Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:01, курс лекций

Описание работы

Эволюция экономической роли государства и экономические функции государства.
Важнейшим звеном совокупной экономики, как мы уже видели, является
конкурентный рынок. Однако существует немало проблем, порожденных
функционированием рынка, которые требуютгосударственного вмешательства в решениеэкономических проблем.
Строго говоря, даже в глубокой древностигосударство выполняло определенные функции в экономике. Традиционно сферамигосударственного регулирования были денежное обращение, налоговая система, таможенная политика. В конце XIX - начале XX вековгосударство начинает вмешиваться в распределительные отношения, заниматься предпринимательской деятельностью, проводить антимонополистическую политику. Но только после второй мировой войны государственное регулирование рыночной экономики становится постоянным и целенаправленным.

Файлы: 1 файл

Ekonomika_kak_obekt_gosudarstvennogo_regulirov.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

предложения и т. д. Такое регулирование  ограничено преимущественно рамками немонополизированного сектора экономики. Именно на таких предприятиях занята большая часть наемных работников; — во-вторых, корпоративная планомерность. Гигантские многоотраслевые концерны с помощью ЭВМ, маркетинга постоянно изучаю структуру, динамику массового спроса проводят целенаправленную работу по его формированию, поэтому их производство ориентировано на определенный рынок.

      Между составными элементами механизма регулирования современного капитализма существует постоянное взаимодействие, взаимопроникновение. Это значит, например, что механизм рыночного регулирования в определенной мере дополняет корпоративную планомерность, которая частично распространяется и на немонополизированный сектор экономики.

 

  1. Особенности  государственного регулирования  открытой экономики.

Модель открытой экономики предполагает свободу экономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами. Открытая экономика — экономика, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. В отличие от закрытой экономики здесь наблюдается свобода внешнеторговых сделок, устанавливается свободный валютный курс, а регулирование про- исходит через валютные резервы и нормативы. Открытая экономика означает, что страны активно участвуют в МРТ, экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, экспортируют факторы производства (труд, капитал, технологию) и свободны для их импорта, что страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках и включены в систему международных финансово-экономических отношений. Мировой опыт свидетельствует о том, что страны с закрытой экономикой в конце концов становятся беднее, чем те, которые участвуют в мирохозяйственных связях, поскольку первые изолированы от новых идей и технологий, от иностранных инвестиций, информации и т. п. Специфической чертой внешнеэкономической политики в открытой экономике является максимальное использование преимуществ внешнеэкономической деятельности для достижения наибольшей эффективности функционирования национальной экономики. Открытая экономика исключает государственную монополию в сфере внешней торговли и требует активного использования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации и рабочей силы.

Степень открытости экономики во многом зависит от обеспеченности природными ресурсами, от численности населения, от емкости внутреннего рынка и от платежеспособного спроса населения. Кроме того, степень открытости экономики будет определяться воспроизводственной и отраслевой структурой национальной экономики. Как показывает практика, чем больше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики), тем меньше относительная вовлеченность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики. Можно сказать, что степень открытости экономики страны тем выше, чем более развиты в ней экономические отношения,  чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее обеспеченность собственными природными ресурсами.

Преимущества открытой экономики:

  • - углубление специализации и кооперации;
  • - более рациональное распределение ресурсов;
  • - распространение мирового опыта;
  • - рост конкуренции.

Ни в одной стране абсолютно  открытой экономики не существует. Показатели открытости экономики: удельный вес импорта и экспорта в внутреннем валовом продукте. Здесь различают  импортную и экспортную квоту (Эк=Э/ВВП Ик=И/ВВП). Внешнеторговая квота (ВТк=ВТ/ВВП). Показатели не дают адекватного представления о степени открытости экономики.

Чрезмерная открытость – это  признак распахнутости и анархичности, поэтому российское государство  не должно принимать непродуманные меры по осуществлению открытости экономики.

По данным всемирного банка самой  открытой страной является Гонконг.

 

  1. Макроэкономическая политика стабилизации и формирование условий устойчивого развития национальной экономики.

Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией.

     ПОЛИТИКА СТАБИЛИЗАЦИИ Использование экономической политики для ограничения колебаний. На макроэкономическом уровне ее целью может быть уменьшение колебаний в реальных доходах, безработице или инфляции, валютных курсах, а на микроэкономическом уровне – уменьшение колебаний цен по определенным видам товаров. Если система подвергается случайным возмущениям настолько часто, что это может быть предсказано, политика стабилизации должна быть направлена либо на их предотвращение, либо на их компенсацию. Если шок не может быть предсказан или компенсирован без временного лага, неизбежно возникновение колебаний, и политика стабилизации может быть направлена только на их уменьшение. Стабилизация может достигаться и путем создания автоматических или встроенных стабилизаторов (built-in stabilizers): более высокие предельные ставки налогов, например, и уменьшают мультипликатор (multiplier), и увеличивают скорость действия процесса мультипликации. Альтернативой являются использование мер дискреционной политики (discretionary policy), таких, как изменение налоговых ставок; преимущество этой политики состоит в том, что власти могут реагировать на новые типы шока, а недостаток – в том, что, если власти не будут придерживаться заранее объявленной политики или понятных для населения мер политики, последним придется только догадываться, что же фактически собираются делать власти. Если отдельные слои населения поймут эти разъяснения неверно, то это может стать источником будущих шоков, которые станут скорее дестабилизировать, чем стабилизировать экономику. В частности, если власти пытаются точно настроить (fine tuning) экономику с помощью резких и частых изменений политики, они скорее усилят экономические колебания, чем избавятся от них.

Усто́йчивое разви́тие (англ. sustainable development) — гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие — это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

  1. Экономическая стратегия в системе макроэкономической политики государства, её содержание, параметры, уровни и субъекты формирования и реализации.

      СМысл макроэконоимической политики неотделим от общего содержания экономической политики и стратегии государства.Если маркоэкономическая политика есть ядро всей экном. политики государсвта, то экономическую стратегию страны следует рассмартивать в качестве направляющего стержня всех видов и форм государственной экономической политики. 
     Макроэкономическая политика обретает целостность и непротиворечивость только при наличии экономической стратегии-системы иерархически организованных целей, связанных с удволетворением социально-экономических потребностей общества и соотнесенных с возможностями и текущим состоянием экономической системы

       Субъекты эономической системы-силы,которые на основе осознанной потребности и определенного хозяйственного интереса имеют стимулы к формированию и реализации той или иной экономической политикт

 

  1. Цели экономической стратегии и средства их реализации.

Глубинной причиной поразившего в  конце двадцатого столетия Россию системного кризиса явилось проведение в  его последней трети социально-экономической  политики, не отвечающей новым объективным  тенденциям мирового общественного прогресса, дополнившееся отсутствием в т.н. реформаторский период вообще какой-либо осмысленной стратегии. К сожалению и сейчас, непосредственно на рубеже веков речь, по крайней мере на уровне властных структур, идет о краткосрочных и в лучшем случае среднесрочных экономических программах, рассчитанных на срок от одного года до 4-5 лет.   
                Конечно, острейший системный кризис, частью которого является экономический, буквально подталкивает к мысли, что разработка долгосрочных программ не является первоочередной задачей, что главное - это выбраться из кризиса, после чего и можно будет перейти к долгосрочному проектированию. Но такая позиция не только не позволяет ответить на вопрос: так какой же из многочисленных предлагаемых путей выхода имеет историческую перспективу, но и противоречит всему накопленному (как нашему собственному, так и мировому) опыту выхода из подобных кризисов. Главное в этом опыте заключается не в наборе тех или иных конкретных мероприятий, проводимых в рамках рузвельтовского "нового курса", германского или японского "экономического чуда", деголлевской программы, китайской модели, "тиграх" ЮВА и т.п., а в сфере методологии их (мероприятий) формирования. Все эти программы выхода из острейших (зачастую именно системных) кризисов на траекторию экономического роста начинались с определения как раз долгосрочных целей социально-экономического развития и путей их достижения, на основе которых уже разрабатывались среднесрочные (как правило пятилетние) и краткосрочные (годовые) планы и программы (нелишне напомнить, что в качестве исторического предшественника подобного методологического подхода, отвечающего потребностям индустриальной экономики двадцатого века, выступил план ГОЭЛРО).   
 Проблемы восстановления стабильности финансовой системы (краткосрочная, неотложная мера) или реального сектора экономики (среднесрочная) могут решаться на совершенно разной экономической основе. Ведь можно восстанавливать рухнувшую банковскую систему или обеспечивать загрузку наличных производственных мощностей, а можно формировать банковскую систему или отраслевую структуру реального сектора, отвечающих современным потребностям экономического роста. Понятно, что в первом случае мы лишь воспроизведем ту экономическую систему и производственную структуру, которая и привела к экономическому краху. В 1997-начале 1998г.г. мы уже сталкивались с ситуацией, когда казалось, что почти достигнута стабилизация и даже наметились первые признаки экономического роста. Однако, известно, чем это закончилось. Непредвиденным этот результат был только для неспециалистов, т.к. профессионалы отчетливо понимали, что методы, которыми достигались видимые положительные эффекты, одновременно вели к накоплению тех диспропорций, которые породили предшествующие экономические срывы. По существу в иных исторических условиях воспроизвелись ситуации конца тридцатых, начала шестидесятых и восьмидесятых годов в СССР, когда предшествующий видимый экономический рост заканчивался кризисными явлениями именно вследствие тех диспропорций, которые закладывались этим ростом. Нелишне напомнить, что в конце-концов потерпела крах та экономическая система, которая раз за разом воспроизводила данную модель экономического роста.   
 Ясно, что для успешного продвижения по пути прогресса требуются глубокие качественные изменения в отраслевой и технологической структуре реального сектора экономики, влекущие адекватные перемены в трудовом (в самом широком смысле) потенциале российского общества. В свою очередь такого рода перемены возможны лишь в рамках адекватной им экономической системы, формирование институтов которой также требует стратегических подходов и оценок. Эти изменения предполагают осуществление масштабных инвестиционных проектов, реализация которых лежит за пределами временных рамок краткосрочных и долгосрочных программ. Но если горизонт видения ограничивается только указанными периодами, то подобные проекты из них просто "выпадают", в результате чего принятые программы неизбежно воспроизводят в своей основе сложившуюся воспроизводственную модель, которая по общему признанию консервирует экономическую отсталость и соответственно исключает сколь-нибудь устойчивый экономический рост.   
 Таким образом без опоры на долгосрочную стратегию, адекватную, с одной стороны, социально-экономическим, историческим и геополитическим реалиям России, а с другой - отражающую закономерности современного этапа общественного прогресса, экономическая политика любого правительства исторически бесперспективна. Вот почему Российская академия наук, ее Отделение экономики, Институт экономики РАН на протяжении ряда последних лет постоянно выступают (в том числе и с направлением соответствующих документов в центральные органы государственной власти и управления) с конкретными разработками по социально-экономической стратегии страны (1) с тем, чтобы краткосрочные (неотложные) среднесрочные и т.п. меры, осуществлялись в рамках, задаваемых стратегическим видением, а не руководствовались сиюминутными обстоятельствами, что, если и даст положительный эффект, то исключительно в тех же (сиюминутных) временных рамках, зато каждый раз будет способствовать дальнейшему закреплению негативных тенденций.   
 Предлагаемая социально-экономическая стратегия укаладывается в 15-летний временной отрезок. Причин этого несколько.   
 Первая - связана с временными оценками, необходимых изменений: 1-2 года на создание стартовых условий потребного экономического роста, 7-8 лет на структурную перестройку народного хозяйства и 5-6 лет на достижение тех минимальных параметров социально-экономического развития, которые с учетом прогноза темпов развития ведущих стран, мирового хозяйства в целом, позволяют России сохранить исторические перспективы в двадцать первом веке. Сами эти временные отрезки, с одной стороны, опираются на объективные возможности России, определяемые располагаемым ею к настоящему моменту экономическим потенциалом в самом широком смысле этого слова и сложившейся траекторией общественного воспроизводства. С другой - на упомянутые прогнозы мирового экономического роста, не позволяющие "растянуть" программу на более длительный срок и, соответственно, задающие промежуточные результаты.   
 Вторая причина, определившая рубеж 2015г., заключается в том, что пятнадцатилетний отрезок при нынешнем уровне наших знаний по сути является максимальным для научного прогнозирования; далее начинается область более-менее достоверных, но - догадок, на которых нельзя выстраивать политику, в том числе экономическую.   
 Третья - связана с чисто политическими факторами: первые 8 лет программы охватывают два президентских срока (авторы вынуждены исходить из действующей Конституции и предположения соблюдения установленного ею порядка), что по замыслу должно обеспечить преемственность социально-экономического курса, обеспечивающую последовательную реализацию программы и следовательно формирование устойчивых долгосрочных воспроизводственных тенденций, не считаться с которыми в следующем президентском цикле будет невозможно.    
 Далее - почему рассматривается исключительно оптимистический сценарий, без включения столь модных в последнее десятилетие алармистских прогнозов?   
 Дело в том, что авторы, говоря о России, имеют в виду российское государство в его нынешних границах, что, кстати, само уже может рассматриваться как самый оптимистический вариант из возможных. Вместе с тем, исходным является тезис, что геополитическое положение России делает безальтернативным, с точки зрения задачи сохранения ее исторической перспективы в нынешних пространственных параметрах, поддержание статуса России в качестве великой державы (одного из мировых полюсов роста, а следовательно и силы). Любой другой сценарий будет уже формироваться не для России в нынешнем ее понимании как государства. Но если на протяжении большей части двадцатого века статус великой державы обеспечивался развитием индустриальной базы, то, как показывают реальности последней трети века, в следующем столетии это возможно лишь при условии, что ядром материально-технической базы российской экономики станут, так называемые, постиндустриальные технологии. При такой постановке сценарий для России не может быть назван иначе, как оптимистическим.   
 Наконец, сколь обоснован оптимистический в вышеприведенном смысле предлагаемый сценарий?   
 Оценка совокупного ресурсного потенциала России, по нашему мнению, позволяет исходить из того, что основные экономические предпосылки как долгосрочного (производственный, научно-технический, трудовой и природный потенциалы), так и краткосрочного (конъюнктурного) характера (сложившаяся ситуация с обменным курсом) для реализации предлагаемого сценария имеются.   
 Возможность движения по этому пути определяется все еще сохраняющимся высоким экономическим и научно-техническим потенциалом России, которая обладала развитой, хотя и несбалансированной по структуре и по технологическому уровню, индустрией. По ряду направлений ее экономика была готова к переходу к постиндустриальной стадии. Развал экономики в 90-е гг. отбросил в этом отношении страну назад. Но и сейчас ее производственный потенциал фактически высок и при благоприятных условиях может быть восстановлен и развит на новой технико-технологической базе.   
 Кроме того, в России все еще остается большое число высококвалифицированных кадров, причем сравнительно низкая оплата труда позволяет рассматривать рабочую силу как важный потенциальный источник роста экономики.   
 Нельзя забывать и об уникальном ресурсно-природном потенциале России, способном обеспечить потребности современного экономического роста, как ее самой, так и в масштабах мирового хозяйства.   
 Наконец, наличествует и финансовый потенциал, который в случае его задействования, вполне достаточен для выхода на траекторию экономического роста.   
 Сочетание мощного производственного и научно-технического потенциала с высококвалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, наличием колоссальной по масштабам и разнообразию природно-ресурсной базой и необходимыми финансовыми ресурсами - уникальная черта современной России. Во всех остальных государствах, добившихся за последние десятилетия экономических успехов, отсутствовал по крайней мере один из указанных компонентов.   
 Успех долгосрочной социально-экономической стратегии определяется не только наличием адекватного ей ресурсного потенциала, но и тем в какой мере выбранная стратегия отвечает объективным тенденциями общественного прогресса. В этой связи следует отметить, что мировая научная мысль все в большей степени опирается на концепцию устойчивого экономического роста, как условия дальнейшего социально-экономического прогресса человеческой цивилизации. Характерной же чертой устойчивого экономического роста выступает его социальная ориентация выражающаяся в:   
•              преимущественно положительных значениях экономической динамики, когда экономические спады не приобретают характер острых и затяжных кризисов;   
•              тесной увязки показателей экономического роста с экологическими императивами;   
•              связи экономической динамики с социально-экономическим положением всех слоев общества таким образом, что неизбежная и необходимая социально-экономическая дифференциация не превышает некоторых пороговых величин при относительном и абсолютном возрастании доли, так называемого, среднего слоя;   
По нашему мнению, ориентация на реализацию концепции устойчивого экономического роста в сочетании со всесторонним учетом российской специфики позволит России в полной мере опереться на имеющийся потенциал, восстановить свой статус великой державы в критериях двадцать первого столетия. В свою очередь это предполагает принципиальное изменение сложившегося экономического курса, не только в долгосрочном, но и среднесрочном и краткосрочном периодах. Причем мероприятия, о которых идет речь в сценарии, охватывают все стороны воспроизводственного цикла, как в макроэкономическом, так и отраслевом разрезах, включая проблемы взаимоотношений с мировым хозяйством.   
 Вместе с тем переход к современной модели устойчивого экономического роста предполагает все более полную реализацию наметившихся тенденций в изменении, как базовых основ, так и механизмов функционирования экономических систем.   
 Во-первых, речь идет о тенденции к преобразованию экономических отношений собственности в направлении смены господства какой-либо одной формы присвоения целостной системой органически взаимоувязанных форм (частных, коллективных, корпоративных, государственных, муниципальных, общественных и т.д.), когда существование и развитие каждой обусловлено всей их совокупностью. В результате формируется экономическая система смешанного, многоукладного типа, основанная на сочетании различных форм собственности и ее деперсонификации. На этой основе начинают действовать механизмы, преодолевающие отделение какого-либо класса (значимого социального слоя) от использования материальных факторов, следовательно, и от результатов производства. Юридически это находит оформление в расщеплении прав собственности. Следствием становится размывание социально-классовых границ и формирование пересекающихся социальных групп по критериям общности среды жизнедеятельности и жизнеобеспечения, ценностных ориентиров и интересов.   
 Во-вторых, речь идет о тенденциях к качественным изменениям в самом механизме функционирования национальных экономических систем, обусловленных, прежде всего:   
 усложнением всей системы хозяйственных связей, порождаемых современной непрерывно развивающейся и изменяющейся системой отношений собственности;  использованием производственных мощностей и технологий, способных привести к необратимым глобальным нарушениям экологического равновесия;  глобализацией хозяйственной деятельности на основе современных форм разделения труда, формирования транснациональных и межнациональных корпораций, создания и развития единого мирового информационного пространства;  новой ролью финансовых рынков, от состояния которых экономическое положение любой страны зависит не меньше, чем от состояния реального сектора, дополняющееся их глобализацией и "втянутостью" в финансовые отношения подавляющей части населения.  Соответственно указанным изменениям происходит адаптация рыночных институтов регулирования хозяйства к новым условиям их функционирования прежде всего в направлении включения в качестве своих органических элементов общественных и государственных институтов, как на национальном, так и наднациональном уровнях. Современная экономическая наука преодолевает противопоставление общественного, государственного и рыночного регулирования экономики. Дискуссии все в большей степени разворачиваются в направлении определения места и функций государственных и общественных институтов в качестве неотъемлемых элементов современных рыночных систем. Экономическая наука преодолевает противопоставление общественного, государственного и рыночного регулирования экономики. Научные дискуссии все в большей степени направлены на определение места и функций государственных и общественных институтов как элементов современных рыночных систем. Глобализация хозяйственной жизни предполагает действие таких институтов не только на национальном, но и международном уровнях. В результате рыночные механизмы начинают подвергаться такими глубокими качественными преобразованиями, которые позволяют говорить о появлении новых механизмов саморегуляции экономики.   
 Естественно, что каждое государство преломляет глобальные тенденции общественного развития применительно к исторической, геополитической и т.п. реальности. Россия, двигаясь в указанном направлении, также должна будет "выйти" на собственные пути, механизмы и формы общественного прогресса, учитывающие многонациональный состав населения, специфику развития федеральных начал, особое (евразийское) геополитическое положение, размер территории, своеобразие природно-климатических условий, во многом уникальный тип исторического развития и выпекающий из этого образ жизни, традиции ее населяющих народов. Единая по своему типу модель общественного устройства России, по-видимому, будет иметь ряд существенных региональных модификаций.   
 Одновременно нельзя закрывать глаза и на имеющиеся негативные реалии сложившейся социально-экономической ситуации.   
  Все это вместе взятое делает нереальным расчет на переход России в обозримом будущем в число (состав) высокоразвитых стран, опирающихся на постиндустриальную материально-техническую базу. Реальной долгосрочной целью, рассчитанной на жизнь не менее двух поколений россиян и предопределяющей стратегию государства в развитии экономики и общества, в формировании политических и экономических отношений с окружающим миром, может быть задача создания материальной и организационно-экономической базы, позволяющей выйти на траекторию движения к постиндустриальным технологиям. Такая цель может быть обозначена, как создание информационно-индустриальной, многосекторной, социально-ориентированной рыночной экономики, создающей возможность выхода на стандарты качества жизни и среды обитания россиян, обеспечивающие социальное единство (внутреннюю устойчивость) российского общества.   
 Непосредственной же целью социально-экономической стратегии России на период до 2015 г. должно стать создание экономических, социальных и институциональных условий для максимально возможного продвижения общества к указанной глобальной цели и прежде всего - радикальный поворот в сторону роста доходов населения (при уменьшении степени их дифференциации), повышения его платежеспособного спроса и масштабов сбережений, создания достойных условий жизни и среды обитания россиян. Этот поворот должен органически сочетаться с процессом развития внутрироссийского рынка и отечественного производства, выступать одновременно и следствием данного развития, и его причиной и стимулом.   
 Указанная цель предполагает траекторию развития отечественного производства по следующим направлениям:   
 создание информационно-индустриальных технологий на отечественной промышленной основе и их внедрение в отрасли реального сектора, а также начало их экспорта на мировой рынок;  постепенная перестройка структуры экономики с преимущественного производства сырья, энергии, промежуточных продукты на преимущественное производство конечных продуктов;  увеличение в объеме конечного продукта доли потребительских товаров и услуг для населения.  Задавая стратегические цели социального и производственного назначения, следует иметь в виду, что к 2015 г. процесс построения информационно-индустриального общества будет еще далек от завершения, а по социальным параметрам Россия лишь приблизится к индустриально развитым странам. (2) Тем не менее Россия к 2015 г. имеет шанс добиться весьма значительных результатов, в частности, заметно повысить эффективность экономики и уровень благосостояния народа, несмотря на то, что страна по-прежнему будет отягощена проблемами выплаты внешнего долга, укрепления обороноспособности и др. Однако эти результаты будут далеко недостаточны для построения полномасштабного информационно-индустриального общества. Такую задачу, как отмечалось, можно решить лишь к середине следующего столетия.   
 Этапы экономической стратегии Характерной чертой предлагаемой стратегии является то, что начав ее осуществление при опоре на одни факторы экономического роста России затем придется перейти к иным источникам своего развития. Дело в том, что в настоящее время экономика страны, находится в таком состоянии, что перед переходом к устойчивому экономическому росту, ей придется пройти период возвращения на траекторию расширенного воспроизводства, или иначе говоря восстановления, а это разные процессы, требующие различных макроэкономических, институциональных и даже политических решений.   
 Восстановление - это процесс экстенсивного роста, связанный с использованием части простаивающих производственных мощностей. Режим же устойчивого развития - это по преимуществу интенсивный рост на основе формирования новых эффективных или реконструирования действующих производств.   
 Экстенсивный рост не требует существенных инвестиций в основной капитал, но он невозможен до тех пор, пока в стране сохраняется платежный кризис, а высокие цены на энерго-сырьевые ресурсы не соответствуют ресурсоемким технологиям, характерным для большинства простаивающих предприятий. Напротив, режим устойчивого экономического роста невозможен без крупных инвестиций в основной капитал, при этом цены на ресурсы могут возрастать по мере роста удельного веса ресурсосберегающих технологий.   Объективно различия между процессами экстенсивного и интенсивного экономического роста не могут не сказаться на изменениях в правилах государственного регулирования экономики и, что не менее важно, самого течения процесса реформ, создания внутрироссийского рынка. Это определяет необходимость выделения трех этапов в рамках долгосрочной стратегии.   
 Первый этап (1999-2000гг.) - структурный маневр в стратегии и тактике рыночных преобразований в России, обеспечивающий восстановление реального сектора экономики (прежде всего обеспечение роста производства и занятости за счет использования части простаивающих мощностей).   
 Начавшееся оживление экономики уже вследствие девальвации 1998г. российского рубля без глубокого структурного маневра в стратегии и тактике реформ неизбежно остановится. Суть маневра, предлагаемого для первого этапа стратегии, состоит в переходе от упрощенной монетаристской модели к политике, предусматривающей согласованное во времени осуществление двух операций общегосударственного уровня.   
 Первая заключается в запуске эффективной части простаивающих производственных мощностей в потребительском секторе, сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности, в производстве товаров длительного пользования, а также технологически сопряженных с ними мощностей в других отраслях экономики.   
 Такому запуску объективно противостоит острейший дефицит финансовых ресурсов, который выражается в чрезмерно низком коэффициенте рублевой монетизации экономики (рублевая часть российской экономики - М2 - равна примерно 16-18% ВВП, тогда как во многих странах коэффициент монетизации превосходит уровень 40% ВВП); в высоких ставках банковского процента (более чем в 2 раза превышающих среднюю рентабельность реального сектора); в использовании квазиденежных инструментов при обслуживании товарооборота (70-80% общей величины оборотного капитала).   
 Однако мы не считаем данную ситуацию тупиковой.   
 Выход может быть найден в снижении цен на энергосыревые и транспортные издержки предприятий, что абсолютно необходимо в условиях ресурсоемкой экономики России и необходимости большого объема перевозок. (3) Результатом должен стать рост рентабельности в обрабатывающих отраслях до уровня, обеспечивающего привлекательность по крайней мере краткосрочного кредитования реального сектора.   
 Если ЦБ РФ расширит кредитную эмиссию таким образом, что процентная ставка (по краткосрочным заимствованиям) будет ниже средней рентабельности реального сектора, то, на наш взгляд, дефицит финансовых ресурсов можно будет смягчить, а предлагаемый маневр будет успешным.   
  
Вторая операция, сопряженная с первой заключается в мероприятиях по повышению платежеспособного спроса населения прежде всего за счет роста заработной платы работников бюджетной сферы, а также работников негосударственных предприятий, выполняющих государственные заказы. Эта акция предполагает ограниченную эмиссию и, стало быть, рост бюджетного дефицита. Однако в случае, если возросший в результате такой эмиссии платежеспособный спрос будет уравновешен соответствующим ростом предложения за счет запуска эффективных отраслей потребительского сектора, то можно прогнозировать, что в этом случае рост бюджетного дефицита будет кратковременным; его остановит рост производства, в результате которого расширится база налогообложения, увеличив тем самым приток доходов в бюджет.  Одновременно, наряду с мерами по восстановлению эффективной части простаивающих мощностей, следует по мере возможности осуществлять меры, способствующие созданию новых или реконструкции действующих производств.   
 В ближайшие два года с помощью активной деятельности государства можно не только остановить спад производства, возродить банковскую систему страны и укрепить рубль, но и подготовить предпосылки для последующего подъема.   
 Второй этап (2001-2008 гг.) - завершение процесса реанимации и новый структурный маневр в политике реформ и управления экономикой страны, способствующий переходу ее в режим устойчивого экономического роста на базе развития отечественного производства.    
 

По мере восстановления социально-экономического потенциала в стране будет наблюдаться  экономический подъем: прирост ВВП  возможен в пределах от 4 до 8% в год. Экономический рост ожидается, в  первую очередь, в отраслях потребительского сектора. Можно ожидать, что прирост реальных доходов населения будет опережать прирост ВВП (составит 5-9% в год). Возрастут показатели занятости, улучшится финансовая ситуация, значительная часть банков будет сориентирована на реальный сектор. Вероятно, восстановится и доверие вкладчиков к банковской системе и т.д. и т.п.   
 Однако импульс экстенсивного роста, порожденный использованием простаивающих мощностей, быстро исчерпает себя, будет нарастать массовое выбытие активной части основного капитала в сельском хозяйстве, на железнодорожном и трубопроводном транспорте, в гражданской авиации и других отраслях в связи с физическим износом. Наиболее реальные сроки выбытия мощностей -период с 2003 по 2005г.г., когда может произойти резкое сокращение объемов производства продукции и услуг в соответствующих отраслях.   
 Чтобы не допустить нового спада производства, следует заблаговременно (видимо, с 2001г.) подготовить условия для активного развертывания инвестиционной деятельности, обеспечивающей возмещение выбытия и прирост основного капитала в реальном секторе экономики. Гигантские масштабы этой деятельности потребуют возрождения отечественного машиностроения и его адаптации к воспроизводственным потребностям российской экономики.   
 Частично этот вопрос должен быть решен еще на предыдущем этапе. Однако этот этап не предусматривает решение другой стратегически гораздо более важной задачи - адаптации отечественного машиностроения к производству ресурсосберегающих и наукоемких технологий, характерных для современного информационно-индустриального общества. Учитывая 20-30 -летнее технологическое отставание машиностроения России от индустриально развитых стран, которое невозможно преодолеть за короткие (2-3 года) сроки, необходимо пойти по пути постепенной модернизации всех отраслей реального сектора.   
В итоге второго этапа степень модернизации как машиностроения, так и экономики в целом возрастет, однако высокотехнологичные производства еще не будут доминировать. При этом среднегодовой темп прироста ВВП возможен на уровне 4-6%, инвестиций в основной капитал - 8-12%, реальных доходов - 5-7%.  Третий этап (2009-2015 гг.) - еще один поворот в стратегии и тактике реформ, связанный с широкомасштабным вхождением России в мировой рынок, развитием технологий информационно-индустриального типа, становлением социально-ориентированного рыночного хозяйства.   
 В период 2009-2015 гг. процесс модернизации экономики России будет предполагать улучшение конкурентоспособности экономики в отраслях конечной продукции результатом чего станут настойчивые требования об отказе от политики ограничения степени открытости российской экономики.   
 Хотя либерализация внешнеэкономических отношений может привести к свертыванию ряда производств, торможению экономического роста и ухудшению социальных условий, но эти негативные явления будут менее болезненны, чем в 1992-1998 гг. Возможен кратковременный спад производства (вероятно, в 2009-2010 гг.), за которым последует новый экономический рост. По нашим оценкам, среднегодовой темп прироста ВВП в 2009-2015 гг. может составить 3-5%, произойдет укрепление рубля, начнется широкомасштабное включение России в мировой рынок. К 2015 г. будет завершена модернизация отечественного машиностроения на информационно-индустриальной основе. Вероятно, большая часть экономики России будет использовать ресурсосберегающие и наукоемкие технологии.   
 

  1. Прогнозирование, программирование и индикативное планирование в системе государственного регулирования национальной экономики.

Совокупность инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы:

 

1. Экономическое прогнозирование  - предвидение будущего состояние  экономики и сопряженных с  ней сфер.

2. Составление индикативного плана  (прогноза) по всему комплексу  хозяйства страны.

3. Разработка и реализация адресного плана по определенному кругу хозяйственных объектов, входящих в подведомственное государственным органам власти хозяйство.

4. Применение инструментария косвенного  воздействия (через экономические  рычаги) на хозяйствующие объекты.

5. Разработка и реализация целевых  комплексных программ, по решению  наиболее приоритетных задач  социально-экономического развития  страны.

Экономическое прогнозирование - предвидение  будущего состояние экономики и  сопряженных с ней сфер. Экономический прогноз - исходная основа для определения целей развития, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития.

В перечень документов, отражающих будущее  экономики страны, входит комплексный  экономический прогноз, отражающий общее состояние экономики в разрезе основных макроэкономических показателей и система частных экономических прогнозов, отражающих будущее состояние отдельных структурных элементов экономики страны. При этом частные прогнозы формируют общую основу комплексного экономического прогноза.

Прогнозы развития экономики - одна из исходных баз для определения  целей социально-экономического развития, выработки стратегии и тактики  экономического развития. Она является основой для определения потенциальных  возможностей экономики, поиска наиболее эффективных средств государственного воздействия на экономику и в конечном итоге экономический прогноз - необходимая основа для разработки индикативного плана.

Программирование экономического развития - разработка и реализация программ развития всей экономики, или отдельных ее частей: регионов, многоотраслевых комплексов, решения отдельных крупных народнохозяйственных проблем. Программы - основные инструменты прямого активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рыночных отношений.

В настоящее время государственными органами Российской Федерации принято  и практически реализуется решение  о переходе на программные методы управления экономикой. В основу этого  метода положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке. Программы являются основой проводимой в стране бюджетной политики, которая направлена на реализацию приоритетных проблем экономического развития.

Информация о работе Лекции по "Экономике"