Лекция по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:11, лекция

Описание работы

Аудит – предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, направленная на подтверждение достоверности финансовой отчетности, расчетных документов и соответствие совершаемых хозяйственных операций законодательно-нормативным актам, используемых в Российской Федерации.
С латинского «аудитор» - слушатель.

Файлы: 1 файл

Лекции по аудиту.doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)

Источниками информации при проверке кассовых операций являются:

    • журнал-ордер №1 и ведомость №1 при журнально-ордерной форме учёта;
    • карточка и анализ счёта 50 «Касса» при автоматизированной форме учёта;
    • кассовая книга (форма КО-4);
    • книга кассира-операциониста;
    • приходный кассовый ордер (форма КО-1);
    • расходный кассовый ордер (форма КО-2);
    • журнал регистрации кассовых ордеров (форма КО-3);
    • акты инвентаризации наличия денежных средств (форма ИНВ-15);
    • инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчётности ( форма ИНВ-16);
    • платёжные ведомости (форма Т-53);
    • расчётно-платёжные ведомости (форма Т-49).

При этом аудитор может использовать следующие процедуры:

    • инвентаризация кассы;
    • обследование помещения кассы;
    • контрольный замер (закупка);
    • опрос;
    • проверка соблюдения установленных на проверяемом предприятии правил совершения кассовых операций;
    • просмотр документов и их сравнение.

К характерным ошибкам и нарушениям, выявляемым в ходе проверки кассовых операций, можно отнести следующие:

      1. недостача или излишек денежных средств в кассе;
      2. несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных сумм;
      3. подделка подписей в первичных документах (кассовых ордерах, платёжных ведомостях);
      4. не заполнение установленных реквизитов в кассовых документах;
      5. превышение кассового лимита;
      6. не проведение инвентаризации кассы;
      7. приём наличных денежных средств без кассового аппарата;
      8. расчёты наличными средствами с юридическими лицами свыше установленного предела.
    1. Аудит операций по расчётному счёту

 

При проверке операций по расчётному счёту используются следующие документы:

    • Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ от 7.12.11.;
    • Положение по бухгалтерскому учёту и отчётности в РФ от 29.07.98№34н;
    • План счетов учёта финансово-хозяйственной деятельности  и инструкция по его применению;
    • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
    • Положения Центрального банка о безналичных расчётах в РФ.

К задачам проверки относятся:

      1. необходимость установления полноты выписок банка, первичных денежно-расчётных и платёжных документов;
      2. осуществление денежных расчётов по платёжным документам, оформленным надлежащим образом и в соответствии с требованиями законодательства;
      3. соответствие денежно-расчётных документов (платёжных поручений) платёжным документам (счетам и счетам-фактурам);
      4. наличие разрешительных подписей руководства на оплату платёжных документов;
      5. правильность отражения в учёте и отчётности хозяйственных операций по расчётному счёту;
      6. наличие банковского уведомления и уведомления налогового органа об открытии или закрытии банковских счетов в десятидневный срок;
      7. выявление ключевых по риску денежно-расчётных операций (операций, составляющих учётные области с повышенным внутренним риском). Эта задача является наиболее важной, так как её выполнение позволяет достаточно быстро выявить повышенную зону риска, обратить на неё внимание с применением процедуры «прослеживание». Например, в ходе аудита, просматривания платёжного поручения (процедура «сканирование»), аудитор обнаружил перечисление значительной денежной суммы подрядчику с формулировкой «за выполненные строительно-монтажные работы». Сумма была отнесена в дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Потому, как строительно-монтажные работы могут относиться либо к текущим, либо к инвестиционным, то данная операция содержит в себе потенциальный риск ошибки. В следствие этого, аудитор применил прослеживание и обнаружил, что оплаченная денежная сумма в итоге включена в текущие расходы по дебету счёта 25 «Общепроизводственные расходы». Хотя содержание работ – реконструкция основных средств, отсюда следует, что сумма должна была быть отнесена в дебет счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы». Получается, что занижена налогооблагаемая база на сумму этих работ и, как следствие, неправильно исчислен налог на прибыль из-за завышения суммы затрат.

Источниками информации для проверки операций по расчётному счёту служат:

    • журнал-ордер №2 и ведомость №2;
    • карточка и анализ счёта 51 «расчётные счета»;
    • банковские выписки с расчётного счёта;
    • первичные денежно-расчётные документы;
    • первичные платёжные документы;
    • договоры банковских счетов.

Аудитор может применять следующие  аудиторские процедуры:

    • просмотр (сканирование и прослеживание);
    • сравнение документов;
    • опрос;
    • подтверждение выписок.

К характерным ошибкам, выявленным в процессе аудита, можно отнести:

      1. отсутствие выписок из банка;
      2. отсутствие денежно-расчётных документов;
      3. отсутствие платёжных документов;
      4. отсутствие разрешений руководства на оплату платёжных документов;
      5. осуществление расчётных операций по платёжным документа, оформленным с нарушением установленного порядка, например, арифметические ошибки; несоответствие формы; оплата счёта, выписанного на другое лицо и т. д.;
      6. не соответствие оформленных денежно-расчётных документов тексту платёжных;
      7. не уведомление налогового органа об открытии или закрытии счёта в банке.
  1. Проверка операций в иностранной валюте и расчётов с дебиторами и кредиторами

    1.  Аудит операций в иностранной валюте

    1. Проверка расчётов с дебиторами и кредиторами

    1. Аудит операций в иностранной валюте

 

При проверке операций в иностранной  валюте используют следующие документы:

    • Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ от 7.12.11.;
    • План счетов учёта финансово-хозяйственной деятельности  и инструкция по его применению;
    • Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000;
    • Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»
    • Инструкция Центрального банка об обязательной продаже валюты;
    • Методические рекомендации по инвентаризации имущества и обязательств;
    • Положения Центрального банка о порядке осуществления валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров;
    • Положения Центрального банка о порядке выдачи командировочных в иностранной валюте;
    • Прочие Положения Центрального банка по расчётам, выраженным в иностранной валюте.

При проверке валютных операций необходимо удостовериться в:

      1. соответствии совершённых валютных операций порядку, установленному действующими нормативными актами;
      2. наличии лицензии Центрального банка в случае совершения валютных операций, связанных с движением капитала;
      3. полноте поступления валютной выручки на счета в уполномоченных банках РФ;
      4. правильности определения даты совершения операций в иностранной валюте;
      5. точности пересчёта активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в рубли;
      6. правильности отражения в учёте курсовых разниц;
      7. полноте и правильности формирования и раскрытия информации об операциях, выраженных в иностранной валюте в бухгалтерской отчётности.

Источниками информации при проверке служат:

    • журналы-ордера и ведомости по счетам активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, при журнально-ордерной форме учёта;
    • карточки и анализ счетов активов и обязательств в иностранной валюте при автоматизированной форме учёта;
    • первичные документы по счетам активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте;
    • расчёты бухгалтерии по курсовым разницам;
    • контракты с нерезидентами;
    • грузовые таможенные декларации.

При проверке аудитор использует следующие  аудиторские процедуры:

  • просмотр и сравнение документов;
  • арифметический пересчёт;
  • опрос;
  • подтверждение (сверка расчётов).

Характерными ошибками и нарушениями, выявляемыми в ходе аудита, являются:

    1. не соблюдение установленных сроков совершения валютных операций;
    2. не зачисление или неполное зачисление валютной выручки на счета в уполномоченных банках;
    3. осуществление наличных расчётов с нерезидентами (если резидент получает или вносит наличную рублевую сумму в кассу или из кассы предприятия);
    4. не отражение в учёте курсовых разниц на отчётную дату;
    5. неправильное определение даты совершения операции в иностранной валюте.
    1. Проверка расчётов с дебиторами и кредиторами

 

В ходе проверки расчётов с дебиторами и кредиторами аудитор должен убедиться в:

1) наличии договоров купли-продажи (мены товара), выполнения работ и оказания услуг, оформленных в соответствии с Гражданским кодексом РФ;

2) своевременности списания дебиторской задолженности, невозможной к взысканию дебиторами и кредиторами; задолженности с истёкшим сроком исковой давности; задолженности при совпадении дебитора и кредитора в одном лице;

3) своевременности и правильности отражения на расчётах с поставщиками и подрядчиками сумм по претензиям;

4) обоснованности оценки сумм, отражённых на расчётах с поставщиками и подрядчиками за неотфактурованные поставки;

5) своевременности и полноте проведения инвентаризации расчётов с дебиторами и кредиторами;

6) правильности формирования резерва по сомнительным долгам;

7) ведении аналитического учёта по каждому дебитору и кредитору, выданному или полученному векселю;

8) правильности отражения информации о расчётах с дебиторами и кредиторами в бухгалтерской отчётности.

Источниками информации в ходе аудита служат:

  • журнал-ордер №6 и ведомости №5, №7 при журнально-ордерной форме учёта;
  • карточки и анализ счетов 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»;
  • счета и счета-фактуры;
  • книга покупок;
  • книга продаж;
  • договоры купли-продажи, мены, подряда, оказания услуг;
  • претензионные письма;
  • акты инвентаризации (сверки расчётов).

В ходе проверки могут быть использованы следующие аудиторские процедуры:

  • опрос;
  • подтверждение от третьих лиц по сумме фактической задолженности дебиторов и кредиторов;
  • просмотр документов и их сравнение.

Характерными ошибками в учёте  расчётов с дебиторами и кредиторами  являются:

  1. несвоевременное списание задолженности с истёкшим сроком исковой давности;
  2. не проведение инвентаризации (сверки расчётов);
  3. не соответствие Гражданскому кодексу договоров-расчётов с прочими дебиторами и кредиторами.

Информация о работе Лекция по "Аудиту"