Лекции по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:19, курс лекций

Описание работы

1.Суть понятия «национальное богатство» и его элементы. Национальное богатство непосредственно связано с производством национального продукта и его воспроизведением. Оно возрастает и увеличивается прежде всего за счет национального продукта, который воспроизводится на расширенной основе. Национальное богатство - это совокупность материальных благ, накопленных обществом за всю его историю. Другими словами, национальное богатство - это все то, чем располагает страна сегодня - все материальное богатство общества. Такое толкование национального богатства дается в современной экономической литературе и статистике. Но дискуссии относительно определения национального богатства и его структуры продолжаются.

Файлы: 1 файл

Ответы по нац. экономики Microsoft Office Word.docx

— 112.47 Кб (Скачать файл)

• принятие пидконституцииних законов;

• утверждение  Государственного бюджета и внесение изменений в него;

• утверждение  общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного  развития, охраны окружающей среды;

• рассмотрение и принятие решений по одобрению  Программы деятельности Кабинета Министров  Украины;

• утверждение  решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным  государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций  займов, не предусмотренных Государственным  бюджетом Украины, осуществление контроля за их использования и др.

22. Цели государственного управления  и их виды.

Переход к настоящей демократии предполагает прежде всего изменение механизмов целенаправленность в государственном управлении, предоставления данной подсистеме элементов объективно обусловленного, обоснованного и рационального характера. Цели представляют собой продукт деятельности политической системы, определенным образом субъективный отражение объективного. Объективно цели государственного управления рождаются и должны рождаться «снизу» - идти от потребностей и интересов людей, объединенных в государство. Содержание и цели государства заключаются в том, чтобы способствовать материальному и духовному развитию своего народа. Внутреннее состояние общества и проблемы, что его беспокоят, является подлинным и актуальным источником формирования целей государственного управления. Необходимо изучение объективных условий, которые создаются вокруг общества и внутри него, реальное определение возможностей и силы субъективного фактора, конкретное знание потребностей и интересов отдельных объектов, на которые направляются управляющие воздействия, достоверная оценка потенциала государственного управления и осуществления других действий , которые способны привести в совокупности и в итоге к объективной практической целенаправленности государственного управления. Целенаправленность в государственном управлении должен рано или поздно стать объективным. По источнику возникновения и содержанием, сложной и логической последовательностью основные виды целей государственного управления образуют следующую структуру:

• общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;

• социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние  и уровень социальной жизни людей;

• экономические, характеризующие и утверждают экономические  отношения, обеспечивающие материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;

• духовные, связанные в одном аспекте  с восприятием духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется  общество, а во втором - с подключением духовного потенциала общества в  реализацию общественно-политических и социальных целей. Цели государственного управления также разделяют на: стратегические, связанные с качеством общества, его сохранением и преобразованием; тактические, оперативные. Стратегические цели развертываются в тактические, фиксирующие крупные блоки действий по достижению первых 1, а тактические - в оперативные, которые определяют ежедневные и конкретные действия по достижению стратегических и тактических целей.1 Тактические цели, как правило, должны определяться программами деятельности правительства, центральных и местных органов исполнительной власти, целевыми программами. В научной литературе отмечается градация целей государственного управления и по другим принципам: по объему - общие (для всего государственного управления) и частные (для отдельных его подсистем, звеньев конкретных компонентов), по результатам - конечные и промежуточные, по времени - отдаленные, близкие и непосредственные. В процессе целевиявления важное значение имеет построение «дерева» целей государственного управления на основе определения стратегической цели и разбивки ее на цели низшего порядка. Обоснованность и действенность целей государственного управления определяются их зависимостью от определенных ресурсов и обеспеченности ими. Особое значение здесь имеют, как и во всем, природные и человеческие ресурсы, но таких ресурсов мало и увеличение их не предвидится. Поэтому внимание следует обратить на те, которые не требуют больших затрат, воспроизводятся, развиваются и находятся в нашем распоряжении. Прежде всего - это ресурсы права, причем права в широком смысле. Любые цели, которые ставятся в государственном управлении, должны оцениваться с точки зрения их соответствия правовым требованиям (справедливости, правды, гуманизма), закрепляться законодательно и проводиться в жизнь силой законов и государственных механизмов их реализации.

23. Общие и специфические функции  государственного управления.

Содержание  государственного управления наиболее отчетливо проявляется в его функциях.

В управлении под функцией следует понимать основные базовые виды деятельности, которые должны осуществляться управленцами.

Функции государственного управления:

а) общие - это функции, порождаемые общими задачами государственного управления и направлены на укрепление конституционное установленных общественных отношений, государственного устройства, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан и стабильности международного положения государства.

 б) специальные функции призваны обеспечить эффективное функционирование аппарата государственного управления.

в) вспомогательные, или обеспечивающие функции не влияют непосредственно на деятельность объекта управления, однако призваны обеспечивать реализацию основных и общих функций государственного управления, а также жизнеспособность самого органа исполнительной власти и его структурных подразделений.

Общие функции государственного управления делятся на: политико-административные, обеспечивающих функционирование государственного механизма и стабильность конституционно установленных общественных отношений; экономические, олицетворяющих хозяйственно-организационную деятельность государства, социальные, которые призваны реализовывать государственную социальную политику; гуманитарные - направлены на функционирование и развитие образования , науки и культуры. К специальным функциям государственного управления относятся: стратегическое планирование, функция принятия управленческих решений, функция организации деятельности, функция мотивации, контрольная функция.

Важнейшими  среди общих функций государственного управления является политико-административные функции:

- Оборона страны: включает содержание армии, мобилизационная работа, участие армии в международных миротворческих операциях;

-Национальная безопасность - охрана  границ и таможня, - внешняя политика: внешние отношения, представительство страны за рубежом, защита прав соотечественников за пределами страны, внешняя экономическая политика;

- Обеспечение правопорядка: охрана прав и свобод граждан, борьба с преступностью, охрана собственности и физических лиц, предупреждения правонарушений; - политика в информационной сфере.

Под специальными функциями управления следует понимать относительно обособленные направления управленческой деятельности, которые обеспечивают управленческое действие, отражая ее сущность и содержание на всех уровнях государственного управления. Важнейшей составляющей специальных функций управления является стратегическое планирование.

Стратегическое планирование - это систематический процесс, с помощью которого органы исполнительной власти определяют свою деятельность на будущее.

24. Государственное регулирование  как главная функция государственного  управления.

Основной  функцией государственного управления экономикой является государственное  регулирование. Государственное регулирование экономики - это деятельность государства по созданию правовых, экономических и социальных предпосылок для функционирования экономического механизма, в соответствии с целями и приоритетами гос экономической политики. Благодаря функции регулирования достигается необходимое состояние упорядочения и устойчивости системы управления. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по любым отклонениям от задач и заданных программ. С помощью регулирования осуществляются непосредственное руководство, поведение управляемых объектов. Под влиянием регулирования управленческие процессы происходят в заданном направлении и в соответствии с установленной программой. Необходимость оперативного регулирования обусловлена ​​исключительно мобильностью самого управления. Способность управленческой системы самостоятельно сохранять равновесие относительно возбуждающих влияний (отклонений) является результатом осуществления функции регулирования. Гос регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования соц. неравенства населения. В нашей стране опыт показал, что отказ от гос регулирования процесса соц-эк развития приводит к кризису. Значительную роль в гос воздействии на соц-эк развитие играют законы, позволяющие регламентировать поведение субъектов хозяйствования.

25. Контрольная функция государственного  управления.

Контроль  является важным признаком содержания государственного управления. Контроль явление многогранное и многоплановое. В зависимости от того, на каком  уровне и относительно чего рассматривается, контроль может быть охарактеризован  как форма или вид деятельности, как принцип, как функция. Исходя из понимания сути контроля в сфере  управления как наблюдения за соответствием  деятельности управляемого объекта  тем предписаниям, которые он получил  от управляющего субъекта и выполнением  принятых решений, он является конкретным самостоятельным видом работы. Функция  конфолю в государственном управлении состоит в анализе и сопоставлении  фактического состояния в той  или иной отрасли с требованиями, которые поставлены перед ними, отклонениями в выполнении поставленных задач  и причинах этих отклонений, а также  оценке деятельности и целесообразности именно такого пути. Такая специфичность  назначение контроля, как отмечают в своих работах исследователи  этой проблемы, и позволяет выделить его среди других функций управления, создать специальные органы, которые  не выполняют или почти не выполняют  других, кроме контроля, функций, определить компетенцию этих органов. В государственном  управлении контроль находится в  тесной связи с другими функциями  управления и вместе с тем предназначен для оценки соответствия осуществления  этих функций задачам, стоящим перед  управлением. Контроль обеспечивает конкретность управления и осуществления его  соответствии с принятыми решениями. С помощью контроля, который в  кибернетике называют «обратной  связью», субъект управления получает информацию о результатах деятельности, а также о тех ошибках и  изменения ситуации, которые могут  привести к невыполнению поставленных задач или получения совершенно иным результатам. Контроля в сфере  управления осуществляют в разных объемах  и формах большинство государственных  органов. Процесс демократизации внес изменения в соотношение централизации  и децентрализации управления, назначение контроля, формы и методы его осуществления. Из средства наказания контроль приобрел информационно-аналитического характера, стал неотъемлемым фактором дальнейшего  развития управления.

26. Система методов государственного  регулирования экономики.

Государственное регулирование  экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера по стабилизации и приспособлению экономики к изменяющимся. Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику. Выделяют экономические и административные методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют бюджетно-налоговую политику.

Системный подход предполагает интеграцию в целостную  систему, во-первых, элементов, формирующих  стратегию социально-экономического развития, во-вторых, элементов, образующих подсистему регуляторов. Стратегия  социально-экономического развития формируется  через макроэкономическое прогнозирование (предвидение возможного состояния  объектов в будущем и определение  альтернатив развития), макроэкономическое планирование (определение целей  и приоритетов развития и мероприятий, направленных на достижение целей) и государственное программно-целевое планирование (определение наиболее актуальных социально-экономических проблем и меры для решения этих проблем).Методы ГРЭ классифицируются по двум признакам: по формам влияния и средствами воздействия. По формам воздействия методы ГРЭ разделяют на две группы: методы прямого и косвенного воздействия. Зависимости от средств воздействия выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы. Методы прямого воздействия непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка. Такое непосредственное воздействие осуществляется с помощью инструментов административно-правового характера, регламентирующие деятельность субъектов хозяйствования, и экономических инструментов прямого воздействия. Последние направлены на регулирование темпов роста и структуры экономики, объемов производственного и непроизводственного потребления, масштабов деятельности общественного сектора экономики и др..Беря в целом, можно сказать, что основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы и целевые комплексные программы, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные расходы, лимиты и т . д.

Методы косвенного регулирования - это методы, которые регламентируют поведение субъектов рынка не прямо, а опосредованно, через создание определенного экономической среды, которое заставляет их действовать в нужном государству направлении. Опосредованное регулирование - это воздействие на экономические интересы. Государство воплощает в жизнь свои решения на основании мотивации. В данном контексте мотивация - это процесс побуждения субъектов рынка к деятельности в направлении государственных приоритетов.К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и других направлений экономической политики, а также методы морального убеждения.

27. Правовые и административные  методы государственного регулирования  экономики.

Информация о работе Лекции по "Национальная экономика"