к созданию «нового
Бреттон-Вудса».
Антикризисный саммит. Вашингтон, 15 ноября
2008 года
14 октября правительство США объявило
«план спасения», предусматривающий выделение
250 млрд долл. на стабилизацию финансовой
системы, часть которых, а именно 125 млрд,
пойдёт на покупку долей в девяти крупнейших
американских банках, в частности: Bank of
America Corp, Wells Fargo, Citigroup, JPMorgan Chase & Co, Goldman
Sachs, Morgan Stanley и Bank of New York Mellon Corp.План предусматривает
беспрецедентную в истории США частичную
национализацию частных банков, что сам
Генри Полсон назвал «предосудительным»,
но необходимым для оживления экономики.
14 ноября лидеры стран Группы двадцати
(G20) собрались на антикризисный саммит.
По итогам рабочего заседания участники
саммита приняли декларацию, содержащую,
в частности, общие принципы реформирования
финансовых рынков, реорганизации международных
финансовых институтов, обязательство
воздерживаться от применения протекционистских
мер в последующие 12 месяцев (пункт 13 Декларации
саммита) По мнению газеты «Ведомости»
от 17 ноября 2008 года, конкретные меры, содержащиеся
в приложении к декларации и направленные
на укрепление прозрачности финансовых
систем и продуктов и унификацию регулирования
в разных странах к 31 марта 2009 года — «высокоприоритетные
пожелания, не имеющие прямого действия».