Лекция по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:11, лекция

Описание работы

Аудит – предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, направленная на подтверждение достоверности финансовой отчетности, расчетных документов и соответствие совершаемых хозяйственных операций законодательно-нормативным актам, используемых в Российской Федерации.
С латинского «аудитор» - слушатель.

Файлы: 1 файл

Лекции по аудиту.doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)

Риск первого рода при тестировании средств контроля означает риск отклонить верную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует о надежности системы контроля, в то время как она ненадежна.

Риск второго рода – наоборот.

При проведении детальной проверки верности сальдо и оборотов по счетам риск первого рода, когда результат выборки свидетельствует о том, что проверяемая совокупность содержит существенную ошибку, в то время как она свободна от ошибок. Риск второго рода наоборот.

Такие риски требуют проведение дополнительной работы со стороны аудиторской организации или экономического субъекта, в учете которой была обнаружена ошибка.

Размер выборки определяется величиной  ошибки, которую аудитор считает  допустимой и чем ниже ее величина, тем больше объем выборки.

Допустимая ошибка определяется на стадии планирования аудита. При тестировании средств системы контроля допустимой ошибкой является максимальная степень отклонения от установленных экономическим субъектом процедур контроля, которые аудиторская организация определила на стадии планирования.

При проверке верности оборотов и сальдо по счетам допустимой ошибкой является максимальная ошибка в сальдо или в определенном классе проводок, которая аудиторская организация согласна допустить, чтобы совокупное влияние таких ошибок на весь процесс аудита позволило ей утверждать, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных ошибок.

 

    1. Оценка результата выборки

 

Для любой выборки аудиторская  организация должна анализировать  каждую ошибку, попавшую в выборку, распространять  при выборки полученные результаты на всю проверяемую совокупность, оценить риски выборки.

При анализе ошибок нужно установить их характер. Если поставленные при проверки цели аудита не были достигнуты с помощью выборочного  исследования, то необходимо применить  дополнительные альтернативные аудиторские процедуры. Можно оценить качественный аспект ошибок (их  существенность, причину, вызвавшую ошибки, установить их влияние на другие объекты аудита).

Анализируя найденные  ошибки можно прийти к выводу, что  они носят общие черты, связанные типом хозяйственных операций, производственными единицами и подразделениями, времени возникновения ошибок.

Затем нужно в  обязательном порядке продумать  как распространяются результаты, полученные  при выборке на всю проверяемую совокупность. Методы распространения должны соответствовать методам построения выборки.

Если совокупность разбита на подсовокупности, то необходимо распространение на каждую из них. Нужно  убедиться, что ошибка в проверяемой  совокупности не превышает допустимую ошибку совокупности с допустимой.

Если выявленная ошибка больше допустимой, необходимо повторно оценить риски выборки, расширить круг аудиторских процедур или применить дополнительные процедуры. Все результаты выборочного исследования должны быть отражены в рабочей документации аудитора на всех стадиях проверки.

 

  1. Аудиторские доказательства

    1. Виды аудиторских доказательств

    1. Источники их получения

    1. Методы получения аудиторских процедур

9. 1 Виды аудиторских доказательств

 

Для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской  отчетности аудитор должен получить достаточные для этого доказательства на основе аналитических процедур:

    1. детальная поверка верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;
    2. аналитическая процедура;
    3. проверка средств внутреннего контроля и прочее.

В программе аудита следует предусмотреть  какие аудиторские процедуры  и в каком объеме необходимо выполнить для сбора аудиторских доказательств. Количество информации, необходимой для аудиторских оценок, жестко не регламентируется. Аудитор на основе своего профессионального суждения должен сделать вывод о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности. При выборе методов получения доказательств следует иметь ввиду, что финансовая информация может быть существенно искажена.

Аудиторские доказательства могут  быть внутренними и внешними, смешанными.

Внутренние аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде, а внешние –  получают от третьей стороны в  письменном виде и по письменному  запросу аудиторской организации.

Смешанные аудиторские доказательства включают информацию, полученную от экономического субъекта и подтвержденную третьей стороной в письменном виде.

Наиболее ценную и достоверную  информацию для аудитора представляют внешние доказательства. Затем по ценности и достоверности следуют смешанные доказательства, а затем уже внутренние.

Доказательства должны быть достоверными и достаточными. Их достаточность  в каждом конкретном случае определяется на основе системы внутреннего контроля и величины аудиторского риска.

Для составления объективного и  обоснованного заключения аудитор  должен собрать достаточное количество качественных доказательств. Доказательства в форме документов и письменных показаний являются более достоверными, чем устные.

Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах. Они составляются виде записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля, а также бланков, таблиц, выполнение и изложение результатов аудиторских процедур.

Данные для аудиторских доказательств, собранные аудитором, используются при составлении аудиторского заключения и отчета руководству экономического субъекта.

9. 2 Источники их получения

 

 К источникам аудиторских доказательств относят:

  • первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
  • регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
  • результаты анализа финансово- хозяйственной деятельности;
  • устные высказывания сотрудников и третьих лиц;
  • сопоставление одних документов экономического субъекта с другими документами и документами, полученными от третьих лиц;
  • результаты инвентаризации имущества;
  • бухгалтерская отчетность.

Качество доказательств зависит  от их источников. Наиболее ценными  считаются доказательства, полученные аудитором в результате исследований хозяйственных операций.

Определение достаточности доказательств  зависит от следующих факторов:

  • степени аудиторского риска;
  • наличия свидетельства от независимого источника (третьих лиц);
  • получение доказательств на основе данных системы внутреннего контроля (СВК), которые являются более достоверными, чем лучше состояние СВК;
  • получение информации в результате самостоятельного анализа;
  • получение доказательств в форме документов в письменном виде;
  • возможность сопоставления выводов, сделанных в результате использования доказательств, полученных от различных источников.

Если доказательства, полученные из одного источника противоречат доказательствам, полученным из других источников, аудитору необходимо использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов.

Если аудиторской организации  не представлены экономическим субъектом  существующие документы в полном объеме, и она не в состоянии собрать достаточные аудиторские доказательства по какому – либо счету или операции, аудиторская организация должна отразить это в письменной информации руководству экономического субъекта и может рассмотреть вопрос о подготовке аудиторского заключения отличного от безусловно положительного.

9. 3 Методы получения аудиторских доказательств

 

Собирая аудиторские доказательства, аудитор может применять одну или несколько процедур вне зависимости  от того проверяется одна или группа хозяйственных операций.

Наиболее распространенные способы  получения аудиторских доказательств  – это:

  1. проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) выполняется, как правило, выборочно и заключается в арифметической проверке бухгалтерских записей;
  2. инвентаризация (позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта получить ориентировочную информацию о стоимости и состоянии такого имущества). Инвентаризации подлежит как имущество клиента, так и его обязательства.

До начала проведения инвентаризации аудитор должен выяснить, как часто проводилась инвентаризация имущества и обязательств; поверить бухгалтерскую документацию по ранее проводившимся инвентаризациям; ознакомиться с номенклатурой и объемом товарно–материальных ценностей (ТМЦ); выявить дорогостоящие ТМЦ; проанализировать систему учета ТМЦ и систему контроля; выявить слабые и сильные стороны таких систем. В случае наблюдения за проведением инвентаризации следует принять участие в проведении контрольных измерений (взвешивание, перерасчет) с целью проверки надежности средств контроля; проверить имеются ли устаревшие неиспользуемые или малоиспользуемые ТМЦ; проверить хранятся ли запасы отдельно, принадлежащие третьим лицам и учитываются ли они отдельно в складском учете и в бухгалтерии; изучить реальность дебиторской и кредиторской задолженности.

Для повышения точности получаемых данных аудиторской организации  следует провести проверки в двух направлениях:

  • сверить учетные данные с фактическим наличием товарно – материальных ценностей;
  • сверить фактические запасы ТМЦ с учетными записями;
  1. проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, что позволяет осуществить контроль за учетными работами, выполняемые бухгалтерией. Полученная информация считается достоверной только в случае, если она получена в момент исследования такой операции;
  1. подтверждение. Для получения информации о реальности остатков на счетах денежных средств, счетах расчетов, счетах дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от независимой третьей стороны.

При необходимости аудиторская  организация может самостоятельно установить непосредственный контроль с независимой третьей стороной на получение подтверждения.

Если учетные данные расходятся с данными, подтвержденными третьей стороной, то аудитор должен выяснить причины расхождений и применить дополнительные аудиторские процедуры;

  1. устный опрос персонала, руководства и независимой третьей стороны проводится на всех стадиях аудита. Результаты конспектируются с указанием фамилии, имени и отчества аудитора и фамилии, имени, отчества и должности опрошенного лица. Письменная информация по итогам устных опросов приобщается  рабочим документам;
  2. проверка документов. Документированная информация может быть внешней, внутренней и смешанной. При проверке документов аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого выбирают определенные записи в учете и прослеживают отражение операций от первичного документа, который подтверждает реальность и целесообразность операций;
  3. прослеживание – процедура, в ходе которой аудитор проверяет первичные документы и отражение данных этих документов в регистрах синтетического и аналитического учета; находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно или неправильно отражены в учете.

Прослеживание позволяет выявить  нетипичные операции. При применении этой процедуры аудитор должен изучить  кредитовые обороты по аналитическим  счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в главной книге, обращая особое внимание на нетипичные операции;

Информация о работе Лекция по "Аудиту"