Лекция по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:11, лекция

Описание работы

Аудит – предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, направленная на подтверждение достоверности финансовой отчетности, расчетных документов и соответствие совершаемых хозяйственных операций законодательно-нормативным актам, используемых в Российской Федерации.
С латинского «аудитор» - слушатель.

Файлы: 1 файл

Лекции по аудиту.doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)

В случае если по требованию аудитора для подтверждения достоверности  публикуемой отчетности вносятся изменения  в текущем году в бухгалтерский  учет, готовится условно положительное  аудиторское заключение.

В аналитической части указываются  обстоятельства и перечень требований, внесенных в бухгалтерский учет, прикладывается к заключению таблица корректировок. Она имеет следующий вид: вид нарушения с указанием проводки; дата нарушения; сумма; дата внесения изменений в бухгалтерский учет; исправительная проводка; сумма.

Итоговая часть аудиторского заключения представляет собой мнение аудиторской  фирмы или аудитора о достоверности  бухгалтерской отчетности и должна включать мнение о достоверности  баланса, отчета о прибылях и убытках, прочих годовых отчетов.

В случае составления положительного заключения в итоговой части делается запись: « проверенная годовая бухгалтерская отчетность во всех существенных аспектах подготовлена в соответствии с законодательством и нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в РФ и принятым принципом ведения бухгалтерского учета, а достоверность баланса и остальных форм отчетности подтверждена».

Аудиторская фирма (аудитор) заверяет своей печатью каждый лист форм бухгалтерской отчетности предприятия. Отчетность составленная для публикации сопровождается аналогичной записью, которая заверяется печатью и подписью руководителя фирмы (уполномоченного лица).

В случае составления положительного заключения с оговорками в его  итоговой части делается запись: « проверенная годовая бухгалтерская отчетность с учетом всех внесенных изменений во всех существенных аспектах подготовлена в соответствии с законодательством и нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в РФ и принятым принципом ведения бухгалтерского учета». Запись должна также содержать изложение установленных в ходе проверки существенных нарушений. Аудиторская фирма (аудитор) заверяет своей печатью и подписью каждый лист форм отчетности.

Отчетность, составленная для публикации, сопровождается аналогичной записью, которая заверяется печатью и  подписью руководителя фирмы или  уполномоченного лица.

При наличии существенных нарушений  по любому вопросу, входящему в состав аудиторской проверки и не позволяющему дать безусловно или условно положительное заключение, аудиторская фирма подготавливает отрицательное заключение.

Отсутствие печати и подписи  аудитора свидетельствует о не подтверждении  достоверности представленной аудитору отчетности. По завершению аудиторской проверки, проведенной аудиторской фирмой, аудиторское заключение подписывается руководителем фирмы или уполномоченным им лицом, заверяется печатью фирмы и датируется.

Аудиторское заключение вместе с приложенными к нему формами отчетности, подлежащие публикации в обязательном порядке, должно быть сброшюровано, на обратной стороне последней страницы делается запись; «прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью, количество страниц». Запись заверяется подписью руководителя фирмы или уполномоченного лица, а также печатью аудиторской фирмы или аудитора.

Руководству проверяемого экономического субъекта по результатам проверки аудиторская  организация (аудитор) представляет детализированный отчет, в котором должен быть отражен  вопрос о видах и параметрах выборок на всех стадиях проведения проверки и содержатся развернутая аргументация выводов, содержащихся в аудиторском заключении.

В случае если аудитор выявил существенные замечания, которые вносились в  бухгалтерский учет, он должен в детализированном отчете отразить анализ и оценку исправлений, внесенных в порядке требований аудитора. Детализированный отчет о результатах проверки предоставляется организации по ее требованию.

 

 

    1. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита

    1. Влияние соблюдения экономическим субъектом нормативных актов на достоверность его бухгалтерской отчетности

    1. Ответственность руководителей экономических субъектов за несоблюдение нормативных актов

    1. Проверка соответствия деятельности экономического субъекта требованиям нормативных актов

    1. Действия аудитора при обнаружении нарушений требований нормативных актов

 

16.1 Влияние соблюдения экономическим субъектом нормативных актов на достоверность его бухгалтерской отчетности

 

В состав нормативных актов, соблюдение которых является предметом аудиторского правила (стандарта) входят законодательные и иные нормативные акты, которые регулирует финансовую и хозяйственную деятельности экономического субъекта.

При проведении аудита, аудитор устанавливает  соответствует  финансовые или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в РФ правилам ведения бухгалтерского учета и нормативных актов с тем, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений, а выявленные аудитором нарушения могут влиять на показатели, но принести ущерб экономического субъекта, его собственникам, государству и третьим лицам.

В случае неоднозначной трактовки  нормативных документов аудитору следует  произвести оценку существенности влияния спорного нормативного документа на оценку достоверности отчетности в целом в соответствии с правилом «Действия аудитора при выявлении искажений в бухгалтерской отчетности».

Если влияние спорного нормативного документа существенно, аудитор  может направить письменный запрос от  своего имени в орган, являющийся  источником нормативного документа; письменно предупредить руководство экономического субъекта о невозможности выдачи безусловно положительного аудиторского заключения.

Если влияние спорного нормативного документа несущественно, то  факт разногласий может быть отличен в письменной информации руководству экономического субъекта.

    1. Ответственность руководителей экономических субъектов за несоблюдение нормативных актов

 

Аудиторская организация не несет ответственности за невыполнение руководством экономического субъекта требований нормативных актов.

При проверки соблюдения нормативных  актов аудитор должен установить:

- обеспечивается ли персонала экономического субъекта необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложение;

- привлекаются ли специалисты  аудиторских и юридических организаций  для получения необходимых консультаций  по бухгалтерскому учету, налогообложению  и применению законодательно-нормативных  актов; 

- разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота и  визирование совершаемых хозяйственных операций и установлен ли контроль за их соблюдением;

- применяются ли меры воздействия  на персонал экономического субъекта при несоблюдении требований нормативных актов.

 

    1. Проверка соответствия деятельности экономического субъекта требованиям нормативных актов

 

При планировании аудиторской проверки, аудитор должен исходя из особенностей проверяемого экономического субъекта, определить требования законодательства  которым должна удовлетворять деятельность данного экономического субъекта. Обратить внимание на те нормативные акты, не выполнение которых может стать причиной прекращения или приостановления деятельности экономического субъекта, изучить имеющуюся информацию и нормативно-правовую базу, касающуюся экономического субъекта; получить у руководителей экономического субъекта сведения о приемах и методах, используемых для обеспечения выполнения  требования нормативных актов;  обсудить спорные вопросы неоднозначно трактуемые нормативными документами; проверить наличие документов о регистрации экономического субъекта необходимых лицензий и других документов, без которых проверяемый экономический субъект не вправе осуществлять финансово-хозяйственную деятельность.

Необходимо иметь в виду, что  существует риск не обнаружения, несмотря на то, что проверка качественно спланирована и проведена квалифицировано. Вероятность риска возрастает, если:

- имеются нормативные документы,  относящиеся к проверяемому экономическому субъекту, но не учитываемые и не используемые в системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- низкая квалификация персонала,  занимающимся бухгалтерским учетом;

- получение аудитором большинства  сведений, которые носят не объективный, а информативный характер.

В ходе проверки соблюдения законодательно-нормативных  актов аудитором может использовать в ходе проверки экспертов.

    1. Действия аудитора при обнаружении нарушений требований нормативных актов

 

При обнаружении фактов невыполнения требований нормативных актов аудитор должен изучить обстоятельства, при которых были допущены нарушения. Здесь необходимо учесть такие последствия как:

- взыскание с экономического  субъекта штрафных санкций;

- угроза отчуждения имущества;

- прекращение деятельности экономического  субъекта и появление сомнения  в достоверности отчетности.

В случае, когда аудитор не может  получить достаточно информации для  проверки соответствия требований законодательных  актов, он должен отразить это в аудиторском заключении. Он может  пересмотреть оценку возможных рисков, а также степень достоверности сведений, предоставляемых субъекту.

Выявление нарушения нужно отразить в рабочей документации, учесть влияние  отмеченных нарушений на надежность аудиторских доказательств, сообщить об обнаруженных нарушениях руководству.

Кроме того, аудитор вправе сообщить пользователям бухгалтерской информации о замеченных нарушениях. Несоблюдение требований нормативных актов  ведет  к составлению условно положительного или отрицательного заключения. Если руководство и персонал проверяемого экономического субъекта препятствует аудитору в получении информации, то он вправе отказаться от составления заключения.

Если персонал экономического субъекта не исправил все выявленные нарушения, то положительное заключение не может быть дано. Аудитор вправе приостановить проверку если персонал и руководство не принимают мер по устранению нарушителей, а они в свою очередь, влияют на отчетность как текущего так и будущих периодов.

 

 

 

  1. Аудит денежных средств и на расчётном счёте

    1. Аудит кассовых операций

    1. Аудит операций по расчётному счёту

    1. Аудит кассовых операций

 

Основными нормативными документами  при проверке денежных средств в  кассе являются следующие документы:

    • Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ от 7.12.11.;
    • Положения по бухгалтерскому учёту и отчётности РФ от 29.07.98№34н;
    • План счетов учёта финансово-хозяйственной деятельности  и инструкция по его применению;
    • Порядок ведения кассовых операций (решение Центрального банка);
    • Унифицированные формы первично-учётной документации по учёту кассовых операций;
    • Закон о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением;
    • Документы об установлении предельного размера расчётов наличными денежными средствами РФ между юридическими лицами по одной сделке (указание ЦБРФ).

В ходе проверки кассовых операций аудитор  должен удостовериться:

      1. в наличии в кассе денежных средств и денежных документов, отражённых в учёте и, наоборот, полноте отражения в учёте фактически имеющихся в кассе денежных средств и денежных документов;
      2. в полноте и правильности оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги, журнала регистрации кассовых ордеров, платёжных ведомостей, книги кассира-операциониста и в заполнении всех установленных в них реквизитов;
      3. в соблюдении порядка выдачи денежных средств по доверенности;
      4. в соблюдении установленного лимита хранения денежных средств в кассе;
      5. в наличии договора о полной материальной ответственности с кассиром предприятия;
      6. в применении контрольно-кассовых машин (ККМ) при расчётах наличными с населением;
      7. в правильности отражения в учёте и отчётности кассовых операций;
      8. в наличии в организации действующей системы проведения ревизии кассы.

Информация о работе Лекция по "Аудиту"