Лекции по "Операциям банков с ценными бумагами"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:36, курс лекций

Описание работы

Целью дисциплины является рассмотрение различных аспектов деятельности российских банков на рынке ценных бумаг и характера выполняемых ими операций с ценными бумагами.
Рассмотрение операций банков с ценными бумагами позволит студентам:
понять роль и место банков на рынке ценных бумаг;
ознакомиться с законодательными основами деятельности банков как участников рынка ценных бумаг;
рассмотреть особенности привлечения и размещения банками финансовых ресурсов с использованием ценных бумаг;
определить сущность и особенности функционирования банков, специализирующихся на посреднических операциях с ценными бумагами;
рассмотреть использование коммерческими банками инструментов фондового рынка для повышения ликвидности и доходности своих активов;
рассмотреть основные тенденции расширения банками операций с ценными бумагами и определить их последствия для банков и банковской системы.

Содержание работы

Тема 1. Место и роль банков на рынке ценных бумаг
1.1. Государственное регулирование деятельности банков на рынке ценных бумаг
1.2. Виды деятельности банков на рынке ценных бумаг
1.3. Характер операций банков с ценными бумагами
1.4. Особая роль банков как участников рынка ценных бумаг.

Тема 2. Эмиссионные операции банков
2.1. Законодательные основы организации и проведения выпусков банками собственных ценных бумаг
2.2. Цели, задачи и содержание эмиссионной деятельности банков
2.3. Виды ценных бумаг, выпускаемых банком
2.4. Порядок проведения эмиссии банком собственных ценных бумаг
2.5. Организация выпуска банком не эмиссионных ценных бумаг

Тема 3. Вексельные операции банков
3.1. Законодательные основы проведения банками вексельных операций
3.2. Виды операций, проводимых банками с векселями
3.3. Вексельное кредитование. Учет и переучет векселей. Залоговые операции банков с векселями
3.4. Роль банковских векселей как расчетного инструмента в современной российской экономике

Тема 4. Инвестиционная деятельность банков
4.1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности банков
4.2. Виды инвестиционной деятельности банков
4.3. Инвестиционная политика банка. Портфель ценных бумаг банка, способы его формирования
4.5. Инвестиционные риски банка и способы их снижения

Тема 5. Банки как профессиональные участники рынка ценных бумаг
5.1. Законодательные основы деятельности банков как профессиональных участников рынка ценных бумаг
5.2. Виды профессиональной деятельности банков
5.3. Дилерские и брокерские операции банков

Тема 6. Новые виды услуг банков на рынке ценных бумаг
6.1. Маржинальная торговля – как новый вид банковских услуг на рынке ценных бумаг
6.2. Риски маржинальной торговли
6.3. Интернет-трейдинг

Тема 7. Доверительные операции банков на рынке ценных бумаг
7.1. Сущность и содержание операций банков по доверительному управлению
7.2. Виды операций банков по доверительному управлению
7.3. Задачи и порядок работы Общих фондов банковского управления (ОФБУ)

Тема 8. Андеррайтинговые операции банков
8.1. Банки как организаторы выпусков ценных бумаг
8.2. Процедуры и этапы проведения андеррайтинга.
8.3. Гарантийные операции банков

Тема 9. Депозитарные операции банков
9.1. Законодательные основы депозитарной деятельности банков
9.2. Виды депозитарных услуг банка
9.3. Организация депозитарных операций в банке
9.4. Депозитарное обслуживание векселей

Тема 10. Организация внутреннего контроля деятельности банка на рынке ценных бумаг
10.1. Основы организации внутреннего контроля деятельности банков на рынке ценных бумаг
10.2. Порядок образования и регулирования банком резервапод возможное обесценение ценных бумаг

Тема 11. Банк России на рынке ценных бумаг
11.1. Регулятивная роль Банка России на рынке ценных бумаг
11.2. Кредитные операции Банка России с использованием ценных бумаг
11.3. Банк России как эмитент ценных бумаг.

Файлы: 1 файл

операции банков с ценными бумагами лекции.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Банки должны выработать и закрепить во внутренних регламентах собственные критерии отнесения ценных бумаг к торговому портфелю, учитывая рекомендации Банка России и перспективы развития своей торговой деятельности на рынке ценных бумаг. Такой подход обеспечивает банкам необходимую свободу в управлении рыночными рисками и одновременно позволяет увязать методики их оценки и процедуры регулирования с уже действующими в банках системами управления рисками.

Кроме ограничения  рисков по ценным бумагам размерами  собственного капитала, Банк России через установление обязательных экономических нормативов количественно ограничивает вложения банков в ценные бумаги.

Согласно Инструкции Банка России «Об обязательных нормативах банков» 110-И, общий объем вложений банка в акции, приобретенные для инвестирования (за исключением вложений, уменьшающих показатель собственного капитала банка), а также части вложений банка в акции, приобретенные для перепродажи (за исключением вложений, которые составляют менее 5% зарегистрированного уставного капитала организации-эмитента), не должен превышать 25% собственного капитала банка (норматив Н12).

Вложения банков в ценные бумаги какого-либо одного эмитента ограничиваются через норматив Н6 – максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, поскольку в совокупную сумму требований банка к заемщику включаются приобретенные долговые обязательства заемщика. Максимально допустимое значение этого норматива устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации и составляет 25%. При этом активы, учитываемые при расчете данного норматива, взвешиваются по степени риска, как и при расчете норматива достаточности капитала. Норматив Н6 рассчитывается по каждому эмитенту, в долговые обязательства которого банком произведены вложения, включая государство – эмитента государственных долговых обязательств. При этом он рассчитывается отдельно в отношении федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления при наличии у последних обособленного бюджета. Если помимо приобретения ценных бумаг какого-либо эмитента банк не предоставлял ему кредитов, гарантий и поручительств, то вложения банка в долговые ценные бумаги одного эмитента ограничены:

  • для федеральных органов государственной власти величиной в 250% капитала банка (25/10%);
  • для субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления величиной в 125 % капитала банка (25/20%);
  • для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в торговый портфель, – 36 % капитала банка (25/70%);
  • для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в инвестиционный портфель (100% риск), – 25% капитала банка.

 

Если эмитент  является акционером банка, доля которого в уставном капитале банка превышает 5%, то вместо норматива Н6 используется норматив Н9, рассчитываемый по той же методике, предельно допустимое значение которого составляет 20%. В этом случае показатели предельных объемов вложений составят соответственно:

  • для федеральных органов государственной власти величиной в 200% капитала банка (20/10%);
  • для субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления – 100 % капитала банка (20/20%);
  • для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в торговый портфель, – 29% капитала банка (20/70%);
  • для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в инвестиционный портфель (100 % риск), – 20% капитала банка.

 

Важнейшей функцией Банка России является обеспечение  специальных мер поддержки рынка ценных бумаг в ходе его функционирования:

  • осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, выступает платежным агентом по обслуживанию внутреннего государственного долга в форме государственных ценных бумаг;
  • выполняя функции агента Министерства финансов РФ по обслуживанию выпусков Федеральных долговых обязательств (ФДО):
    • устанавливает требования к Торговой и Расчетной системам, Депозитарию и субдепозитариям;
    • устанавливает требования к дилерам и определяет их качественный состав;
    • устанавливает правила проведения торгов и проводит аукционы по первичному размещению облигаций, осуществляет их погашение.

 

11.2. Кредитные  операции Банка России с использованием ценных бумаг

 

Один из важнейших  инструментов денежно-кредитной политики, посредством которого Банк России регулирует ликвидность банковской системы и выполняет функция кредитора в последней инстанции является – рефинансирование.

Банк России, в соответствии с ФЗ «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке России)» предоставляет коммерческим банкам ломбардные кредиты под залог надежных, высоко ликвидных активов в валюте Российской Федерации. Ломбардный кредит предоставляется коммерческим банкам в пределах общего объема выдаваемых Банком России кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Решением Совета Директоров Центрального банка Российской Федерации в ломбардный список включены следующие виды ценных бумаг:

  • Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
  • Облигации Федерального займа (ОФЗ).
  • Муниципальные ценные бумаги (входящие в ломбардный список)
  • Облигации Банка России (ОБР).

 

Право на получение  ломбардного кредита имеет банк, отвечающий следующим критериям на момент подачи заявки на получение кредита:

    • имеющий счет ДЕПО в уполномоченном депозитарии;
    • своевременно и в полном объеме выполняющий обязательные резервные требования Банка России;
    • не имеющий просроченной задолженности по кредитам, предоставленным Банком России, и процентам по ним;
    • не допускавший просрочку погашения задолженности по ранее выданному ломбардному кредиту в течение последних 6 месяцев.

 

Таким образом, получить ломбардный кредит может финансово устойчивый, хорошо работающий банк, временно испытывающий недостаток ликвидности.

Обеспечение ломбардного  кредита считается достаточным, если рыночная цена заложенных ценных бумаг банка, скорректированная на установленный Банком России поправочный коэффициент, больше или равна сумме запрашиваемого ломбардного кредита, включая начисленные проценты за предполагаемый период пользования этим кредитом.

 

К участию в  ломбардном кредитном аукционе принимаются конкурентные и неконкурентные заявки кредитных организаций.

Максимальная  доля неконкурентных заявок для одной кредитной организации, определяемая как отношение совокупного объема по сумме поданных кредитной организацией неконкурентных заявок к совокупному объему по сумме всех заявок данной кредитной организации, выраженное в процентах, устанавливается Банком России в размере 50%.

Расчет достаточности  обеспечения по неконкурентной заявке на участие в ломбардном кредитном аукционе осуществляется исходя из размера процентной ставки по кредиту овернайт, действующей на начало дня принятия заявки.

 

Операции РЕПО

Помимо ломбардного  кредитования Банк России развивает операции РЕПО с использованием в качестве обеспечения государственные ценные бумаги.

Операции РЕПО применяются Банком России для краткосрочного воздействия на ликвидность банковской системы. Использование операций РЕПО расширяет арсенал инструментов операций на отрытом рынке, позволяет более гибко и с наименьшими затратами достигать поставленных целей.

Основу РЕПО – рынка в современной российской банковской системе составляют:

  • операции прямого РЕПО;
  • операции обратного РЕПО;
  • биржевое модифицированное РЕПО (продажа бумаг из собственного портфеля Банка России с обязательством обратного выкупа) вкупе с междилерским РЕПО.

 

Содержание  операций РЕПО проводимых Банком России приведена на рисунке 11.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.11.1. Схема проведения операций РЕПО

 

 

11.3. Банк  России как эмитент ценных  бумаг

 

В развитых странах  необходимость эмиссии собственных ценных бумаг центральным банком зачастую связана с необходимостью использования дополнительных финансовых инструментов, позволяющих им проводить денежно-кредитную политику, обеспечивая ликвидность и финансовую устойчивость банковской системы страны. До сентября 1998 года предоставление Банком России дополнительной ликвидности осуществлялось в форме ломбардного кредитования под залог ГКО-ОФЗ. После кризиса полноценное функционирование системы рефинансирования стало невозможным из-за отсутствия адекватного обеспечения. Таким образом, у Банка России возникла необходимость в принятии срочных мер по введению новых инструментов для регулирования банковской ликвидностью.

Учитывая вышеперечисленное, Банк России принял решение в августе 1998 года о выпуске собственных облигаций, которые стали использоваться для выполнения следующих функций:

  • стерилизация избыточного предложения денег, вызванного проводимой Банком России умеренной эмиссией;
  • введение в обращение безрискового инструмента, позволяющего коммерческим банкам размещать временно свободные денежные средства;
  • предоставление коммерческим банкам ликвидного актива, который можно было бы использовать в качестве обеспечения при участии в операциях с Банком России и на межбанковском рынке;
  • оперативное управление внутренними процентными ставками.

 

После проведения реструктуризации и возобновления вторичных торгов по государственным облигациям Министерство финансов РФ качественно изменило профиль внутренних заимствований за счет удлинения срока обращения государственных ценных бумаг и уменьшения объемов заимствования. Таким образом, облигации Банка России могут и должны занять место в ряду инструментов денежно-кредитной политики.

С 16 сентября 2004 года Банк России провел первый после трехлетнего перерыва аукцион по размещению собственных облигаций.


Информация о работе Лекции по "Операциям банков с ценными бумагами"