Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:01, курс лекций

Описание работы

Эволюция экономической роли государства и экономические функции государства.
Важнейшим звеном совокупной экономики, как мы уже видели, является
конкурентный рынок. Однако существует немало проблем, порожденных
функционированием рынка, которые требуютгосударственного вмешательства в решениеэкономических проблем.
Строго говоря, даже в глубокой древностигосударство выполняло определенные функции в экономике. Традиционно сферамигосударственного регулирования были денежное обращение, налоговая система, таможенная политика. В конце XIX - начале XX вековгосударство начинает вмешиваться в распределительные отношения, заниматься предпринимательской деятельностью, проводить антимонополистическую политику. Но только после второй мировой войны государственное регулирование рыночной экономики становится постоянным и целенаправленным.

Файлы: 1 файл

Ekonomika_kak_obekt_gosudarstvennogo_regulirov.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

При выборе модели экономического развития для КНР китайские ученые разработали "смешанную модель", варианты которой реализовывались в Венгрии и Чехословакии. Сущность такой модели состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования.

В результате был намечен переход  от модели "Централизованной плановой экономики" к модели "Социалистической плановой товарной экономики", сущность которой состоит в том, что социалистическое производство является товарным, и взаимодействие между товаропроизводителями строится на развитии товарно-денежных отношений.

Используя разработанные теоретические  положения Китай уделил большое  внимание созданию системы рынков, включая фондовые рынки, рынки услуг, информации, техники и технологий. Переход на рыночные методы хозяйствования предлагается осуществлять наряду с совершенствованием и усилением системы макроэкономического регулирования.

В промышленности в результате экономических  преобразований возник новый хозяйственный  механизм, основанный на использовании  различных форм собственности и  методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. Новый механизм предоставил предприятиям возможность закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана.

Нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят от географического положения, наличия природных ресурсов, исторических условий развития, традиций населения и его обычаев, уровня развития производительных сил, социальной направленности общества.

Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования, но вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся: наличие многообразных форм собственности, преобладание свободных цен на товары и услуги, развитая система свободной конкуренции, распространение предпринимательской деятельности, определенная система государственного регулирования экономики.

 

  1. Границы государственного регулирования экономики и классификация функций государства.

Государство выявляет внешние эффекты, измеряет их в денежной форме, принимает решения, компенсирующие несовершенство рыночной системы.

При этом следует учитывать, что  объективно существует минимально необходимые и максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику.

Организация денежного обращения, предоставление общественных товаров  и устранение последствий внешних  эффектов составляют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. В реальном конкурентном рынке есть области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, его «провалы», что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах.

Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику.

Какие же это области?

1. Перераспределение доходов.

Рынок признает справедливым доходы, получение в результате свободной  конкуренции на рынках факторов производства, размеры которых (доходов) зависят  от эффективности вложения факторов. Но в обществе есть люди, не владеющие ни капиталом, ни землей, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынке факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприемлемо к тем, кто занят производством общественных товаров – военные, учителя, врачи. Поэтому государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитой рыночной экономикой за свою историю испытали острые социальные конфликты и в конечном итоге пришли к осознанию права каждого члена общества на достойную жизнь.

2. Занятость.

Дело в том, что механизм рынка  не реализует автоматически право  на труд доя тех, кто может и  хочет работать и в результате в условиях рыночной экономики неизбежна безработица. Обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости и материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.

3. «Хроническими болезнями» рыночной экономики являются монополизм и инфляция.

В условиях рынка конкуренция объективно определяет стремление любого производителя  к установлению своего контроля в  той или иной области, к монополизации. А монополия в итоге подрывает конкуренцию, разрушает рынок. Чтобы не допустить этого, государство проводит антимонопольную политику, принимая специальные законы, ограничивающие монополию.

Инфляция также  является тяжелой «хронической болезнью»  рыночной экономики и государство  проводит антиинфляционную политику.

4. Не под силу рыночному механизму и развитие фундаментальной науки,

которое требует крупных вложений средств. Сроки окупаемости их длительны. Вложения в фундаментальную науку  связаны с высокими рисками и  неопределенностью в отношении прибыли. Поэтому частный капитал в эту сферу не идет и данной проблемой занимается государство.

5. Государство осуществляет региональную политику,

с учетом исторических, национальных, демографических, климатических и  других нерыночных факторов.

6. Государство посредством проведения соответствующей внешнеторговой политики реализует национальные интересы в мировой экономике.

Для этого государство осуществляет контроль и регулирует международную  миграцию своей рабочей силы, вывоз  капитала за границу и его импорт, воздействует на валютный курс, управляет платежным балансом.

Таковы максимально допустимые границы государственного вмешательства  в рыночную экономику. В этих границах разумное сочетание государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволяет решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

 

Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.

Классификация функций государства  – выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

По сфере деятельности государства:

Внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:

  1. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина;
  2. Функция обеспечения правопорядка;
  3. Экономическая функция;
  4. Функция налогообложения;
  5. Функция социальной защиты;
  6. Экологическая функция;
  7. Культурная функция;

Внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

  1. Функция обороны страны;
  2. Функция поддержания мирового порядка;
  3. Функция сотрудничества с другими государствами;

По продолжительности осуществления:

  1. Постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;
  2. Временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

По значимости и степени общности:

Основные – функции, с помощью  которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством;

Неосновные –  функции, которые представляют собой  составные части основных функций  и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;

По сферам общественной жизни, которые  являются объектами государственного воздействия:

  1. Экономические;
  2. Политические;
  3. Социальные;
  4. Экологические;
  5. Фискальные;

По функциональному назначению:

  1. Охранительные;
  2. Регулятивные;

В классификации функций государства  не следует выделять функции государственных  органов, которые представляют собой  реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов и их должностных  лиц в соответствии с занимаемым ими местом в государственном механизме и политической системе общества

 

  1. Научные школы и историческая практика  государственного регулирования  рыночной  экономики.

Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.

Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворениепотребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.

1. Меркантилизм. Меркантилисты, представители первой экономической школы, как правило, сторонники сильной государственной власти. Они ратуют за поддержку торговли, ремесел. Не одобряют мелочную регламентацию. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Первая, ранняя форма меркантилизма сосредоточивала усилия политики на привлечении в страну денег, золота, серебра (политика денежного баланса). В дальнейшем взгляды становятся более конструктивными. Поздний меркантилизм обосновывает более гибкую политику. Его представители выступают за развитие производства, поддержку экспорта и сдерживание импорта, обосновывают необходимость положительного торгового баланса.

Наиболее известные представители меркантилизма:

  • Томас Мен (1571-1641)
  • Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в  свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

 

2. Физиократы. Физиократы, представители более позднего периода, не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность

Физиократы изучали  влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями школы являлись:

  • Франсуа Кенэ (1694-1774)
  • Анн Робер Тюрго (1727-1781)

3. Классическая школа политэкономики -  саморегуляция экономики, минимальные налоги, отсутствие госрегулирования


Дальнейшее развитие экономическая  наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Кейнсианская модель государственного регулирования включает следующие  основные формы:

  1. Государственная собственность и государственное предпринимательство;
  2. Государственные закупки товаров и услуг;
  3. Регулирование объемы и структуры частных инвестиций;
  4. Регулирование потребительского спроса населения;
  5. Государственное программирование экономики.

4. Марксизм. Экономическая школа утопического и научного коммунизма

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность насредства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

Информация о работе Лекции по "Экономике"