Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:55, курсовая работа
Вопрос «Как функционирует современный капиталистический рынок?» ныне приобрел неожиданную остроту в связи с радикальными переменами в экономике нашей страны.
Может сложиться впечатление, что весь механизм рыночного хозяйства сводится лишь к действию экономического закона спроса и предложения, стихийно приводящего во взаимное соответствие цены, производство и потребление товаров.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.2 СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ «НИШЕВАЯ» СТРАТЕГИЯ 12
2 КРУПНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.1 БОЛЬШОЙ БИЗНЕС: СТАНДАРТНОСТЬ, ДЕШЕВИЗНА, КАЧЕСТВО 26
2.2 «ГОРДЫЕ ЛЬВЫ», «БОЛЬШИЕ СЛОНЫ», НЕПОВОРОТЛИВЫЕ БЕГЕМОТЫ» 34
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА 39
3.1 МИРОВОЙ ОПЫТ 39
3.2 ОПЫТ УКРАИНЫ 50
ВЫВОДЫ 55
ЛИТЕРАТУРА 57
Вот почему в странах ЕС начинающим бизнесменам государство оказывает как финансовую, так и консультационную помощь, организует обучение.
Например, в Дании за безработным, пожелавшим открыть собственное дело, в течение стартовых 3,5 лет сохраняется половина пособия по безработице.
Подобная система принята и в Великобритании, где безработные, приступившие к организации собственного бизнеса, получают еженедельную субсидию в размере 40 ф. ст., которая выплачивается в дополнение к пособию по безработице. В 1989-1990 гг., например, подобные субсидии получали около 1 млн чел.
В рамках действующей с 1983 г. программы «Молодые предприниматели» финансовая, юридическая и консультативная помощь оказывается кооперативам и частным предпринимателям.
В Великобритании сложилась целая сеть организаций, предоставляющих консультативные услуги, научно-техническую информацию и рекомендации, касающиеся учреждения и функционирования малого бизнеса. Среди них — Служба мелких фирм, местные предпринимательские агентства, центры труда, коммунальные объединения и инициативные группы.
В Германии лицам, создающим новые малые фирмы, предоставляются кредиты сроком до 20 лет. Кроме того, правительство выделяет средства на создание новых мелких предприятий. В 1988 г. на эти цели было ассигновано 720 млн марок.
Развитие субподряда. Работа по субподряду позволяет малым фирмам получать доступ к технологическим и коммерческим «ноу-хау» больших корпораций. Действуя как поставщик, малое предприятие в то же время может наладить производство собственного конечного продукта и достигнуть большей экономической самостоятельности. Однако малое предпринимательство сталкивается здесь с такими проблемами, как жесткая международная конкуренция, недостаток данных о рыночной конъюнктуре. Соответственно основные меры поддержки малого бизнеса в данной сфере связаны с информированием и консультированием.
Вывод малого бизнеса за рамки национального рынка. В последние годы в ЕС частично или полностью упразднены многие барьеры, стоявшие на пути международной торговли, что, безусловно, способствует расширению экспорта. Однако, как и в случае с субподрядом, вовлечению малого бизнеса в этот процесс препятствуют конкуренция и недостаточная осведомленность.
Примером государственной поддержки в данной области может служить британская программа «Экспортная инициатива», которая ориентирована на повышение заинтересованности потенциальных экспортеров из числа малых фирм в международной торговле и увеличении ее объемов. Программа эта реализуется:
• отделом торговли и промышленности, который связан с частным сектором и предоставляет экспортерам-новичкам консультации специалистов;
• информационным центром, работающим по принципу «самопомощи»— допуска начинающих к массивам данных о рынках;
• справочной службой, которая оказывает консультационные услуги, информирует о спросе на продукт, возможных конкурентах, результатах других маркетинговых исследований, а также снабжает адресами и телефонами потенциальных контрагентов.
Финансирование малого бизнеса. Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги.
Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа.
Например, в 1988-1989 гг. по программе «Гарантированный заем» мелким британским фирмам было предоставлено ссуд на общую сумму 46 млн ф. ст., а в 1990 г.— уже на на 66 млн ф. ст., причем число заемщиков увеличилось почти вполовину.
Однако большинство держав создают особые резервы для поддержки малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.
В частности, в Германии в соответствии с региональной программой «Возрождение Европы» сформирован специальный бюджетный фонд, из которого перечисляются средства частным специализированным банкам, дающим мелким фирмам долгосрочные инвестиционные кредиты по льготным процентным ставкам.
В федеральной программе субсидирования мелких и средних германских фирм на 1990 г. специальная статья помощи для повышения доли собственных средств составила около 30% всех субсудий.
Особо стимулируется в странах ЕС вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства.
В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов.
Европейский Союз также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 1990-х гг. Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций (81К Е01Р), региональную систему поощрений (51ВК), систему поощрений за рациональное использование энергии (51иК.Е), систему поощрений малых инвестиционных проектов (РР1) и инноваций в информационных технологиях. Получение средств способствовало преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии в сравнении с общеевропейским уровнем.
Предоставление налоговых льгот. Все государства ЕС так или иначе смягчают налоговое бремя для малого и среднего предпринимательства.
Так, в Великобритании наряду со снижением ставки налога на доходы мелких фирм сокращен налог на инвестиции в новые сферы малого бизнеса, особенно связанные с высокой степенью риска. Кроме того, частная инициатива стимулируется предоставлением налоговых скидок, упрощением финансовой процедуры слияния и разукрупнения фирм, снижением всех ставок индивидуального подоходного налога, повышением порога зарплаты, подлежащей налогообложению по наивысшей ставке.
В Германии к концу 1988 г. от 50 до 60% всех ремесленных предприятий были освобождены от промыслового налога. В 1985 г. был принят «Закон о снижении налогов», предусматривающий снижение ставок налогов в 1986 и 1988 гг. В ходе налоговой реформы 1986-1990 гг. выросли с 10 до 20% нормы особых амортизационных отчислений для мелких и средних предприятий и сроки амортизации. Был принят новый, линейно-прогрессивный метод отчисления налога. В 1990 г. сократили степень прогрессии и снизили до 53% предельную и до 19% минимальную ставку подоходного налога. Верхняя граница применения минимальной ставки упала с 18 тыс. до 8,1 тыс. марок годового дохода. С 1 января 1990г. мелкие предприятия освобождены от налога с оборота, если их оборот не превышает 25 тыс. марок (ранее этот показатель составлял 20 тыс. марок).
Создание новых рабочих мест. Как уже указывалось, и не единожды, малый и средний бизнес является основным источником новых рабочих мест в Европе. Государства ЕС оказывают финансовую помощь малым фирмам, предлагающим места безработным, особенно молодежи. Пальма первенства в этом отношении принадлежит Ирландии, которую небывало высокий уровень безработицы подтолкнул к выделению субсидий малому бизнесу еще в 1960-е гг.
В Греции, к примеру, принята специальная программа по созданию рабочих мест в малом бизнесе для молодежи и женщин.
Региональное оздоровление. В малом бизнесе правительства стран ЕС справедливо усматривают действенное средство возрождения пришедших в упадок зон.
Так, в Великобритании принята программа «Действия для городов», которая призвана способствовать возрождению старых промышленных центров и оздоровлению социального климата в трущобах. В кризисных точках создаются зоны свободного предпринимательства, где функционируют государственно-коммерческие фонды регионального развития, предоставляющие льготные кредиты и деловые услуги. Тут резко снижен налог на недвижимость и прибыль, подоходный и другие налоги, практикуется льготная продажа оборудования. В 1988 г. британское правительство учредило специальный фонд для субсидирования мелкого бизнеса в рамках программы. Только за первые месяцы его существования 19 тыс. небольших фирм в 16 зонах получили льготные займы на общую сумму 650 млн ф. ст.
В январе 1990 г. боннское правительство объявило об открытии льготных кредитов для содействия развитию малого бизнеса в бывшей ГДР. При полном выкупе предприятий Немецкий кредитный банк предоставлял новым владельцам кредит под залоговую стоимость земельного участка (6,5% с отсрочкой погашения долга на 2 года). С июля 1990 г. в новых землях наблюдается рост числа малых фирм.
Поощрение инноваций. Интересный опыт накоплен странами ЕС в плане государственной поддержки малого бизнеса в деле повышения производительности и конкурентоспособности.
Особенно показательны германские инициативы. В 1989 г. правительство разработало концепцию стимулирования научных исследований, проводимых мелкими и средними фирмами. Она предусматривает расширения госзакупок, прямое финансирование инноваций и косвенное регулирование путем страхование банковских кредитов на приобретение современного оборудования. Государство оплачивает консультационные услуги, которые оказывают мелким и средним фирмам научно-технические общества.
В 1990-1993 гг. Министерством
экономики сформулирована программа
«Евро-фитнес», призванная помочь малым
фирмам подготовиться к
Поддержка малого бизнеса в США
Содействие развитию
малого бизнеса в США входит в
компетенцию специальной
Президент США ежегодно делает доклад Конгрессу о положении малого бизнеса, на основании которого американские законодатели разрабатывают разнообразные программы помощи малым компаниям. Подобные программы составляют также различные правительственные ведомства (министерства торговли, сельского хозяйства и т.д.).
В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чем при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.
Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы. При общем снижении в 1987 г. ставок налога на прибыль максимальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для неинкорпорированного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28%.
Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий. В середине 1980-х гг. расходы на эти цели достигали 1% ежегодного бюджета Национального научного фонда (ННФ), что в 1985 г. составило 12 млн дол.
Разработанная ННФ программа предусматривала финансовую поддержку инноваций в малых фирмах (с числом занятых до 300 чел.), главным образом — субсидирование прикладных исследований. Реализация проекта предполагала три этапа.
На первом этапе отобранным
компаниям предоставлялись
Второй этап, наступавший через 6 месяцев, заключался в оценке результатов экспертами ННФ.
В случае признания предложений перспективными компания получала около 200 тыс. дол. на их реализацию в течение 1-2 лет. В соглашении оговаривалось, что не менее 2/3 расходов наразработку проектов должны нести сами малые фирмы.
Большое внимание поощрению
мелкого предпринимательства
Одной из первостепенных
задач администрация США и
Конгресс считают подключение малого
бизнеса к национальному
Не сразу осознали всю серьезность проблемы и федеральные власти. Так, в 1987 г. США израсходовали на содействие экспорту всего лишь 0,06 из каждого доллара валового национального продукта, что составило 0,29 из каждого доллара суммарных расходов федерального бюджета и 1,2 дол. на душу населения, тогда как Канада истратила на те же цели в 25 раз больше. Неудивительно поэтому, что в 1987 г. дефицит торгового баланса США достиг 189 млн дол.; из 3,9 млн предприятий экспортом занимались не более 10 тыс.
Информация о работе Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике