Лекции по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:19, курс лекций

Описание работы

1.Суть понятия «национальное богатство» и его элементы. Национальное богатство непосредственно связано с производством национального продукта и его воспроизведением. Оно возрастает и увеличивается прежде всего за счет национального продукта, который воспроизводится на расширенной основе. Национальное богатство - это совокупность материальных благ, накопленных обществом за всю его историю. Другими словами, национальное богатство - это все то, чем располагает страна сегодня - все материальное богатство общества. Такое толкование национального богатства дается в современной экономической литературе и статистике. Но дискуссии относительно определения национального богатства и его структуры продолжаются.

Файлы: 1 файл

Ответы по нац. экономики Microsoft Office Word.docx

— 112.47 Кб (Скачать файл)

Инвестиционная  привлекательность территории определяется факторами инвестиционной привлекательности  региона и региональной инвестиционной политики. Под факторами инвестиционной привлекательности региона ученые понимают процессы, явления, действия, преимущественно объективный характер, влияющих на инвестиционную привлекательность  региона и определяют его территориальные  особенности. Это, например, выгодность экономико-географического положения  региона, его природоресурсный, трудовой, научно-технический потенциалы, уровень  развития инфраструктуры, характеристики потребительского рынка и т.д..Всю  систему названных показателей  можно свести в три большие  группы факторов, определяющих уровень  привлекательности территории для  инвесторов: 1. Факторы, влияющие на уровень  инвестиционного потенциала региона (естественно-географический, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный, финансовый, потребительский  потенциалы). 2. Факторы, определяющие уровень  некоммерческих инвестиционных рисков (законодательные, политические, социальные, экономические, экологические и  уголовные риски).3. Инвестиционная активность (концентрация и распределение  инвестиционного капитала, активизация  внедрения новых производственных мощностей, развитие прямых и портфельных  инвестиций).

Сущность понятий «инвестиционная  привлекательность региона» и «инвестиционный  климат в регионе» и факторы, которые  обусловливают.

Инвест.климат региона представляет собой важный фактор развития экономики региона. Инвест.климат региона-это комплекс политических соц., Инновационных, инфраструкт.факторив, имеющиеся на соответствующей территории и дают в своем суммарном проявлении синергетический подход. В свою очередь  инест.привабливисть региона представляет собой совокупность объективных  эконом, соц. и естественно географ.властивостей региона, имеющих важное значение для  привлечения инвестиций в экономику  региона. Главным условием формирования инв.климату региона инцест.привабливисть.Исследование регионального инвестиционного  климата и факторов его формирования позволяет определить ориентиры  региональной инвестиционной стратегии  и производить направления региональной политики, которые должны учитывать: баланс интересов инвестора и  получателя инвестиций (региона); баланс экономической и социальной эффективности; необходимость оптимизации существующей структуры экономики региона; объективную  потребность в инновационной "наполненности" инвестиций и развития человеческого  капитала, соотношение благоприятности  инвестиционного климата и эффективности  использования привлеченных инвестиций; последствия инвестирования для  социально-экономической, экологической  и научно-технической перспективы  развития региона и государства  в целом.

34. Цель, стратегические задачи  и принципы государственной региональной  политики.

Сущностью государственной региональной политики является совокупность организационно-правовых и экономических мер, направленных на текущие цели государства и  эффективное развитие регионов, рациональное использование ресурсов, созданию благоприятных  условий жизнедеятельности людей, обеспечения экологической безопасности окружающей среды и т.д..Государственную  региональную экономическую политику на современном этапе нужно строить, учитывая: несовершенство существующей отраслевой структуры большинства  региональных хозяйственных комплексов, их низкая экономическая эффективность; значительные различия между регионами  в уровнях социально-экономического развития и существенное отставание некоторых регионов от нормативов развития социальной и производственной инфраструктуры ( особенно это касается сельской местности); нерациональное использование местных  природных и трудовых ресурсов; чрезмерное загрязнение окружающей среды во многих городах и районах; отставание в комплексном развитии городов  и сел; неудовлетворительная реализация возможностей регионов по международной  интеграции Украины, совместного предпринимательства  в области туризма и рекреации, привлечения в страну иностранных  инвестиций.

Составляющими государственной региональной политики является экономическая, социальная, экологическая, научно-техническая, гуманитарная, национальная, управленческая, демографическая, внешнеэкономическая  и управленческая политика. Для каждой из них государство должно установить цели, задачи, приоритеты в региональном аспекте, т.е. определить права, сферу, ресурсы и методы работы регионов, осуществлять определенные действия относительно них и поручать выполнение отдельных  задач. Рассмотрим подробнее все  названные политики.

Целью государственной  региональной политики является обеспечение  высокого уровня качества жизни человека независимо от места его проживания, через обеспечение территориально целостного и сбалансированного  развития Украины, интеграции регионов в едином политическом, правовом, информационном и культурном пространстве, максимально  полного использования их потенциала с учетом природных, экономических, исторических, культурных, социальных и других особенностей, повышения  конкурентоспособности регионов и  территориальных общин.

Государственная региональная политика осуществляется на основе следующих принципов конституционности и законности - основы государственной региональной политики, механизмы ее реализации в соответствии с Конституцией Украины определяются законами. Акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины по этим вопросам принимаются на основе законов и на их выполнение;

-верховенства прав человека - приоритет прав и свобод человека и гражданина в процессе формировании и реализации государственной региональной политики;

- единства - неодминности обеспечения территориальной, политической, экономической, информационной, социо-гуманитарной целостности территории Украины путем более сбалансированного социального и экономического развития регионов и повышения конкурентоспособности, согласованности секторальной политики, в частности денежно-кредитной, налоговой, таможенной, бюджетной;

-комплексности - учет и пространственной согласованности реализации всех составляющих государственной региональной политики: политической, социальной, экономической, экологической, гуманитарной, этнонациональной;

-скоординированности - согласование реформ, соответствующих приоритетов и действий центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, направленных на реализацию государственной региональной политики и влияют на социально-экономическое развитие Украины и ее регионов, общегосударственных, региональных и местных интересов, целей, секторальных политик , трансграничного и межрегионального сотрудничества;

-децентрализации - перераспределение властных полномочий в пользу органов местного самоуправления с передачей им соответствующих ресурсов;

-субсидиарности - предоставление публичных услуг максимально близко к ее непосредственному потребителю с учетом возможности качественного их предоставления путем концентрации для этого материальных, финансовых и других ресурсов на соответствующем уровне территориального управления; доступности - обеспечение надлежащего и своевременного предоставления публичных услуг, простоты и свободного доступа лиц к их получения;

-приоритетности и поэтапности - концентрации ресурсов в соответствии с установленными приоритетами, определенных целей и этапов реализации государственной региональной политики;

-программности - реализации государственной региональной политики на основе взаимосвязанных долгосрочных стратегий, планов и программ;

-партнерства - обеспечение тесного сотрудничества, кооперации и солидарности между органами центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, субъектами хозяйствования, институтами гражданского общества в процессе формирования и реализации государственной региональной политики; открытости - прозрачности, прогнозируемости, предсказуемости деятельности центральных, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в формировании и реализации государственной региональной политики;

-ответственности - центральные, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления всех уровней в пределах предоставленных им полномочий несут всю полноту ответственности за формирование и реализацию государственной региональной политики;

-всесторонней государственной поддержки развития местного самоуправления в Украине - формирование правовой, финансово-материальной и организационной его самостоятельности.

35. Механизм реализации государственной  стратегии регионального развития  и его составляющие.

Эффективная реализация государственной региональной политики определяется системой мер  правового, экономического, финансового, организационного, информационного, образовательного и иного характера.

Система мероприятий по реализации государственной  региональной политики базируется на оценке и качественном прогнозировании  и программировании развития регионов, основной целью которых является определение приоритетов регионального  развития, обеспечение максимального  использования конкурентных преимуществ  и минимизации негативных факторов, а также согласование общегосударственных, региональных и местных интересов.

Государственная региональная политика в Украине  осуществляется в направлениях: формирование эффективной системы публичной  власти в регионах способной обеспечить устойчивое развитие территорий, содействие улучшению материального, финансового, информационного, кадрового и другого  ресурсного обеспечения развития регионов, стимулирование межрегиональной интеграции, преодоления межрегионального отчуждения и интеграции региональных информационных, образовательных пространств в  единый всеукраинский пространство, создание эффективных механизмов представительства  на общенациональном уровне интересов  регионов, а на региональном - территориальных  громад, обеспечение учета самобытности регионов и их конкурентных преимуществ  при формировании и реализации государственной  региональной политики.

Приоритетами  государственной региональной политики являются: оптимизация территориальной  основы публичной власти с упорядочением  границ административно-территориальных  единиц, четким распределением сферы  полномочий между местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, создание и поддержание  полноценной жизненной среды, повышение  качества жизни людей, уменьшение территориальной  дифференциации по индексу человеческого  развития, формирование полицентрической системы развития территории государства; введение критериев определения "проблемных" территорий в регионах и внедрение  мер государственного реагирования на ситуации сложившиеся в них; внедрение  действенных механизмов государственной  поддержки межрегиональной интеграции, выполнение межрегиональных проектов и программ эффективного использования  местных ресурсов.

Современное государственное управление и его  составляющая - государственное регулирование  регионального развития национальной экономики являются важнейшими проблемами экономической и управленческой теории. Однако проведенные специалистами  исследования современной научной  литературы и действующей нормативно-правовой базы свидетельствуют, что в национальной экономике механизмы государственного регулирования территориального развития еще недостаточно сформированы и  отработаны. В течение почти двух десятилетий были использованы более  полусотни методов и инструментов государственного регулирования на региональном уровне, арсенал которых  постоянно менялся и пополнялся новыми. А отсутствие законодательства об основах региональной политики позволяет  утверждать, что отечественная система  регулирования территориального развития еще не является дееспособным. Следует  отметить, что специфику модификации  механизма регионального управления на современном этапе определяет показательная тенденция к использованию  все большего числа разновидностей организационных нововведений на уровне основного звена управления регионом (сегодня это местные государственные администрации), внедрение новых структурных подразделений, вспомогательных структур, широкому разнообразию сфер и способов их влияния. Субъект управления старается максимально соответствовать объекту. Это подтверждает вывод, что в каждом регионе совершенствования систем управления должен быть достаточно специфическим, учитывать конкретные условия функционирования и развития. Таким образом, в сфере управления регионом и разделении должна найти отражение соответствующая переориентация от типизации используемых форм и методов управления к их необходимого разнообразия и действенности.

36. Сущность и функции социально-экономического  прогнозирования.

Главное назначение прогнозирования как  одной из специфических форм плановой деятельности заключается в анализе и выявлении основных закономерностей и тенденций развития народного хозяйства, предусмотренные изменений условий ифакторов этого развития, создании научной базы для разработки долгосрочной экономической политики государства и принятия решений по ее реализации. Экономическое прогнозирование следует рассматривать как необходимый и важный научно-аналитический этап общего процесса планирования. Вместе с тем оно направлено не на разработку конкретных плановых мероприятий, а на обоснование тенденций развития социально-экономических процессов, определение проблем, которые необходимо решить в будущем. Экономическое прогнозирование - это способ научного предвидения основных направлений развития экономической системы или ее отдельных элементов. Важнейшие функции прогнозирования - это выяснение основных путей и перспектив эволюции экономической системы, возможных структурных изменений в ней, приоритетных направлений социально-экономического прогресса. Его основой является изучение закономерностей развития форм собственности, возможных изменений в их структуре.

Информация о работе Лекции по "Национальная экономика"