8. Сущность, виды региональной структуры
экономики и ее показатели. Возможности
экономического развития определяются
структурой экономики. На макроэкономическом
уровне основными видами структуры являются:
воспроизводящая; отраслевая; региональная.
Региональная структура характеризует
соотношение выпуска по отдельным административно-экономических
районах. Региональная структура экономики
всегда многоотраслевая. ее анализ включает
определение производственной специализации
региона. Отрасли специализации характеризуются
показателями: коэффициентом специализации,
коэффициентом локализации, коэффициентом
межрегиональной товарности (RT), коэффициентом
уровня потребления на душу населения.
Отрасли, в которых указаны коэффициенты
превышают 1, кроме RT, являются отраслями
специализации данного региона, а их развитие
должно стимулироваться.
9. Товарная структура экспорта
и импорта в Украину. С позиций отдельных стран участие в
международной торговле рассматривается
как внешняя торговля. Для Украины проблемы
оптимизации внешней торговли имеют важнейшее
значение, что обусловлено рядом причин:
во-первых, национальная экономика находится
в фазе глубоких рыночных трансформаций,
в ходе которых формируется ее структура
и институциональная среда, а участие
в международной торговле оказывает огромное
влияние на интенсивность и направленность
преобразований, во-вторых, за последние
годы не было достигнуто высокого уровня
результативности внешней торговли, закрепилась
сырьевая направленность экспорта, усилилась
зависимость от импорта энергоресурсов
и высокотехнологичных продуктов, в-третьих,
в начале 2008 года состоялось вступление
к глобальной торговой институциональной
системы - ВТО; в-четвертых, Украина активно
инициирует включение в евроинтеграционные
процессы, не создав для этого реальных
экономических предпосылок и мотивов;
в-пятых, огромные проблемы сосредоточены
в сфере конкурентоспособности отечественных
товаров и услуг на мировых рынках и в
целом конкурентоспособности национальной
экономики. Таким образом, особенности
развития внешней торговли Украины на
современном этапе рассматриваются широко.
Однако важность и многоаспектная возникающие
в этой сфере вопросов требует дальнейших
исследований, углубления анализа качественных
и количественных параметров, структурных
особенностей и географических векторов
развития торговых связей. Внешняя торговля
Украины по-прежнему превосходит другие
формы внешнеэкономических связей. Структура
экспорта свидетельствует, что, несмотря
на позитивные тенденции в изменении его
объемов, товарное наполнение остается
прежним - сырьевым и низко технологичным.
В структуре импорта преобладают энергоресурсы
и высокотехнологичная продукция. Таким
образом, и экспортный, и импортный пакет
Украине остается крайне уязвимым, все
заметнее отставание в торговле высокими
технологиями. Рынки основных экспортных
товаров Украины характеризуются структурой,
ужесточением соперничества участников
и нарастанием ценовой конкуренции устояла,
что может сказаться на объемах валютных
поступлений ввиду снижения нормы прибыли
(что требует постоянного увеличением
физических объемов экспорта). Прямыми
конкурентами Украины на этих рынках есть
страны, обладающие большими преимуществами
факторов, явно сужает перспективы и снижает
целесообразность улучшения позиции нашей
страны.).Несколько лучше ситуация обстоит
с экспортом-импортом услуг, объем торговли
которыми стабильно растет, в том числе
в географическом разрезе. Достаточно
проблемной динамика наращивания экспорта
и импорта. Рассмотрение изменения сальдо
внешней торговли свидетельствует о интенсивное
увеличение импортной зависимости страны.
Сохраняется крайне нерациональная товарная
структура экспорта и импорта, существенными
диспропорциями и однобокостью характеризуется
экспорт-импорт услуг. В целом география
и товарная структура внешней торговли
Украины имеют много слабых мест и должны
корректироваться. Поэтому персептивные
исследования в данном направлении предполагается
направить на оценку институциональных
аспектов развития внешней торговли, детализацию
отдельных составляющих структурного
и институционального анализа, выявления
причинно следственных связей проблем
развития внешнеторговых связей.
10. Назначение, роль и структура
государственных финансов. Главное назначение государственных
финансов - через различные финансовые
институты успешном экономическом и социальном
развитии государства обеспеченной прав
и свобод человека. Достигается это через
методы и формы мобилизации финансовых
ресурсов в распоряжение государства
и выполнения их на развитии экономики,
обеспечения социальных гарантий населению,
содержание армии, органов всех звеньев
власти. Государственные финансы представляют
собой довольно разветвленную систему
отношений, которая опосредуется формированием
и использованием централизованных на
разных уровнях административного деления
фондов денежных средств. Разветвленность
этой системы и наличие значительного
количества фондов обуславливается разнообразием
функций государства и задач, которые
она решает, а также разграничением функций
и полномочий между различными уровнями
государственной власти. Государственные
финансы - это совокупность распределительно-перераспределительных
отношений, возникающих в процессе формирования
и использования централизованных фондов
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения выполнения государством
возложенных на нее функций. Состав государственных
финансов, отраженный на схеме 19, рассматривается
по звеньями и уровнями органов государственной
власти и управления. Звеньями государственных
финансов, как уже отмечалось, являются:
- бюджет государства; - фонды целевого
назначения - государственный кредит;
- финансы государственного сектора. По
уровням государственные финансы делятся
на общегосударственные и местные.
11. Налоговая система Украины:
основные элементы и их характеристика. Налоговая
система представляет из себя совокупность
налогов, взимаемых в государстве, формы
и методы их построения, методы расчета
налогов и налоговый контроль. С другой
стороны налоговая система - это совокупность
правовых норм, регулирующих размеры,
формы, методы и сроки взыскания налогов
и платежей, которые носят налоговый характер
и необходимы государству для выполнения
своих функций. Она основывается на принципах
гласности; всеобщности; обязательности;
социальной справедливости; фискальной
и экономической эффективности. Комплекс
налоговых мер существенно влияет на экономическую
деятельность хозяйствующих субъектов,
стимулируя экономическую и инвестиционную
активность. Налоги являются формой финансовых
отношений между государством и членами
общества с целью создания общегосударственного
централизованного фонда денежных ресурсов,
необходимых для осуществления государством
его функций. Налоги и сборы - это обязательные
платежи в бюджет и государственные целевые
фонды, осуществляемые плательщиками
в порядке и на условиях, определенных
законодательными актами Украины. В зависимости
от различных признаков налоги делятся
на следующие группы: • по объекту налогообложения
- на прямые и косвенные; • за органом,
который осуществляет взыскание и распоряжения
налогом - на общегосударственные и местные;
• за порядком использования - на общие
и специальные. Компетенции органов власти
в сфере налогового регулирования распределяются
в разных странах в зависимости от типа
хозяйства, федеративного устройства,
особенностей территориально-административного
деления. В Украине взимаются: • общегосударственные
налоги и сборы (обязательные платежи)
• местные налоги и сборы (обязательные
платежи).В нашей стране в настоящее время
налоговая система включает в себя все
основные виды налогов, применяемых в
экономически развитых странах. Однако
сама система пока еще находится в стадии
становления. Поэтому сейчас важное значение
приобретает вопрос о том, насколько быстро
будет происходить процесс дальнейшего
развития, в наших условиях она станет
действовать по-настоящему эффективно.
Прежде всего следует отметить, что налоговая
система представляет из себя достаточно
сложное формирующуюся образования, тесно
связано с развитием государства и экономики.
В нашей стране, несмотря на известный
исторический опыт, налоговое регулирование
находится еще в состоянии далеком от
совершенства. Основными недостатками,
присущими нынешней налоговой системе
Украины, являются: большое налоговое
бремя, многочисленные - «лазейки» - и налоговые
льготы, сложность и непрозрачность налогового
регулирования, высокие административные
расходы при сборе налогов.
12. Система государственных внутренних
и внешних заимствований: особенности
в Украине. Для обеспечения эффективного функционирования
отечественной экономики необходимо проведение
взвешенной политики государственных
заимствований и построение эффективного
институционального обеспечения для ее
проведения. Проблемы проведения эффективных
экономических реформ и осуществления
значительных капиталовложений в экономику
Украины приобретают все большую актуальность,
особенно в условиях, когда ощущается
нехватка средств в государстве. Именно
поэтому, для оживления экономической
конъюнктуры и решения финансовых проблем
в государстве целесообразно использовать
привлеченные средства. Перспективным
источником привлечения средств в Украине
внутренний рынок, поскольку сегодня он
характеризуется значительной емкостью,
а заимствования на нем менее обременительными,
чем на внешнем рынке. Кроме того, мобилизация
финансовых ресурсов путем осуществления
внутренних государственных заимствований
характеризуется значительно меньшими
негативными последствиями для государственных
финансов по сравнению с монетарными средствами
балансировки доходов и расходов Правительства
Согласно Бюджетному кодексу Украины,
источниками финансирования дефицита
бюджетов есть государственные внутренние
и внешние заимствования, а также свободный
остаток средств Государственного бюджета,
с соблюдением условий бюджетного законодательства.
Таким образом, недоходных поступления
в Государственный бюджет можно считать
финансированием бюджета, основными частями
которого являются внутренние и внешние
государственные заимствования. Государственное
внутреннее заимствование осуществляется
путем заключения соглашений с резидентами
Украины о займе и выпуск государственных
ценных бумаг, размещаемых на внутреннем
рынке, государственное внешнее заимствование
осуществляется путем заключения с нерезидентами
Украины соглашений о займе и выпуск государственных
ценных бумаг, размещаемых на внешнем
рынке. Так, для финансирования дефицита
бюджета и рефинансирование долговых
выплат в 2009 году Правительство привлек
18807,9 млн. грн. (2,5 млрд. дол. США) внешних
займов и 70041,5 млн. грн. внутренних займов.
Реальный дефицит государственного бюджета
в 2009 году почти достиг 10% ВВП.В 2010 году
финансовыми аналитиками прогнозируется
рост дефицита более 150 млрд. грн. Дефицит
увеличиваться вследствие роста зарплат
бюджетников, закона о социальных гарантиях
и т.д.. Отсутствие закона о бюджете на
2010 год заставляет правительство значительно
сократить расходы и позволяет управлять
госфинансами в ручном режиме. Поэтому,
стабилизация макроэкономической среды
и проведения действенных структурных
реформ имеют большое значение для снижения
остроты финансового кризиса и смягчение
его воздействия на реальный сектор экономики.
Среди мер антикризисного управления
важное место занимают инструменты обеспечения
внешней платежеспособности правительства
и корпоративных заемщиков на международных
рынках. Итак, долговая политика Украины
требует значительного усовершенствования
путем улучшения ее нормативно-институционального
обеспечения, расширение спектра инструментов,
круга задач и приоритетов.
13.Инструменты регулирования центральным
банком деятельности коммерческих
банков. Назначение и основные задачи центрального
банка обусловливают направления его
деятельности. В обобщенном виде центральный
банк является эмиссионным центром государства,
банком банков, органом банковского регулирования,
банкиром и финансовым агентом правительства,
проводником денежно-кредитной политики,
органом валютного регулирования и контроля,
информационно-статистическим и аналитическим
центром денежной и банковской систем.
Банк банков. Центральный банк обеспечивает
кассовое, кредитное и расчетное обслуживание
коммерческих банков. В процессе кассового
обслуживания коммерческих банков он
обеспечивает их наличными в обмен на
их резервы, хранящиеся на счетах в центральном
банке. В процессе кредитного обслуживания
коммерческих банков центральный банк
обеспечивает их дополнительными резервами
с целью поддержания их ликвидности, следовательно,
выступает в роли «кредитора последней
инстанции». Кроме того, являясь проводником
денежно-кредитной политики, центральный
банк использует кредитования (рефинансирования)
коммерческих банков как инструмент денежно-кредитной
политики. В процессе расчетного обслуживания
коммерческих банков центральный банк
обычно выступает посредником при проведении
межбанковских расчетов. Центральные
банки играют ведущую роль в функционировании
платежных систем: они создают электронные
системы межбанковских расчетов, разрабатывают
нормативно-правовые документы, которые
определяют процедуры и правила работы
платежных систем, стандарты платежных
до ¬ документов, отношения между участниками
системы, права и обязанности сторон. Регулятивная
деятельность центрального банка в отношении
коммерческих банков обусловлена тем,
что одним из его основных задач, определенных,
как правило, на законодательном уровне,
является содействие эффективному развитию
банковской системы и ее надежности. Как
орган банковского регулирования, центральный
банк определяет определенные правила
и нормативы, регламентирующие деятельность
коммерческих банков. Осуществляя кассовое,
кредитное и расчетное обслуживание коммерческих
банков и надзор за их деятельностью, центральный
банк имеет возможность отслеживать соблюдение
банками установленных регулятивных требований.
Во многих странах в регулировании банковской
деятельности, в частности в надзоре за
деятельностью банков, участвуют не только
центральные банки, но и созданные государством
специальные регулятивно-надзорные органы.
14. Экономические функции государства.
Сущность понятий: «экономическая
политика государства», «государственное
управление экономикой», «государственное
регулирование экономики». Экономическая деятельность государства
реализуется в совокупности конкретных
видов деятельности, т.е. функций. Функции
классифицируют по определенным признакам,
видами и целями деятельности, по источникам
финансирования, по характеру мероприятий
(экономические, административные, стимулирующие,
ограничены, национальные и т.п.), по объему
и распределением деятельности (вся экономика
или определенная сфера, долгосрочные
и краткосрочные) и т. др.. Наиболее распространенной
является классификация по сфере действия:
внутренние и внешние функции. Внутренние функции - это
направления деятельности государства
в отношении общества в экономической,
политической, идеологической, социальной
и других сферах. Внешние функции - это
направления деятельности в отношении
других государств в сфере обеспечения
экономических интересов данного государства
и общества. Экономические функции государства
в развитых странах. 1. Обеспечение правовой
базы и общественной атмосферы, способствующих
эффективному функционированию рыночной
системы. Еще А. Смит утверждал, что
государство является гарантом и защитником
прав собственности, целостности национального
суверенитета, законности и правопорядка,
стабильности национальной валюты. Большинство
этих функций можно отнести к "передекономичних",
ибо без их реализации стабильный и эффективный
рынок невозможен. Необходимая правовая
база предполагает такие средства, как
предоставление законного статуса частным
предприятиям, определение прав частной
собственности и гарантированное соблюдение
контрактов. Правительство устанавливает
"правила игры", регулирующие отношения
между предприятиями, поставщиками ресурсов
и потребителями. Экономико-правовой порядок
обеспечивается государством через оформление
и закрепление общих правил поведения
экономических субъектов. 2. Защите конкуренции.
Конкуренция является основным регулирующим
механизмом в капиталистической экономике,
силой, которая покоряет производителя
и поставщика ресурсов диктату покупателя
или суверенитету потребителя. По конкуренции
именно решения многих покупателей и продавцов
относительно спроса и предложения определяют
рыночные цены. 3. Перераспределение дохода
и национального богатства. Рыночная
система порождает значительное неравенство
в распределении денежного дохода и, соответственно,
в распределении национального продукта
между индивидуальными домохозяйствами.
Государство выполняет задачи по уменьшению
неравенства доходов в обществе. Трансфертные
платежи обеспечивают помощь тем, кто
остро нуждается, осуществление различных
программ социальной защиты. Правительство
упорядочивает структуру распределения
доходов путем рыночного вмешательства,
то есть путем индикации цен. Законодательство
о минимальной заработной платы является
примером того, как правительство фиксирует
цены с целью повышения доходов определенных
групп населения. 4. Корректировки распределения
ресурсов для изменения структуры национального
дохода. Резкое нарушение функционирования
рынка связывается с такими негативными
явлениями: рыночная система производит
не то количество определенных товаров
и услуг, может вообще выделить любые ресурсы
на производство некоторых товаров и услуг,
выпуск которых является экономически
оправданным. Применяются два типа корректирующих
мероприятий: законодательство и специальные
налоги, с помощью которых правительство
возлагает на фирму-нарушителя побочные
эффекты или расходы. Государство осуществляет
перераспределение ресурсов на общественные
блага. 5. Стабилизация экономики, т.е. стимулирование
экономического развития, контроль за
уровнем занятости и инфляции, порождаемой
колебаниям экономической конъюнктуры.
Некоторые экономисты обращают внимание
еще на одну функцию правительства 6.Виправлення
недостатков рыночной системы. Экономические
функции государства находятся в постоянной
динамике, наблюдается их рост и осложнения
в органической взаимосвязи с общественным
прогрессом.
Сущность понятий: «экономическая
политика государства», «государственное
управление экономикой», «государственное
регулирование экономики».Под экономической политикой
понимают взаимосвязанную систему долгосрочных
и текущих целей экономического развития,
которые определены государством, комплекс
соответствующих государственных решений
и мер, направленных на достижение этих
целей с использованием государственной
власти в сфере экономики. В политическом смысле экономическая
политика - это деятельность политических
субъектов (государства, политических
партий, движений и т.д.) по выработке и
реализации системы практических мер
с целью влияния на экономическое состояние
общества. Сферой экономической политики
является взаимодействие экономики и
политики. Субъектами экономической политики
выступают политическая власть, различные
политические структуры, негосударственные
союзы, объединения, система лоббирования.
Объектом экономической политики является
экономическая система в целом или отдельные
ее звенья
Государственное управление
в сфере экономики основывается на конституционном положении
о социальной направленности экономики
(ст. 13 Конституции Украины). Управление
имеет целью органических ¬ не сочетание
мер для экономического роста и финансовой
стабилизации с активной социальной политикой,
направленной на повышение жизненного
уровня населения. Основными направлениями,
которые охватываются государственным
управлением в сфере экономики, являются:
финансовая политика и ее стабилизация;
денежно-кредитная политика и укрепление
банковской системы; инновационно-инвестиционная
деятельность, ускорение приватизационных
процессов, усиление управления государственным
сектором экономики; внешнеэкономическая
политика и привлечение иностранных инвестиций;
преодоление платежного кризиса; политика
доходов и регулирования заработной платы,
стимулирование малого бизнеса и социальная
политика.
Государственное регулирование
экономики можно рассматривать из теоретического
и практического взгляда. С теоретической
точки зрения государственное регулирование
экономики (ГРЭ) - это система знаний о
сущности, закономерности действия и правила
применения типовых методов и средств
воздействия государства на ход социально-экономического
развития, направленных на достижение
целей государственной экономической
политики. Государственное регулирование
экономики является составной частью
процесса воспроизводства. Его объективная
необходимость объясняется потребностью
преодоления недостатков рыночного саморегулирования
и выполнения экономических функций государства.
ГРЭ является чистым общественным товаром,
потребителями которого являются все
члены общества, субъекты хозяйствования,
общественные организации и т. п. Этот
товар превращается в общественное благо
в том случае, когда государственное регулирование
обеспечивает экономическую эффективность
и социальную справедливость. В последнее
время получил распространение термин
«государственная ре ¬ Торна политика».
По сути, он означает политику в сфере
ГРЭ.С практической точки зрения ГРЭ -
это сфера деятельности государства для
целенаправленного воздействия на поведение
участников рыночных отношений с целью
обеспечения приоритетов государственной
экономической политики. Считается,
что первичным субъектом государственного
регулирования является человек (гражданин).