Лекции по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:19, курс лекций

Описание работы

1.Суть понятия «национальное богатство» и его элементы. Национальное богатство непосредственно связано с производством национального продукта и его воспроизведением. Оно возрастает и увеличивается прежде всего за счет национального продукта, который воспроизводится на расширенной основе. Национальное богатство - это совокупность материальных благ, накопленных обществом за всю его историю. Другими словами, национальное богатство - это все то, чем располагает страна сегодня - все материальное богатство общества. Такое толкование национального богатства дается в современной экономической литературе и статистике. Но дискуссии относительно определения национального богатства и его структуры продолжаются.

Файлы: 1 файл

Ответы по нац. экономики Microsoft Office Word.docx

— 112.47 Кб (Скачать файл)

Неравномерность распределения доходов характеризует  также децильний коэффициент  дифференциации и индекс Джини, который  рассчитывается на основе кривой Лоренца. Децильний коэффициент дифференциации - соотношение уровней благосостояния населения: 10% самых богатых на 10% наименее обеспеченных граждан. Чем  ближе кривая Лоренца к кривой абсолютного равенства, тем выше степень равномерности доходов, и тем ниже будет индекс Джини. Высокое значение индекса Джини  свидетельствует о значительной неравенство в распределении  доходов, чрезмерно высокую долю в совокупных доходах богатых  слоев общества, формирует общее  недопотребления в экономике. 

Бедность - причины возникновения  и прогрессирования.

Бедность - невозможность вследствие недостатка средств поддерживать образ жизни, присущий конкретному обществу в конкретный период времени. Главными причинами возникновения и распространения бедности уменьшение уровня занятости населения, рост уровня безработицы, низкий уровень оплаты труда и пенсионного обеспечения, задолженность по заработной плате и социальных выплат, которые имеют сугубо экономическую подоплеку, отсутствие развитой системы страхования жизненных рисков и адресной социальной помощи. Возникновение бедности объясняется, как правило, экономическими причинами: высоким уровнем безработицы, низким уровнем оплаты труда и пенсионного обеспечения, задолженностью по выплатам заработной платы. Но кроме непосредственных причин бедности ученые рассматривают также другие причины. Это, в частности, несправедливое распределение доходов, существенная дифференциация доходов по отдельным группам населения, значительное сокращение спроса на отечественные товары, спад производства вследствие низкой конкурентоспособности продукции, рост тенизации экономики, значительная межотраслевая дифференциация заработной платы. Украина принадлежит к странам не только с высоким, но и растущим уровнем бедности. Значительный спад производства в условиях экономического кризиса, инфляция, снижение производительности труда, искусственное удерживание на производстве излишней рабочей силы, рост уровня и продолжительности безработицы в сочетании с монопольным положением отдельных отраслей и предприятий неизбежно привели к снижению объемов валового внутреннего продукта на душу населения, сокращение доли оплаты труда в его структуре, уменьшение реальных доходов и реальной заработной платы, снижение платежеспособного спроса населения и объемов потребления при одновременном ухудшении его качества и структуры. К этому добавился процесс поляризации бывшего эгалитарного общества, который характеризуется, с одной стороны, стремительной концентрацией средств и имущества в руках немногих групп населения, с другой - прогрессирующим увеличением масштабов бедности и обездоленности широких слоев.

 

42. Стоимостная величина прожиточного  минимума.

Прожиточный минимум - стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека. Состоящая из стоимостного измерения минимального необходимого набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.

В Украине  прожиточный минимум определяется нормативным методом в расчете  на месяц на одного человека. Кроме  того, прожиточный минимум определяется дифференцированно в зависимости  от возрастного критерия или же в  зависимости от социальной и демографической  группы лица: для детей до 6 лет, для  детей от 6 до 18 лет, для трудоспособных лиц, для лиц, утративших трудоспособность

.Размер  прожиточного минимума утверждается  ежегодно Законом о Государственном  бюджете Украины на соответствующий  год. (с 01.01.2013 по 30.11.2013-1108,00 грн.).Мировая практика разработала несколько вариантов определения прожиточного минимума в государстве. На практике применяется нормативный метод, который заключается в установлении стоимостной величины прожиточного минимума через минимальную потребительскую корзину. Каждое государство имеет свои особенности формирования минимальной потребительской корзины. В Украине прожиточный минимум определяется нормативным методом в расчете на месяц на одного человека. Кроме того, прожиточный минимум определяется дифференцированно в зависимости от возрастного критерия или же в зависимости от социальной и демографической группы лица: для детей до 6 лет, для детей от 6 до 18 лет, для трудоспособных лиц, для лиц, утративших трудоспособность.

Прожиточный минимум и величина его стоимости  для граждан трудоспособного  возраста являются инструментами социальной политики. Они должны использоваться в качестве ориентиров при регулировании  доходов и расходов различных  групп населения, для обоснования  размеров оплаты труда, а также регулирования  межотраслевого повышения заработной платы, соотношения в оплате труда  по отраслям, для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ на уровне региона, предприятия.

Расчеты прожиточного минимума целесообразно  осуществлять не только в среднем  на душу населения или семью, но и  отдельно для трудоспособных граждан, детей до 6 лет, подростков, пенсионеров. Это позволяет дифференцированно  оценивать стоимость воспроизводства, а затем определить минимально необходимые  уровни доходов для различных  по составу типов семей.

43. Основные источники финансирования  социальной сферы.

Источниками финансирования социальных гарантий выступают:> Государственный бюджет;> средства местных бюджетов;>

Страховые фонды: • Фонд социального страхования  по временной потере трудоспособности; • Фонд общеобязательного государственного страхования на случай безработицы; • Фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; • Фонд медицинского страхования (за счет страховых взносов предприятий  и граждан, а также благотворительных  взносов граждан и предприятий, кредитов банков и других источников, не запрещенных законодательством  Украины) • Государственные и  негосударственные Пенсионные фонды.

Механизм реализации социальных гарантий. Государство должно гарантировать всем гражданам минимум социальных услуг и материальных благ через следующие механизмы:> Определение размеров минимальных социальных гарантий: • минимальной заработной платы; • пенсий по возрасту; • стипендий и т.п.. > Осуществление превентивных социальных мер в связи с ценовой либерализацией: • адресного выборочного предоставления социальной помощи; • осуществление компенсационных выплат незащищенным слоям населения и т.д.. > Защита покупательной способности малообеспеченных граждан через ежемесячный пересмотр: • среднедушевого совокупного дохода, дающего право на помощь; • целевой денежной помощи в соответствии с изменением индекса потребительских цен.

Поступления из бюджетов разных уровней всегда были традиционным источником финансирования социального развития государственных  учреждений культуры, оплаты труда  их работников. В соответствии с "Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" бюджетные средства должны направляться на следующие цели: - заработная плата работников учреждений СКС (специалистов, творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала), как находящихся в  штате , так и привлеченных по договорам, в том числе выплаты гонораров  авторам; - хозяйственное содержание помещений, зданий, включая расходы  на коммунальные услуги, освещение, отопление, текущий ремонт и т.д. - комплектование библиотечных фондов, пополнение музейных коллекций, научно-методическую деятельность, - материальное обеспечение художественного  воплощения творческих замыслов (создание новых представлений, показов, подготовку концертных программ, выставок) и поддержание  в рабочем состоянии материального  оформления спектаклей, художественных экспозиций - проведение капитального ремонта; реставрационные работы; - оснащение учреждений культуры и  искусства техническими средствами и оборудованием.

За счет средств местных бюджетов осуществляется финансирование государственных программ социального обеспечения приютов  для несовершеннолетних; территориальных  центров и отделений социальной помощи на дому. Осуществляются расходы, направленные на социальную защиту, в  частности финансируются льготы ветеранам войны и труда, помощь семьям с детьми, дополнительные выплаты  населению на покрытие расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, компенсационные выплаты за льготный проезд отдельных категорий граждан. Местные бюджеты участвуют в строительстве (реконструкции) жилья для отдельных категорий граждан.

Государственная инвестиционная политика реализуется через механизмы прямого и косвенного экономического регулирования. Инвестиционная политика государства в социальной сфере должна быть направлена ​​на поддержку производства, прежде всего наиболее важных видов услуг и товаров для удовлетворения потребностей населения; существующих и новых форм хозяйствования в социальной инфраструктуре, развития и внедрения наукоемких и прогрессивных технологий в сфере услуг; охраны земельных ресурсов и окружающей среды; реализации инвестиционных проектов субъектов предпринимательской деятельности в специальных экономических зонах и территориях приоритетного развития, привлечение иностранных инвестиций.

44. Основные функции государственного  управления в области охраны  окружающей среды.

Функция пространственно-территориального устройства объектов природы представляет собой деятельность уполномоченных на это государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, направленных на проведение работ по организации использования, воспроизводства, охраны и защиты природных ресурсов, создания благоприятных экологических условий для жизни и здоровья я населения, развития природной среды.

Функция учета природных ресурсов представляет собой деятельность уполномоченных на это государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, направленную на систематизацию свода сведений о правовом, природный и хозяйственный состояние природных ресурсов, их отдельных частей, а также постоянных и таких, изменяющихся во времени , свойств. Функцию экологического планирования следует понимать как деятельность специально уполномоченных государственных органов управления в рамках материальных норм экологического права, направленную на создание экологически обоснованных императивов рационального и комплексного использования природных ресурсов, их воспроизводства, а также охраны окружающей среды. Функцию прогнозирования использования природных ресурсов и охраны окружающей среды следует понимать как деятельность специально уполномоченных государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, направленную на разработку прогнозных показателей изменения состояния окружающей среды, использования потенциала природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Функцию распределения и перераспределения природных ресурсов следует понимать как деятельность специально уполномоченных государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, в результате которой возникают, изменяются или прекращаются у владельцев или природопользователей субъективные права собственности или пользования природными ресурсами. Функция надзора (мониторинга) за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды представляет собой деятельность уполномоченных на это государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права по надзору, сбору, обработке, передаче, сохранению и анализа информации о состоянии окружающей природной среды, прогнозированию его изменений и разработке научно обоснованных рекомендаций, необходимых для принятия управленческих решений. Функция экологического контроля представляет собой деятельность уполномоченных на это государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, направленную на наблюдение и проверку соблюдения всеми юридическими и физическими лицами правил и требований, сформулированных в действующем экологическом законодательстве. Функция экологической экспертизы представляет собой деятельность уполномоченных на это государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, направленную на выполнение межотраслевых экологических исследований, анализ и оценку предпроектных, проектных и других материалов или объектов, реализация или действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей среды и здоровья людей, и подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям экологического законодательства, обеспечения экологической безопасности. Функция стандартизации и нормирования в области охраны окружающей среды представляет собой деятельность уполномоченных на это государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, направленную на обеспечение единых требований, правил, нормативов по использованию природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. Функция решения экологических споров представляет собой деятельность уполномоченных на это государственных органов управления в пределах материальных норм экологического права, направленную на рассмотрение и устранения разногласий, связанных с нарушением прав и законных интересов собственников, пользователей (в том числе арендаторов) по поводу владения, пользования или распоряжения объектами природы.

45.Основни механизмы внешнеторговых  и международных финансовых связей.

Существуют различные  формы международных экономических  отношений (МЭО):

1) международная  торговля товаров и услуг;

2) международная  миграция рабочей силы;

3) международная  кооперация производства. Основные  механизмы, с помощью которых  НЕ связана с миром, есть  механизмы внешнеторговых (МЗТЗ) и  международных финансовых связей (ММФЗ). МЗТЗ проявляются через  экспорт и импорт товаров и  услуг.

Внешнеэкономическая политика - составная часть внутренней экономической политики государства. Конечно, решения общих задач внешнеэкономической политики в каждой стране имеет свои специфические особенности.

Основные  составляющие внешнеэкономической  политики Украины:

-Внешнеторговая  политика;

-Инвестиционная  политика:

-Политика  научно-технического сотрудничества;

-Валютно-финансовая  политика;

-Политика  миграции рабочей силы и др..Каждое  из направлений внешнеэкономической  политики решает проблемы с  учетом этапа развития страны  и современных тенденций развития  мирового хозяйства.

Регулирование ВЭД в Украине осуществляется с учетом следующих целей:

- Обеспечение  сбалансированности экономики и  равновесия внутреннего рынка  страны;

- Стимулирование  прогрессивных рыночных структурных  изменений в экономике;

- Создание  благоприятных условий для вхождения  экономики Украины в систему  международного разделения труда.

Государственное регулирование должно обеспечить:

- Защита  экономических интересов Украины  и законных интересов субъектов  ВЭД- Создание равных возможностей  для субъектов ВЭД с целью  развития всех видов предпринимательской  деятельности, независимо от форм  собственности;

- Развитие  конкуренции и ликвидацию монополии.

46. Основные показатели активности  страны в международных экономических  отношениях.

Активность  страны в мировых экономических  отношениях можно оценить следующими показателями: уровень экспорта. Это процентное отношение объема товаров и услуг, экспортируемых к объему ВВП;

структура экспорта, т.е. удельный вес отдельных  групп товаров в зависимости  от степени их переработки, в общем  объеме экспорта. Согласно своей структуры  экспорт может иметь сырьевую или технологическую направленность, характеризующий место страны в  международной отраслевой специализации;

Информация о работе Лекции по "Национальная экономика"