15. Рыночный и государственный
механизмы перераспределения ресурсов
и доходов. Проблема распределения доходов в рыночной
экономике является одной из ключевых,
поскольку принципы распределения предусматривают
механизм решения ряда как экономических,
так и социальных проблем. Система распределения
определяет возможности получения дохода
от владения определенными ресурсами,
систему стимулов к труду, разделение
людей на классы и социальные группы, решение
проблемы бедности и др.. Формирование
доходов в рыночной экономике происходит
на основе следующих принципов: 1. Все доходы
формируются в соответствии с вклада
труда, природных ресурсов, капитала и
предпринимательских способностей в производство
товаров и услуг. Это означает, что распределение
носит факторный характер, является функционально-производственным,
а основными факторными доходами выступают
заработная плата, рента, процент и прибыль.
2. Доход от факторов производства пропорционален количеству
и качеству вложенных ресурсов. На этом
основан принцип социальной справедливости
в распределении. Он означает, что каждый
участник имеет право приумножать свое
богатство, увеличивая при этом свой вклад
в повышение эффективности производства.
Принцип социальной справедливости фиксирует
не происхождение доходов, а степень равенства
и соответственно неравенства распределения.
Этот принцип напрямую связан с функционально-производственным
распределением, ведь равенство или неравенство
зависят от того, за счет чего и при каких
обстоятельствах эти доходы присваиваются.
3. Неравномерность в разделе ресурсов
ведет к значительной неравенства в доходах.
Высокая степень неравномерности может
создавать ряд социально-экономических
проблем подрывать стимулы, обострять
социальную несправедливость, ухудшать
возможности для развития общества. 4.
Для нормального функционирования экономики
необходима государственная политика перераспределения
доходов через бюджет. 5. В связи с функционирования
несовершенной конкуренции в современной
рыночной экономике размер дохода может
не отражать вклада факторов производства
в выпуск готовой продукции. Государственные финансы
- это совокупность распределительно-перераспределительных
отношений, возникающих в процессе формирования
и использования централизованных фондов
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения выполнения государством
возложенных на нее функций. Финансовые
отношения, возникающие у государства
с другими субъектами, имеют довольно
сложный характер. С позиций государства,
с одной стороны, формирование средств
централизованных фондов характеризует
и отношения обмена, распределения и перераспределения.
Отношения обмена весьма незначительны
по объемам и удельным весом и связанные
с поступлением доходов, полученных от
реализации государственного имущества
и ресурсов, принадлежащих государству,
от имущественных прав, от предоставления
услуг и т.п.. Отношения распределения
отражают долю государства в созданном
ВВП, получаемой в форме косвенных налогов.
Отношения перераспределения отражают
формирования фондов за счет налогообложения
доходов юридических и физических лиц.
В процессе использования государственных
средств возникают отношения распределения
и перераспределения. Распределительные
отношения со стороны государства характеризуют
использование той части государственных
доходов, полученная им на основе обмена
и распределения, а перераспределительные
- тех, которые получены на основании перераспределения.
С точки зрения юридических и физических
лиц государственные финансы должны прежде
ярко выраженный перераспределительный
характер, хотя в них присутствуют и элементы
обмена - плата за государственные услуги.
Государство осуществляет перераспределение
доходов в двух уровнях.1. Государство
может вмешиваться в процесс формирования
цен на экономические факторы производства
и таким образом защищать интересы экономических
агентов, гарантируя им получение доходов.
Это касается в первую очередь ренты, процента
и заработной платы. Так, политика Национального
банка относительно установления учетной
ставки, ставки рефинансирования формирует
уровень доходов банковского капитала.
А политика замораживания заработной
платы приводит к сдерживанию доходов
наемных работников. Государственная
поддержка сельскохозяйственных цен в
большинстве стран мира гарантирует фермерам
получение соответствующего дохода.2.
Государство может вмешиваться в перераспределение
позже, взимая налоги с субъектов хозяйствования.
В этом случае государство изменяет результаты
индивидуального распределения доходов
между экономическими факторами производства.
16. Налогово-бюджетный механизм
перераспределения ресурсов и доходов.
Налоговую политику можно характеризовать
как систему правил, согласно которым
происходит взыскание налогов с участников
хозяйственной деятельности (юридических
и физических лиц), резидентов и нерезидентов
в бюджетную систему страны. Целью налоговой
политики является обеспечение рациональных
пропорций между частью совокупных первичных
доходов, концентрируются для дальнейшего
перераспределения в бюджетной системе,
и частью совокупных первичных доходов,
остающихся в распоряжении юридических
и физических лиц. Бюджетный механизм
- это система экономических мер воздействия
на обеспечение мобилизации оптимальных
объемов финансовых ресурсов бюджета,
их эффективного размещения и экономного
исследования с целью обеспечения социально-экономического
развития общества, определенного экономической
политикой государства. Бюджетный механизм
выполняет функцию обеспечения финансово
¬ ми ресурсами, функцию использования
финансовых ресурсов и функцию регулирования
социально-экономических процессов в
государстве. Функции обеспечения финансовыми
ресурсами и их использования непосредственно
связанные с функцией регулирования. Регулятивный
процесс одновременно также означает
обеспечение финансовыми ресурсами и
их использование.
17. Взаимоотношения бизнеса и
государства как противоречивая
система сотрудничества и антагонизма. Установка
капиталовложения как определяющего приоритета
экономической стратегии государства
и согласования этого приоритета с необходимостью
обеспечения устойчивого социально-экономического
развития страны в целом требует установления
действенных механизмов координации деятельности
властных структур и бизнеса. Значительные
трудности, с которыми все больше связано
обеспечения валютно-денежной стабильности,
наполнения государственного бюджета,
содержание других показателей макроэкономической
стабилизации, способствуют развертыванию
процесса массового осознания взаимосвязи
между динамикой макропоказателей народнохозяйственной
системы и экономическим положением предприятий,
а следовательно - и необходимости активного
влияния последних на выработку государством
макроэкономических решений. Это осознание
все больше ощущается в деятельности субъектов
хозяйственной деятельности и их политических
объединений. Хотя официально ведущие
принципы взаимоотношений с бизнесом
в независимой Украине никогда не подвергались
сомнению, они слишком общими, чтобы с
опорой на них можно было построить прочную
взаимодействие. Конкретные же механизмы
такого взаимодействия остаются фактически
в зачаточном состоянии. В последнее время
уровень организованности бизнеса начал
повышаться и в Украине. Пока этот процесс
ограничивается преимущественно формальным
признакам - созданием союзов, ассоциаций
и других объединений предпринимателей,
большинство из которых существует, как
правило, только на бумаге. К сожалению,
приходится констатировать, что, несмотря
на значительное количество таких объединений,
которые созданы и функционируют в Украине
(на всеукраинском уровне их насчитывается
около 70), они еще не заняли должного места
в структуре гражданского общества. Это
обусловлено рядом субъективных и объективных
факторов. Среди последних лидируют: 1.
Тяжелое финансовое состояние многих
отечественных предприятий, из-за чего
они не хотят создавать дополнительные
структуры, пользу которых может быть
доказана в большинстве случаев лишь в
перспективе. 2. "Рыночный идеализм"
многих руководителей предприятий, в предыдущие
годы активно поощрялось государством.
3. Переход общегосударственных органов
к функциональным методов управления
и почти полный отказ от отраслевых. При
этом отвергнуто тем, что крупнейшие корпорации
развитых стран строятся по отраслевому
принципу, а средний и малый бизнес сплачивается
по тому же принципу в соответствующие
общественные объединения. Отсутствие
нормативной базы не позволила активизировать
деятельность по созданию эффективных
объединений работодателей и заполнить
таким образом имеющуюся нишу в хозяйственном
управлении. Крайне опасной представляется
тенденция к нарастанию антагонизма между
объединениями предпринимателей и институтами
государственной власти. Это свидетельствует
об усилении разрыва интересов государства
и отечественного предпринимательства.
Между тем, необходимость учета последних
является на данном этапе экономической
трансформации насущной необходимостью.
18. Формы и методы государственной
поддержки предпринимательства. Государственная
финансовая поддержка малого бизнеса
* включает прежде налоговые и кредитные
методы воздействия на данный сектор экономики.
Как показывает мировой опыт, взвешенная,
дифференцированная налоговая и денежно-кредитная
политика оказывает решающее влияние
на формирование и дальнейшее развитие
субъектов малого бизнеса. Реальные трудности
с финансированием ли не главной проблемой
сегодня для малого бизнеса Украины. Механизм
прямых мер включает следующие основные
формы государственной финансовой поддержки
малого предпринимательства: предоставление
субсидий, предоставление займов; формирование
государственных фондов, создание специализированных
финансовых учреждений. Мерам второй группы
присущ косвенный характер, они постепенно
вытесняют рычаги прямого административного
воздействия. К основным формам такой
государственной финансовой поддержки
предпринимательства в первую очередь
следует отнести: налоговые скидки (или
полное освобождение от других налогов);
налоговые льготы; ускоренная амортизация;
скидки на научно-исследовательские расходы,
на расходы, связанные с подготовкой кадров
для предпринимательской деятельности
и т.д.. Указанные формы государственной
политики в той или иной мере используются
в Украине и зарекомендовали себя как
эффективные гибкие рычаги государственной
помощи, имеющие в основном недискриминационный
характер. Банки в Украине не является
источником кредитования предприятий
и удовлетворяют лишь незначительную
долю действующих бизнесменов. Однако
в Украине существует три потенциально
доступных источника получения финансов
для малого бизнеса: Украинский фонд поддержки
предпринимательства; Украинский государственный
фонд поддержки крестьянских (фермерских)
хозяйств; Государственный инновационный
фонд Украины.
19. Объекты и субъекты государственного
управления. В системе государственного управления объектом управления выступает общество,
общественная деятельность, а субъектом
- органы исполнительной власти. Главной
чертой субъекта государственного управления
является наличие у него определенной
компетенции и властных полномочий, позволяющих
воплощать свою волю в форме управленческих
решений, руководящих команд, обязательных
к выполнению. Согласно объект государственного
управления обязан подчиняться властной
воли субъекта и в обязательном порядке
выполнять его решения. Субъект управления
- система, наделенная определенной компетенцией
и государственно-властными полномочиями,
позволяющими ей воплощать свою волю в
форму руководящих команд или решений,
обязательных для исполнения, то есть
это управляющая.В государственном
управлении к субъектам управления
относятся: органы исполнительных власти
(правительство, министерства, государственные
комитеты, другие центральные органы исполнительной
власти, местные государственные администрации), руководители
и руководящий состав этих органов
(политические деятели; должностные лица;
должностные лица, которые наделены государственно-властными
полномочиями).Объектом социального управления
является все общество, которое
не может существовать вне его, для которого
управление является имманентным элементом. Основными
объектами государственного управления
следует считать подчинены объектам органы
исполнительной власти, сектора государственного
управления, отрасли промышленности, государственные
учреждения, организации и предприятия,
подведомственные органам исполнительной
власти. Объект управления
- это система, которая подчиняется властной
воли субъекта управления и выполняет
его решения, то есть система, которой
управляют. Субъект и объект управления
находятся в постоянном динамическом
взаимодействии, в процессе которой возникают управленческие
отношения. Взаимодействуя, субъект
и объект образуют процесс управления. Управленческие отношения - это отношения людей по осуществлению
функций управления .Государственно-управленческие
отношения - это особый вид общественных
отношений, возникающих в процессе государственного
управления, деятельности сознательно-волевого
и организационного характера.
20. Государственное управление
и исполнительная власть. В современной сфере государственного
управления практически нет таких секторов,
которые бы полностью выпадали из-под
контроля исполнительной власти. В результате
роста роли органов исполнительной власти,
эти органы стали главным средством осуществления
управления государственными делами. Исполнительная власть - вид единой государственной
власти, взаимодействует с законодательной
и судебной. Основной целью его деятельности
и функциональному назначению является исполнение
законов, других нормативных актов государства.
Однако в реальном процессе функционирования
институтов государства исполнительная
власть осуществляет еще целый ряд других
важных функций общего характера. Например,
его органы от имени государства принимают
нормативно-правовые акты, государственно-управленческие
решения, осуществляют руководство подчиненными
им отраслями, применяют, наряду с методами
убеждения, и средства государственного
принуждения. Это нашло свое терминологическое
отражение в понятии «исполнительно-распорядительная»
или «управленческая деятельность».Исполнительная
власть составляет содержание деятельности
по государственного управления, выражая
прежде всего ее функциональную (исполнительную)
направленность. Государственное управление
- это организующая деятельность государственных
органов исполнительной власти, которая
заключается в организации выполнения
законов и нормативно-правовых актов,
осуществлении распоряжения ресурсами
общегосударственной собственности, с
целью комплексного социально-экономического
развития, а также обеспечение реализации
государственной политики в соответствующих
сферах жизни. Государственное управление
- это форма практической реализации исполнительной
власти. Сегодня государственное управление
категорией организационно-правовой,
а исполнительная власть - политико-правовой. Поэтому
выделяют два понятия
государственного управления: 1)
как всей деятельности государства, 2)
как деятельности исполнительной власти.
21. Система органов государственной
власти и их полномочия. Государственное
регулирование экономики в Украине обеспечивают
органы законодательной и исполнительной
власти, которые принадлежат к общей организационной
структуры управления государством.
Согласно
Конституции Украины высшим органом
в системе органов исполнительной
власти является Кабинет Министров
Украины, направляет и координирует
работу министерств, других органов
исполнительной власти.
Состав
Кабинета Министров Украины: Премьер-министр
Украины, Первый вице-премьер-министр,
три вице-премьер-министры (из приоритетных
направлений развития экономики), министры.
Кабинет
Министров Украины:1) обеспечивает государственный
суверенитет и экономическую
самостоятельность Украины, осуществление
внутренней и внешней политики государства,
исполнение Конституции и законов
Украины, актов Президента Украины;2)
принимает меры по обеспечению прав
и свобод человека и гражданина;
3) обеспечивает проведение финансовой,
ценовой, инвестиционной и налоговой
политики, политики в сферах труда
и занятости населения, социальной
защиты, образования, науки и культуры,
охраны природы, экологической безопасности
и природопользования; 4) разрабатывает
и осуществляет общегосударственные
программы экономического, научно-технического,
социального и культурного развития
Украины; 5) обеспечивает равные условия
развития всех форм собственности, осуществляет
управление объектами государственной
собственности в соответствии с
законом; 6) разрабатывает проект закона
о Государственном бюджете Украины
и обеспечивает выполнение утвержденного
Верховной Радой Украины Государственного
бюджета Украины, подает Верховной
Раде Украины отчет о его исполнении;
7) осуществляет меры по обеспечению обороноспособности
и национальной безопасности Украины,
общественного порядка, борьбы с преступностью;
8) организует и обеспечивает осуществление
внешнеэкономической деятельности Украины,
таможенного дела; 9) направляет и координирует
работу министерств, других органов исполнительной
власти; 10) выполняет другие функции, определенные
Конституцией и законами Украины, актами
Президента Украины. Система центральных
органов исполнительной власти Украины:
министерства, государственные комитеты
(государственные службы) и центральные
органы исполнительной власти со специальным
статусом, правительственные организации.
Министерство является главным (ведущим)
органом в системе центральных органов
исполнительной власти в обеспечении
реализации государственной политики
в определенной сфере деятельности. Государственный
комитет (государственная служба) является
центральным органом исполнительной власти,
деятельность которого направляет и координирует
Премьер-министр Украины или один из вице-премьер-министров
или министров. Государственный комитет
(государственная служба) вносит предложения
по формированию государственной политики
соответствующим членам Кабинета Министров
Украины и обеспечивает ее реализацию
в определенной сфере деятельности, осуществляет
управление в этой сфере, а также межотраслевую
координацию и функциональное регулирование
по вопросам, отнесенным к его ведению.
Центральный орган исполнительной власти
со специальным статусом имеет определенные
Конституцией и законодательством Украины
особые задачи и полномочия, к нему может
устанавливаться специальный порядок
создания, реорганизации, ликвидации,
подконтрольности, подотчетности, а также
назначения и увольнения руководителей
и решения других вопросов. Кабинет Министров
Украины вносит представление о создании
центральных органов исполнительной власти
по определенным форме и статусом. Существуют
два вида местных органов власти. Это местные
органы государственной исполнительной
власти и органы местного самоуправления.
Их функции различны. Исполнительную власть
в областях и районах, городах Киеве и
Севастополе осуществляют местные государственные
администрации. Органы местного самоуправления
в Украине представляют сельские, поселковые,
районные, городские, районные в городах
и областные советы. Они наделяются собственной
компетенцией, в пределах которой действуют
самостоятельно. Председатели сельских,
поселковых, районных, городских, районных
в городах и областных Советов и возглавляемые
ими исполнительные комитеты в порядке
и в пределах, определенных законом, осуществляют
делегированные им полномочия исполнительной
власти. Экономические функции местных
органов государственной власти очень
широкие. Они решают проблемы социального
обслуживания населения, охраны окружающей
среды, продовольственного обеспечения,
экономического планирования, регулирования
земельных отношений, развития инфраструктуры
рынка и др..Местные органы государственной
исполнительной власти обеспечивают реализацию
на соответствующих территориях политики
центрального правительства, их экономические
функции являются составной частью экономических
функций государственной исполнительной
власти вообще. Местное самоуправление
как форма управления территориями на
основе самоорганизации граждан также
выполняет свойственные для него экономические
функции. Среди задач, которые возлагаются
законом на эти органы, является разработка,
утверждение и исполнение местных бюджетов,
принятие планов развития соответствующих
территорий, установление местных налогов
и сборов, управления объектами коммунальной
(муниципальной) собственности, предоставление
жителям городов и поселков, различных
услуг. Единственным органом законодательной
власти в Украине является парламент -
Верховная Рада Украины. К полномочиям
Верховной Рады Украины по вопросам экономики
и социальной сферы относятся: