Лекции по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:19, курс лекций

Описание работы

1.Суть понятия «национальное богатство» и его элементы. Национальное богатство непосредственно связано с производством национального продукта и его воспроизведением. Оно возрастает и увеличивается прежде всего за счет национального продукта, который воспроизводится на расширенной основе. Национальное богатство - это совокупность материальных благ, накопленных обществом за всю его историю. Другими словами, национальное богатство - это все то, чем располагает страна сегодня - все материальное богатство общества. Такое толкование национального богатства дается в современной экономической литературе и статистике. Но дискуссии относительно определения национального богатства и его структуры продолжаются.

Файлы: 1 файл

Ответы по нац. экономики Microsoft Office Word.docx

— 112.47 Кб (Скачать файл)

Правовое регулирование - это деятельность государства по установлению обязательных для исполнения юридических норм (правил) поведения субъектов права. Необходим в этом случае принуждение обеспечивается развитием общественного сознания и силой государственной власти. Время юридические нормы должны быть понятны людям, должным обоснованными, системно организованными и пригодными для практической реализации.Правовое регулирование экономики имеет свой предмет, поскольку связано с юридическим определением средств, инструментов и процедур реализации государственной власти. Предметом правового регулирования экономики являются:

• отношения  между государством (государственными органами) и обществом, гражданами, субъектами хозяйственной деятельности;

• отношения  «внутри» государства, между его  органами по поводу распределения полномочий, определения их правового статуса;

• отношения  между субъектами хозяйственной  деятельности (производитель - посредник, заказчик - подрядчик, должник - кредитор, владелец - арендатор и т.д..)

• экономические  отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы как по поводу профессионального  исполнения обязанностей государственных  служащих, так и по причинам обращения  в государственные органы для  решения каких-либо собственных  проблем.

Административные методы ГРЭ - это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Их признаки: прямое влияние государственного органа или должностных лиц на действия исполнителей путем установления их обязанностей, норм поведения и отдаче команд (приказов, распоряжений); безальтернативный выбор способов решения задач, варианта поведения; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов. Иногда административные методы ассоциируют с понятием «администрирования», хотя они имеют разный смысл. Администрирование характеризует политический режим, стиль государственного управления, при которых в управленческих процессах преимущественно используются методы силового давления, жесткое подчинение, команды, штрафы, наказания. Администрирование возможно при использовании любых методов, в том числе и экономических. Административные методы вытекают из необходимости регулировать некоторые виды экономической деятельности с точки зрения защиты интересов граждан, общества в целом, среды. В экономически развитых странах при нормальных условиях административные методы играют второстепенную роль. Использование таких становится целесообразным тогда, когда рыночный механизм и экономические средства ГРЭ оказываются недостаточными или действуют слишком медленно. Основными инструментами административного регулирования, как уже было сказано, есть лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные заказы, цены и т. д.

28. Экономические методы государственного  регулирования экономики.

Экономические методы регулирования - это система приемов и способов прямого воздействия и его направления на общественно-хозяйственное развитие с соблюдением требований экономических законов при определенных товарно-денежных отношений и с использованием других экономических рычагов для создания условий, обеспечивающих достижение высоких экономических результатов. С помощью экономических методов создаются экономические условия, стимулирующие стремление достигать в работе высоких результатов. их применения предусматривает сравнение затрат и результатов. К экономическим методам регулирования относятся прогнозирование, планирование, программирование, материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, использование таких экономических категорий, как заработная плата, себестоимость, прибыль, цена и др..Применение экономических методов ГРЭ позволяет создавать экономические условия, побуждающие субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решать те или иные задачи в соответствии с общегосударственными и частными интересами. Регулирование с помощью экономических методов позволяет субъектам рынка сохранить право на свободный выбор своего поведения. Экономическое регулирование осуществляется инструментами фискальной, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики. Инструментами фискальной политики являются государственные закупки, которые характеризуют бюджетные расходы и налоги, которые определяют бюджетные доходы. Итак, связь между фискальным, бюджетным и налоговым направлениями политики. Государственные закупки осуществляются через механизм государственных заказов, который предусматривает конкурсный отбор исполнителей государственных заказов, заключения контрактов, производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), контроль, оплату продукции. Объемы государственных закупок обусловлено государственными нуждами в продукции (работах, услугах), возможностями государственного бюджета обеспечить финансирование и модели фискальной политики. Выделяют стимулирующую (экспансионистскую) фискальную политику, направленную на стимулирование производства через увеличение государственных закупок, и сдерживающую (рестрикционным), направленную на получение производства. В рамках бюджетной политики государство осуществляет прямое финансирование учреждений сектора общего государственного управления, финансирования инвестиционных программ, обслуживание государственного долга. Расходы государственного бюджета осуществляются также в таких формах, как дотации, субсидии, субвенции. Налоговая политика применяется для пополнения государственных финансовых ресурсов, а также для стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышения конкурентоспособности отечественных производителей. Налоговая политика реализуется по двум направлениям - это, во-первых, определения видов налогов и установление налоговых ставок и, во-вторых, предоставление налоговых льгот отдельным субъектам (лицам) с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населения. Денежно-кредитное регулирование осуществляется с целью влияния на денежное предложение. Для достижения этой цели центральный банк (в Украине - Национальный банк Украины) использует следующие основные инструменты: денежная эмиссия, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, манипулирования учетной ставкой.

29. Сущность экономического развития.

Его отличие  от категории «экономический рост». Геометрические модели экономического развития. Экономическое развитие страны относится к важнейшим понятий макроэкономической науки. В учебной литературе нередко используют термин "социально-экономическое развитие", подчеркивая тем самым тесную связь между уровнем экономического развития и решением социальных проблем страны. Социально-экономическое развитие - это процесс непрерывного изменения материального базиса производства, а также всей совокупности разнообразных отношений между экономическими субъектами, социальными группами населения. Различают два основных типа экономического развития: экстенсивный и интенсивный. Экономический рост этот критерий экономического развития. Свое выражение он находит в увеличении реального ВВП как в абсолютном объеме, так и на душу населения. Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный экономический рост не всегда говорит о быстром экономическом развитии, топтание на месте или экономической деградации. Экономический рост рассматривается макроэкономической наукой как составная часть и одна из важнейших характеристик экономического развития страны. Это понятие связано с количественной изменением объемов производства и потребления ВВП. Экономический рост бывает положительным, если реальные (сопоставимые) объемы ВВП в рассматриваемом периоде превышают его уровень в базисном году. В противном случае приходится характеризовать "роста" как отрицательные. Понятие "развитие" и "рост" находятся между собой, как правило, в соотношении: рост валового продукта сопровождается изменениями в технологии производства, связанное с появлением новых видов продукции и целых отраслей. Иными словами, рост вызывает качественные изменения в экономике, способствует ее общему развитию. Со своей стороны позитивные качественные изменения в отношениях собственности, распределения и перераспределения доходов, финансовой стабилизации активно влияют на экономический рост. На макроэкономическом уровне ведущими показателями динамики экономического роста являются:- Рост объема ВВП; - темпы роста ВВП в расчете на душу населения; - темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения. Следовательно, экономический рост является более узким по содержанию по сравнению с экономическим развитием, ведь развитие экономики создает предпосылки для увеличения объемов производства на качественно новой основе. Можно сказать, что экономический рост составляет содержание развития, является его составной частью. Если экономический рост отражает чисто количественные изменения в экономике, то экономическое развитие - это качественное экономический рост.

30. Показатели качественных изменений  экономического развития.

Методика  расчета комплекса индексов, используемых в международной практике.

В экономической  литературе используется также понятие "количественный рост" (КЗ) и "качественный рост" (ЯО). Все показатели (П) экономического развития (ЕР) делят на 2 группы. Ко II группу входят П, которые позволяют  оценить качество ЕР. Все П этой группы делятся на 2 подгруппы. И  позволяет оценить ЕР путем "оптимальной" взаимодействия социальных, политических и экономических факторов, а II оперирует  П качества жизни.

К I подгруппы  входят: а) комплексный индекс социального  развития (он был разработан Институтом социального развития ООН в 1970 г.). расчет этого индекса осуществляется на базе 16-х П (9 социальных и 7 экономических): ожидаемая продолжительность жизни  при рождении, количество газет на 1000 человек, доля мужчин в рабочей  силе и т.д. б) индекс И. Адельман и  С. Моррис. При его расчете учитывается  и политические переменные в отличие  от предыдущих. Общим недостатком  таких подходов к оценке уровня ЭР является то, что в них внимание акцентируется на оценке затрат, которые  осуществляются для повышения уровня благосостояния населения, а не непосредственно  на результат.

Центральное место во II подгруппе занимает индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - это интегральный показатель, который применяет ООН для  оценки достижений стран в уровне социального развития. Рассчитывается ИРЧП на основе таких показателей: ожидаемая  продолжительность жизни при  рождении; грамотность взрослого  населения; совокупная доля обучающихся; реальный ВВП на душу населения. Для  развивающихся стран - индекс нищеты. Для развитых стран индекс обездоленности разр: Ир = (Р1 + Р2 + Р3 + Р4) / 4. Также рассчитывают такой показатель как индекс развития с учетом гендерного фактора. Август знач жизни, уровня образования и дохода корректируются залежзно до величины разрыва между уровнем достижения мужчин и женщин.

Качественные  показатели характеризуют уровень  развития процесса, качественные особенности  и характеристики явлений и закономерности их развития, например, степень использования  общественного труда, производственных интересов, взаимоотношений между  людьми в процессе производства и  распределения материальных благ.

31. Сущность стратегической цели  экономического развития Украины.  Основные направления изменений.

Стратегию социально-экономического развития В. определен в послании У. в ВРУ  в 2002 г., которое называется "Европейский  выбор. Концептуальные основы стратегии  экономического и социального развития В. на 2002-2011гг. ". В этом документе  определены 4 стратегические приоритеты развития:

1) Создание  предпосылок для обретения В.  полноправного членства в ЕС;

2) Обеспечение  устойчивого экономического развития;

3) Переход  на инновационную модель развития;

4) Социальная  переориентация экономики.

32. Основные показатели развития  региональной экономики и их  содержание.

К показателям  экономического потенциала относятся: население, трудовые ресурсы, объемы ВВП, национального дохода (НД), объемы основного  капитала и др.. Все эти показатели характеризуют развитие производительных сил региона прежде всего с  количественной стороны.

В отличие  от экономического потенциала уровень  социально-экономического развития региона  может выражаться через объемы производства и потребления ВВП, НД, материальных благ и услуг на душу населения, уровень производительности труда. Социально-экономическое развитие региона характеризует качественное состояние общественного производства, природных и человеческих ресурсов.

Основные  показатели экономического и социального  развития регионов составляют отдельный  самостоятельный раздел Государственной  программы экономического и социального  развития Украины. Этот раздел представляет собой региональный срез Государственной  программы и дает представление  на основе ретроспективных данных о  следующих изменениях в развитии социально-экономических процессов  в территориальном аспекте. Основные показатели социально-экономического развития регионов отражают важнейшие  региональные воспроизводственные  циклы и характеризуют их территориальные  изменения. К основным показателям  социально-экономического развития региона  относятся: Среднегодовая численность населения;

Численность работников, занятых в народном хозяйстве.;

Валовой внутренний продукт. Объем продукции  промышленности.;

Производство  товаров народного потребления.;

Валовая продукция сельского хозяйства.;

Объем капитальных  вложений за счет всех источников финансирования.;

Доходы  местных бюджетов.;

Расходы местных бюджетов.;

Денежные  доходы населения.;

Объем розничного товарооборота.;

Объем реализации платных услуг населению.;

Объем экспорта товаров.;

Балансы основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.;

 Средние  цены на основные виды продукции.

33. Инвестиционный потенциал и  объекты инвестиционной деятельности  в регионе. Сущность понятий  «инвестиционная привлекательность  региона» и «инвестиционный климат  в регионе» и факторы, которые  обусловливают.

Информация о работе Лекции по "Национальная экономика"