Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:19, курс лекций
1.Суть понятия «национальное богатство» и его элементы. Национальное богатство непосредственно связано с производством национального продукта и его воспроизведением. Оно возрастает и увеличивается прежде всего за счет национального продукта, который воспроизводится на расширенной основе. Национальное богатство - это совокупность материальных благ, накопленных обществом за всю его историю. Другими словами, национальное богатство - это все то, чем располагает страна сегодня - все материальное богатство общества. Такое толкование национального богатства дается в современной экономической литературе и статистике. Но дискуссии относительно определения национального богатства и его структуры продолжаются.
Социально-экономическое
Научный анализ социально-экономических процессов и тенденций по содержанию предусматривает три стадии.
Ретроспекция (лат. - взгляд в прошлое) - этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта для получения его систематизированного описания. Диагноз (греч. - распознавание, определение) - этап прогнозирования, на котором исследуется объект с целью выявления тенденций его развития и выбора методов и моделей прогнозирования. Проекция (лат. - взгляд в будущее) - этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатывается прогноз объекта, осуществляется оценка вероятности, точности или обоснованности прогноза. Исследование объективных связей социально-экономических явлений на каждой конкретной ситуации осуществляется через выявление причин и последствий их возникновения. При прогнозировании необходимо учитывать неопределенность ее обусловлено вероятностным характером проявления экономических законов, неполнотой их знания, наличием субъективного фактора при принятии решений, недостаточностью и неполнотой информации. Оценка объекта прогнозирование осуществляется с помощью качественных характеристик и количественных параметров. По своей сути прогнозирования является непрерывным процессом, который обусловлен необходимостью постоянного уточнения и корректировки прогнозов с учетом развития прогностики и экономической науки, а также возникновением новых экономических явлений. Выявление альтернатив социально-экономического развития дает возможность накапливать необходимые научные материалы для обоснования выбора управленческих решений.
37. Государственное
Государственное прогнозирование экономического и социального развития - это система научно обоснованного предсказания направлений экономического и социального развития, возможного состояния экономики государства в будущем, альтернативных путей и сроков его достижения в случае принятия той или иной стратегии экономического развития.
Стратегической
целью Украины в условиях трансформации,
направленной на сочетание механизмов
рыночного саморегулирования и
государственного регулирования, построение
социально ориентированной
Важнейшими
средствами формирования и реализации
стратегии социально-
• прогнозов экономического и социального развития Украины на средне-и краткосрочный периоды;
• Государственной программы экономического и социального развития Украины на краткосрочный период;
• прогнозов экономического и социального развития АР Крым, областей, районов и городов на среднесрочный период;
• программ экономического и социального развития АР Крым, областей, районов и городов на краткосрочный период;
• прогнозов развития отдельных отраслей экономики на средне-срочный период;
• программ развития отдельных отраслей экономики.
Социально-экономическое прогнозирование является составной широкого понятия - предвидение, как опережающего отражения действительности. В зависимости от степени конкретизации изучаемых процессов различают три формы предвидения: гипотезу, прогноз и план (программу).
38. Сущность и этапы построения
стратегии социально-
Термин "политика развития" условный. Он используется с целью разграничения сфере инструментов экономической деятельности государства и определения специфики его действий как субъекта государственности, казначея и собственника средств производства. И по назначению является управление оперативными текущим рыночным событиями через использования соответствующих каждой сфере влияния средств. С этой целью сопровождается специальное законодательное регулирование. Оно основывается на общих правилах экономической поведения хозяйств и лиц. Одновременно оно содержит определенные конкретные ограничительные параметры экономического поведения указанных субъектов.
Специальное государственное регулирование охватывает также административный контроль и надзор за соблюдением государственных требований, право государства на принуждение к заключению и исполнению определенных типов контрактов, регламентацию условий договоров и деловой политики.
Политика
экономического развития воплощается
в жизнь на основе концепции социально-
Выбор и обоснование механизмов, обусловливающих социально-экономическое развитие, опираются на внутренние и внешние экономические интересы страны, связанные с реализацией стратегии и приоритетов развития, т.е. экономическая стратегия любого государства определяет трансформацию приоритетов и механизмы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических целей. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в целом на долгосрочный период.
39. Сущность государственного
Государственная целевая программа - это комплекс
взаимосвязанных задач и мероприятий,
направленных на решение важнейших проблем
развития государства, отдельных отраслей
экономики или административно территориальных
единиц, осуществляются с использованием
средств Государственного бюджета Украины
и согласованы по срокам исполнения, составом
исполнителей, ресурсным обеспечением
. Государственные целевые программы делятся
на: - общегосударственные программы экономического,
научно-технического, социального, национально-культурного
развития, охраны окружающей среды (далее
- общегосударственные программы) - это
программы, которые охватывают всю территорию
государства или значительное количество
его регионов, имеют долгосрочный период
выполнения и осуществляются центральными
и местными органами исполнительной власти
- другие программы, целью которых является
решения некоторых проблем развития экономики
и общества, а также проблем развития отдельных
отраслей экономики и административно-
По своей направленности государственные целевые программы делятся на: экономические, научные, научно-технические, социальные, национально-культурные, экологические, оборонные, правоохранительные.
Сущность государственного программно-целевого планирования, классификация государственных целевых программ.
Государственная целевая программа - это комплекс
взаимосвязанных задач и мероприятий,
направленных на решение важнейших проблем
развития государства, отдельных отраслей
экономики или административно-
По своей
направленности государственные целевые
программы делятся на: экономические,
направленные на решение комплексных
отраслевых и межотраслевых проблем
производства, повышения его эффективности
и качественных характеристик, обеспечения
ресурсосбережения, создание новых
производств, развитие производственной
кооперации; научные, целью которых
является обеспечение выполнения фундаментальных
исследований в области естественных,
общественных и технических наук,
научно-технические, разрабатываемых
для решения важнейших научно-
Государственные целевые программы могут быть направлены на решение других проблем, в том числе регионального развития, имеющих государственное значение.
40. Принципы и система
Для воспроизведения
указанных функций социально-
Согласно
принципу целенаправленности содержательное
описание объекта осуществляется под
углом зрения поставленных перед
исследованием задач. Формирование
целей и задач, как начальный
этап любого исследования, решает проблему
неопределенности. Принцип системности
означает, что экономика рассматривается
как единый объект прогнозирования
и одновременно как совокупность
относительно самостоятельных направлений
прогнозирования. Сущность принципа научной
обоснованности прогнозов заключается
в: во-первых, прогнозирование требует
всестороннего учета действия объективных
экономических законов и
41. Причины неравенства в
На отклонение
заработной платы от цены рыночного
равновесия влияют факторы, которые
обусловливают ее дифференциацию, то
есть предпочтение одной группе работников
по сравнению с другими (женская
и детская труд, расизм и т.д.).
Влияют на цену рабочей силы также
неценовые факторы: привлекательность,
престижность, творческий характер работы
и т.п.. Дифференциация в оплате труда
связана с уровнем образования
и профессиональной подготовки работников,
поскольку получение