Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:19, курс лекций
1.Суть понятия «национальное богатство» и его элементы. Национальное богатство непосредственно связано с производством национального продукта и его воспроизведением. Оно возрастает и увеличивается прежде всего за счет национального продукта, который воспроизводится на расширенной основе. Национальное богатство - это совокупность материальных благ, накопленных обществом за всю его историю. Другими словами, национальное богатство - это все то, чем располагает страна сегодня - все материальное богатство общества. Такое толкование национального богатства дается в современной экономической литературе и статистике. Но дискуссии относительно определения национального богатства и его структуры продолжаются.
Неравномерность
распределения доходов
Бедность - причины возникновения и прогрессирования.
Бедность - невозможность вследствие недостатка средств поддерживать образ жизни, присущий конкретному обществу в конкретный период времени. Главными причинами возникновения и распространения бедности уменьшение уровня занятости населения, рост уровня безработицы, низкий уровень оплаты труда и пенсионного обеспечения, задолженность по заработной плате и социальных выплат, которые имеют сугубо экономическую подоплеку, отсутствие развитой системы страхования жизненных рисков и адресной социальной помощи. Возникновение бедности объясняется, как правило, экономическими причинами: высоким уровнем безработицы, низким уровнем оплаты труда и пенсионного обеспечения, задолженностью по выплатам заработной платы. Но кроме непосредственных причин бедности ученые рассматривают также другие причины. Это, в частности, несправедливое распределение доходов, существенная дифференциация доходов по отдельным группам населения, значительное сокращение спроса на отечественные товары, спад производства вследствие низкой конкурентоспособности продукции, рост тенизации экономики, значительная межотраслевая дифференциация заработной платы. Украина принадлежит к странам не только с высоким, но и растущим уровнем бедности. Значительный спад производства в условиях экономического кризиса, инфляция, снижение производительности труда, искусственное удерживание на производстве излишней рабочей силы, рост уровня и продолжительности безработицы в сочетании с монопольным положением отдельных отраслей и предприятий неизбежно привели к снижению объемов валового внутреннего продукта на душу населения, сокращение доли оплаты труда в его структуре, уменьшение реальных доходов и реальной заработной платы, снижение платежеспособного спроса населения и объемов потребления при одновременном ухудшении его качества и структуры. К этому добавился процесс поляризации бывшего эгалитарного общества, который характеризуется, с одной стороны, стремительной концентрацией средств и имущества в руках немногих групп населения, с другой - прогрессирующим увеличением масштабов бедности и обездоленности широких слоев.
42. Стоимостная величина
Прожиточный минимум - стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека. Состоящая из стоимостного измерения минимального необходимого набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.
В Украине
прожиточный минимум
.Размер
прожиточного минимума
Прожиточный минимум и величина его стоимости для граждан трудоспособного возраста являются инструментами социальной политики. Они должны использоваться в качестве ориентиров при регулировании доходов и расходов различных групп населения, для обоснования размеров оплаты труда, а также регулирования межотраслевого повышения заработной платы, соотношения в оплате труда по отраслям, для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ на уровне региона, предприятия.
Расчеты
прожиточного минимума целесообразно
осуществлять не только в среднем
на душу населения или семью, но и
отдельно для трудоспособных граждан,
детей до 6 лет, подростков, пенсионеров.
Это позволяет
43. Основные источники
Источниками финансирования социальных гарантий выступают:> Государственный бюджет;> средства местных бюджетов;>
Страховые
фонды: • Фонд социального страхования
по временной потере трудоспособности;
• Фонд общеобязательного
Механизм реализации социальных гарантий. Государство должно гарантировать всем гражданам минимум социальных услуг и материальных благ через следующие механизмы:> Определение размеров минимальных социальных гарантий: • минимальной заработной платы; • пенсий по возрасту; • стипендий и т.п.. > Осуществление превентивных социальных мер в связи с ценовой либерализацией: • адресного выборочного предоставления социальной помощи; • осуществление компенсационных выплат незащищенным слоям населения и т.д.. > Защита покупательной способности малообеспеченных граждан через ежемесячный пересмотр: • среднедушевого совокупного дохода, дающего право на помощь; • целевой денежной помощи в соответствии с изменением индекса потребительских цен.
Поступления
из бюджетов разных уровней всегда
были традиционным источником финансирования
социального развития государственных
учреждений культуры, оплаты труда
их работников. В соответствии с "Положением
об основах хозяйственной
За счет
средств местных бюджетов осуществляется
финансирование государственных программ
социального обеспечения
Государственная инвестиционная политика реализуется через механизмы прямого и косвенного экономического регулирования. Инвестиционная политика государства в социальной сфере должна быть направлена на поддержку производства, прежде всего наиболее важных видов услуг и товаров для удовлетворения потребностей населения; существующих и новых форм хозяйствования в социальной инфраструктуре, развития и внедрения наукоемких и прогрессивных технологий в сфере услуг; охраны земельных ресурсов и окружающей среды; реализации инвестиционных проектов субъектов предпринимательской деятельности в специальных экономических зонах и территориях приоритетного развития, привлечение иностранных инвестиций.
44. Основные функции
Функция пространственно-
Функция учета природных ресурсов представляет собой деятельность уполномоченных на это государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, направленную на систематизацию свода сведений о правовом, природный и хозяйственный состояние природных ресурсов, их отдельных частей, а также постоянных и таких, изменяющихся во времени , свойств. Функцию экологического планирования следует понимать как деятельность специально уполномоченных государственных органов управления в рамках материальных норм экологического права, направленную на создание экологически обоснованных императивов рационального и комплексного использования природных ресурсов, их воспроизводства, а также охраны окружающей среды. Функцию прогнозирования использования природных ресурсов и охраны окружающей среды следует понимать как деятельность специально уполномоченных государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, направленную на разработку прогнозных показателей изменения состояния окружающей среды, использования потенциала природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Функцию распределения и перераспределения природных ресурсов следует понимать как деятельность специально уполномоченных государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, в результате которой возникают, изменяются или прекращаются у владельцев или природопользователей субъективные права собственности или пользования природными ресурсами. Функция надзора (мониторинга) за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды представляет собой деятельность уполномоченных на это государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права по надзору, сбору, обработке, передаче, сохранению и анализа информации о состоянии окружающей природной среды, прогнозированию его изменений и разработке научно обоснованных рекомендаций, необходимых для принятия управленческих решений. Функция экологического контроля представляет собой деятельность уполномоченных на это государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, направленную на наблюдение и проверку соблюдения всеми юридическими и физическими лицами правил и требований, сформулированных в действующем экологическом законодательстве. Функция экологической экспертизы представляет собой деятельность уполномоченных на это государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, направленную на выполнение межотраслевых экологических исследований, анализ и оценку предпроектных, проектных и других материалов или объектов, реализация или действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей среды и здоровья людей, и подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям экологического законодательства, обеспечения экологической безопасности. Функция стандартизации и нормирования в области охраны окружающей среды представляет собой деятельность уполномоченных на это государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, направленную на обеспечение единых требований, правил, нормативов по использованию природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. Функция решения экологических споров представляет собой деятельность уполномоченных на это государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, направленную на рассмотрение и устранения разногласий, связанных с нарушением прав и законных интересов собственников, пользователей (в том числе арендаторов) по поводу владения, пользования или распоряжения объектами природы.
45.Основни механизмы
Существуют различные
формы международных
1) международная торговля товаров и услуг;
2) международная миграция рабочей силы;
3) международная
кооперация производства. Основные
механизмы, с помощью которых
НЕ связана с миром, есть
механизмы внешнеторговых (МЗТЗ) и
международных финансовых
Внешнеэкономическая политика - составная часть внутренней экономической политики государства. Конечно, решения общих задач внешнеэкономической политики в каждой стране имеет свои специфические особенности.
Основные составляющие внешнеэкономической политики Украины:
-Внешнеторговая политика;
-Инвестиционная политика:
-Политика
научно-технического
-Валютно-финансовая политика;
-Политика
миграции рабочей силы и др..
Регулирование ВЭД в Украине осуществляется с учетом следующих целей:
- Обеспечение
сбалансированности экономики
- Стимулирование
прогрессивных рыночных
- Создание
благоприятных условий для
Государственное регулирование должно обеспечить:
- Защита
экономических интересов
- Развитие
конкуренции и ликвидацию
46. Основные показатели
Активность страны в мировых экономических отношениях можно оценить следующими показателями: уровень экспорта. Это процентное отношение объема товаров и услуг, экспортируемых к объему ВВП;
структура
экспорта, т.е. удельный вес отдельных
групп товаров в зависимости
от степени их переработки, в общем
объеме экспорта. Согласно своей структуры
экспорт может иметь сырьевую
или технологическую