Лекции по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:19, курс лекций

Описание работы

1.Суть понятия «национальное богатство» и его элементы. Национальное богатство непосредственно связано с производством национального продукта и его воспроизведением. Оно возрастает и увеличивается прежде всего за счет национального продукта, который воспроизводится на расширенной основе. Национальное богатство - это совокупность материальных благ, накопленных обществом за всю его историю. Другими словами, национальное богатство - это все то, чем располагает страна сегодня - все материальное богатство общества. Такое толкование национального богатства дается в современной экономической литературе и статистике. Но дискуссии относительно определения национального богатства и его структуры продолжаются.

Файлы: 1 файл

Ответы по нац. экономики Microsoft Office Word.docx

— 112.47 Кб (Скачать файл)

уровень импорта. Он характеризует уровень  зависимости национальной экономики  от мирового хозяйства, т.е. характеризует  потребность в товарах, которые  не производятся в данной стране, или  производство которых в этой стране является неэффективным;

структура импорта. Украина относится к  странам с высокой зависимостью от так называемого критического импорта, к которому относятся преимущественно  энергоресурсы;

соотношение между импортом и экспортом капитала. Международное движение капитала осуществляется как в предпринимательской форме (прямые и портфельные инвестиции), так и в ссудной (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные  кредиты);

47. Международные экономические  и финансовые организации: необходимость  и преимущества сотрудничества  Украины с ними.

Мировая экономика на современном этапе  ее развития характеризуется процессами интеграции, формированием региональных международных экономических образований, мировым экономическим глобализацией. Процессы общественной трансформации  в Украине обуславливают необходимость  фундаментальных научных исследований мирового опыта деятельности международных  финансовых институтов, миссией которых  является поддержка экономических  реформ и их социальной направленности.

Характер  и объемы взаимодействия Украины  с международными субъектами финансово-кредитной  политики, которые являются кредиторами  нашего государства, обусловлены разноплановыми факторами. И хотя главный из них - потребности развития реального  сектора, внутренняя логика механизма  принятия решений в сфере денежно-кредитной  политики в Украине реализуется  в контексте преимущественно  краткосрочных (максимум - среднесрочных) целей бюджетного балансирования, фискальной политики и стабилизации гривни. Убедиться  в этом можно, рассмотрев условия  сотрудничества Украины с отдельными международными финансовыми организациями.

В ст.18 Конституции  Украины закреплено положение о  том, что внешнеполитическая деятельность нашего государства направлена ​​на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества по общепризнанным принципам и нормам международного права.

Украина – ООН

Украина - СОВЕТ ЕВРОПЫ

Украина – ОБСЕ

Украина-ЮНЕСКО

Украина – НАТО

Хартия  об особом партнерстве между Украиной и НАТО

Украина – МВФ

Украина и Всемирный банк

Украина и ЕБРР

Внешняя политика Украины должна быть направлена ​​на защиту интересов государства в мире, подъем международного авторитета, интеграции в мировое сообщество как независимого, влиятельного государства с давней историей, ярким национальным характером, развитой экономикой, мощными сырьевыми ресурсами и квалифицированными производительными силами. Главная задача для Украины заключается в интеграции в мировое сообщество и окончательному утверждении своего места в мире как европейского государства. По моему мнению, в основе международной политики нашего государства должно быть открытость для равноправного, взаимовыгодного сотрудничество со всеми государствами и международными организациями на основе невмешательства во внутренние дела государств-партнеров, мирного сосуществование, неукоснительного соблюдения норм международного права, отказа от любого политического, экономического, военного, информационного давления, предотвращения конфликтных ситуаций путем переговоров.

48. Конкурентные преимущества и  конкурентоспособность: связь между  этими понятиями.

Конкурентоспособность является следствием не одной конкурентного  преимущества, а их комплекса. Между  этими понятиями есть причинно-следственная связь, который, однако, исключает возможность  их полного отождествления.

Традиционно конкурентоспособность трактуется как обусловленное экономическими, социальными и политическими  факторами устойчивое положение  страны или ее продуцента на внутреннем и внешнем рынках. В условиях открытой экономики конкурентоспособность  также может быть определена как  способность страны (предприятия) противостоять  международной конкуренции на собственном  рынке и рынках "третьих стран".Конкурентное преимущество - это фактор или комбинация факторов, которая делает деятельность организации более успешной по сравнению  с конкурентами в конкурентной среде  и не может быть легко повторена  конкурентами.

Ключевые  факторы успеха (или конкурентные преимущества) - это характерный  для определенной отрасли перечень факторов, приносящих ей преимущества перед другими отраслями (например, в борьбе за инвестиции за счет большей  прибыльности или скорости оборота  капитала), а также одним предприятиям отрасли над другими. Ключевые факторы  успеха (КФУ) формируют конкурентоспособность  объекта исследований: товара, производства, предприятия, отрасли, государства  и т.д..Конкурентные преимущества часто  отождествляются с возможностями  фирмы более эффективно распоряжаться  имеющимися ресурсами, т.е. ее конкурентоспособностью. Такая аналогия имеет под собой  веские основания, так как содержание конкурентоспособности трактуется как способность опережать соперников в достижении поставленных экономических  целей. Вместе с тем между этими  понятиями есть причинно-следственное различия.

Конкурентоспособность является результатом, фиксирующий  наличие конкурентных преимуществ, без последних невозможна конкурентоспособность. Однако наличие отдельных конкурентных преимуществ не означает преимущество. Только в комплексе они могут  повлиять при выборе лучшего.

Кроме того, на конкурентоспособность влияют стратегические и тактические изменения на рынке, не связанные с деятельностью  предприятия (изменение спроса, демографические  сдвиги, природные явления и т.п.). Из сопоставления данных понятий  становится понятным активный интерес  к исследованию природы конкурентных преимуществ. Он обусловлен желанием понять механизм конкурентоспособности, раскрыть его внутренние связи. Понятие «конкурентное  преимущество» и «конкурентоспособность»  имеют различные интерпретации  в зависимости от объекта, к которому они применяются. При системном  изучении этих понятий выделяют иерархическую структуру, последовательно включает оценку товара, предприятия, отрасли, экономики с точки зрения их превосходства над аналогичными конкурирующими объектами.

49. Определение конкурентоспособности  национальной экономики: основные  подходы и методики.

Конкурентоспособность национальной экономики - это решающий критерий ее развития. Его следует учитывать при решении проблем либерализации внешнеэкономических связей и уровня открытости экономики. Главная задача, которую должна выполнить государство о своих товаропроизводителей и потребителей - быстрее создать предпосылки для конкурентной среды. Без настоящей конкуренции на внутреннем рынке нельзя обеспечить эффективный выход на международную арену.

Экономическая наука считается наукой о редкость ресурсов. Потребители конкурируют  за качественный и дешевый товар, а производители - за потребителей, которые способны оплатить высокие  цены, или ресурсы. В этом смысле экономическая наука может также  считаться наукой о конкуренции.

Конкуренция может быть определена как ситуация, в которой две или более  сторон вступают в конфликт из-за того, что их цели полностью или частично взаемовключают друг друга. Одна из форм конкуренции - когда цели субъектов подобные, но взаимоисключающие (т.е. когда обе стороны стараются продать или приобрести одинаковый продукт). Однако конкуренция также будет иметь место, когда цели субъектов не собой, но взаимоисключающие (когда одна сторона пытается купить продукт подешевле, а другая - продать дороже).Конкуренция не второстепенным нюансом, а мотором экономического роста как для экономики, так и для отдельной фирмы. На микроуровне конкуренция - это сила, которая стимулирует компании к поиску новых путей достижения меньших издержек производства или получения большего выпуска при таких же затратах. На макроуровне конкуренция обеспечивает лишь компании, которые лучше выживают в условиях постоянной борьбы и совершенствования использования ресурсов.

В современной  мировой экономической системе  значительно усилилась действие тех факторов, которые ведут к  интенсификации международной конкуренции  и глобализации производства. В последние  годы значительные расхождения, которые  существовали между странами до середины XX в., Начали постепенно уменьшаться. Основными  причинами считают: усиление сходства инфраструктуры, распространение современных  технологий, каналов распределения, принципов маркетинга как долгосрочной тенденции, увеличение количества продуктов  и торговых наименований, доступных  в различных частях мира, что является примером увеличения сходства потребностей у потребителей в разных странах. Крупные сети розничной торговли, телереклама, кредитные карты - вот  некоторые примеры феноменов, которые  быстро стали универсальными.

50. Национальная, экономическая и  внешнеэкономическая безопасность  страны и направления ее обеспечения.

Экономическая безопасность государства - исследование национальных экономических интересов и угроз экономической безопасности Украины, способности государства к защите национальных экономических интересов от внешних и внутренних угроз, а также способности национальной экономики хранить и обновлять процесс общественного воспроизводства и достаточный оборонный потенциал в кризисных ситуациях.

Национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при которой обеспечиваются стабильное развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются: приоритет прав и свобод человека и гражданина; верховенство права;

приоритет договорных (мирных) средств в решении конфликтов; своевременность и адекватность мер защиты национальных интересов реальным и потенциальным угрозам; четкое разграничение полномочий и взаимодействие органов государственной власти в обеспечении национальной безопасности;

демократическом гражданском контроле над Военной  организацией государства и другими  структурами в системе национальной безопасности, использование в интересах  Украины межгосударственных систем и механизмов международной коллективной безопасности.

Национальная  безопасность Украины обеспечивается путем проведения взвешенной государственной  политики в соответствии с принятыми  в установленном порядке доктрин, концепций, стратегий и программ в политической, экономической, социальной, военной, экологической, научно-технологической, информационной и других сферах.

Выбор конкретных средств и путей обеспечения  национальной безопасности Украины  определяется необходимостью своевременного принятия мер, адекватных характеру  и масштабам угроз национальным интересам.

Внешнеэкономическая безопасность заключается в минимизации убытков государства от воздействия негативных внешних факторов, создании благоприятных условий для развития экономики путем ее активного участия в мировом разделении труда, соответствия внешнеэкономической деятельности национальным экономическим интересам. Для обеспечения экономической безопасности важно определить перечень продукции, которая должна производиться в Украине при любой конъюнктуры на мировых рынках и независимо от конкурентной среды на внутреннем рынке.

Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности зависит также значительным удельным весом в национальной экономике  государственного сектора и несовершенством  соответствующих рыночных механизмов. Государственное регулирование  должно заключаться в

- Разработке  и реализации стратегии внешнеэкономической  деятельности;

- Эффективном  использовании административного,  экономического и валютного инструментариев  внешнеэкономической политики государства;

- Разработке  и реализации ежегодных программ  развития внешнеэкономической деятельности  Украины;

- Разработке  и реализации Концепции внешнеэкономической  безопасности Украины;

- Совершенствовании  Закона Украины "О внешнеэкономической  деятельности";

- Осуществлении  превентивных мер, направленных  на уменьшение деструктивного  влияния на национальную экономику  внешних факторов;

- Оптимальном  сочетании государственного протекционизма  с режимом свободной торговли;

- Налоговой  поддержке отечественного товаропроизводителя;

- Максимальном  использовании выгодного географического  положения Украины относительно  транзита через ее территорию  иностранных грузов и энергоносителей;

- Обеспечении  надежной охраны границ, защите  национальных экономических интересов,  существенном улучшении работы  таможенных органов с целью  недопущения контрабанды со стороны  субъектов внешнеэкономической  деятельности;

- Определении  оптимальной товарной номенклатуры  внешнеэкономической деятельности;

Информация о работе Лекции по "Национальная экономика"