Лекция по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:11, лекция

Описание работы

Аудит – предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, направленная на подтверждение достоверности финансовой отчетности, расчетных документов и соответствие совершаемых хозяйственных операций законодательно-нормативным актам, используемых в Российской Федерации.
С латинского «аудитор» - слушатель.

Файлы: 1 файл

Лекции по аудиту.doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)

Лицо, не сдавшее экзамен по одной  из дисциплин более трех раз, должно пройти повторный курс по данной дисциплине. Если задолженность не погашена в  течении года, проходят повторный  курс и сдачу экзаменов по всем дисциплинам. При сдаче экзаменов в соответствии с учебной программой, экзаменующийся получает документ по форме, установленной ЦАЛАК.

Завершающим этапом специального профессионального  образования является прохождение  практики (стажировки) в аудиторской фирме, имеющей государственную лицензию, по окончании которой выдается документ (аттестат аудитора). Каждый год аттестованный аудитор обязан проходить курсы повышения квалификации.

 Документами, подтверждающими  базовое образование, являются  диплом об окончании вуза по экономическому, юридическому профилю, диплом об окончании среднего специального учебного учреждения. А документами, подтверждающими практический опыт, является нотариально заверенная выписка трудовой книжки за последние три года, справка аудиторской организации о работе в ней с указанием даты и номера приказа о зачислении или увольнении. Документ, подтверждающий образование является аттестат с вкладышем изученных дисциплин и документ, подтверждающий стажировку.

  1. Последовательность осуществления аудиторской проверки и виды аналитических процедур

    1. Последовательность осуществления проверки

    1.  Цели применения и виды аналитических процедур

    1. Порядок выполнения аналитических процедур

    1. Последовательность осуществления проверки

 

До подписания договора между заказчиком и клиентом составляется письмо-обязательство. В нем оговаривают цели, задачи, методы проведения аудита, объем и график проверки, права и обязанности сторон.

На этом этапе происходит знакомство с фирмой. Затем проводится предварительное планирование. Оно предполагает составление плана по ходу проверки. Затем составляют общий план и программу аудита. В ходе аудита они могут корректироваться.

Затем проверка осуществляется, исходя из поставленных задач аудита. Проводится сбор аудиторских доказательств.

Завершающим этапом аудита является обобщение результатов проверки. В ходе завершающего этапа составляется аудиторское заключение. Оно состоит  из вводной, аналитической и итоговой частей.

 Аудитор вместо заключения может предоставить отчет руководству экономического субъекта. Это возможно в случае, если бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения и ошибки и аудитор предлагает руководству исправить их до составления отрицательного аудиторского заключения. Если данный факт во внимание не принят, то аудитор вправе составить заключение отличное от условно положительного. Возможно составление отчета по договоренности сторон по условиям заказчика.

    1. Цели применения и виды аналитических процедур

 

Аналитические процедуры представляют собой один из видов аудиторских процедур по существу  и состоят в выявлении, анализе и оценки соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого субъекта.

Применение аналитических процедур основано на причинно-следственной связи между анализируемыми показателями.

Основной целью их применения является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной  деятельности, определение области  потенциального риска.

Целями аналитических процедур является:

- оценка финансового положения  и знакомство с деятельностью  экономического субъекта;

- выявление фактов искажения;

- сокращение детальных процедур  аудита;

- обеспечение тестирования в  целях получения ответов на  возникшие вопросы.

Аналитические процедуры могут выполняться на протяжении всего процесса аудита и способствует сокращению временных затрат.

На этапе планирования аудита выполнение аналитических процедур способствует пониманию деятельности экономического субъекта, определению степени  аудиторского риска, участвует в формировании плана и программы аудита.

При проведении проверки аудиторские  процедуры могут выполняться  в сочетании с другими аудиторскими процедурами. Это способствует исследованиям  необычных отклонений показателей  бухгалтерской отчетности.

Виды процедур:

  1. Сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с прогнозными, определенными самим экономическим субъектом;
  2. Сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с прогнозными, определенными аудитором;
  3. Сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями;
  4. Сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода со среднеотраслевыми данными или с небухгалтерскими данными;
  5. Анализ изменения в течение времени показателей отчетности и относительных коэффициентов связанных с ними.

И другие виды процедур, учитывающие  особенности экономического субъекта.

При сравнении фактических  показателей с прогнозными, которые определены экономическим субъектом, аудитор должен оценить методику планирования, которую использует экономический субъект. Если, по его мнению, методика планирования некачественная, то показатели планов нереальны и использовать эти показатели для получения доказательств нецелесообразно.

При сравнении фактических показателей  с прогнозными, определенных самостоятельно аудитором, он строит свои предпочтения на основе сложившихся тенденций.

Достаточно эффективным является  расчет коэффициентов и процентных отношений на базе отчетных и нормативных показателей. Выбор коэффициента и метода их расчета производится на основании нормативных документов, внутрифирменных инструкций или профессионального суждения самого аудитора.

Распространенными методами выявления областей потенциального риска являются:

- вычисление и анализ относительных  показателей текущего периода  (ликвидность баланса);

- сопоставление и анализ изменения  относительных показателей, рассчитанных  для того же экономического субъекта в разные периоды времени;

- сопоставление изменений нескольких  видов относительных показателей.

Сравнивая показатели со среднеотраслевыми, можно точнее анализировать деятельность экономического субъекта,  но при  этом надо учитывать экономическое развитие с учетом спада или роста в экономике.

При сравнении показателей с  небухгалтерскими данными необходимо убедиться в их точности.

При сравнении показателей с  данными предыдущих периодов на этапе  планирования определяют область потенциального риска. Для этого используют простое сравнение статей бухгалтерского баланса и анализ их резких изменении, анализ изменений статей в сравнении других статей.

Область потенциального риска выявляется тогда, когда изменения одного показателя по экономической природе не соответствует изменению других показателей.

    1. Порядок выполнения аналитических процедур

 

Порядок выполнение аналитических  процедур  состоит из следующих основных этапов:

    1. Определение цели процедуры;
    2. Выбор вида процедуры;
    3. Выполнение процедуры;
    4. Анализ результатов выполнения процедур.

Вид аналитических процедур зависит  от целей их проведения, доступности  и адекватности информации необходимой  для их проведения.

При этом используют простые методы сравнения, выявления тенденций  изменения какого-либо показателя, их распространение на будущие периоды, выявление количественных взаимосвязей между каким-либо показателями, а выбор метода выполнения процедур зависит от профессионального суждения аудитора.

Аналитические процедуры могут  применяться как к сводной  бухгалтерской отчетности, так и к отчетности дочерних организаций и структурных подразделений, выделенных на отдельных баланс.

Надежность результата аналитических  процедур зависит от правильности оценки аудитора, степени аудиторского риска.

Основными факторами, влияющими на надежность является степень существенности рассматриваемых остатков по счетам, результатов других проведенных процедур, величины отклонений показателей, используемых при выполнении процедур, использование небухгалтерских данных в ходе проверки.

Результатами выполнения  аналитических  процедур является выявление аудитором  наличие или отсутствие необычных  показателей бухгалтерской отчетности субъекта.

Если отклонение не подтверждено доказательствами из других источников, необходимо тщательно  исследовать объективность и надежность аналитических процедур.

Процесс исследований необычных отклонений должен начаться с опроса руководства  экономического субъекта, а ответы руководства должны быть подтверждены аудиторскими доказательствами или  знаниями аудитора о деятельности экономического субъекта.

Анализируя величину отклонений аудитор  использует  критериальные значения основанные на нормативных документах, внутрифирменных инструкциях по определению существенности. Результаты анализа необычных отклонений отражают в рабочей документации аудитора.

 

  1. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита

    1. Условия подготовки письма-обязательства

    1.  Форма и содержание письма-обязательства

    1. Условия подготовки письма-обязательства

 

 

Письмо-обязательство предшествует официальному предложению экономическому субъекту о проведении аудита и сопутствующих аудит услуг. Письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта до подписания договора. Это необходимо в целях правильного понимания условий предстоящего договора.

Для разовых соглашений между аудиторской  организацией и экономическим субъектом  письмо-обязательство в соответствии с Гражданским кодексом РФ является офертой  (письменное соглашение на оказание услуг).

Экономический субъект должен письменно подтвердить условия аудита, предложенный аудиторской организацией. Если подтверждение получено, то условия письма остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудиторской проверки. Когда определены цель и масштабы аудита, то письмо-обязательство может содержать дополнительную информацию для экономического субъекта.

Письмо-обязательство, направленное экономическому субъекту документально  подтверждает согласие на проведение аудита, или принятия предложения  о назначении ее официальным аудитором экономического субъекта.

Фома и содержание письма-обязательства  определяется необходимостью включения  в него ряда обязательных указаний, дополнительных сведений в соответствии с особенностью аудиторской проверки и пожеланиями экономического субъекта.

 

    1. Форма и содержание письма-обязательства

 

Письмо-обязательство должно содержать  следующие обязательные указания:

    1. По условиям аудиторской проверки;
    2. По обязательствам аудиторской организации;
    3. По обязательствам экономического субъекта.

Обязательные условия проверки:

  1. Объект и цели проверки, порядок проведения проверки филиалов, подразделений экономического субъекта (если таковые имеются);
  2. Информация о наличии в заключении аудитора мнения о достоверности отчетности филиалов;
  3. Информация о законодательных и нормативных документах, используемых при проведении аудита;
  4. Дополнительные вопросы, решаемые в ходе аудита.

Обязательные указания в отношении  обязательств аудиторской организации  содержат информацию:

- о форме отчетности аудиторской организации по результатам проверки;

- об ответственности аудиторской  организации по проведенной проверки;

- обязательство о сохранении  конфиденциальности;

- информация о наличии риска  не обнаружения существенных неточностей и ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным исследованием и характером применяемых аудиторских процедур.

Информация о работе Лекция по "Аудиту"