Рекомендуемые аудиторские процедуры:
- инвентаризация лизингового имущества;
- опрос;
- просмотр, сравнение документов;
- подтверждение.
Аудит нематериальных активов
При проверке нематериальных активов
(НМА), кроме основных методических
указаний по инвентаризации имущества,
используют:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ от 7.12.11.;
- План счетов учёта финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению;
- Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт нематериальных активов» ПБУ 14/2000;
- Закон «О товарных знаках»;
- Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
- Закон «О правовой охране топологий и интегральных микросхем»;
- Унифицированные формы первично-учётной документации по учёту НМА.
К задачам проверки НМА относят:
- правильность отнесения активов к нематериальным;
- наличие документального оформления исключительных прав, деловой репутации, организационных расходов;
- правильность оформления и отражения в учёте операций по поступлению и выбытию НМА;
- правильность оценки первоначальной стоимости НМА;
- правильность определения срока полезного использования НМА;
- последовательность применения учётной политики в части начисления амортизации по НМА;
- ведение аналитического учёта по отдельным объектам НМА;
- правильность отражения в учёте и отчетности остаточной стоимости НМА, полнота и правильность
раскрытия информации.
Выделяются следующие документы,
подлежащие проверке:
- документы, удостоверяющие право предприятия на объекты, отражённые в учёте в качестве НМА;
- журналы-ордера №10, №13, №17 при журнально-ордерной форме учёта;
- карточки учёта НМА (форма НМА-1);
- карточки и анализ счетов 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов»;
- акты инвентаризации НМА.
Рекомендуемые аудиторские процедуры:
- опрос;
- просмотр документов и их сравнение;
- аналитические процедуры.
Характерными ошибками, выявленными
в ходе данной проверки, могут быть:
- включение в состав НМА права пользования и других объектов, не относящихся к НМА;
- необоснованное определение срока полезного использования;
- начисление амортизации с отнесением на себестоимость по
НМА, не участвующим в производственном
процессе.
Аудит доходов и расходов
Проверка формирования доходов
Проверка формирования расходов
21.1 Проверка
формирования доходов
В ходе проведения аудита формирования
доходов используют следующие документы:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ от 7.12.11.;
- Положения по ведению бухгалтерского учёта и отчётности;
- План счетов учёта финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению;
- Методические указания по инвентаризации имущества
и обязательств;
- Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» ПБУ 9/99;
- Правила ведения журналов учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок, книг продаж при расчётах с НДС.
Задачами данной проверки являются:
- правильность определения предметов деятельности организации;
- последовательность применения учётной политики в отношении метода признания доходов, признания поступлений доходами от обычной деятельности, метода отражения доходов при выполнении работ долгосрочного характера (с использованием
счёта 46 «выполненные этапы по незавершённым
работам» или без его использования);
- обоснованность использования кассового метода учёта доходов. Наличия факта оплаты доходов при их отражении в учёте;
- полнота, своевременность и правильность отражения
в бухгалтерском учёте всех фактов продажи
продукции (работ, услуг), являющихся предметом
деятельности предприятия;
- соответствие признанных и отражённых в учёте доходов от обычных видов деятельности условиям договоров с покупателями и заказчиками;
- правильность отражения доходов при исполнении обязательств не денежными средствами;
- обоснованность отнесения доходов к доходам будущих периодов, правильность определения периода, к которому они относятся;
- полнота, своевременность и правильность отражения в учёте
прочих и чрезвычайных доходов;
- соответствие отражённых в составе прочих доходов штрафов, пеней, неустоек условиям договоров или решениям суда;
- правильность оценки активов, полученных безвозмездно;
- своевременность и обоснованность включения в прочие доходы
кредиторской и депонентской задолженности
с истёкшим сроком исковой давности;
- ведение аналитического учёта по каждому виду обычных и прочих доходов;
- правильность отражения в бухгалтерской отчётности информации об обычных и прочих доходах и полнота её раскрытия.
К источникам информации относятся:
- журнал-ордер №11и ведомость №16 при журнально-ордерной форме учёта;
- карточки и анализ счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 98 «доходы будущих периодов», 99 «прибыли и убытки» при автоматизированной
форме учёта;
- товарные и товарно-транспортные накладные;
- накладные на отпуск материалов на сторону;
- акт на списание основных средств;
- акт приёмки-передачи выполненных работ;
- счета-фактуры, выставленные покупателям;
- книга продаж;
- договоры с покупателями и заказчиками.
Рекомендуемые аудиторские процедуры:
- аналитические процедуры (сравнение выручки от продаж с плановыми, средне-отраслевыми данными);
- опрос, подтверждение;
- просмотр и сравнение документов;
- пересчёт арифметических расчётов.
Выявляемые ошибки и нарушения
имеют вид:
- неполное отражение фактов продаж;
- несвоевременное признание доходов;
- не соответствие друг другу различных учётных регистров (например, оборота счёта 91 «Прочие доходы и расходы» и итога книги продаж);
- не отражение в составе прочих доходов
прибыли, причитающейся по итогам выполнения
договора о совместной деятельности.
22.2 Проверка
формирования расходов
В ходе проверки используют следующие
законодательные и нормативные
акты:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ от 7.12.11.;
- Положения по ведению бухгалтерского учёта и отчётности;
- План счетов учёта финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению;
- Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств;
- Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации»
ПБУ 10/99;
- Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства;
- Унифицированные формы первично-учётной документации по учёту труда и его оплаты, основных средств и НМА, материалов, работ в капитальном
строительстве;
Задачи, которые стоят перед
аудитором, проверяющим расхода
организации:
- обоснованность отнесения расходов к расходам по обычным видам деятельности, правильность отражения их в учёте на счетах 20 – 29 и 44;
- обоснованность отнесения расходов
к прочим, правильность отражения их в
учёте на счёте 91 «Прочие доходы и расходы»;
- обоснованность отнесения расходов к чрезвычайным и правильность их отражения на счёте 91 «Прибыли и убытки»;
- документальная подтверждённость обычных и прочих расходов первичными
документами, а также требованиями законодательных
и нормативных актов РФ;
- последовательность применения учётной политики в отношении:
- выбранного метода определения расходов, списания общехозяйственных и коммерческих расходов;
- выбранной номенклатуры статей затрат, калькуляции себестоимости продукции;
- определения стоимости незавершённого производства.
- обоснованность использования кассового метода учёта расходов (если он применяется), наличия факта оплаты расходов при отражении их на счетах бухгалтерского
учёта;
- формирование обычных расходов по статьям затрат, установленным учётной политикой, соответствие номенклатуры статей перечню, установленному соответствующими отраслевыми инструкциями;
- обоснованность и соответствие отраслевым рекомендациям калькуляции
себестоимости продукции, определения
стоимости незавершённого производства;
- обоснованность отнесения затрат к расходам будущих периодов, правильность определения периода. К которому они относятся, последовательность применения учётной политики в отношении
их списания;
- обоснованность и правильность образования резервов предстоящих расходов и их использования;
- соответствие отражённых в учёте в составе прочих расходов штрафов, пеней, неустоек;
- своевременность и обоснованность списания на прочие расходы дебиторской
задолженности с истёкшим сроком исковой
давности и других долгов, нереальных
для взыскания;
- ведение аналитического учёта по видам затрат, видам выпускаемой продукции, подразделениям организации, статьям затрат;
- правильность отражения обычных и прочих
расходов организации в бухгалтерской
отчётности.
Источниками информации при проверке
расходов служат:
- сырьё, материалы, полуфабрикаты, входящие в состав незавершённого производства;
- журнал-ордер №10 и ведомости №12-15 при журнально-ордерной форме учёта;
- карточки и анализ счетов 20-29, 44, 91,99;
- акты о приёмке выполненных работ, ремонтно-строительных работ по форме КС-2 КС-3;
- лимитно-заборные карты (форма М-8);
- требования-накладные (форма М-11);
- путевые листы;
- табели учёта использования рабочего времени;
- акты инвентаризации;
- расчёты бухгалтерии;
- авансовые отчёты;
- планы, сметы, нормы расходов материалов и сырья;
- договоры подряда, оказания услуг.
Аудитор проводит следующие аудиторские
процедуры:
- инвентаризация;
- осмотр и обследование;
- наблюдение;
- контрольные замеры;
- технологический лабораторный контроль;
- аналитические процедуры;
- опрос и подтверждение;
- просмотр и сравнение документов;
- пересчёт арифметических расчётов бухгалтерии.
В ходе данной проверки, как правило,
выявляются следующие ошибки и нарушения:
- отражение в учёте расходов, не имеющих документального подтверждения;
- списание на расходы затрат, которые должны увеличивать
стоимость основных средств;
- списание на расходы затрат по выполненным для предприятия расходам, оказанным услугам по договорам, которые могут
быть признаны ничтожными (отсутствие
государственной регистрации, лицензии);
- списание на расходы будущих периодов авансов выданных;
- списание на расходы организации материалов по мере их приобретения, минуя счета запасов;
- списание на расходы материалов по первичным документам, форма которых отлична от установленной ГОСКОМСТАТОМ;
- списание на прочие расходы процентов по кредиту, использованному для выдачи аванса.