Лекции по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:19, курс лекций

Описание работы

1.Суть понятия «национальное богатство» и его элементы. Национальное богатство непосредственно связано с производством национального продукта и его воспроизведением. Оно возрастает и увеличивается прежде всего за счет национального продукта, который воспроизводится на расширенной основе. Национальное богатство - это совокупность материальных благ, накопленных обществом за всю его историю. Другими словами, национальное богатство - это все то, чем располагает страна сегодня - все материальное богатство общества. Такое толкование национального богатства дается в современной экономической литературе и статистике. Но дискуссии относительно определения национального богатства и его структуры продолжаются.

Файлы: 1 файл

Ответы по нац. экономики Microsoft Office Word.docx

— 112.47 Кб (Скачать файл)

Социально-экономическое прогнозирование является составной широкого понятия - предвидение, как опережающего отражения действительности. В зависимости от степени конкретизации процессов, исследуемых различают три формы предвидения: гипотезу, прогноз и план (программу). Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. Научным основанием построения гипотезы является теория и открытые на ее основании закономерности, причинно-следственные связи и тенденции функционирования и развития объектов. На этом уровне объекты описывают с помощью качественных характеристик. Прогноз если сравнить с гипотезой имеет большую определенность и достоверность, поскольку базируется не только на качественных, но и на количественных параметрах. План (программа) - это комплекс конкретных мероприятий, направленных на достижение определенных целей. Основными функциями прогнозирования являются: научный анализ процессов и тенденций; исследование объективных связей социально-экономических явлений, оценка объекта прогнозирования, выявления альтернатив развития.

Научный анализ социально-экономических процессов и тенденций по содержанию предусматривает три стадии.

Ретроспекция (лат. - взгляд в прошлое) - этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта для получения его систематизированного описания. Диагноз (греч. - распознавание, определение) - этап прогнозирования, на котором исследуется объект с целью выявления тенденций его развития и выбора методов и моделей прогнозирования. Проекция (лат. - взгляд в будущее) - этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатывается прогноз объекта, осуществляется оценка вероятности, точности или обоснованности прогноза. Исследование объективных связей социально-экономических явлений на каждой конкретной ситуации осуществляется через выявление причин и последствий их возникновения. При прогнозировании необходимо учитывать неопределенность ее обусловлено вероятностным характером проявления экономических законов, неполнотой их знания, наличием субъективного фактора при принятии решений, недостаточностью и неполнотой информации. Оценка объекта прогнозирование осуществляется с помощью качественных характеристик и количественных параметров. По своей сути прогнозирования является непрерывным процессом, который обусловлен необходимостью постоянного уточнения и корректировки прогнозов с учетом развития прогностики и экономической науки, а также возникновением новых экономических явлений. Выявление альтернатив социально-экономического развития дает возможность накапливать необходимые научные материалы для обоснования выбора управленческих решений.

37. Государственное прогнозирование  экономического и социального  развития Украины.

Государственное прогнозирование  экономического и социального развития - это система научно обоснованного предсказания направлений экономического и социального развития, возможного состояния экономики государства в будущем, альтернативных путей и сроков его достижения в случае принятия той или иной стратегии экономического развития.

Стратегической  целью Украины в условиях трансформации, направленной на сочетание механизмов рыночного саморегулирования и  государственного регулирования, построение социально ориентированной рыночной экономики. Это направление, по сути, является отечественным трактовкой общемировой тенденции движения к постиндустриальной цивилизации, который должен быть осуществлен  эволюционным, безконфронтацийним путем.

Важнейшими  средствами формирования и реализации стратегии социально-экономического развития, а также ГРЭ является прогнозирования, макроэкономическое планирование и государственное программирование. Система прогнозных и программных документов экономического и социального развития Украины состоит из:

• прогнозов  экономического и социального развития Украины на средне-и краткосрочный  периоды;

• Государственной  программы экономического и социального  развития Украины на краткосрочный  период;

• прогнозов  экономического и социального развития АР Крым, областей, районов и городов  на среднесрочный период;

• программ экономического и социального развития АР Крым, областей, районов и городов  на краткосрочный период;

• прогнозов  развития отдельных отраслей экономики  на средне-срочный период;

• программ развития отдельных отраслей экономики.

Социально-экономическое  прогнозирование является составной  широкого понятия - предвидение, как  опережающего отражения действительности. В зависимости от степени конкретизации  изучаемых процессов различают  три формы предвидения: гипотезу, прогноз и план (программу).

38. Сущность и этапы построения  стратегии социально-экономической  политики государства.

Термин "политика развития" условный. Он используется с целью разграничения  сфере инструментов экономической  деятельности государства и определения специфики его действий как субъекта государственности, казначея и собственника средств производства. И по назначению является управление оперативными текущим рыночным событиями через использования соответствующих каждой сфере влияния средств. С этой целью сопровождается специальное законодательное регулирование. Оно основывается на общих правилах экономической поведения хозяйств и лиц. Одновременно оно содержит определенные конкретные ограничительные параметры экономического поведения указанных субъектов.

Специальное государственное регулирование  охватывает также административный контроль и надзор за соблюдением  государственных требований, право государства на принуждение к заключению и исполнению определенных типов контрактов, регламентацию условий договоров и деловой политики.

Политика  экономического развития воплощается  в жизнь на основе концепции социально-экономического развития из-за политики государства  в экономично правовой сфере. Общая  цель макроэкономики политики государства заключается в достижении экономического оптимума развития народного хозяйства страны. Формы и образ действий государства как субъекта экономической политики определяются основными параметрами концепции социально-экономического развития, принятой в той или другой стране. Однако сама концепция социально-экономического развития страны не устанавливает и не регламентирует масштабы и сферы экономической политики государства. Ее роль заключается в том, чтобы выяснить конечную цель общественного развития на определенном этапе, раскрыть средства ее достижения, описать принципиальные правила поведения хозяйственных субъектов и индивидов и сделать возможной экономическую политику, которая будет долгосрочной и последовательно внедряемых. Концепция акцентирует внимание на вопросах, без решения которых невозможно проведение рациональной экономической политики: устанавливает связи между конечной и промежуточными целями, обращает внимание на возможность возникновения побочных эффектов при реализации поставленных целей, выявляет возможные конфликты между целями и тому подобное.

Выбор и  обоснование механизмов, обусловливающих социально-экономическое развитие, опираются на внутренние и внешние экономические интересы страны, связанные с реализацией стратегии и приоритетов развития, т.е. экономическая стратегия любого государства определяет трансформацию приоритетов и механизмы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических целей. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в целом на долгосрочный период.

39. Сущность государственного программно-целевого  планирования, классификация государственных  целевых программ.Виды государственных программ экономического и социального развития.

Государственная целевая программа - это комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, направленных на решение важнейших проблем развития государства, отдельных отраслей экономики или административно территориальных единиц, осуществляются с использованием средств Государственного бюджета Украины и согласованы по срокам исполнения, составом исполнителей, ресурсным обеспечением . Государственные целевые программы делятся на: - общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды (далее - общегосударственные программы) - это программы, которые охватывают всю территорию государства или значительное количество его регионов, имеют долгосрочный период выполнения и осуществляются центральными и местными органами исполнительной власти - другие программы, целью которых является решения некоторых проблем развития экономики и общества, а также проблем развития отдельных отраслей экономики и административно-территориальных единиц, требующих государственной поддержки.

По своей  направленности государственные целевые  программы делятся на: экономические, научные, научно-технические, социальные, национально-культурные, экологические, оборонные, правоохранительные. 

Сущность государственного программно-целевого планирования, классификация государственных  целевых программ.

Государственная целевая программа - это комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, направленных на решение важнейших проблем развития государства, отдельных отраслей экономики или административно-территориальных единиц, осуществляются с использованием средств Государственного бюджета Украины и согласованы по срокам исполнения, составом исполнителей, ресурсным обеспечением.

По своей  направленности государственные целевые  программы делятся на: экономические, направленные на решение комплексных  отраслевых и межотраслевых проблем  производства, повышения его эффективности  и качественных характеристик, обеспечения  ресурсосбережения, создание новых  производств, развитие производственной кооперации; научные, целью которых  является обеспечение выполнения фундаментальных  исследований в области естественных, общественных и технических наук, научно-технические, разрабатываемых  для решения важнейших научно-технических  проблем, создание принципиально новых  технологий, средств производства, материалов, другой наукоемкой и конкурентоспособной  продукции, социальные, предусматривающих  решение проблем повышение уровня и качества жизни, проблем безработицы, усиление социальной защиты населения, улучшение условий труда, развитие здравоохранения и образования; национально-культурные, направленные на решение проблем национально-культурного  развития, сохранения национально-культурного  наследия, удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека; экологические, целью которых является осуществление общегосударственных  природоохранных мероприятий, предотвращения катастроф экологического характера  и ликвидация их последствий; оборонительные, которые разрабатываются с целью  усиления обороноспособности государства; правоохранительные, направленные на обеспечение правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью и государственной безопасности.

Государственные целевые программы могут быть направлены на решение других проблем, в том числе регионального  развития, имеющих государственное  значение.

 

40. Принципы и система государственного  программирования экономического  и социального развития Украины.

Для воспроизведения  указанных функций социально-экономическое  прогнозирование должно основываться на определенных принципах. Последние  иллюстрируют закономерности воспроизводства, причинно-следственные связи и выражают основные черты прогнозирования. Принципы прогнозирования обеспечивают методологическое единство разнообразных методов  и моделей разработки прогнозов. Выделение принципов прогнозирования  не означает, что они существуют независимо друг от друга и возможно выборочное использования. Отражая  разные стороны разработки прогнозов, эти принципы создают одно целое. Выделяют следующие основные принципы социально-экономического прогнозирования: целеустремленности, системности, научной  обоснованности, адекватности, альтернативности.

Согласно  принципу целенаправленности содержательное описание объекта осуществляется под  углом зрения поставленных перед  исследованием задач. Формирование целей и задач, как начальный  этап любого исследования, решает проблему неопределенности. Принцип системности  означает, что экономика рассматривается  как единый объект прогнозирования  и одновременно как совокупность относительно самостоятельных направлений  прогнозирования. Сущность принципа научной  обоснованности прогнозов заключается  в: во-первых, прогнозирование требует  всестороннего учета действия объективных  экономических законов и законов  развития общества. Во-вторых, прогнозирования  должна основываться на современных  прогностических методах. В-третьих, прогнозирования должна учитывать  положительный мировой и отечественный  опыт разработки прогнозов. Принцип  адекватности прогнозов объективным  закономерностям характеризует  не только процесс выявления, но и  оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии экономики и создание теоретического аналога реальных экономических  процессов с полной и точной имитацией  таковых. Принцип альтернативности прогнозирования вытекает из возможности  развития экономики и социально-экономических  процессов в разных направлениях (траекториям), при различных взаимосвязей и структурных соотношений.

41. Причины неравенства в распределении  доходов населения. Бедность - причины  возникновения и прогрессирования.

На отклонение заработной платы от цены рыночного  равновесия влияют факторы, которые  обусловливают ее дифференциацию, то есть предпочтение одной группе работников по сравнению с другими (женская  и детская труд, расизм и т.д.). Влияют на цену рабочей силы также  неценовые факторы: привлекательность, престижность, творческий характер работы и т.п.. Дифференциация в оплате труда  связана с уровнем образования  и профессиональной подготовки работников, поскольку получение образования  и высокого уровня квалификации требуют  значительных затрат, являющиеся своеобразными  инвестициями в «человеческий капитал». Эти инвестиции должны окупаться, иначе  исчезнет стимул к таким расходам, которые являются источником экономического прогресса. Причинами неравенства  доходов являются: различия в оплате труда; разный состав семей, различные  доходы от прироста капитала и владения собственностью (акции, облигации, недвижимость); различия в физических и умственных способностях людей; различия в образовании  и профессиональной подготовке.

Информация о работе Лекции по "Национальная экономика"