Повышение эффективности управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 09:21, отчет по практике

Описание работы

В дипломной работе рассмотрены теоретические основы управления, по-казаны школы управления и методы. Проведен анализ эффективности управ-ления на примере конкретного предприятия, находящегося на территории г. Омска. Проведен расчет основных показателей предприятия, по которым можно судить о степени эффективности управления в настоящее время. Даны рекомендации по повышению эффективности управления данного предпри-ятия.

Содержание работы

РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ 9
1.1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.2. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ 11
1.2.1. ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ 11
1.2.2. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ 25
1.3. ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО 1 ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ 39
2.1. ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 39
2.2. ПОСТРОЕНИЕ ОБЩЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ 41
2.3. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 49
2.4. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ 60
2.5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО 2 ГЛАВЕ 67
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАО «ФОРУМ» 71
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 71
3.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ 74
3.2.1. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАО «ФОРУМ» 74
3.2.2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАО «ФОРУМ» 79
3.3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО 3 ГЛАВЕ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 108

Файлы: 1 файл

10133.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Повышение эффективности  управления на предприятии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факультет ____________________________

Специальность_________________________

Кафедра ______________________________

Дата защиты __________________________

Оценка _______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель __________________________

Группа _______________________________

Шифр личного дела ____________________

Научный руководитель _________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Консультант ___________________________

Рецензент _____________________________

 

 

Дипломное задание

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Дипломная работа содержит 108 с., 8 рис., 6 табл., 11 прил.

Повышение эффективности  управления на предприятии.

В дипломной работе рассмотрены  теоретические основы управления, показаны школы управления и методы. Проведен анализ эффективности управления на примере конкретного предприятия, находящегося на территории г. Омска. Проведен расчет основных показателей предприятия, по которым можно судить о степени эффективности управления в настоящее время. Даны рекомендации по повышению эффективности управления данного предприятия.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Нацеливаясь на получение прибыли от производственной или коммерческой деятельности, больших денег за относительно короткий срок не заработать. Многократный рост капитала за относительно короткий срок возможен только благодаря капитализации компаний. Для российских компаний пришло время выйти на новый уровень развития бизнеса, увеличив в десятки раз темпы роста капитала. Качественное управление − высокая оценка процесса управления, определяемая максимальной степенью достижения цели.

Чрезвычайно низкий уровень  производительности труда (19% от уровня западной − отставание более чем в 5 раз), низкая конкурентоспособность российских предприятий являются, прежде всего, следствием низкого качества управления − согласно исследованиям известной консалтинговой фирмы McKinsey and Company1.

Речь идет о реальных темпах роста всей экономики России, а не о временном конъюнктурном приросте экономики за счет удачно складывающихся для России высоких мировых цен на нефть и природные ресурсы. К примеру, 2003 г. очень ярко продемонстрировал глубокий кризис в развитии экономики России на фоне высоких мировых цен на нефть. Правительство браво рапортовало о высоких (около 7%) темпах роста экономики. Казалось бы, есть чему радоваться: рубль весь год укреплялся, золотовалютные резервы Центрального банка только росли. Но почему-то оптимизм правительства не разделял ни один специалист, разбирающийся в вопросах экономики. Наоборот, все говорили о кризисе развития и о стагнации экономики. В чем же дело? А все оказывается просто. Если отбросить прирост валового внутреннего продукта за счет роста мировых цен на энергетические ресурсы, то реальные темпы экономического роста составили не более 3-4% за год. Радоваться нечему − это «черепаший шаг» для развития экономики, учитывая то незавидное состояние дел, в котором находится Россия в начале XXI в. Высокие показатели (рост экономики 7%) − это не заслуга правительства и всей России, а удачно сложившаяся конъюнктура на сырьевых рынках мира, это лишь удачное стечение обстоятельств2.

То есть низкое качество управления является не просто одной из многочисленных проблем России, а главной или первичной проблемой. Первопричиной всех проблем.

В России принято считать, что основной причиной отсутствия необходимого для развития экономики объема инвестиций является несовершенство законодательной базы. В этом, конечно же, есть небольшая доля правды. Но самая главная правда заключается в том, что, сколько бы не было совершенно законодательство, инвестиции никогда не потекут рекой в Россию, пока на российских предприятиях царит произвол в управлении. Это и определило актуальность темы дипломной работы: Повышение эффективности управления на предприятии.

Проблема намного серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Мы по качеству управления и уровню производительности труда в несколько раз отстаем не только от США и стран Западной Европы, но и от стран Восточной Европы (стран бывшего соцлагеря). К примеру, на отдельных машиностроительных предприятиях России производительность труда до 4 раз ниже производительности труда аналогичных заводов в Польше. Причем такое чудовищное отставание не списать на оборудование, которое на польских заводах абсолютно аналогично российскому − это заводы-близнецы, их в России и Польше строил еще Советский Союз.

Невооруженным глазом видно, что главной причиной низкой производительности труда являются не устаревшие производственные фонды, а, прежде всего низкое качество управления. При прочих равных условиях практически ни одно предприятие России не способно конкурировать с западными компаниями. Большинство российских предприятий являются потенциальными банкротами при вступлении России в ВТО − при сокращении или отмене таможенных пошлин на импорт.

Можно уверенно сказать, что в России на начало XXI в. нет более важной проблемы, чем низкое качество управления, потому что именно оно является ключевой причиной практически всех остальных проблем и бед России:

  • низкого уровня производительности труда;
  • низкой прибыльности, низкой конкурентоспособности и низкой стоимости (капитализации) российских предприятий;
  • низкого притока внешних и внутренних инвестиций в бизнес;
  • большого оттока капитала из страны;
  • низкого ВВП;
  • низких темпов роста экономики;
  • низкого уровня жизни населения и т.п.

Проблема некачественного  управления в России настолько серьезна, что совершенно не понятно, почему эту проблему в России почти никто не видит. Почему практически никто не понимает, что все проблемы России связаны именно с управлением? Ведь это та самая проблема, без решения которой невозможно решить все остальные проблемы экономики России. Игнорирование этой задачи ставило, ставит и, будет ставить дальше в тупик все программы, направленные на возрождение, как российской экономики, так и России в целом.

Низкое качество управления для «корабля» российской экономики  выполняет функцию опущенного на дно мощного «якоря». Сколько бы ни напрягалось правительство, пытаясь растолкать к движению вперед национальную экономику, этот «якорь» надежно удерживал и будет удерживать весь «корабль» российской экономики на месте.

Для того чтобы ясно увидеть  положение российских предприятий в начале XXI в., рассмотрим кратко основные этапы в развитии любого бизнеса.

1 этап. Создание предприятия.

2 этап. Закрепление предприятия  на рынке. Расширение бизнеса.  Увеличение масштабов предприятия.

3 этап. Увеличение масштабов  предприятия приводит к возрастанию  проблем управления, которые становятся причиной замедления и даже остановки в дальнейшем развитии бизнеса, причиной снижения производительности, роста затрат и уменьшения прибыльности.

4 этап. Решение проблем  управления на предприятии путем  внедрения эффективной и прозрачной  административной системы. Повышение  производительности. Сокращение затрат. Рост прибыльности.

5 этап. Капитализация  предприятия и выход его на  качественно новый уровень развития  бизнеса. Повышение в десятки  раз темпов роста капитала. Для  предприятия открываются неограниченные  инвестиционные возможности.

Все эти этапы в  развитии бизнеса проходит каждое предприятие в мире. Если же говорить о России, то российские предприятия, по сути, в подавляющем большинстве своем запутались в проблемах управления и остановились на 3 этапе развития бизнеса. По этой причине остановилось и развитие всей экономики России: низкое качество управления => нет капитализации => нет главного источника роста капитала => нет внутренней движущей силы развития экономики.

Проблема с управлением  в России настолько серьезна, что  экономика оказывалась совершенно неспособной «запуститься» даже при самой благоприятной экономической ситуации — высоких мировых ценах на нефть. На самом деле, на российскую экономику продолжительное время «лился обильный дождь» от нефтедолларов. Экономика любой другой страны при подобном стечении всех обстоятельств ожила бы и начала развиваться неслыханными темпами. В России же с экономикой ничего не случилось.

С учетом всего сказанного можно с уверенностью утверждать, что дальнейшее качественное развитие отечественного бизнеса и экономики России невозможно без решения проблем управления на российских предприятиях.

Предметом исследования является повышение эффективности управления на предприятии.

Цель исследования: доказать, что повышение качества управления − главная и основная задача России и всех отечественных компаний, что только качественное управление открывает путь к реальному повышению эффективности российских предприятий и всей отечественной экономики, а значит:

  • к реальному повышению уровня производительности труда;
  • к реальному повышению прибыльности, конкурентоспособности и стоимости (капитализации) российских предприятий;
  • к росту объема внешних и внутренних инвестиций в бизнес;
  • к увеличению темпов роста экономики (независимо от мировых цен на энергоносители);
  • к высокому ВВП;
  • к достойному уровню жизни россиян.

Объектом исследования выступает ЗАО «Форум».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть теорию управления;
  2. показать виды, методы и подходы к управлению;
  3. определить ключевые цели управления предприятием;
  4. рассмотреть технологии управления предприятием;
  5. проанализировать управление предприятием на примере ЗАО «Форум»;
  6. определить пути повышения эффективности управления на предприятии.

Информационной базой  являются законодательные и подзаконные акты, учебно-методическая литература, в частности труды Атаманчука Г.В., Афанасьева Н.В., Рогожкина В.Д., Рудыки В.И., Богалдина-Малых В.В., Вебера М., Гантта Х.Л., Годунова А.А., Ельшина П.С., Демченко В.М., Кибановой А.Я., Козырева В., Моисеевой Г.В., Ремесника А.Д., Ильиной Г.А., Смирнова С.В. и других,  материалы СМИ, данные ЗАО «Форум».

При написании работы применялись следующие методы: наблюдение, сравнение, анализ.

Дипломная работа состоит  из трех глав.

В первой главе рассмотрены  теоретические вопросы управления, рассмотрены мнения российских и зарубежных авторов.

Вторая глава посвящена  управлению предприятием и его структурными подразделениями.

В третьей главе проведен анализ управления ЗАО «Форум».

В заключении сделаны  основные выводы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Назначение первой главы  состоит в том, чтобы проанализировать современную теорию и практику управления, выявить основной вклад теории в практику, сформулировать суть кризиса основ управления, поставить ряд первоочередных задач по выходу из этого кризиса.

Прежде чем перейти  к анализу современной теории и практики управления, рассмотрим организацию, как объект управления.

 

 

1.1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

В современной литературе организация определяется как «социальная  структура, предназначенная для  координации деятельности двух и  более человек путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели»3.

Известно, что существуют формальные и неформальные организации.

Формальная организация, по Барнарду, − это «система сознательных, координированных действий или сил двух или более лиц». Будь простая или сложная, она всегда представляет собой «безличностную систему координированных человеческих усилий», имеет стабильную структуру, иерархию и роли, строго определенные для каждого члена.

Формальная организация  создается по воле руководства. Но как  только она создана, она становится и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Таким образом, возникает неформальная организация.

Барнард рассматривал неформальные организации как своего рода самозащиту индивидов перед экспансией формальных организаций: «Под неформальной организацией я подразумеваю совокупность личных контактов и воздействий, а также ассоциированные группы людей». У такой организации отсутствуют единые цели, но она, тем не менее, достигает важных результатов, поскольку взаимодействие людей, основанное на их личных целях и симпатиях, наиболее устойчиво. К главным функциям неформальной организации относятся коммуникация, поддержание сплоченности, укрепление чувства личного тождества, самоуважения, независимости выбора. Барнард полагал, что «индивид всегда является стратегическим фактором организации».

Информация о работе Повышение эффективности управления на предприятии