Источниками информации при проверке
кассовых операций являются:
- журнал-ордер №1 и ведомость №1 при журнально-ордерной форме учёта;
- карточка и анализ счёта 50 «Касса» при автоматизированной форме учёта;
- кассовая книга (форма КО-4);
- книга кассира-операциониста;
- приходный кассовый ордер (форма КО-1);
- расходный кассовый ордер (форма КО-2);
- журнал регистрации кассовых ордеров (форма КО-3);
- акты инвентаризации наличия денежных средств (форма ИНВ-15);
- инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчётности ( форма ИНВ-16);
- платёжные ведомости (форма Т-53);
- расчётно-платёжные ведомости (форма Т-49).
При этом аудитор может использовать
следующие процедуры:
- инвентаризация кассы;
- обследование помещения кассы;
- контрольный замер (закупка);
- опрос;
- проверка соблюдения установленных на проверяемом предприятии правил совершения кассовых
операций;
- просмотр документов и их сравнение.
К характерным ошибкам и нарушениям,
выявляемым в ходе проверки кассовых
операций, можно отнести следующие:
- недостача или излишек денежных средств в кассе;
- несвоевременное оприходование поступивших в кассу
наличных денежных сумм;
- подделка подписей в первичных документах (кассовых ордерах, платёжных ведомостях);
- не заполнение установленных реквизитов в кассовых документах;
- превышение кассового лимита;
- не проведение инвентаризации кассы;
- приём наличных денежных средств без кассового аппарата;
- расчёты наличными средствами с юридическими лицами свыше установленного предела.
Аудит операций по расчётному счёту
При проверке операций по расчётному
счёту используются следующие документы:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ от 7.12.11.;
- Положение по бухгалтерскому учёту и отчётности
в РФ от 29.07.98№34н;
- План счетов учёта финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению;
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств;
- Положения Центрального банка о безналичных расчётах в РФ.
К задачам проверки относятся:
- необходимость установления полноты выписок банка, первичных денежно-расчётных и платёжных документов;
- осуществление денежных расчётов по платёжным документам,
оформленным надлежащим образом и в соответствии
с требованиями законодательства;
- соответствие денежно-расчётных документов (платёжных поручений) платёжным документам (счетам и счетам-фактурам);
- наличие разрешительных подписей руководства на оплату платёжных
документов;
- правильность отражения в учёте и отчётности хозяйственных операций по расчётному счёту;
- наличие банковского уведомления и уведомления налогового органа об открытии или закрытии банковских счетов в десятидневный срок;
- выявление ключевых по риску денежно-расчётных операций (операций, составляющих учётные области с повышенным внутренним риском). Эта задача является наиболее важной, так как её выполнение позволяет достаточно быстро выявить повышенную зону риска, обратить на неё внимание с применением
процедуры «прослеживание». Например,
в ходе аудита, просматривания платёжного
поручения (процедура «сканирование»),
аудитор обнаружил перечисление значительной
денежной суммы подрядчику с формулировкой
«за выполненные строительно-монтажные
работы». Сумма была отнесена в дебет счёта
60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Потому, как строительно-монтажные работы
могут относиться либо к текущим, либо
к инвестиционным, то данная операция
содержит в себе потенциальный риск ошибки.
В следствие этого, аудитор применил прослеживание
и обнаружил, что оплаченная денежная
сумма в итоге включена в текущие расходы
по дебету счёта 25 «Общепроизводственные
расходы». Хотя содержание работ – реконструкция
основных средств, отсюда следует, что
сумма должна была быть отнесена в дебет
счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Получается, что занижена налогооблагаемая
база на сумму этих работ и, как следствие,
неправильно исчислен налог на прибыль
из-за завышения суммы затрат.
Источниками информации для проверки
операций по расчётному счёту служат:
- журнал-ордер №2 и ведомость №2;
- карточка и анализ счёта 51 «расчётные счета»;
- банковские выписки с расчётного счёта;
- первичные денежно-расчётные документы;
- первичные платёжные документы;
- договоры банковских счетов.
Аудитор может применять следующие
аудиторские процедуры:
- просмотр (сканирование и прослеживание);
- сравнение документов;
- опрос;
- подтверждение выписок.
К характерным ошибкам, выявленным
в процессе аудита, можно отнести:
- отсутствие выписок из банка;
- отсутствие денежно-расчётных документов;
- отсутствие платёжных документов;
- отсутствие разрешений руководства на оплату платёжных документов;
- осуществление расчётных операций по платёжным документа, оформленным с нарушением установленного порядка, например, арифметические
ошибки; несоответствие формы; оплата
счёта, выписанного на другое лицо и т.
д.;
- не соответствие оформленных денежно-расчётных документов тексту платёжных;
- не уведомление налогового органа об открытии или закрытии счёта в банке.
Проверка операций в иностранной валюте и расчётов с дебиторами и кредиторами
Аудит операций в иностранной валюте
Проверка расчётов с дебиторами и кредиторами
Аудит операций в иностранной валюте
При проверке операций в иностранной
валюте используют следующие документы:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ от 7.12.11.;
- План счетов учёта финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению;
- Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ
3/2000;
- Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»
- Инструкция Центрального банка об обязательной продаже
валюты;
- Методические рекомендации по инвентаризации имущества и обязательств;
- Положения Центрального банка о порядке осуществления валютного
контроля за поступлением выручки от экспорта
товаров;
- Положения Центрального банка о порядке выдачи командировочных в иностранной валюте;
- Прочие Положения Центрального банка по расчётам, выраженным в иностранной валюте.
При проверке валютных операций необходимо
удостовериться в:
- соответствии совершённых валютных операций порядку, установленному действующими нормативными актами;
- наличии лицензии Центрального банка в случае совершения валютных операций, связанных с движением капитала;
- полноте поступления валютной выручки на счета в уполномоченных банках РФ;
- правильности определения даты совершения операций в иностранной валюте;
- точности пересчёта активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в рубли;
- правильности отражения в учёте курсовых разниц;
- полноте и правильности формирования и раскрытия информации об операциях, выраженных в иностранной валюте в бухгалтерской отчётности.
Источниками информации при проверке
служат:
- журналы-ордера и ведомости по счетам активов и обязательств, выраженных в иностранной
валюте, при журнально-ордерной форме
учёта;
- карточки и анализ счетов активов и обязательств в иностранной валюте при автоматизированной форме учёта;
- первичные документы по счетам активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте;
- расчёты бухгалтерии по курсовым разницам;
- контракты с нерезидентами;
- грузовые таможенные декларации.
При проверке аудитор использует следующие
аудиторские процедуры:
- просмотр и сравнение документов;
- арифметический пересчёт;
- опрос;
- подтверждение (сверка расчётов).
Характерными ошибками и нарушениями,
выявляемыми в ходе аудита, являются:
- не соблюдение установленных сроков совершения валютных операций;
- не зачисление или неполное зачисление валютной выручки на счета в уполномоченных банках;
- осуществление наличных расчётов с нерезидентами (если резидент получает или вносит наличную рублевую сумму в кассу или из кассы предприятия);
- не отражение в учёте курсовых разниц на отчётную дату;
- неправильное определение даты совершения операции в иностранной валюте.
Проверка расчётов с дебиторами и кредиторами
В ходе проверки расчётов с дебиторами
и кредиторами аудитор должен
убедиться в:
1) наличии договоров купли-продажи
(мены товара), выполнения работ и оказания
услуг, оформленных в соответствии с Гражданским
кодексом РФ;
2) своевременности списания дебиторской
задолженности, невозможной к взысканию
дебиторами и кредиторами; задолженности
с истёкшим сроком исковой давности; задолженности
при совпадении дебитора и кредитора в
одном лице;
3) своевременности и правильности
отражения на расчётах с поставщиками
и подрядчиками сумм по претензиям;
4) обоснованности оценки сумм, отражённых
на расчётах с поставщиками и подрядчиками
за неотфактурованные поставки;
5) своевременности и полноте проведения
инвентаризации расчётов с дебиторами
и кредиторами;
6) правильности формирования резерва
по сомнительным долгам;
7) ведении аналитического учёта по
каждому дебитору и кредитору, выданному
или полученному векселю;
8) правильности отражения информации
о расчётах с дебиторами и кредиторами
в бухгалтерской отчётности.
Источниками информации в ходе аудита
служат:
- журнал-ордер №6 и ведомости №5, №7 при журнально-ордерной форме учёта;
- карточки и анализ счетов 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчёты
с разными дебиторами и кредиторами»;
- счета и счета-фактуры;
- книга покупок;
- книга продаж;
- договоры купли-продажи, мены, подряда, оказания услуг;
- претензионные письма;
- акты инвентаризации (сверки расчётов).
В ходе проверки могут быть использованы
следующие аудиторские процедуры:
- опрос;
- подтверждение от третьих лиц по сумме фактической задолженности дебиторов и кредиторов;
- просмотр документов и их сравнение.
Характерными ошибками в учёте
расчётов с дебиторами и кредиторами
являются:
- несвоевременное списание задолженности с истёкшим сроком исковой давности;
- не проведение инвентаризации (сверки расчётов);
- не соответствие Гражданскому кодексу договоров-расчётов с прочими дебиторами и кредиторами.